"Некоторые особенности глушения открытых струн на начальном этапе обучения"


Автор: Бакланов Александр Вячеславович

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Некоторые особенности глушения открытых струн на начальном этапе обучения"

Краткое описание работы: Данная работа адресована начинающим педагогам- гитаристам, в которой рассмотрены основные приемы глушения открытых струн на классической гитаре, методика формирования данного навыка.

МАУ ДО «Володарская детская школа искусств»

Детская музыкальная школа р.п. Ильиногорск

 Методическая разработка

 Тема: «Некоторые особенности глушения открытых струн на начальном этапе обучения»

 Автор, составитель:            Бакланов Александр Вячеславович

                                                 Преподаватель гитары ДМШ р. п. Ильиногорск

                                                 МАУ ДО «Володарская детская школа искусств»

 Р.п. Ильиногорск

2020 год.

 План

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4.  Список используемой литературы

Введение

    Данная методическая разработка адресована начинающим преподавателям гитары детских музыкальных школ и школ искусств.

         Проблема качественного, чистого звука для юных гитаристов всегда была на первом месте. На это влияет очень много разных параметров: правильная посадка и постановка рук, грамотное  использованием основных приёмов звукоизвлечения, и конечно, не последнее место в этом занимает техника глушения открытых струн. Существует несколько вариантов глушения, и я хотел бы поделиться этим из личного опыта.

Основная часть

     На начальном этапе обучения во время первого знакомства ученика с приемами глушения струн можно сравнить гитару  с фортепиано. Так же, как и на гитаре, у фортепиано есть натянутые струны. Мы нажимаем клавишу фортепиано, в этот момент демпфер открывает струну, молоточек бьет по струне. Затем, отпускаем клавишу  - демпфер прикрывает струну. На гитаре нам необходимо сделать удар по струне и затем прикрыть  струну, если она открыта, т.о. роль демпфера в данном случае выполняет палец гитариста. Очень важно донести до сознания ученика необходимость прикрывать открытые струны, чтобы один звук не наползал на другой, главный критерий в этом случае – чистый звук без гармонических  диссонансов.

      Работать с учеником над глушением открытых струн необходимо с первых шагов, с младших классов. Удобнее формировать навык глушения с басовых струн. Как правило, на начальном этапе игры на инструменте мы начинаем обучение с открытых  басовых струн: «ми», «ля» и «ре», причем многие опытные преподаватели рекомендуют играть приемом апояндо. Чтобы было понятнее, как глушить струны, я в данной работе использую музыкальные примеры. Сразу договоримся об условных обозначениях, момент глушения струны мы обозначим крестиком:

Рассмотрим упражнение для пальца «р» на басовых струнах. Во время игры слушаем, чтобы один бас не наползал на другой.

        Бас  «ре» играем на тирандо,  бас «ля» на апояндо, и бас «ми» в третьем такте также на апояндо. Бас «ми» в конце третьего такта мы глушим суставом большого пальца (я отметил этот момент крестиком), также и бас «ля» в конце первой вольты.

        Итак, первый вариант глушения открытой басовой струны – глушение суставом большого пальца. После того, как палец сыграл по басовой струне, остановился на нижней соседней, мы его просто немного сгибаем в первом суставе и глушим звучащую струну.

       Аналогично закрепляем навык глушения на следующих примерах:

Усложняем музыкальный материал, учимся глушить бас, играя  по -порядку верхние струны.  Играем бас приемом « апояндо».

В своем классе с первых шагов я  применяю  так называемый прием «ПУП» - расшифровывается как «Предварительная Установка Пальцев». Рассмотрим первые два такта пьесы,  в которых мы одновременно на первую долю устанавливаем два пальца правой руки: на бас «ми» большой палец, и на первую струну «Ми» - средний палец. Обращаю внимание, что, несмотря на то, что на сильную долю у нас в верхнем голосе четвертная пауза, палец «m» мы готовим на струну заранее, на сильную долю. Итак, ставим два пальца, а играем только одним большим. Доводим этот момент  до автоматизма (ставим два пальца одновременно, а играем одним большим).

  На рисунке стрелочкой я показываю, что палец «m» необходимо приготовить на сильную долю.

    Мы сыграли первый такт и нам необходимо прикрыть бас «Ми», чтобы он не наползал на бас «ля». Мы сгибаем большой палец, глушим бас «Ми» и одновременно заранее устанавливаем средний палец «m» на первую струну в стартовую позицию (используем правило «ПУП»). На начальном этапе обучения ученику не всегда сразу удается выполнить этот прием. Поэтому мы отрабатываем его отдельно и доводим до автоматизма, т.е. одновременно сгибаем большой палец и устанавливаем средний палец на верхнюю первую струну.

Аналогично играем следующую пьесу, играем бас - апояндо.

 Продолжаем развивать большой палец:

  Здесь важно обратить внимание на то, когда глушить бас «ми». Как правило, мы должны прикрыть его максимально близко к началу следующего такта, но отрабатывать движения легче, когда мы прикрываем бас на терции «до-ми» в верхнем голосе, т.о. звучит как-бы половинчатый бас. Затем, по мере формирования навыка, можно сгибать большой палец уже ближе к началу следующего такта, на ноте «соль диез».

