Опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении детской школы искусств


Автор: Шитько Любовь Петровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Реферат

Опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении детской школы искусств

Краткое описание работы: работа с учащимися средних классов по всем разделам учебной программы, работа над аккордами,слуховым анализом ,над ритмом

 

Опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении детской школы искусств

 

ВМЕСТО  ПРЕДИСЛОВИЯ


В данном реферате я попыталась обобщить и осмыслить свой многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном отделении Детской школы искусств. Мои размышления и соображения касаются самого предмета преподавания, роли педагога-теоретика в музыкально-образовательном процессе, основных требований к уроку и его структуре, педагогических находок и приемов, дающих положительные результаты, и осуществление контроля над учебной работой учащихся.

Надеюсь, что крупицы моего музыкально-педагогического опыта,  собранные  мною  за  40 лет работы, заинтересуют моих коллег, и послужат импульсом для поисков их собственных выводов  и  обобщений.

Не претендуя на исчерпывающее освещение вышеперечисленных вопросов, допускаю высказывание и напоминание прописных истин, которые не раз находили подтверждение  в  моей  преподавательской   практике  и  которые, я  считаю,  принципиально  важно  знать  и  помнить.

Делясь  личным опытом преподавания, выражаю надежду, что коллеги найдут в нем для себя что-нибудь полезное и положительное.

СОЛЬФЕДЖИО  КАК  ПРЕДМЕТ

 

                                    «Любовь – это  всегда  счастье…, но  любовь  к
                                             искусству – величайшее счастье нашей жизни».
                                    Ф.И. Шаляпин


    Используя  эту  замечательную  сентенцию нашего великого певца и,  в  продолжение  его  мысли  применительно  к сольфеджио, я выразился  бы  так  о  рассматриваемом  предмете.  Слушать  и  понимать музыку,  горячо  ее  любить – это  большое  счастье,  потому  что  музыкой,  как  словами,  можно  многое сказать  и  многое  выразить. Только  для того, чтобы разбираться в ней, нужно знать ее язык, изучением  которого  и  занимаются  учащиеся  на  уроках  сольфеджио  на  музыкальном  отделении  Детской  школы  искусств.
    Важнейшими  условиями  понимания  элементов  музыкальной  речи,  выразительных  возможностей  и   средств музыки  являются развитие  музыкального  слуха,  памяти,  ритма  и  внутренних музыкально-слуховых   представлений.
    Музыкальный слух развивается на уроках сольфеджио в ходе учебного  процесса  путем  специальных  упражнений.  Развитый слух дает  возможность  воспринимать  и  осознавать  музыку,  переживать  ее.
     Как правило, внутренние музыкально-слуховые представления вначале бледны и фрагментарны. Их точность и яркость во многом зависят  от  музыкальной  памяти,  которая  имеет  особое  значение   в   их развитии. 
     Что касается ритма, то его эмоциональное воздействие очень сильно, а эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным  проявлением  музыкальности.
    Внутренние музыкально-слуховые представления являются важнейшим свойством  музыкального слуха. Без них не обходится ни один  музыкант: то он  сравнивает слышимое в данный  момент  с  ранее ему  известным, то он старается предугадать дальнейшее развитие музыки, то по нотам представляет себе звучание незнакомого произведения до его исполнения, а  во  время  исполнения  благодаря этим слуховым представлениям контролирует  реальное  звучание.
     На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков, формируется творческое начало, проявляющееся в изобретательности, находчивости, сообразительности. Творческое мышление необходимо каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем.  Привитые  желания  и  умение  желать  и творить  скажутся в  любой  сфере будущей деятельности детей, когда они станут взрослыми.
     Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками сольфеджио становится основой музыкального воспитания, которая способствует выработке качеств настоящего музыканта. Вместе со специальностью сольфеджио формирует у учащегося умение самостоятельно работать над музыкальным произведением, активно контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного  и  осмысленного исполнения.
     Сольфеджио является универсальной по своей значимости дисциплиной,  велико  его значение и для занятий по другим музыкальным  дисциплинам.  Н.А. Римский-Корсаков  считал  сольфеджио  могущественным  средством  развития  музыкальности.  Он  называл сольфеджио «гимнастикой слуха». И  в  самом  деле  на   уроках сольфеджио активность музыкального слуха, абстрагированная от исполнительных  задач  и  технических   навыков,  сильно  возрастает.
    Когда мы говорим о формировании музыкальности, имея в виду музыкальный слух, позволяющий переживать и понимать музыку, свободно в ней ориентироваться, мы вспоминаем не только уроки специальности,  но  и  уроки  сольфеджио.

