"Путешествие в страну музыкального ритма"


Автор: Анисимова Ирина Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

"Путешествие в страну музыкального ритма"

Краткое описание работы: Конспект содействует освоению ритмических навыков детей

Цель: содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствамиритмических навыков, доставить детям удовольствие от общения с музыкой, друг с другом.

Задачи:

1. Обучающие:

  • способствовать освоению ритмических навыков.
  • учить на слух определять музыкальный жанр;
  • с помощью карточекнаучить осуществлять элементарный анализ музыкального произведения.

2. Развивающие:

  • Закреплять и правильно выполнять комплекс танцевальных движений.
  • Развивать ритмическую память в выполнении упражнения «Ритмическое эхо» с палочками, чувство сильной доли.
  • Развивать умение давать характеристику прослушанным музыкальным произведениям
  •  Продолжать развивать навыки чистого интонирования на примере песни «Веснянка», работать над дикцией.
  • Развивать музыкальный, поэтический слуха, чувства слова, воображения.

 3.Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к музыкально-ритмическим играм.
  • воспитывать  культуру слушания детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.

 Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

подбор музыки: музыкальных произведений, танцев, игр, клипа.

составление презентации, волшебной карты.

 Форма работы: групповая, индивидуальная,игровая.

 Методическое оснащение:

Экран, проектор, ноутбук, магнитная доска, карточки для анализа музыкального произведения, деревянные палочки, воздушные шары на каждого ребенка, музыкальные инструменты – 2 треугольника, 5 бубнов, 3 ложки, магнитная доска, игрушка –колобок, коробка для палочек, цветочная поляна.

Методы обучения: практический, словесный, наглядный, проблемный.

Музыкальный репертуар:аудиозапись: волшебная музыка весны,

«Музыкальное приветствие» (автор слов О.Ю.Дженкова), «Итальянская полька» С.Рахманинова,«Веснянка» музыка и слова О. Девочкиной, ритмодекламация «Песенка бабочек», клип «Бабочки», музыка для релаксации, танцевальная композиция «Весна- красна идет»Т.Суворовой, полька А. Жилинского. 

Ход занятия:

  1. 1.     Вводная часть.

Перед входом в страну.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Меня зовут Ирина Николаевна, сегодня музыкальное занятие буду проводить я.

Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Такая страна существует, и вы с ней сегодня непременно познакомитесь. Попадём мы туда с помощью волшебных звуков (каждый ребёнок прикасается к звуковой подвеске). Давайте прикоснемся к этим волшебным звукам и на носочках зайдем в страну.

Вход детей в страну  под «Волшебную мелодию весны» и образуют полукруг.

(Обратить внимание на страну. Какая она красивая, необычная)

Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте с вами поприветствуем друг друга. Приветствие наше будет немного необычным: музыкальным и ритмичным. Именно так здороваются в этой стране.

«Музыкальное приветствие» (автор слов О.Ю.Дженкова (по ситуации)

Музыкальный руководитель.

Муз.рук.:Здравствуйте, ребята! (хлопаем в ладоши)

Дети:Здравствуйте.( хлопают в ладоши)

Муз.рук.:Как ваше настроенье?

Дети: Очень хорошо (хлопают в ладоши)

Муз.рук.:Не будем отвлекаться?

Дети: Нет, нет, нет (хлопают в ладоши)

Муз.рук.:Будем все стараться?

Дети: Да, да, да.

Будем танцевать и песни распевать

Прошу, ребята, вас за мною повторять….

(движения по показу: пружинка)

Музыкальный руководитель:Как здорово мы с вами поздоровались!Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте мы поздороваемся с ними приветливой песенкой. Послушайте, я вам спою…. «Здравствуйте, гости»

Музыкальный руководитель: - Молодцы, вы прекрасно справились. Ребята, а что необычного вы сегодня заметили в моем приветствии? Как я с вами поздоровалась?

