Значение фольклора в воспитании и развитии детей дошкольного возраста


Автор: Моисеева Елена Алексеевна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Лекция для родителей

Значение фольклора в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Краткое описание работы: статья из опыта работы

Значение фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель : Моисеева Е.А.

В настоящее время необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Прерваны нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни.  Мы взрослые должны понимать, что ребенку с самого раннего детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес, увлечь детей яркими образами фольклора. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, воспитывать патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор — это слияние поэтического народного слова и движения; это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

Знакомство с традициями и обрядами русского народа

Восприятие народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство и разучивание  музыкальных игр и хороводов.

Знакомство с народными музыкальными инструментами. В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально - воспитательной работе я использую русские народные песни, игры, танцы. Работая с детьми над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Музыкальный фольклор - это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

 

 Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями. Уже который год в нашем детском саду появилась традиция, осенний праздник в    подготовительных группах проводить в виде ярмарки. Дети проживают проект «Русская ярмарка» совместно с воспитателем и музыкальным руководителем; знакомятся с народными традициями, ремеслами , жизнью и бытом русского народа их песнями, танцами, музыкальными инструментами   

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс, .где каждый ребенок может проявить себя в любой роли. Это практический этап освоения народной культуры.