РОЛЬ  ПЕДАГОГА-ТЕОРЕТИКА  В  МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

    В  любой  учебно-воспитальной  деятельности  решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, волевым, серьезным, справедливым,  творческим  и  в меру требовательным  человеком. 
    Огромную  роль  в  успешной  преподавательской   работе  играет его умение наладить с детьми контакт, найти  с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать.  Основано  это  умение  на  уважении  к  личности  ребенка.
    Сложный  комплекс знаний и навыков, определенный  программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства,  большой  творческой  инициативы,  любви  к  своей  работе.
    Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку,  Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.
    Для  преподавателя  сольфеджио  необычайно  важно  четко  и  ясно представлять себе цели и проблемы этого предмета, так как их знание позволит ему выбирать эффективные методы и средства своей педагогической деятельности. В процессе повседневного труда они становятся  его  опорой  и  руководством.
     Кроме того, ему чрезвычайно необходимо осознавать те стратегические  задачи,  которые стоят перед ним в области развития слуха  в плане достижения всеобщей музыкальной грамотности и культуры нашего народа. Велика ответственность преподавателя в выполнении этих задач, требующих терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской психологии, умелого использования  в  процессе  обучения  технических  средств.  Которые,   к сожалению, еще  не  заняли достойного места  в преподавании сольфеджио.
    Методика  их  применения  еще  не  достаточно  разработана. Однако каждый педагог-теоретик может сам найти массу приемов и методов использования техники в своей музыкально-воспитательной деятельности.
    Чтобы  достичь того, что называется искусством преподавать музыку, делать ее понятной и нравственно действенной, ко всему сказанному  следует  добавить  увлеченность  педагога  своим  предметом и любовь к своим воспитанникам – нашему будущему. Педагогу сольфеджио служат опорой сведения из области общей педагогики, социологии, физиологии, психологии, этики и эстетики. Чем больше методы преподавания связаны с использованием сведений из вспомогательных  наук,  тем  они  надежнее.
    «Ты  понял?»  –  спрашивают обычно в общеобразовательной школе, потому что предмет понимают разумом, логикой, усваивают информацию.  А  в  музыкальной школе  преподавателю следует чаще всего  спрашивать:  «Ты чувствуешь?  Ты слышишь?»    

