В Мире Звуков


Автор: Шимолин Евгений Фёдорович

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Беседа

В Мире Звуков

Краткое описание работы: Информационно - познавательная программа о возможностях музыкальных инструментов.

 1.Введение.

2. Что такое музыкальный звук?

3. Высота звука.

4. Тембр.

5. Музыкальные инструменты.

6. Гитара.

7. Синтезатор.

 

Аудио и видеозаписи, используемые для проведения программы:

 

1. Франсис Гойя «Цыганочка».

2. «АССЕРТ» концерт в Японии.

3. «PINK FLOYD» В Помпеях.

4. Жан Мишель Жарр «Эксперимент».

5. В. Зинчук. «Папирус».

НАГЛЯДНЫН ПОСОБИЯ.

 

1. Акустическая гитара.

2. Электрогитара – соло.

3. Электрогитара – бас.

4. Электро – музыкальный инструмент «Электроника».

5. Синтезатор « YAMAHA».         

6. Микрофон динамический «МД-65».

7. Микрофон электретный «МК-100».     

8. Головка динамическая ГДШ-10.

9. Головка динамическая ГД-5.

10. Паспорта электронной аппаратуры.

                                                                                                                                                                                           

            В наше время любить музыку стало слишком легко. Музыка всегда рядом, достаточно включить радио, телевизор, магнитофон. Кто-то даже утверждает, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Да это так, но при условии, что дома есть высококачественная аппаратура, которая выдаёт отличный звук. Радиотехника открыла нам новые пути к музыкальному искусству, позволила слушать музыку хоть каждый день. Но вот что кажется странным, теперь мы всё чаще говорим об аппаратах, которые воспроизводят записанный звук, чем об инструментах, которые в руках человека этот звук создают.

            Мы лучше знаем достоинства магнитофонов, чем достоинства музыкальных инструментов. Мы даже не всегда отличим один инструмент от другого. Исполнение музыки отдалилось от слушателя во времени и пространстве. А на расстоянии не мудрено спутать флейту с кларнетом или гобой с английским рожком.

            Я предлагаю вам хоть ненадолго преодолеть это расстояние. Сегодня мы с вами поговорим о звуке, о его свойствах, и познакомимся с музыкальными инструментами, с самыми  распространёнными.

Инструмент первый, самый старый – это гитара. И инструмент второй, самый современный – это синтезатор.                                                                                                  

          Какими бы не были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они придумывались и делелись для одного и того же – чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки. Вообще-то мир полон звуков и без музыки. Шумит улица, шумит природа ветром в листве деревьев, дождём в траве и т.д. Человек так привык к шуму, что полная тишина для него – не лёгкое испытание.

         С утра до вечера, объятые шумом, мы всё же в любое мгновение можем выделить из этого шума музыкальный звук. Мы можем и не видеть инструмента. Звук для нашего уха – это всего лишь колебания воздуха. Значит в этих колебаниях содержится всё, что отделяет музыкальный звук от шума.    

       Нажав крайнюю левую клавишу рояля, мы услышим очень низкий звук,  крайнюю правую – очень высокий. Это свойство звука называется – высота. Не имея возможности пощупать звук, мы чувствуем толстый он или тонкий. Нам трудно представить себе звук контрабаса тонким, а звук свирели толстым. Не видя звуков, мы можем назвать их светлыми или тёмными. У контрабаса они тёмные, у свирели светлые. Всё это связано с высотой: чем выше звук, тем он тоньше и светлее.  В науке звуки определяют  более точными определениями. Речь идёт о частоте колебаний воздуха. Чем больше число колебаний воздуха, тем выше звук. Высота звука или диапазон, измеряется в герцах. Наше ухо воспринимает не все частоты музыки. Например звук частотой в 15 колебаний наше ухо просто не услышит. Это очень низкий звук и вредный для здоровья человека. 16 колебаний мы ещё воспринимаем, как звук, а 15 уже нет. Тоже самое и с высокими звуками  Колебания выше 20 000 герц наше ухо воспринимать уже не может. Звук выше 20 000 – это уже ультразвук, тоже вреден нашему здоровью.                                                                                                                        

            Итак мы выяснили, что человеческое ухо воспринимает колебания или частоты звука в диапазоне от 15 колебаний или герц, до 20 000. На этих частотах и построена вся музыкальная  палитра звука не только музыкальных инструментов, но и музыкальной аппаратуры. Любой современный любитель музыки знает, что для прослушивания музыкального произведения необходима аппаратура с широким диапазоном частот. Давайте заглянем в частотные характеристики аппаратуры. У всех она разная. И чем шире диапазон воспроизводимых частот, тем эта аппаратура и лучше. Это относится и к микрофонам, колонкам, динамикам, проигрывателям, магнитофонам, усилителям и т.д.

