Современные технологии в процессе обучения игре на фортепиано


Автор: Филаретова Галина Семеновна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Современные технологии в процессе обучения игре на фортепиано

Краткое описание работы: В работе описаны инновационные методы используемые в процессе обучения игре на фортепиано

XXI век – это время стремительного развития технологий. Сегодня невозможно представить обучение, работу и повседневную жизнь без компьютера и современных средств связи. Меняется и педагогика, в которой под влиянием прогресса появляются новые методики обучения. Для того, чтобы сделать урок занимательным, пробудить интерес и любовь к классической музыке, современному преподавателю необходимо овладеть новыми формами и методами обучения, уметь пользоваться современными техническими средствами. Информационные технологии и возможности глобальной сети Интернет оказывают огромную помощь в музыкальном обучении. Ученик становится не объектом, а активным субъектом обучения. Компьютер является ценным источником библиографических и энциклопедических сведений, дополнительного учебного материала (справочного, обучающего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего). В обучении игре на фортепиано можно выделить такие направления его применения:

- прослушивание и анализ музыкальных произведений;

- создание музыки;

-изучение истории и теории музыкальных произведений, которое одновременно подается в виде аудиозвучания, видеоизображения, текста;

- дистанционное обучение.

Включение современных компьютерных средств в учебный процесс стало наиболее популярным среди инновационных методов обучения. Неоспоримое преимущество использования технологий прежде всего в том, что удовлетворяются потребности современных учащихся, за счет которых повышается мотивация к обучению. Также современные информационные технологии побуждают педагога искать новые методы и способы обучения, способствуют профессиональному росту.

Самый доступный способ применения информационных технологий при обучении игре на фортепиано - использование мультимедийных средств. Преподаватели могут использовать в качестве примеров видео- и аудиозаписи исполнений фортепианных произведений. Показ видеоряда позволяет увидеть портреты композиторов разных эпох, услышать разные техники исполнения, прослушать концертные записи великих мастеров, узнать больше об эпохе создания композиции.

Применение на уроках компьютерных презентаций помогает преподавателю более ярко и образно преподнести изучаемый материал, способствует развитию воображения и творческого мышления учеников.

Компьютерные технологии имеют в своем арсенале массу обучающих программ, благодаря которым можно получить необходимый справочный материал, нотную литературу, методические пособия для педагогов.

Отдельное внимание стоит уделить современной тенденции к дистанционному обучению, в том числе игре на фортепиано. Развитие сети Интернет и средств коммуникации делают возможным такой вид образования, появляются педагоги и школы, предлагающие данный способ обучения. Однако до сих пор остается спорным вопрос об эффективности дистанционного образования. Вряд ли можно представить, что некий «виртуальный» инструмент сможет заменить «живой», все тонкости прикосновения к которому невозможно передать на расстоянии через дисплей и монитор компьютера. Результативность внедрения подобных инноваций обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Современный урок педагога не должен ограничиваться только обучением на инструменте. Применяя информационные технологии, преподаватель совершенствует свои методы и формы педагогической работы, при этом сохраняя и развивая индивидуальные способности учащихся. Использование инновационных методов при обучении игре на фортепиано способствует не только формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству, но также росту исполнительского мастерства и реализации творческого потенциала учащихся.

 

Список источников:

1.     Будкевич, И.А. Применение современных информационных технологий на уроках фортепиано [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/07/05/metodicheskaya-rabota-k-voprosuispolzovaniya-sovremennyh

2.     Евдокимова, Т. С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2013/05/30/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey

3.     Крылова, Т.М. Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html 

4.     Лифановский, Б.П. Интернет для музыканта / Б.П. Лифановский. М.: Классика XXI, 2006. – 213 c.

5.     Чернышева, Т.А. Дистанционная форма обучения в дополнительном профессиональном образовании музыканта-исполнителя [Электронный ресурс] / Вестник СПбГУК. 2017. №3 (32). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-forma-obucheniya-v-dopolnitelnom-professionalnom-obrazovanii-muzykanta-ispolnitelya