Теперь рассмотрим пьески, где мы глушим  басы, комбинируя прием «апояндо» и «тирандо».

В данном примере весь этюд мы можем играть приёмом тирандо, за исключением выделенного такта, где бас «ля» мы глушим, накрывая его басом «ми» на апояндо. А как же прикрывать остальные басы, играя их на тирандо?  Просто касанием первой фаланги большого пальца, одновременно играя следующий бас.

Т.е.  мы глушим бас  «ми», одновременно устанавливая большой палец в стартовую позицию на следующий бас «ля».

Итак, второй способ глушения струн – касание.

Еще один этюд, который можно поиграть приёмом тирандо, для того, чтобы закрепить навык глушения баса.

Играем все басы на тирандо за исключением выделенного места, где бас «ми» играем на апояндо, накрывая бас»ля».

Еще один пример глушения баса на тирандо, где мы используем касание:

Здесь мы должны прикрывать открытый бас на восьмую паузу.

Здесь мы ставим большой палец на звучащую басовую струну и одновременно готовим палец на верхнюю струну. Отрабатываем прием глушения отдельно: т.е. ставим два пальца (p,i)  на пятую и вторую струны одновременно, а играем только вторую струну пальцем «i», отрабатываем это до автоматизма, затем  переходим на бас  «ми», и т.д.

Вышеизложенные примеры очень хорошо подходят для басов «Ми» и «Ля», но у нас ещё есть и бас «ре», который занимает как бы пограничное положение между басовыми и верхними струнами. Очень часто неприемлемо играть бас «ре» на апояндо, и возникает вопрос, а как же глушить бас «ре»?

Рассмотрим несколько примеров:

В этой пьесе рассмотрим два последних такта, где необходимо прикрыть бас «ре»:

 Здесь можно применить несколько  вариантов, первый из них: играем бас «Ре» без опоры (тирандо) и глушим касанием в момент, когда играем ноту «Фа» на третью долю такта, либо чуть позже на ноту «Ми» (первая доля следующего такта). Второй способ - прикрыть бас «ре» касанием левой руки.

Как это сделать? В момент, когда мы играем открытую струну «ми», мы слегка задеваем четвертую струну «ре» третьим пальцем левой руки. Итак , ещё один способ глушения открытых струн – прием касание левой рукой.

Для юного музыканта в начале обучения этот прием дается очень нелегко, т.к. очень трудно сконцентрировать внимание одновременно на двух действиях – игра открытых струн правой рукой и касание левой. У себя в классе для формирования данного способа глушения  я использую такой прием, как  «фальшнота».

  Рассмотрим ещё один пример, где также необходимо приглушить  4 –ую открытую струну касанием левой руки, чтобы она не наползала на бас «ми»:

Отработаем момент касания с помощью «фальшноты».  После того, как ученик сыграл первый такт, я прошу его поставить третий палец левой руки на ноту «фа» 4 –ой струны – это и будет наша «фальшнота», которую мы не играем.  

      Отрабатываем этот прием несколько раз: играем одновременно открытую струну «ми», струну «си» и одновременно ставим третий палец левой руки на фальшноту «фа». Когда это начнет получаться, мы соединяем два кусочка: терцию « фа –ре» на басу «ре», и начало второго такта – бас «ми» с нотой «си», одновременно закрывая третий лад четвертой струны. Когда  прием «фальшнота» начнет получаться, мы просто отпускаем эту ноту; не прикрываем её полностью, а слегка задеваем в этом месте.

       Как правило, больше внимания уделяется глушению басовых струн, а глушению открытых верхних – меньше. Но, все-таки при переходе с верхней открытой струны на нижнюю следует этому уделять больше внимания, т.к. это влияет на чистую игру.  Рассмотрим пьески с мелодиями, построенных  на основе гаммообразных пассажей.

Рассмотрим 1 -ые два такта:

Здесь нам необходимо прикрыть отрытую струну «ми», звук которой наползает на сильную долю следующего такта. Используем прием предварительной установки пальцев (ПУП).  Перед тем, как сыграть бас «ми», нам нужно приготовить  палец «p» на 6-ую открытую струну, палец «i» на 2-ую открытую струну и палец «m» на открытую 1-ую струну. Т.о получается, что мы ставим три пальца, а играем только бас -  большим, и одновременно глушим первую струну «Ми». Отрабатываем это  несколько раз, т.е. ставим три пальца одновременно, а играем только большим,  доводим это до автоматизма. После того, как этот прием мы закрепили, переходим ко второму такту и отрабатываем глушение второй струны «си», затем к 3-му, 4 –му и т.д. 

Рассмотрим следующий пример:

Здесь нам необходимо обратить внимание на то, чтобы открытая струна «ми» не наползала на ноту «ре», т.к. это вызывает не очень приятный диссонанс большой секунды «ми-ре».

 Как можно это сделать? Двумя способами.

