Гусли звончатые


Автор: Комелькова Галина Алексеевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Гусли звончатые

Краткое описание работы: История создания стариннонго русского инструмента, его совершенствование, возобновление интереса к нему в современной России и открытие класса звончатых гуслей в БОУ ДО "ДШИ № 5" г.Омска

                   

                                                                                                                                     «Брал Садко гуселышки яровчаты;

                                                   Яровчаты гусельки, звончаты;

                                                               Струночку ко струночке      налаживал,

                                                    Стал он в гусельки поигрывать,

                                                     Играет-то Садке в Ново-городе,

                                                      А выигрыш ведет от Царя-града»

(Новгородские былины)

     Садко – былинный герой, который действительно жил в Новгороде и построил в 1167 году церковь. Не был он богатырем, как Илья Муромец или Добрыня Никитич, не совершал подвигов. И все-таки сложили о нем былину, потому что сила его была под стать богатырской; это была сила искусства. И в былине идет речь о том незабываемом впечатлении, которая производила на новгородцев музыка много веков назад.

     Так что же это за инструмент, которому народ приписывал волшебную силу?

     Гусли – инструмент струнный. Древний человек натянул струны (жилы) на доске или раме - так получился музыкальный инструмент.   У разных народов в разное время возникли похожие музыкальные инструменты и бытовали независимо друг от друга: арфа – появилась еще в Древнем Египте, лира – в Древней Греции,  цитра - в Германии и Австрии, а в Белоруссии и Молдавии – цимбалы.

     А первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Название их происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она и получила название «гусла». Значит, гусли – это гудящие струны.

     Искусство гусляров было синтетическое. Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и рассказчиком. Старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. В наше время это трудно себе представить.

 Как же совершенствовался этот старинный музыкальный инструмент, и в каком виде он дошел до наших дней?

     Музыкальные инструменты в средние века, с увеличением объема торговли между народами, стали перемещаться из страны в страну в ряду других предметов торговли. В результате этого взаимовлияния к концу ХIХ в России откристаллизовались три основные разновидности гуслей – звончатые, щипковые портативные и стационарные.

      Путь развития исполнительства на гуслях звончатых, так же как и на других русских народных инструментах, проходит через ушедший ХХ век.

      В 1914 году щипковые стационарные гусли подверглись усовершенствованиям Н. П. Фоминым - сподвижником В. В. Андреева. Их модификация, исходящая из потребностей народно-оркестрового музицирования, была осуществлена за счет введения особой демпферной механики, управляемой с помощью однооктавной клавиатуры фортепианного типа.  

      Также в начале XX столетия петербургские музыканты и конструкторы О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали звончатые гусли. Инструмент приобрел треугольную форму. Были созданы ансамблевые разновидности гуслей: пикколо, прима, альт и бас. Количество струн стало постоянным - 12-13, настраиваемых по ступеням диатонической гаммы.

      В настоящее время вариативность количества струн звончатых гуслей достигает — от 12 до 23.               

      Очень долгое время гусли оставались сугубо – фольклорным и ансамблевым инструментом. В 1960 – 1990е годы гусельное искусство стремительно развивается. Здесь можно выделить имена таких талантливейших музыкантов – пропагандистов, как В.П. Беляевский, Д.Б. Локшин, дуэт исполнительниц на щипковых и клавишных гуслях О.П. Никитиной и В.Н. Городовской. - Дмитрий Локшин - гусляр, чей творческий путь был целиком отдан служению гуслям, прожив трудную жизнь, сохранил радость и свет в своей душе, благодаря прекрасному русскому народному инструменту.

      За последние 20-30 лет гусельное искусство стремительно развивается, во многих городах России открываются классы гуслей в детских музыкальных школах. Это города: Хабаровск, Барнаул, Екатеринбург, Нефтеюганск, Южно-Сахалинск, Воронеж, Архангельск, Рязань, Новомосковск, Тула, Карачев Брянской области, Калининград и другие, число которых с каждым годом все увеличивается.

      В 1960-х Валерием Тиховым впервые был открыт класс гуслей в Ленинградской консерватории. Сейчас начатое дело продолжает совершенствоваться и развиваться  под руководством его учеников: Ирины Ершовой и Константина Шаханова.

      В 1980-х годах  по инициативе Любовь Яковлевны Жук, известного педагога, был открыт класс гуслей в МГИМ им. А. Шнитке.

