Беседа о музыке. К. Сен-Санс "Карнавал животных"


Автор: Тузбекова Айгуль Мидхатовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Беседа

Беседа о музыке. К. Сен-Санс "Карнавал животных"

Краткое описание работы: Цикл рассказов о персонажах из музыкальной фантазии К. Сен-Санса.

Карнавал животных

Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побываем на карнавале.  Карнавал, это такой веселый праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиям, на который собирается много гостей. А вот героями нашего карнавала будут животные, птицы и даже рыбы. А отправит нас туда музыка Камиля Сен-Санса (показываю портрет). Сегодня мы с вами познакомимся только с несколькими из них.

Давным-давно родился во Франции, в Париже в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства любил вслушиваться звуки природы. И, конечно же, маленький мальчик Камиль, прислушиваясь к звукам природы, повзрослев, смог передать их в своей музыке. Но не только звуки природы удалось композитору передать в своих произведениях. А еще очень любил животных – диких, домашних и наблюдал за ними.. И в итоге исполнилась его давняя мечта - он сочинил очень интересное произведение, в котором очень остроумно, с юмором рассказал о животных. Но рассказал не с помощью слов и музыки, как в песнях, где слова помогают раскрыть суть и характер произведения, а одними только музыкальными звуками. При помощи музыкальных инструментов.

Как правило, любой праздник обычно открывают самые знатные гости. Отгадайте, по загадке, кто первый придёт на карнавал (Слайд вопрос)

Хищный клык, страшный рык,
Слышат звери, обомлев,
Кто же этот хищник? (Лев)
Верно ребята  это Лев. Звучат фанфары, они созыва­ют гостей (звучит вступление). Впереди шагает лев - царь зверей.  Сейчас прозвучит «Королевский марш льва».

А помогли композитору изобразить такого грозного и величест­венного персонажа разные музыкальные инструменты:                                                                                               фортепиано,

виолончель и контрабас.

Давайте послушаем, кто же следующий пришел на карнавал (Звучит пьеса «Слоны», дети узнают музыку). Какая это музыка? (дети определя­ют характер). Да, это большой, добрый слон. А что же он делает - стоит, шагает или... Совершенно верно - слон танцует. А какой танец? Конечно, это вальс. Но вальс здесь необычный, его мелодию ведет очень большой ин­струмент с низким голосом - контрабас. Он показывает неповоротливость слона.

А сейчас мы послушаем еще одну пьесу. Слушайте внимательно и от­ветьте на вопрос: кого изображает эта музыка? А здесь вы найдете подсказ­ку (показываю на картинки, изображающие различных животных. Звучит пьеса «Аквариум»). Так кто же это? Вам понравилась музыка? А почему? Какая она (легкая, светлая, изящная, музыка искрится и пере­ливается как чешуя).

И снова мы слышим приближение нового гостя. Кто он, вам придется угадать (Звучит пьеса «Лебедь», дети отвечают). А какая музыка в этой пьесе? Лебедь очень красивая птица и музыка такая же.

Давайте и мы изобразим лебедей: движения должны быть плавные, грациоз­ные, руки превратятся в крылья, взмахи широкие, а ножки будут двигаться как у балерин - на носочках, маленькими шажочками (дети исполняют танцевальную импровизацию).

Ну вот и подошло к концу наше путешествие в мир прекрасной музы­ки Камиля Сен-Санса. Давайте вспомним какие пьесы мы услышали сего­дня? А какая музыка вам понравилась больше всего? А сейчас я предлагаю пройти по залу под «Королевский марш льва». До свидания! (Дети обходят зал и уходят в группу).