Подвижные игры и забавы казаков


Автор: Мороз Ирина Вячеславовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Подвижные игры и забавы казаков

Краткое описание работы: Картотека подвижных игр и забав казаков для старшего дошкольного возраста

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

НАГАЙКА И КНУТ
1) нагайкой на скорости крутиться «волчком» (вертикальное вращение вокруг своей оси) и сбивать 3-4 стоящих или подброшенных клубка (шерстяные клубки);
2) с кнутом – почти тоже самое, но труднее с выбором дистанции;
3) проход под нагайкой («карусель» с нагайкой) –
- один казачонок стоит с нагайкой и вращает её по-восьмёрке, остальные должны выбрать момент и пройти как можно ближе к нему, не задев нагайки; поначалу скорость вращения небольшая,
усложнение достигается – увеличением скорости вращения, сменой направления вращения (когда диагонали вращения идут сверху вниз, пройти под нагайкой легче, когда снизу вверх – труднее) и наличием закладки в шлепке нагайки.


УВОРОТКИ
- у стены, плетня или на открытом месте несколько казачат обкидывают одного клубками в разных вариациях бросков, а тот должен уворачиваться. Иногда казачонка привязывали (за пояс) верёвкой к плетню так, чтобы свобода его движений ограничивалась шагом вправо и шагом влево.

НОЖИЧКИ
1) игра на деление земли – маленькими или перочинными ножами (одни дети);
2) метание ножей в землю вдаль до 5 метров (со взрослыми).
Метание в цель – для более взрослых (выводили принцип на ощущение пространства, сейчас же в основном останавливаются на ощущении ножа в руке).

САЛКИ
Игроки роют лунки для мячика так, чтобы они располагались в один ряд, и каждый запоминает свою. Один игрок становится за линию и бросает мяч. В чью лунку он попадет, тот становится в свою лунку и берет мяч, а остальные «бьют» его палками и приговаривают:
Ярка неярка, Баран не баранка.
Баран с печи упал и в лоханку попал.
После этих слов все разбегаются, а сам «баран» старается попасть в кого-нибудь, мячом. Если не попадает, его опять «бьют» палками. Если попал, то игра начинается сначала.

ПУГОВИЧКИ
В игре участвуют от двух и более игроков. На расстоянии 4 м от них - небольшая ямка. У каждого игрока - по одной пуговице, бросив которую надо попасть в ямку. Тот, чья пуговица попала в ямку, начинает игру. Если не удалось попасть, то игру начинает тот, чья пуговица легла ближе к ямке. После этого забрасывают по очереди все пуговицы. Победителем считается тот, кто забросил в ямку последнюю пуговицу. Он забирает все пуговицы себе.

ИГРЫ СВЯЗАННЫЕ С БЫТОВЫМИ ТРАДИЦИЯМИ

КОРИДОР
В этой игре может быть много участников. Игроки становятся парами друг за другом. Последняя пара входит в «коридор» из рук и становится впереди стоящей пары. Точно также идет следующая пара.

ЛЕДНИК
Зимой в ведро клали сено и заливали водой. Затем выносили на мороз, чтобы «ледник» замерз. Потом е го извлекали из ведра и, положив широкой частью вниз, катались с горки.

ЛАПША
В землю заколачивают большой кол. На него накидывается петля двухметровой веревки. Возле кола, называемого «горшок» укладывают в кучу камешки - чем больше, тем лучше. Это и «лапша», которой хотят «полакомиться» играющие. Один из них водящий, он же - повар. Ухватив свободный конец веревки и натянув её, водящий бегает вокруг горшка, расхваливая свое кушанье. В руках у него палка. Каждый старается в удобный момент выхватить камень. Охраняя пищу, повар, бегает вокруг кола, угрожающе размахивая палкой и все время натягивая веревку, что позволяет играющим понемногу растаскивать лапшу. Каждый раз можно брать по одному камню. Осаленный палкой должен выложить в горшок что ему удалось унести. Игра заканчивается, когда растащу! лапшу. Выигрывает тот, у кого в руках больше камней.

РУЧЕЕК
Несколько человек разбивается на пары. Оставшийся без пары пробегает между стоящими в парах и выбирает любого из них. Теперь оставшийся без пары начинает выбирать себе пару с конца ручейка.