1-ый – прикрыть первую струну пальцем « m» правой руки, одновременно делая удар по 2-струне, извлекая ноту «ре», т.е. мы ставим два пальца на струны одновременно «m», «i», а играем только пальцем «i», доводим это движение до автоматизма, т.е. ставим два пальца  – играем одним.

Второй способ – прикрываем первую струну касанием первой фаланги подушечки пальца левой руки за счет угла наклона кисти, одновременно накрывая ноту «ре» на III ладу второй струны. Чтобы хорошо отработать этот способ, мы можем использовать упражнение «Лесенка –ступенька из сборника И. Фидельман «Обучение с увлечением».

    В этом упражнении обращаем внимание на то, чтобы  во время перехода с одной струны на другую при движении вверх первая фаланга пальцев левой руки одновременно слегка касалась  предыдущей открытой струны.

Рассмотрим ещё один пример, где необходимо заглушить третью открытую струну «соль». Делаем это с помощью правой руки.

Возьмем  4 –ый такт пьесы, где необходимо прикрыть третью струну «соль», чтобы она не наползала на октаву «До-до».

Здесь  мы, как и в ранее описанных примерах, глушим третью струну пальцем «i» правой руки, одновременно играя октаву «До-до», т.е. ставим три пальца на струны (p, i,m), а играем двумя (p, m) -доводим это до автоматизма, затем отрабатываем сам переход с «соль-ре» на «до-до»

Ну что-ж, после того, как мы рассмотрели примеры возможных вариантов глушения струн, можно перейти  к более сложным пьесам.

 

Здесь я выделил места, где необходимо послушать короткий бас, который мы играем на тирандо, а затем прикрываем их на апояндо следующим басом.

Отдельно рассмотрим такт, где нам необходимо прикрыть аккорды.

Здесь нам нужно избавиться от наползания звуков аккордов Аm на E, т.к. вызывает сильный гармонический диссонанс. Когда мы отыграли первый аккорд  Аm с басом «Ми»на тирандо, мы накрываем одновременно 5, 3,2 и 1 –ую струны пальцами правой руки, а играем только первую струну «ми» пальцем «а», затем идём к следующему переходу (аккорды E, Аm)  и т.д. Делаем это сначала в медленном темпе, затем постепенно темп увеличиваем.

В последней строчке этюда много работы по глушению лишних звуков:

Здесь мы выбираем варианты глушения из ранее описанных примеров. Бас «ре» мы можем прикрыть касанием левой руки, басы «ми» на тирандо прикрывать на восьмые паузы, одновременно играя верхние звуки. Необходимо обратить внимание, чтобы бас «ля» не наползал на аккорд соль диез – си –ми.

    В первой части русской народной  песни « Я на камушке сижу» обр. Иванова-Крамского очень хорошо сравнивать варианты  игры с глушением открытых струн и без глушения.

 

Опишу, как прикрывать открытые струны в данном примере по тактам:

В первом такте необходимо избавиться от гармонического наслоения ми –минора на интервал бас «ля» -нота ля.

После того, как мы сыграли на тирандо первый бас «ми» с аккордом, нам необходимо прикрыть все открытые струны правой рукой, и одновременно перейти четвертым пальцем левой руки с ноты си на ноту ля. При этом большой палец правой   должен занять стартовую позицию на пятой струне. Момент глушения мы должны обязательно отработать отдельно, только после этого играем бас «ля» с кусочком гаммы «ля-соль-фа диез» .

 

В начале второго такта играем бас «ми» на апояндо, глушим при этом предыдущий бас «ля». Аналогично первому такту избавляемся от гармонической грязи при переходе с аккорда ми-минор на интервал «Ля-ля», бас «ля» при этом играем на тирандо.   В третьем такте также глушим открытые струны аккорда ми-минор и одновременно готовимся сыграть интервал «си- ре».

Чтобы лучше усвоить навык глушения, используем специальные упражнения для правой руки:

   Ставим пальцы на открытые струны – каждый палец на свою струну: палец «p»  на 6-ую басовую, палец i - на третью, палец «m» - на вторую, палец «а» на первую. Сначала играем одновременно четыре струны. Затем играем только  шестую и первую,  остальные пальцы при этом удерживая на третьей и второй, затем играем шестую и вторую, удерживая третью и первую, и т.д. Варианты могут быть разные, но важно обратить внимание, чтобы все пальцы после звучания интервалов  обязательно  отрывались от струн.  Упражнения играем регулярно.

Заключение

           В данной методической разработке я поделился своим опытом формирования навыка глушения открытых струн на классической гитаре.

          Каждый ученик класса на начальном этапе  обучения должен научиться использовать различные варианты глушения открытых струн на инструменте и делать это правильно.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы:

 

1. И.Фидельман  Рабочая тетрадь юного гитариста «Обучение с увлечением», ч.1,ч.2,ч.3.

 

2.  С.Н. Матохин  Методические рекомендации «Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре» (Электронный ресурс) http://gitarist.ucoz.com/publ/

 

3.  Иванов В.И. «Способы извлечения звука на гитаре. Приемы игры tirando и apoyando» (Электронный ресурс)  http://gitarist.ucoz.com/publ/