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОКУ

    
      Урок  сольфеджио,  имея  сложную  структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные  виды  занятий:  пение  по  нотам  с  соблюдением  чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения,  слушание  музыкальных  произведений  и  распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально  подготавливая  их,  настраивая  интонационно  к предстоящей работе.
    В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между  интонированием  и  музыкальным  слухом.  Являясь  первоосновой певческой  интонации,  музыкальный  слух  сам активно совершенствуется  под  воздействием чистого пения. Поэтому-то привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших  задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания  и  затруднений  учащихся  при   интонировании – это  слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном  этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание,  звукоизвлечение,  фразировка,  посадка  при пении, сознательное  отношение  к  нотному  тексту.
    На   уроках сольфеджио очень  важно  научить  детей  верно   петь   с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно  поется  в  данный  момент. Поющий охватывает взглядом  музыкальный  текст,  забегая  вперед, предвосхищая внутренним  слухом  то,  что  еще  не  спето.  Чем более развит внутренний  слух,  тем  дальше  учащийся  видит  при  пении,  тем  точнее и  конкретнее  его  внутренние  слуховые  представления  звуковысотных и  ритмических  компонентов  прочитываемых  мелодий.  Поэтому  чтение с  листа   необходимо  проводить  регулярно  и  систематически.
    Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального  материала  являются  доминирующим  разделом  работы  на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей  тренировкой  памяти  путем  пения  вслед  за слушанием.
    В этой  части  занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием  слуха  и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный  фактор,  то  диктант  воспринимается  только  на слух.  Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений,  требующей  тщательной  предварительной   подготовки.
    Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной  речи  и,  в  то  же  время,  пополняют  знания детей  в области  музыкальной  литературы.
    Теория музыки учащимся необходима для освоения нотно-музыкальной  грамоты,  способствуя  приобретению  внутренних слуховых  представлений,  облегчает  анализ и синтез музыки при ее пении и слушании. Теория музыки не составляет самостоятельного раздела в курсе сольфеджио, она органически связана с другими практическими  формами работы: исходит из практики и к ней обращается. Абстрактные теоретические понятии выводятся из конкретного  музыкального опыта, из его звуковых образцов, накопленных  в  памяти  обучающихся.
    Сухие  теоретические  объяснения, тренировка на одних письменных и устных упражнениях, грубая и немузыкальная игра педагога  приводят  к  выхолащиванию   музыки  на  уроке,  к догматизму, к отрыву теоретических  сведений от практической музыкально-исполнительской деятельности учащихся. Необходимо преодолевать эту сухость  в  проведении  занятий,  приносящую  немалый  вред учащимся.
    Наряду  с  пением,  диктантом, музыкальной  грамотой  очень  важно на уроках сольфеджио уделять время слушанию музыки. При выборе произведений для слушания необходимо, чтобы они были художественно  выразительны, логичны, и ярки в отношении музыкальной образности. Материалом могут служить мелодии, песни, небольшие  музыкальные  пьесы:  от  предложения или периода до простых  двух-трех  частных  форм, не  более.  Так  как  домашние  задания при этой форме работы почти невозможны, то необходимо стремиться  слушать  и  анализировать  музыку  на  каждом  уроке.
    Назову  некоторые  произведения  из репертуарного списка, которым я  пользуюсь  вот уже на протяжении многих лет. Это «Инвенция»  ля минор   и  «Прелюдия»  До мажор  И.С. Баха,  «Мазурка» до минор  и  «Полька» ре минор М.И. Глинки,  «Полонез» М.А. Огиньского, «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта, «Клоуны» Д.Б. Кабалевского,  «К Элизе» и «Соната №14» (лунная) Л. Бетховена, «Вальс» Ф.Шуберта,  «Весной» Э.Грига   и   пьесы  из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Неаполитанская песенка»,  «Баба Яга»,  «Старинная французская песенка»   и  т. п.
    Знакомя детей с музыкальными произведениям. Педагог должен постоянно иметь ввиду, что дают эти слушания, какие мысли и чувства они вызывают. Музыка, подобранная для слушания, должна пробуждать  в  учащихся  эмоциональный  отклик.  Необходимо, чтобы      в репертуарном списке были представлены различные композиторы, стилистические направления и жанры с целью расширения общего художественного  кругозора  детей,  развития их музыкального интеллекта. 
