Программа дополнительного образования детей музыкально – театрального кружка «Занавес»


Автор: Никольская Елена Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Программа дополнительного образования детей музыкально – театрального кружка «Занавес»

Краткое описание работы: Программа дополнительного образования детей музыкально – театрального кружка «Занавес» возрастная группа 5-7 лет

 

СОДЕРЖАНИЕ:

                        Пояснительная записка………………………………………………….2

 

                        Актуальность программы……………………………………………….3                    

 

Цель программы…………………………………………………………4         

 

Задачи программы……………………………………………………….4                     

 

Основные направления программы…………………………………….5                    

 

Формы работы с детьми…………………………………………………6                     

 

Рекомендации по работе над ролью…………………………….………6                    

 

Правила драматизации…………………………………………………...6        

 

Интеграция образовательных областей………………………………….7                  

 

Здоровьесберегающие технологии           ………………………………………8

 

Планируемые результаты к концу года………………………………….8                  

 

Форма отчетности…………………………………………………..……..9                  

 

Оборудование………………………………………………………………9                 

 

Работа с родителями……………………………………………………….9                             

Учебно- тематическое планирование…………………………………...10                                                                

Календарно-перспективное планирование…………………………..….11                            

Литература………………………………………………………………...16                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Правильное детство» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры развивают речь ребенка, позволяют проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом  огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. С умственным развитием тесно связано и  совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

 

Актуальность программы:

В нашей повседневной жизни все чаще возникает проблема недостаточного развития представлений о духовных ценностях и нравственности социальной незрелости детей и подростков. Вступая в мир детства игры можно научить детей посредством театральной  деятельности  выразительной  речи, что является важнейшим условием современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. 

Театрализованная деятельность имеет активное влияние на развитие у ребенка эмоционально-волевой сферы. Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий, что помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщения его к духовным ценностям.

Цель программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  • Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
  • Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

 

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

Основные направления программы:

 

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

 

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

 

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

 

5.Работа над спектаклем. Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ  детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

 

Рекомендации по работе над ролью:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных   действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,   мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма;

 

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося вперсонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

 Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

 Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми  обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом  помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

 

Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.

Интеграция образовательных областей:

Базовая образовательная область – социализация.

 «Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями , что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

«Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

«Физическая культура» использование подвижных-сюжетных игр.

«Социализация» использование дидактических игр.

«Труд»  участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке  и после художественного творчества.

«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии.

«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

 

 

Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Планируемые результаты к концу года:

Старше-подготовительная группа:

  • объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
  • называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

 

 

Форма отчетности:

 Спектакль в конце года. Мониторинг.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелёграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы

Работа с родителями

  1. 1.      Сентябрь:

Консультация для родителей  «Театр- наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

 

  1. 2.      Март:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

  1. 3.   Декабрь - Февраль:

            Помощь детям при участии в конкурсах.

 

  1. Апрель- Май:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Помощь в организации похода в кукольный театр.

 

 

 

Учебно – тематическое планирование на  2019 - 2020 учебный год.

Тема

Всего часов

1

Мониторинг

1

2

Знакомство с театром

1

3

Кто работает в театре. «Закулисье»

1

4

Как вести себя в театре.

Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра)

1

5

Знакомство с варежковым театром

1

6

Мимика

1

7

Сила голоса

1

8

Знакомство с пальчиковым театром

1

9

Знакомство с плоскостным шагающим театром

1

10

Пантомима

1

11

Сила голоса и речевое дыхание

1

12

Знакомство с конусным театром

1

13

Мимика и жесты

1

14

Знакомство с теневым театром

1

15

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

1

16

Знакомство с куклами би-ба-бо

1

17

Слух и чувство ритма

1

18

Театральные игры

1

19

Знакомство с куклами-говорунчиками.

1

20

Знакомство со штоковым театром

1

21

Сценическая пластика

1

22

Расслабление мышц

1

23

Знакомство с театром из дерева, магнитным театром.

1

24

Театр- кукол оригами.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

1

25

Чувства, Эмоции

1

26

Знакомство с масочным театром

1

27

Театр на фланели

1

28

Инсценировка шуток-малюток

1

29

Культура и техника речи

1

30

Подготовка к инсценировке сказка «Красная шапочка на новый лад»

4

З1

Показ театрализованного представления

1

32

Экскурсия в кукольный театр

1

33

Мониторинг

1

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2019- 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

                                 Музыкальный руководитель: Никольская Е.Н.

Количество часов: всего: 33часа; в неделю: 1 час.

 

Неделя

Тема  занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

Мониторинг

2

1)Знакомство с театром

 

 

2)Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября»

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

 

 

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

3

Кто работает в театре. «Закулисье».

 

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

 

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

4

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

 

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

 

ОКТЯБРЬ

5

Знакомство с варежковым театром

Самостоятельная игровая деятельность

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

6

Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Развитие мимики; 

раскрепощение через игровую деятельность;

 

7

Сила голоса

 

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Развиваем силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

 

8

1)Знакомство с  пальчиковым театром

 

 

 

 

 

2)Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» в исполнении творческого объединения «Артист»

«Праздник со  Смешариками»

(игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку».

 

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.

 

НОЯБРЬ

9

Знакомство с плоскостным шагающим театром

 

Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

 

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

10

Пантомима

 

 

Артикуляционная  гимнастика; игра «Вьюга»;

 упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость

11

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

12

Знакомство с конусным настольным театром

 

Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

13

Мимика и жесты

 

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

 

ДЕКАБРЬ

14

Знакомство с теневым театром

 

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

 

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

15

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

 

Совместная деятельность детей и родителей.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

16

Знакомство с куклами

 би-ба-бо.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

17

Слух и чувство ритма.

 

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;
игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

Развитие слуха и чувства ритма у детей

 

ЯНВАРЬ

18

Театральные игры

 

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

19

Знакомство с куклами-говорунчиками

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

 

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД

20

Знакомство со штоковымтеатром

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

21

Сценическая пластика

 

Артикуляционная гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок»

Развиваем умение передавать через движения тела характер животных

 

ФЕВРАЛЬ

22

Расслабление мышц

 

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

 

23

Знакомство с  театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.

 

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

24

Театр кукол-оригами.

 

 

 

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».

 

Совместная деятельность детей и родителей

 

Ощутить себя «творцами» кукол

 

 

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

 

25

Чувства, эмоции

Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти;

Игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими

 

МАРТ

26

Знакомство с театром масок

 

Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк иСемеро козлят»

«Курочка Ряба»

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

27

Демонстрация театра на фланели.

 

 

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

28

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

29

Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас

АПРЕЛЬ

30

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

МАЙ

31

Театрализованное представление

 

Показ спектакля родителям.

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

32

Экскурсия в кукольный театр

 

 

 

 

 

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

 

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как  работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

33

Мониторинг

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

 

2.   И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

 

3.   И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

 

4.   Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

 

5.   О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

 

6.   А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

 

7.   Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

 

8.   И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

 

9.   Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

 

10.  А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

 

11.  Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

 

12.  Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

 

13.  Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.

 

14.   Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

 

15.  Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200

 

16.  А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

 

17.  Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа»

 

18.  Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

 

19.   Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.