Педагог: Правильно, я с вами слово «Здравствуйте» не только пропела, но и прохлопала его ритм. В этой стране очень-очень интересно, здесь постоянно звучит музыка, песни, мелодии, различные  ритмы. Мы все в этой стране будем делать ритмично.

Ребята, а как может называться эта страна? Путешествие в страну….Ритма.(дети дополняют).

- А в вашей жизни где встречается ритм? (Дети отвечают)

Музыкальный руководитель:Еще подскажу, что у наших имен тоже есть ритм. Давайте проверим. Для этого нужно встать в кружочек

Ритмическая игра «Назови и прошлепай по коленкам свое имя ласково»

Музыкальный руководитель: Давайте возьмём с собой в наше путешествие самое

необходимое - улыбку и хорошее настроение. Пройдемте на стульчики и дальше будем знакомиться с волшебной страной.

  1. 2.     Основная часть.

-Ребята, посмотрите, какая красивая коробка у меня. А что в этой коробке, хотите узнать? (ответы детей)

Открываю коробку и показываю деревянные палочки.

Музыкальный руководитель:это жители страны Ритма  ….Значит мы в стране Ритмов.Что нужно сделать, чтобы эта страна зазвучала? ( мы должны сыграть на палочках. ) Сейчас мы поиграем в игру «Повтори ритм». А помогут нам в этом не только палочки, но и воздушные шарики.

Дети берут воздушные шары(находятся перед ними на паласе), зажимают между коленями,  каждому ребенку даю  палочки.

Ритмическая игра с палочками: «Бом, бом, тук, тук»

Я простучу ритм на шариках, а вы его повторите. Только, будьте внимательны - если ритм не будет четким, страна ритма не зазвучит.

«Страна  ритмов с ритмическими рисунками»

Молодцы! Мы наполнили страну ритма новыми ритмическими звуками. Посмотрите как она  преобразилась.

Муз.рук.:Ребята, отгадайте загадку: Солнце пригревает, снег тает,

Птицы прилетают, все оживает – когда это                                                                                      бывает? ( Весной) –

Муз.рук.: Весна – особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна.

Давайте посмотрим в окно: какая сегодня погода? ( ответы детей)

-Вы слышали, как падают капли с крыш?(кап,кап)

Распевка «Кап, кап»

А давайте ещё порадуем Весну и споём для неё «Веснянку».

Дети встают и исполняют песню -эхо «Веснянка»

музыка и слова О. Девочкиной

Мы поём веснянку, мы поём веснянку,
Песня так и льётся, песня так и льётся.
Мальчикам и девочкам, мальчикам и девочкам
Хорошо живётся, хорошо живётся!

Припев.Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
           

А в саду так звонко, а в саду так звонко
Птички распевают, птички распевают.
Солнечные зайчики, солнечные зайчики
В лужицах сверкают!

Припев.Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
               

М.р. Нашей гостье Весне, конечно, понравилась эта песня.

Ребята, посмотрите на волшебный экран. В нашей ритмичной стране живет Незнайка.

 «Незнайка»

Он очень любит слушать музыку, а рассказать про нее ничего не может. Незнайка  прислал нам диск.Давайте послушаем и расскажем об этой музыке ему. Но сначала

давайте вспомним, какие жанры в музыке есть? (песня, танец, марш)

Слушаем муз.произведение и определяем его жанр.

Слушание: «Итальянская полька» С. Рахманинова

- К какому жанру относится музыка? (танец)

Муз.рук.: Давайте расскажем о музыке с помощью картинок.

- Какой характере музыки? (спрашиваю ребят, выбираем ромашку- настроение: спокойная, радостная, грустная-выкладываем на доску радостную ромашку)

Вот видите, нам ритм помогает понять музыку, ее характер.

-Какой темп музыки? (выбираем картинки:улитка, рыба, лошадка)

(ответ: быстрый, выкладываем лошадку).

