Автор: Быкова Надежда Петровна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Н. Рерих Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен. У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредствен¬ные музыкальные навыки (как было показано в предыдущей главе), а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизатор¬ского исполнительства, навыки абстрактного изо¬бражения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной вы¬разительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.
Н. Рерих
Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен. У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки (как было показано в предыдущей главе), а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность
Творческую деятельность на уроках музыки я представляю себе в виде творческих заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление, воображение, наблюдательность, интуицию. Творчество предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений.
Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках. Может быть, они помогут кому-нибудь при подготовке к урокам. Желаю удачи!
1. В этой части собраны упражнения и творческие задания (известные и мало известные), направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной деятельности. Эти упражнения используются на любом удобном для педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, являясь, таим образом, универсальными,- и предлагаются здесь в порядке усложнения:
• Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки.
• Выражение своих мыслей и чувств звуками. Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.
• Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.
• Графическое, цветовое моделирование музыки.
• Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения. Например, слушая пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; «Прогулка» и т. д. (поле деятельности очень обширное).
• Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.
• Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.