      В Московской области в городе Пушкино при 2-ом музыкальном училище им. С.С.Прокофьева в 1995 году был открыт класс звончатых гуслей (по инициативе директора училища Ю.И.Шаталова в содружестве с Л.Я.Жук). В настоящее время класс звончатых гуслей этого училища является поистине одним из центров возрождения исполнительства на гуслях, кузницей молодых гусляров. Многие из выпускников училища продолжили свое обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных.

      Любовь Яковлевна Жук, Заслуженная артистка России, профессор, руководитель ансамбля гусляров «Купина», издатель журнала «Гусли»: «Культура ХХ! века – сложный, многоплановый феномен, отражающий противоречивость самой общественной жизни. И от того, какие цели мы поставим в качестве ориентиров, во многом зависит нравственная атмосфера нашего общества, как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе… для человека любой национальности существует инструмент, звуки которого являются естественными, воспринимаемыми на подсознательном уровне».

      И санкт-петербургская и московская школы проделывают огромную работу для пропаганды и развития древнейшего инструмента России и ни одна не уступает в  качестве подготовки  профессиональных исполнителей на гуслях.

      В 1979 году на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (г. Ленинград) наравне с домрой, балалайкой и гитарой уже включены гусли (III премия Ю.Евтушенко).    

      С 1998 года проводится Открытый Международный конкурс исполнителей на старинных щипковых инструментах «Классическое Наследие» (г.Москва).

      Крупным культурным событием музыкальной жизни для исполнителей на многострунных народных инструментах является Псковский Международный фестиваль-конкурс, который проводится с 2002 года. Общепризнанным мировым музыкальным форумом стал Международный конкурс им. Веры Городовской, который проводится в Москве с 1998 года.

      Регулярно проводятся вечера памяти Дмитрия Борисовича Локшина. А   фестиваль «Хранители наследия России» в подмосковном Красногорске (проводится ежегодно с 2008 г.) избрал гусли в качестве своего символа.

      В Сибири и Зауралье - более распространены гусли клавишные, реже можно встретить щипковые.

      В 2003 году омский  Муниципальный русский камерный оркестр «Лад», под руководством заслуженного артиста РФ Сергея Ефимовича Безбородова, принимал участие во II Открытом конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов России, который проходил в городе Анапа Краснодарского края. Оркестров было мало, в основном выступали различные по составу и подбору инструментов ансамбли. Ярким, запоминающимся и самобытным было выступление ансамбля «Сказ» из города Тула (2 звончатые гусли, 2 балалайки-примы, балалайка-контрабас, ударные и фортепиано). Ими были исполнены несколько произведений Виктора Малярова, написанных специально для звончатых гуслей.   

      Осенью 2006 года отпраздновал свой 10-й юбилей Образцовый ансамбль народной песни «Лазурька» (г.Сочи, Лазаревский район) под руководством заслуженного работника Кубани Елены Гребенюк. В 1996 году были отобраны дети в возрасте 4-6 лет для занятий по экспериментальной системе. Помимо освоения вокального мастерства, участники ансамбля овладевают музыкальными инструментами. В их числе особое место занимают гусли звончатые, ставшие ориентиром в создании самобытных программ, основанных на традиционных жанрах певческо-декламационной традиции. Выступления ансамбля радуют и восхищают зрителей чистыми, звонкими голосами, детской искренностью и  непосредственностью, удивляя тем, что в самой южной точке России – на Черноморском побережье Кавказа – существует островок исконно русской культуры.            

Настоящим открытием для нас (омских музыкантов и педагогов школ искусств города Омска и Омской области) стало выступление Виктора Малярова, одного из членов жюри IV Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров 2007» «Москва – Калачинск транзит». Виктор Маляров – музыкант и композитор, по специальности – баянист (окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, класс Имханицкого), Заслуженный артист России, руководитель ансамбля гусляров им. Локшина. На мастер-классе, после окончания конкурса, он познакомил нас с многообразным звучанием гуслей звончатых, показал на примере как легко и оригинально можно начать обучение на этом древнем и в тоже время достаточно современном многострунном народном инструменте.    