-Какие инструменты исполняли  это произведение?(картинки:пианино, флейта, скрипка)

Дети:Пианино, флейта..(выкладываем на доску)

Музыкальный руководитель:Видите, ребята, какая музыка у нас получилась. Давайте еще раз проговорим. Вызываю индивидуально желающего ребёнка.

 Молодцы, Незнайка теперь все понял, какая эта музыка.

 Звучащие жесты.

А сейчас я превращаю вас в музыкантов, (с помощьютреугольника),и чтобы Незнайка лучше понял, что такое ритм,  мы будем играть своим телом – звучащими жестами. (хлопки, шлепки, щелчки, притопы)

Звучит «Полька» А. Жилинского.(стоя на месте) 

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте дальше продолжим путешествие. В нашей стране много музыки, цветов и бабочек.

Посмотрите, сколько цветов на этой поляне! А вот самый большой цветок, а на цветке красивая бабочка.

Давайте поиграем  с бабочкой. (вместе со цветком выносим в круг)

Ритмодекламация «Песенка бабочек»

Ах, как легка, жизнь мотылька!   «Крылышками порхаем ритмично, два взмаха                                                                        вправо, два- влево

Тра- ля- ля, тра- ля –ля!                 хлопки

Легче пушинки и ветеркаВзмах одним крылом, потом другим

Тра- ля- ля, тра- ля –ля!

Как коротка жизнь мотылька,Кружение вокруг себя

Тра- ля- ля, тра- ля –ля!

Дружно порхаем и напеваем,В круг и из круга

Тра- ля- ля, тра- ля –ля!

На протяжении всего стихотворения происходит чередование повторяющихся жестов «порхающих крылышек» и ритмичных хлопков. 

И на нашем волшебномэкране тоже появились бабочки.

 «Бабочки»

- Какие они?

(ответы детей: - большие и маленькие)

Музыкальный руководитель: Большие - долгие  звуки, и мы их обозначим слогом «та», а маленькие - слогом «ти». Прохлопать ритм, глядя на экран

Давайте поиграем с бабочками с помощью музыкальных инструментов.

Ритмические мультяшки. Работа с клипом «Бабочки» (игра на бубнах, треугольниках, ложках)

А сейчас пойдемте на полянку и станцуем.

Танцевальная композиция «Весна- красна идет» Т.Суворовой.

Ребята, от вашего старания солнышко стало сиять еще краше. Посмотрите, как оно вам улыбается. Представьте, что вы - его лучики. Где лучики должны находиться у солнышка? (ребята ложатся на палас вокруг солнышка) По вашему телу разливается нежное, доброе, ласковое тепло весеннего солнышка.

  1. 3.     Заключительная часть.

Релаксация под музыку.

Упражнение на релаксацию

Наши ножки устали, (дети поглаживают ноги)

Они прыгали, скакали.

Наши ручки устали, (дети поглаживают руки)

Они хлопали, играли.

Глазки закрываются, (дети закрывают глазки)

Реснички опускаются.

Глазки засыпают, (ложатся на ковёр)

Дети отдыхают.

Глазки открываются, (дети открывают глаза)

Дети просыпаются. (встают, потягиваются, садятся на стульчики)

Самооценка детьми собственной деятельности

Музыкальный руководитель.Ребята, а какое у вас сейчас настроение? А можете ли вы мне показать своё настроение? (ответ) Мне очень понравилась наша встреча.

Поверьте мне, что вы музыкальные и талантливые дети. Я говорю вам «спасибо»!

У меня есть карта нашей волшебной,  музыкальной страны Ритма, (подходим и рассматриваем) там, где вам было легко, интересно, у вас всё получилось, отметьте ноткой.

 Ребята, я вам хочу подарить диск с разными песнями. Слушайте в группе, танцуйте, пойте и развивайте чувство ритма.

Музыкальный руководитель: До свидания! (хлопаю в ладоши)

Под волшебную музыку с шарами дети  выходят из музыкального зала.