Народно-сценический танец на отделении хореографии детской школы искусств


Автор: Луканина Светлана Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Народно-сценический танец на отделении хореографии детской школы искусств

Краткое описание работы: Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.

Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца,  а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Историко – бытовой и современный танец», «Классический танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение народно - сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют  в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Изучение танцевальной культуры разных народов необходимо, как и изучение всемирной истории и мировой художественной культуры, это бесспорно. Танцы своего народа – это такое же культурное достояние, как и родной язык, литература.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов. Чем же особенно полезен урок народно-сценического танца в плане воспитания танцора? В нем сочетается логическая система школы классического танца и многообразие народной пластики. Народно-сценический танец способствует развитию у учащихся дополнительных в сравнении с классикой навыков.
Основные  задачи предмета:
1)  дать учащимся знания основных элементов народных танцев и привить навыки их исполнения;
2)  совершенствовать  координацию движений, восприимчивость к многообразию координаций;
3)  развивать те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа;

4)  воспитывать  умение точно передать национальный стиль и манеру, характер и общие законы национальной пластики;
5)  воспитывать умение передавать в движении стилевые особенности народной музыки, разнообразие ее темпов и ритмов;
6)  изучать формы академических характерных танцев из спектаклей классического наследия.
Таким образом, изучение народно-сценического танца дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Очень важен тот факт, что именно народно-сценический танец открывает возможности профессионального исполнительства для выпускников отделения хореографии Детской школы искусств, при дальнейшем их обучении в ВУЗе, т. к. для работы в классической хореографии необходим целый комплекс профессиональных навыков, который обеспечивается учебным процессом хореографических училищ. Изучение народно-сценического танца начинается в 3 классе и продолжается 5 лет до выпуска учащихся. Знакомство с народной культурой начинается с дошкольного возраста и подчинено цели воспитания интереса и любви к народной хореографии.
Особенности применения традиционных методов обучения.
При решении образовательно-воспитательных задач использую максимально эффективные традиционные методы подготовки и возможности смежных дисциплин.
1. Выбор материала для изучения.
Материал к изучению отбираю в связи с учетом определенных объективных факторов в работе, руководствуясь принципами четкого разделения главного и второстепенного в учебном материале, ориентировки на конечный результат. Не все предложенные программами и проектами программ народности приходится брать к изучению. Это мера вызвана несколькими причинами.
Во-первых, необходимость качественной подготовки при учете ограниченных профессиональных данных учащихся.
Во-вторых, предложенный детям, а особенно подросткам тематический и лексический материал должен им очень нравиться.
В-третьих, руководствуюсь соображениями репертуара: беру к изучению то, что будет иметь продолжение на сцене, что продолжает, развивает и обогащает основной арсенал исполнителя.

2. Музыкально-ритмическая работа.
В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком: притопывания, хлопки, звон бубенчиков, удары в бубен. Ритм – это увлекательнейшая стихия, он дает яркость звукообразов; поддержание ритма в танце какими-либо приемами позволяет детям почувствовать себя создателями, соавторами музыкально-танцевального действия. Работа над ритмом очень важна и начинается с 1-го класса на уроках ритмики. Такая систематическая учебная музыкально - ритмическая работа формирует особый, специальный интерес к ритму, в результате дети очень любят ритмические этюды, дроби; кроме того, уровень музыкальных знаний и навыков позволяет осваивать в старших классах такой интересный и сложный материал, как ритмические приемы фламенко: сапатеадо (отбивание ритма каблуками) и пальмас (ритмичные хлопки).
3. Игровые этюды.
К изучению предмета «Народно-сценический танец» в ДШИ учащиеся приступают на 3-м году обучения, после того, как усвоена азбука классического танца, т. к. только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно без вреда для мышечной системы осваивать специфику народно-сценического танца. На первом году обучения народно-сценическому танцу не предусмотрена работа у станка. На середине избегаю слишком раннего введения тех особенностей в лексике, которые не согласованы с начальной стадией обучения классическому танцу (скошенная на ребро стопа, завернутые положения ног, резкие приседания, изломы корпуса). Практика работы показывает, что детьми особенно любима такая форма работы, как ритмические образные этюды, особенно в паре. Такие этюды являются продолжением работы с ритмом, проводимой на уроках ритмики, они удобны и понятны детям, позволяют развивать навыки координации, эмоциональную отзывчивость, импровизацию.
4. Использование атрибутов.
Многие народные танцы исполняются с бытовыми аксессуарами. Учитывая образность мышления у детей, максимально использую работу с предметами и атрибутами: платочки, шали, шарфы, венки, ленты, веера, кувшины. В результате легче идет дифференцировка детьми характерных национальных особенностей. Сценические номера с использованием атрибутов обретают свою неповторимость, приобретают черты игры, любимой и понятной детям.

 

 

Список литературы:
1. Голейзовский, К., Образцы русской народной хореографии. М.: Искусство. 1964
2. Исторические корни Русского народа / часть 3/. Интернет источник: #"justify">. Климов, А., Основы русского народного танца. М.: Искусство. 1981
3.Матвеев, В.Ф., Русский народный танец /теория и методика преподавания/. СПб.: Планета музыки. 2010
4.Терещенко, А.В., История культуры русского народа. М.: ЭКСМО. 2007