 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ И ЛОВОСТИ

ПУСТОЕ МЕСТО

Играющие встают в круг, выбирается водящий. Он бегает мимо игроков, одного кого-нибудь пятнает и продолжает бежать по кругу. Кого запятнали, бежит в противоположную сторону от водящего. Кто первый добежит до пустого места в круг, то занимает его, а другой становится водящим
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ

ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА
Играющие становятся в круг, руки за спиной. Ведущий - «заря» ходит сзади с лентой или веревочкой. Стоящие в кругу произносят слова: заря - зарница, ясная девица, возьми золотой жгут, гони птиц с огорода на луг.
После этого водящий кладет кому-то из играющих веревочку в руку, тот выбегает из круга и вдвоем с «зарей» разбегаются в разные стороны по кругу. Кто прибежал к свободному месту первый, тот занимает его. Кто не успел - становится зарей.

СЛЕПОЙ ПЕТУХ
Играющие становятся в круг и выбирают «слепого петуха» ему завязывают глаза и спрашивают:
Петух, петух, на чем стоишь?
На камнях,
Что продаешь?
Квас.
Лови мошек, а не нас!
После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают ладоши, привлекая к себе петуха. Слепой петух старается кого-нибудь поймать и угадать, кто это. Если петух поймал и угадал - пойманный становится слепым петухом, если нет - игра продолжается с прежним петухом.

КВАЧ
Считалкой или жребием выбирается «квач» - водящий-догонялка.
Все дети стоят в кругу, а в середине - квач. После слов «Квач, квач, дай калач!», все играющие разбегаются, а квач старается догнать и запятнать, при этом называется имя следующего квача.

ЗАЯЦ-МЕСЯЦ
Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают кличку: Заяц-месяц, где был?
В лесу.
Что делал?
Сено косил!
Куда клал?
Под колоду!
Кто украл?
Чур!
На кого приходится слово «чур», догоняет детей. Пойманные выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется один игрок. Он - ведущий, теперь он начинает перекличку

КУЛЮЧКИ
Играют несколько человек. Один человек становится к стене и «кулюкает» (приговаривает): «Раз, два, три, четыре, пять. Кто не схоронился, я не виноват, иду искать». После этих слов игрок поворачивается и ищет остальных. Увидит кого-нибудь, подходит к стене, стучит и говорит: «Стук, стук, стук за (называется имя в родительном падеже)» и т.д. Кого первого «застукает», тот и начинает кулюкать
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СМЕКАЛКИ, ХИТРОСТИ.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА.
В эту игру лучше играть втроем. Кто-нибудь из играющих произносит слова:
«Камень, ножницы, бумага - раз, два, три». По команде «три» все
выбрасывают пальцы, которыми изображают камень, ножницы, лист
бумаги, колодец, кастрюлю или огонь. «Ножницы» режут «бумагу», «огонь»
сжигает ее, «камень» падает в колодец и т. д. Выигрывает тот, кто остался цел.

МОЛЧАНКА
Перед началом игры все играющие произносят песню:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики. По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается всех рассмешить, но не должен дотрагиваться до игроков руками.

              ИГРЫ НА БЫСТРОТУ, ЛОВКОСТЬ, СИЛУ

МЕРЕЖА ИЛИ САДКИ
Выбирают двух игроков, остальные играющие садятся в кружок, сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на
коленях руки - мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в садок и незаметно кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена еще двух детей.
Первый рыбак садится на место, второй опускает рыбку в садок, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать. Мережа - сплетенный из ивовых прутьев конус для ловли рыбы.

ПЛАТОЧЕК
Дети встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. Тот, кому положили платочек, берет его в руку и бежит за водящим. Оба стараются занять свободное место в круге. Если водящий успевает занять свободное место, то опять водит.

ПОДСОЛНУХИ
Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один земледелец стоит в стороне и запоминает порядок построения.
По команде водящего - «Солнце» земледелец уходит.
«Солнце» меняет местами 2-3 игроков. К началу считалки земледелец появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время
«солнце» ходит по кругу - куда оно переходит, туда поворачиваются лицом играющие.
Считалка:
Солнце: - Солнце светит!
Все: - Дождь идёт!
Солнце: - Семечко.
Все: - Растёт! Растёт!
Солнце: - К солнцу тянется росток!
Все: - Тонкий, тонкий стебелёк!
Солнце: - Небосвод весь обегая.
Все : - Солнце светит не моргая!
Солнце: – Земледелец не зевай!
Все: – Перемены отгадай!

ИГОЛКА, НИТКА, УЗЕЛОК
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Дети друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

СНЕЖИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ
Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.
На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.
Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны
и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.
Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».
В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

ПЯТНАШКИ
Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит:
кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

ПЕТУШИНЫЙ БОЙ
На ровной площадке чертится большой круг. Два игрока входят в него и становятся друг перед другом на колени, у каждого сзади к поясу прикреплен платок или шарф — «хвост». Задача игроков — не поднимаясь с коленей, подойти к противнику сзади и зубами выхватить платок. Руками помогать себе нельзя.