     Зная  о  том,  что  живые  и четкие внутренние музыкально-слуховые  представления  возникают  лишь  на  основе  ярких впечатлений,  что  умение  слушать   музыку и  эмоционально  переживать ее  является  условием  развития  музыкального  слуха, педагоги-теоретики не всегда и не все используют эту форму организации музыкального опыта на уроках сольфеджио, упуская одну из возможностей  в  воспитании  необходимого  навыка  у  учащихся.
    Таким  образом,  слушание  и сознательное восприятие музыкальных произведений является важнейшим элементом урока сольфеджио. И не следует ограничиваться только простым ознакомлением. Наряду с восприятием необходимо проводить анализ произведений, что способствует развитию художественного вкуса и культуры  эстетических  оценок.  Благодаря  живому  контакту  с  музыкой растет  эстетическая  культура  учащихся.
    Разумеется, произведения, предлагаемые детям, должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступными восприятию учащихся,  вносить  что-то  новое  в  их  музыкальный  опыт.
    Методичность и  последовательность  в  построении  уроков,  ясность и  конкретность  в  объяснениях  и  постановке  задач,  четкая  организация  классной  и домашней  работы,  требовательность  к  качеству  выполняемых  заданий  и  активному  участию  в  работе  группы – вот  те  основные  требования,  которые я предъявляю к педагогу-сольфеджисту  с  методической точки зрения. В целом атмосфера занятий должна быть творческой, увлекательной и эмоционально-насыщенной.  
    Желательно, чтобы все вышеперечисленные формы работы использовались  на  каждом  уроке,  чтобы  занятие  было  полноценным,  а  внимание  учащихся – постоянно  активным.  Необходимо  не  допускать однообразия и переутомления. Умело чередовать разделы урока, стремясь к устранению граней между частями. Эти грани, связанные  с  рабочим  планом  урока,  могу существовать лишь в сознании  педагога,  но  ни  в  коем случае  не  в  сознании  учащихся. Урок  должен  быть  целостным,  объединяющим  все  его  составные части в общее понятие – музыка. Разумеется, гармоничное соединение различных видов работы в едином педагогическом процессе – навык, приобретаемый  с  годами.
    Именно  на  уроках  сольфеджио  учащиеся  получают  знания  о  том звуковом материале, из которого складывается музыка. У них формируется  гармонический,  звуковысотный,  интонационный,   ладовый  и  тембровый  слух,  чувство  лада и ритма. Достаточно внимания  уделяется  привитию  прочных  навыков  восприятия  элементов музыкальной речи, способствующих лучшему пониманию музыки.
    Уроки  сольфеджио  должны  приносить удовлетворение,  как  детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой. Педагогу-теоретику необходимо помнить, что из детей, посещающих музыкальное отделение ДШИ, пополняется слой музыкально-образованной аудитории, поэтому музыка, звучащая на уроках сольфеджио,  должна  стать  притягательной  силой  для  учащихся.
    Группы по сольфеджио на музыкальном отделении школы комплектуются,  как  правило,  по  возрастному  принципу.   Не  всегда  это удается,  но,  по  возможности.  Следует  соблюдать  это  требование. В  связи  с  этим  и  методика преподавания сольфеджио должна учитывать  возрастные  особенности  детей,  используя  различные приемы  и  формы  работы.
    Учебный  план  предусматривает  занятия  групповые,  в  то  время как внимание и приемы работы для каждого учащегося требуются индивидуальные.  Сочетание в классной работе группового метода занятий  с   индивидуальным  требуют  от  педагога  продуманного подхода  к  плану  проведения  урока.
    Очень  важно  учитывать  в  учебном  процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики,  но  и  с  точки  зрения  его  воздействия  на  эмоциональную сферу  детей.  Если  учебный  материал  подается  педагогом  в интересной  форме,  если  он  затрагивает  не  только  ум,  но  и  чувства учащихся,  усвоение  будет легким,  а  знания  будут  более  прочными.
     Занимаясь  музыкальным  воспитанием  и обучением детей, педагог-теоретик  должен  также  помнить  и  о  формировании личности.  Весь  проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным  их  восприятию,  иметь  широкое   воспитательное  значение. Быть  глубоким  по содержанию. А  не  узко ограниченным только задачами  развития отдельных профессиональных навыков. Так, например,  формирование  одного  из  сильнейших  человеческих  чувств – любви  к  своему  народу,  к своей Родине – важное место должна занимать на уроках сольфеджио  народная  песня,  отрывки  из  шедевров национального  музыкального  искусства.
    Успех  обучения  во  многом  зависит от согласованности требований  педагога  со  способностями  детей  принять  эти  требования, от  разбуженного  в  них  энтузиазма  и  верно понятой ими необходимости  обучения,  чтобы  учащиеся  учились  с  воодушевлением и  получали  радость  от  самого  учебного  процесса.