     М. И. Имханицкий, в своей статье «Гусли в современной музыкальной культуре», изданной в первом номере журнала «Гусли», говорит:

«…Гусли – это и особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями народа. Более      того, этот инструмент испокон веков нес особое значение некоего национального символа… В наши дни особенно ощутимой стала тенденция сохранения и активного возрождения исконных богатств национального духовного наследия…Музицирование на гуслях способно стать мощным противовесом подобным негативным тенденциям (имеется ввиду засилье низкопробной «попсы»), привить молодому поколению прочный иммунитет к ним. Звучание гуслей оказывает положительное воздействие на сознание массового слушателя благотворной аурой русской былины, сказания, величавого повествования и распева, утверждением красоты и гармонии всего мироустройства в целом…В звонко-серебристом, насыщенном широким обертоновым спектром, искристом звучании инструмента  возникают отчетливые ассоциации со стихией русской колокольности…».        

      В городе Нефтеюганске Тюменской области в муниципальной детской музыкальной школе, которой руководит Н.А.Харченко, продолжается активная педагогическая деятельность Ольги Салиховой. Уже много лет она с большим успехом ведет класс звончатых гуслей. Отрадно, что и в Сибири гусли нашли своих приверженцев, понимающих, что развитие этого инструмента имеет огромное значение для возрождения культуры и духовности  нашей страны в ХХI веке.

      Наша заинтересованность к этому сказочному инструменту тоже должна вылиться в хорошую гуслярную школу, тем более что есть кому работать в этом направлении.

      Детская школа искусств №5 г. Омска является кузницей подготовки кадров исполнителей на народных инструментах, прослеживает путь развития и профессионального роста своих выпускников. Так в школе работают преподавателями Чернышова Ольга Михайловна (Кучинская Оля), Гидеон Светлана Геннадьевна (Федотова Света), Чухалов Павел Сергеевич и Козенкова Оксана Викторовна (Труфан Оксана). А в муниципальном камерном оркестре  русских народных инструментов «Лад», созданном в нашей школе, работают артистами оркестра Батура Валентина (Пархоменко), Попов Алексей, Терентьева Оксана (Соболевская).

      В 2007 году школьный оркестр русских народных инструментов «Камертон» стал лауреатом I степени Всероссийского конкурса «Роза ветров». После которого решено было класс звончатых гуслей поручить создать Труфан Оксане Викторовне (Козенковой), которая много лет является незаменимым гусляром (клавишником) детского оркестра «Камертон».   

       Так 4 февраля 2013 г. звончатые крыловидные гусли впервые в Омске прозвучали на сцене Концертного зала: с русским камерным оркестром «Лад», художественным руководителем и главным дирижером которого является заслуженный артист РФ Сергей Ефимович Безбородов.    Это выступление послужило началом нового этапа в развитии исполнительского искусства на гуслях на территории Омской области.

 

Ансамбль гусляров под руководством Козенковой О. В. и оркестр «Камертон». Органный зал Омской филармонии. 28.02.2018 г.

Концерт «Музыкальный калейдоскоп»

 

В сентябре 2016 года произошло ещё одно знаменательное событие: в «Детской школе искусств № 5» г. Омска впервые был открыт класс гуслей за всю 300-летнию историю существования города, что уже позволяет говорить о профессиональной направленности в подготовке юных гусляров на начальном этапе обучения. Преподаватель Козенкова Оксана Викторовна, реализующая дополнительную предпрофессиональную образовательную программу в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности «Гусли звончатые», с 2015 – 2017 гг. являлась слушателем двухгодичной профессиональной переподготовки в РАМ им. Гнесиных по образовательной программе «Национальные инструменты народов России. Гусли» в классе преподавателя Кукушкина Дмитрия Николаевича.

 

 

Ансамбль гусляров «Серебряные звоны» и оркестр «Камертон». 28.02.2020 г. Концерт «С музыкой по жизни»

Несмотря на то, что класс по специальности «звончатые гусли» был открыт в Омске только в 2016  учебном году        и пока обучаются несколько детей, они уже являются лауреатами областных, всероссийских и международных конкурсов, принимают участие в концертах и конференциях различного масштаба, успешно выступают с детским оркестром русских народных инструментов «Камертон»,   который  ежегодно берёт в программу произведения для солистов и ансамбля гусляров.

 

Преподаватель БОУ ДО «ДШИ №5» г. Омска,

                                            руководитель   оркестра   русских     народных

                                            инструментов «Камертон»    Комелькова Г. А.