Творческий проект "Ладушки, ладушки.."


Автор: ЛысиковаОльга Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Творческий проект "Ладушки, ладушки.."

Краткое описание работы: Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям в работе с детьми раннего возраста

Творческий проект "Ладушки, ладушки.." с детьми второй группы раннего возраста.

 «Ладушки, ладушки...»

Проект творческий, долгосрочный на 1 год

 

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста «Звездочки»,  воспитатели группы, музыкальный руководитель

Актуальность

     Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

     Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

     Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект « Ладушки, ладушки...».

Цель проекта: Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи), и более легкой адаптации к детскому саду.

Задачи:

- развивать общую моторику, и мелкую моторику пальцев рук

- развивать активную речь;

- развивать интерес и любовь к фольклору;

- воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы над проектом.

1 этап - Организация деятельности.

- Создание перспективного плана.

- Накопление ресурсов.

- Координация действий участников проекта

2 этап - Оформление.

- Оформление педагогами: картотека пальчиковых игр, картотека потешек, прибауток, колыбельных песен, закличек, картотека народных подвижных игр, картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики;

-создание развивающей среды, подбор соответствующих настольно - печатных игр, книг, наглядного материала

- оформление родителями: альбом потешек, книжка - игрушка.

 

3 этап- Осуществление деятельности.

- Проведение игровых режимных моментов, через интеграцию, всех видов деятельности.

- Работа с родителями (консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей).

- Работа с педагогами (консультация).

 

4 этап - Презентация.

- Презентация на уровне МДОУ.

 

Ожидаемый результат

Дети заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в народных играх, играх - занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощены.

 

Перспективный план

Фольклорный материал

сентябрь

Воспитатель

Музыкальный руководитель

 

Разучивание потешек

 «Водичка, водичка»,

«Мама чашку молока
Машеньке налила»

Цель: получать радость от чтения новой потешки.

(картотеки «Умывание», «Кормление»)

 Настольный театр «Курочка ряба»

«Как в высоком     терему»

Народные колыбельные песни О.П.Радынова стр. 13

Игра «Ладушки» Учить умению подпевать, инсценировать свое пение жестами.

Музыкальная игра «Курочка-хохлатка»

Цель: учить выполнять движения по тексту песни.

октябрь

Разучивание потешек

«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку», «Солнышко, солнышко…»

Цель:учить получать радость от чтения новой потешки на прогулке.

(картотека «Прогулка»)

 

«Ах, ты, котенька-коток» и                    « Котенька-коток» Народные колыбельные песни  О.П.Радынова  стр. 16-18

Игра «Зайка серенький сидит»          Цель: Учить выполнять действия в соответствии с текстом песни

ноябрь

Разучивание «Осенью на ножки обули мы сапожки»,  «Наши уточки с утра»

Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию и звукоподражанию

(картотека «Умывание») Кукольный театр   «Теремок»

«Люли, люли, люленьки» и «Качи, качь»

Народные колыбельные песни

О.П.Радынова   стр. 20-22

 

декабрь

Разучивание потешки

«Заинька походи, серенький походи», «Вот они сапожки»

Цель: прививать интерес к потешкам.

Картотеки «Прогулка»,

 «Про ножки»

Кукольный театр «Три медведя»

«Ой, люлюшки, люлюшки»

Народные колыбельные песни О.П.Радынова  Стр. 32-33 Артикуляционный комплекс «Котик»

Музыкальная игра «Мы ногами топ – топ» Цель: Учить умению подражать действиям взрослого, развивать внимание.

январь

 

Разучивание потешки

«Одеваем ревушке»

Цель:

закрепление    в речи названия предметов одежды

Картотека «Одевание»

«Гур кота, гур кота»,

«Баю, баюшки-баю» колыбельные песни О.П.Радынова Стр. 33-35

Игра «Птичка маленькая»  А. Филиппенко  Цель: Развитие игровых навыков произвольного поведения

 

февраль

 

Разучивание потешки «Топ, топ, топотушки»

Цель: активизация и расширение словаря детей

Картотека

«Игры с детьми млд. возраста»

«Ай, бай, бай»Народные колыбельные песни О.П.Радынова Стр. 34-36

«Кошка» А. Александрова Цель: учить активному звукоподражанию, активному подпеванию

март

Разучивание потешки

«Кто у нас любимый самый?»

Цель: закреплять знания о семье»

Картотека «Кормление»

« Спи, дитятко, почивай»,

Народные колыбельные песни

О.П.Радынова  Стр. 30-31

Ига с цветными платочками» Я. Степового Цель: развивать внимание, умение манипулировать платочком

Апрель

Разучивание потешки

«Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой» активизация и расширение словаря детей

(Картотека «Игры с детьми раннего возраста»)

«Ходит Сон Народные колыбельные песни О.П.Радынова  Стр. 30-31

«Игра с бубном» М. Красева

 Цель: развивать внимание, коммуникативные качества

май

Разучивание потешки

«Ах, какие ладошки, чистые ладошки»

Цель: помочь запомнить новую потешку, развивать память.

(картотека «Умывание»)

«Сон и Сониха» Народные колыбельные песни

О.П.Радынова  Стр. 30-31

Музыкальная игра «Курочка с цыплятами» М. Красева Цель: учить звукоподражанию

 

Использование методической литературы

  1. «Ребёнок второго года жизни» Пособие для родителей и педагогов / Под ред.С. Н. Теплюк. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.-176 с.
  2. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Янушко Е. А. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009 . – 56 с.
  3. «Игровая деятельность в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. Н. Ф. Губанова – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128с.