Программа "Синтез"


Автор: Труняева Елена Фёдоровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Программа "Синтез"

Краткое описание работы: Синтез - это слияние трех основных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства. В программу для детей 5-го года жизни вошли музыкальные произведения разных эпох и стилей. Музыкальный репертуар представлен в семи разделах по темам: • Природа в музыке • Мой день • Русские народные образы • Сказка в музыке • Я учу ноты, • Музыка бывает разной • Играем в оркестре В программе детей шести лет два раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и « Опера и балет»

«Я желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка моя распространялась,
Чтобы увеличилось число людей,
Любящих её, находящих в ней
Утешение и опору»
П.И Чайковский


Издавна музыка признавалась важным средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствует о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие.*
• Формируется эмоциональная сфера;
• Совершенствуется мышление;
• Ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыкальный образ абстрактный, динамичный, развернутый во времени, сложен для ребенка дошкольника с его наглядно-образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её сложных образов.
Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступное для него изобразительное искусство и художественную литературу.
Визуальные образы в силу своей наглядности, живое слово-поэзия, проза, благодаря относительной контрастности и точности, могут помочь ребенку в «дошивровке» музыкального художественного образа.
Д.Б. Кабалевский считал необходимым показать ребенку не только внешне-сюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, научить его видеть музыку и «слышать живопись». Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез - музыки, живописи и литературы ребенка. Синтез, интеграция, творчество. Слова загадочные, глубинные, многообещающие. В Педагогических текстах они звучат магически, культово. Не удивительно, что в слово синтез многие вкладывают различные смысловые значения.
Synthesis- это и соединение, и сочетание, и составление. Для большинства из нас потребность в синтезе - это преодоление разобщенности знаний и чувств, стремление к воссозданию целостности восприятия мира, обращение к глубинным истокам человеческого бытия. Синтез дал возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообращения, усиления образной выразительности.
Синтез - это слияние трех основных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства.
Если же говорить о становлении музыкальной культуры, о начальных этапах формирования её у ребёнка - дошкольника, то этот процесс реально может состояться на основе синтеза. Это связано со спецификой музыкального художественного образа с одной стороны, и психологическими особенностями ребёнка дошкольника 一 с другой. Знакомство с программой «Синтез» для большинства детей - это первое прикосновение к высокой музыкальной классике, первые восторги и любимые произведения. Помочь привить любовь к классической музыке 一 призвана программа «Синтез». В программе «Синтез» представлены выдающиеся произведения русских и зарубежных композиторов от А. Вивальди до С. Прокофьева, входящие в золотой фонд мировой, музыкальной культуры. В процессе обучения программы «Синтез» решаются самые разнообразные задачи, связанные с формированием духовной культуры.


Задачи:
• Ценить красоту в жизни и искусстве
• Способствовать общему интеллектуальному и эмоциональному развитию
• Воспитывать у детей музыкально-художественный вкус
• Стимулировать творческие проявления
• Способствовать проявлению гуманно - личностного отношения друг к другу
• Доставить детям удовольствие от встречи с музыкой


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа рассчитана на три года обучения.
1 год обучения 一 средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет)
2 год обучения - старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет)
3 год обучения - подготовительная группа ( дети в возрасте от 6 до 7 лет)
Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний и умений.
В программу для детей 5-го года жизни вошли музыкальные произведения разных эпох и стилей. Музыкальный репертуар представлен в семи разделах по темам:
• Природа в музыке
• Мой день
• Русские народные образы
• Сказка в музыке
• Я учу ноты,
• Музыка бывает разной
• Играем в оркестре
В программе детей шести лет два раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и « Опера и балет»
В программе седьмого года жизни представлены произведения русских и зарубежных композиторов.
Содержание программы разбила по месяцам (тематический перспективный план)
Программа «Синтез» полностью методически обеспечена. В пакет материалов входят: «Программа» с методическими рекомендациями и подробными конспектами всех занятий. «Хрестоматия», аудиокассеты, диски, художественная литература.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ:
Занятия с детьми проводятся один раз в неделю, в вечернее время. Количество детей: 8-10 человек Продолжительность занятий: 25-30 минут

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
НАГЛЯДНЫЙ
СЛОВЕСНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ
• МАТЕРИАЛ:
ДИСКИ С БАЛЕТАМИ
«Спящая красавица»
«Щелкунчик»
«Золушка»

• мультимедийные презентаци
• аудиозаписи
• видеоролики


ИТОГИ РАБОТЫ КРУЖКА:
Ноябрь-декабрь 2016 года 一 открытое занятие
Апрель 2017 года 一 родительское собрание


СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Диагностика освоения программы кружка «Музыкальные шедевры»
Первичная (октябрь-ноябрь 2016 года)
Промежуточная( январь 2017 года)
Итоговая апрель 2017 года

Показатели и критерии оценки развития детей к завершению курса обучения.
Умения и навыки:
Дети готовы к диалогу о музыке
Умение слушать и слышать музыку
Самостоятельно сравнивать музыкальные произведения
Умение обобщать имеющиеся у детей представления о музыке композиторов – классиков.