клуб любителей музыки


Автор: Ольга Ивановна Гостяева

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

клуб любителей музыки

Краткое описание работы: современные формы и методы развития музыкальных интересов у школьников

КЛУБ  

ЮНЫХ

 ЛЮБИТЕЛЕЙ

 МУЗЫКИ

На материале самых простых инструментальных пьес  систематически развиваем у учащихся навыки активного внимания, способность следить за развертыванием музыкальной ткани произведения Дети постепенно накапливают представление о том, что музыка рассказывает о жизни и способна доставлять радость.

Перед слушанием музыкальных произведений из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» знакомимся с сюжетом.

Балет-сказка начинается праздником елки в доме, где живут Маша и её брат Фриц. К детям пришли гости. Все веселятся, играют и танцуют. Ждут прихода старичка, который мастерит чудесные игрушки. На этот раз он принес деревянную  куклу – Щелкунчика. Кукла может щелкать орешки. Щелкунчик был некрасив, но его добродушно улыбающееся  лицо так понравилось Маше, что она  очень огорчилась, когда её брат сломал игрушку, пытаясь расколоть слишком большой орех.

      Когда заканчивается праздник, и гости уезжают, Маша укладывает Щелкунчика спать. Ночью девочка видит сон, в котором игрушки оживают, и начинается ожесточенная битва игрушечных солдатиков под командованием Щелкунчика с войском Мышиного короля. Щелкунчику пришлось бы плохо, но Маша вступилась за него – она бросила свой башмак в самую середину мышиного войска. В эту минуту злые чары спали с  заколдованного Щелкунчика, и он превратился в прекрасного принца. Щелкунчик берет Машу за руку, и они вместе отправляются в волшебный край, где попадают в замок феи Драже, сделанный из леденцов и разных сладостей. В замке праздник. Танцуют гости – игрушки (танец пастушков), сладости (чай, кофе, шоколад), и вместе с гостями танцует сама фея Драже.

            Сказка о Щелкунчике говорит о том, что отвага и самоотверженность делают человека прекрасным, и настоящий верный друг всегда выручит своего товарища из беды, не страшась опасности. Музыка П.И.Чайковского, особенно в финале балета, проникнута радостным, светлым настроением прославляет верную, самоотверженную дружбу Маши и Щелкунчика.

«Марш» из балета «Щелкунчик» звучит в исполнении  всего симфонического оркестра. Под его звуки дети входят в зал, где стоит  нарядная новогодняя елка. Марш имеет шутливо-сказочный характер. Он звучит в высоком регистре, ритм его острый, чеканный, ярко слышна  мелкая барабанная дробь. Произведение состоит из трех частей. Первая и третья части одинаковые, а вторая резко отличается, музыка в ней  быстрая и совсем не похожа на марш. Кажется, будто дети бегают вокруг елки, резвясь и веселясь. Вторая часть очень короткая.

            Первая часть марша тоже звучит по-разному: сначала высоко и легко, потом более низко, а затем снова, как в начале.

«Танец пастушков» - очень лёгкий, ровный, грациозный. Его танцуют, как будто  под пастушью свирель( в оркестре мы слышим звучание флейты).

            Во второй части движения танца меняются: появляется другой ритм, и кажется, что танцующие двигаются мелкими шажками. Потом, как всегда в трехчастном произведении, повторяется первая часть.

            «Танец феи Драже». Музыка  его звучит несколько необычно. Мы слышим звучание инструмента, который редко используется в оркестре, он называется челестой. Металлические пластинки челесты издают звенящие, очень высокие, нежные звуки, которыми как нельзя лучше композитор передал в музыке блеск прозрачных, разноцветных, как стеклышки, леденцов, которых так много в волшебной стране феи Драже. В середине танца слышны звуки арфы,  её волнистые переливы напоминают журчание фонтана.

            Казалось бы, нельзя изобразить в музыке кофе, чай, конфеты. Но Чайковский поступил очень интересно: он напомнил слушателям, что чай - родом из Китая, кофе – из Аравии, шоколадное дерево растёт в Испании, и охарактеризовал их танцами: китайским, арабским и испанским.

            «Китайский танец» (чай) весёлый, даже комический. Мелодию его ведут две флейты (большая и малая) в очень высоком регистре, им аккомпанируют два фагота в низком регистре. В музыке этого танца слышится звучание колокольчиков – в оркестре звучит «треугольник». Этот музыкальный инструмент, как и другие ударные инструменты, широко используются в китайских оркестрах. Кажется, что танцуют забавные игрушечные фигурки: они подпрыгивают, кувыркаются, вертятся.

            «Испанский танец»(шоколад) – блестящий, быстрый, стремительный по своему характеру, очень похожий на испанскую музыку. Вторая часть – более плавная и спокойная. Мелодию начинают скрипки. В сопровождении слышен звук кастаньет – народного испанского ударного инструмента. Их ритмичным постукиванием испанцы сопровождают пляски.

            «Арабский танец» (кофе) - медленный, плавный. В его музыке слышны восточные напевы. Выразительная нежная мелодия, исполняемая на английском рожке, все время звучит на фоне повторяющегося сопровождения. Когда мелодия затихает, слышны звуки тамбурина.

            Вторая часть танца громче, выше, немного оживлённее.