            Итак мы выяснили как создаётся звук. Какие бывают звуки. Какая бывает частота звука. Как правильно определить качество звуковоспроизводящих  устройств. На данный момент мы будем рассматривать в качестве примера два музыкальных инструмента. Самый древний и самый современный.

            Когда появилась на свет гитара не помнит никто. Известно только уже в XIII веке она была широко известна в Испании. Поэтому правильнее будет сказать так: 700 лет назад, когда не было ни скрипки, ни виолончели, ни фортепьяно – гитара уже была. К началу IXX века появилась шестиструнная гитара – классический вариант. Специально для гитары стали писать музыку крупные композиторы того времени. Мало кто знает, что композитор и скрипач Николо Паганини прекрасно владел гитарой, даже лучше чем скрипкой. Если б он вообще не играл на скрипке, то прославился бы как гитарист.

В России гитара имела своих выдающихся исполнителей; Михаила Высотского, Марка Соколовского. На сегодняшний день лидерами являются Виктор Зинчук, Владимир Кузьмин, Александр Ситковецкий.

Дойдя до наших дней, гитару усовершенствовали. Из акустической сделали электрическую гитару. Музыканты  стали создавать свои коллективы (ансамбли, группы). И в каждой группе мы видим две или три электрогитары. Каждый гитарист выполняет свою функцию ( проигрывает свою отдельную партию). Здесь можно увидеть соло – гитару, исполняющую сольные партии, бас – гитару, создающую музыкальный фундамент и ритм – гитару, подчёркивающую темп. Если разделить по музыкальным частотам, то бас – гитару мы отнесём  к  низким частотам, ритм – гитару к средним частотам и соло – гитару к высоким частотам.

---Просмотр  видеозаписи группы « АССЕРТ»-

Демонстрация электро и акустических гитар, и  их возможности

 

       При создании эстрадной музыки используются, кроме гитар, инструменты не только электронные, но и акустические. Перкуссия и т.д.

Ритмический рисунок и музыкальный темп создаёт барабан. Добавляются и другие инструменты по желанию музыкантов, такие как, саксофон, труба и т.д. А вот эстонская группа «Ин Спе» исполнили концерт, где главную партию исполняет совсем не музыкальный инструмент, а пишущая машинка. Всё зависит от фантазии музыуантов.

                                                                                                                                            -Прослушивание аудиозаписи группы « Ин Спе»-

Экспериментируя со звуком, музыканты кроме традиционного звучания находят новые звучания. Первые экспериментаторы  со звуком и электронными звучаниями стали музыканты из Англии – это группа « Pink Flоyd».

                                                                                                                                                 -Просмотр видеозаписи « В Помпеях».-

Создавались всё новые звучания. Звуки налаживались один на другой. Получался новый «неземной звук». Так появились синтезаторы. Синтез – это соединение, совмещение, составление. Следовательно, синтезатор это соединитель, совместитель. При помощи синтезатора можно добиться практически любого звучания. 

-Демонстрация возможностей синтезаторов-

 

Теперь каждый желающий, затратив небольшие денежные средства, может оборудовать у себя дома звуковую мини-студию, и получать с её помощью  аудиопродукцию вполне профессионального качества. Речь идёт, конечно,  об аудиостудии, использующей компьютерную обработку звука. Обработка звука на компьютере имеет огромные преимущества перед традиционной, использующей аналоговые инструменты. В компьютерной музыкальной студии функции аналоговой аппаратуры выполняет программное обеспеспечение. Для продуктивной работы нужно иметь MIDI-секвенсор, программу для стереозаписи и программу для редактирования аудиофайлов. XXI век – век новых технологий в мире музыки. И можно смело сказать, что какая бы ни была современная электроника, без «живых» музыкальных инструментов не обойтись.