"Роль концертмейстера в формировании учебной мотивации у обучающихся ДШИ от сопровождения к творческому самовыражению"


Автор: Евтеева Валентина Васильевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

"Роль концертмейстера в формировании учебной мотивации у обучающихся ДШИ от сопровождения к творческому самовыражению"

Краткое описание работы: О помощи и роли педагога-концертмейстера,сопровождающего учебно-воспитательный процесс.

Семь лет - идеальный возраст для систематических занятий с ребенком живой музыкой, так как к этому времени он уже считается достаточно зрелым, чтобы посещать разные музыкальные мероприятия и получать от этого удовольствие. Есть масса возможностей, чтобы посещать вместе с детьми концерты, на которых можно познакомиться с музыкой разных жанров.

Многие родители, отправляясь со своими детьми на такие концерты, сами в первый раз получают возможность познакомиться с серьезной музыкой. Такие концерты представляют прекрасную возможность войти в мир музыки. Атмосфера и манера проведения многих концертов за последние несколько лет существенно изменились - они стали простыми, доступными и в то же время информативными и занимательными.

В младшем школьном периоде все большую роль для развития ребенка приобретает его коммуникационное взаимодействие с ровесниками. Во время общения детей с одногодками не только более эффективно осуществляется когнитивно-предметная деятельность, но и вырабатываются стержневые навыки межличностного взаимодействия и морально - нравственного поведения.

Именно от качественности общения с ровесниками зависит направленность развития. Следовательно, межличностное взаимодействие в коллективе считается одним из важных факторов, развивающих личность и вырабатывающих адекватную самооценку.

Так как самооценка закладывается в раннем детском возрасте, а продолжает формироваться в школьном, она в этом периоде хорошо поддается воздействию и коррекции. 

В ходе учебно-воспитательного процесса у детей понемногу повышается критичность, притязательность и требовательность к себе. В этом ему помогает и педагог-концертмейстер, который сопровождает учебно-воспитательный процесс ребенка в ДШИ на протяжении всех лет обучения. Его влияние на становление личностных и профессиональных качеств значимо и незаменимо никакими техническими средствами.

Необходимо отметить, что сам термин " концертмейстер" - мастер концерта - определяет весь функционал деятельности педагога. К нему относится личностный фактор, как мотивационно-потребностная составляющая, которая отвечает за познавательную деятельность и мотивацию достижения успеха.

Совместная продуктивная деятельность концертного исполнения позволяет определить вектор творческого конструктивного самоопределения учащихся.

Такой творческий процесс обладает определенной мотивационной спецификой. Особенности потребности и мотивации концертной деятельности формируют собственные переживания у исполнителей. Их называют "оптимальное творческое состояние" (Г. Цыпин), "пиковое состояние" (А. Маслоу),  "состояние сверхсознания" (К. Станиславский).

Без усилий и контроля личность состояться не может. В процессе репетиций, занятий преодолеваются технические трудности. На этом этапе помощь концертмейстера особенно значима, так как он показывает результат, которого необходимо достичь. Наградой за труд становится удовлетворение процессом деятельности, который открывает новые возможности для профессионального и личностного роста учащихся.

При таком состоянии задействованы все психические процессы. Творческое переживание протекает динамично и насыщенно, оно  становится

"эйфорической мотивацией".

 Эйфорическая мотивация совместного исполнения концертмейстера и учащегося развивает творческие качества детей. К ним относятся: эмоциональная вовлеченность в процесс, успешность выбора стратегии в ситуации риска, быстрота адаптации, план действия в достижении цели и формирования адекватной самооценки.

Концертмейстер-педагог обеспечивает для обучающихся не только психологический комфорт и профессиональный ориентир, но и способствует закреплению навыков процессуального и личностного аспектов в творческом процессе.

Процессуальный аспект предполагает прохождение следующих этапов подготовки - разбор, анализ произведения, его "созревания" как времени проб и ошибок, вдохновения от совместного решения творческих задач и реализации их в концертном исполнении. Достижения процессуального аспекта закрепляются в личностном преобразовании учащегося: его знаниях и умениях, способностей и мотивов, воображении и интуиции.

Влияние концертмейстера как значимого референтного педагога способствует совместному поиску траектории развития, формированию культурных эталонов и лидерских функций обучающихся.

Таким образом, занятия творческой деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях обучения в ДШИ решает актуальные проблемы психопедагогики: формирует партнерские отношения и произвольность общения, способствует развитию интеллектуального и творческого воображения и самореализации.