О  НЕКОТОРЫХ  МЕТОДИЧЕСКИХ  НАХОДКАХ  И  ПРИЕМАХ  


    Эти педагогические хитрости и методические находки могут показаться  кому-то примитивными, но они просты в силу моего любимого  учебного  принципа:  «Не мудрствуя лукаво».  То есть стараюсь  не  разводить  глубокой  философии  на  мелком  месте – ищу самые простые и доступные формулировки теоретических понятий, максимально  облегчая  их  восприятие  и  усвоение  детьми.
     Если, например, в младших классах я определяю понятие «тональность» как ладовую организацию устойчивых и неустойчивых звуков  вокруг  основного  опорного  тона,  который  и  дает  ей  название. То  в  старших  классах формулировка этого понятия уже звучит несколько  иначе:  тональность – это  высота  лада. Это система отношений  музыкальных  звуков,  основанная  на тяготении неустойчивых звуков в устойчивые и на господстве тоники, самой устойчивой  ступени  лада.  Кстати  для  учащихся  младших  классов,  лад – это  когда  звуки  ладят  между  собой.
     Общение с  музыкой  на уроке – сложный психологический процесс, требующий максимальной раскрепощенности учащихся и преподавателя, поэтому вопросы поведения и дисциплины детей решаются мною спонтанно в зависимости от персонального состава группы. Если в ней больше детей склонных к недисциплинированности, то,  естественно  нарушается  нормальный  ритм и темп урока. И. наоборот, если большинство детей понимают важность соблюдения дисциплины, то нет проблем, и уроки проходят организованно  и эмоционально.
     Из-за склонности одних детей к физической активности, подвижности  и  пассивного отношения к происходящему на уроке других, занимающихся посторонними делами, нелегко бывает сконцентрировать их внимание на длительное время, что обязывает педагога к большей творческой изобретательности в смене методов обучения  (например, пение «цепочкой»). А,  порой,  и  в  предоставлении детям различных, буквально минутных физических и эмоциональных разрядок, которые благотворно сказываются на выработке внимании, дисциплины  и  помогают  не терять  общего  темпа  работы  на  уроке.
    Чтобы  как-то  разнообразить многократные повторения мелодий при  ритмической  и  интонационной  отработке. Я использую для лучшего их усвоения определенные ритмослоги: для четверти и половинки – «та», для  восьмушек – «та-ти», для  четверти  с  точкой  и восьмой  – «таа-ти», для пунктирного ритма – «та-ри», для  4-х шестнадцатых – «та-ри-ти-ри», для  восьмушки  с двумя шестнадцатыми – «та-ти-ри», для шестнадцатых с одной восьмушкой – «та-ри-ти», для триоли из восьмушек – «та-ти-ки», для  синкопы  четвертной  в окружении восьмых – «та-тья-ти»  и  т.д.  и  т.п.
    Мой  личный опыт преподавания сольфеджио показал, что привычка детей ассоциировать определенные ритмические сочетания звуков с их ритмослоговыми  эквивалентами  помогает  им  осваивать  успешно наиболее употребительные ритмически формулы и правильно ритмически  оформлять  мелодии  при  записи  музыкальных  диктантов.
    После  индивидуального  пения  мелодий  по  нотам  из  учебника, как  правило,  они  повторяются  в совместном пении всей группы, причем, чтобы  избежать  ошибок  в  тактировании,  я  пользуюсь  приемом инерционного разгона. Суть этого приема заключается в следующем:  перед   совместным  пением  подготавливается  тактирование  и,   когда  все  верно  показывают  рукой  схему  размера,  по  моему  знаку все  начинают  петь.
     Отличники тем и отличаются, что сольфеджируют без подыгрывания им на инструменте, для хорошистов требуется гармоническая поддержка на фортепиано, а дети со слабыми музыкальными  данными  вообще  не  могут  петь  без  помощи  педагога. Во  время индивидуального опроса стараюсь спрашивать в первую очередь  более  способных  детей,  чтобы  остальные  ориентировались  на них. При такой очередности учащиеся с пониженным слухом поют увереннее   и   чище.
    При определении тональности и ее ключевых знаков пользуюсь известным правилом: последний диез при ключе является седьмой ступенью  мажора.  А  последний  бемоль – его  субдоминантой,  строго соблюдая  порядок   появления диезов по квинтам, а бемолей – по квартам.
    Приоритет практических навыков над теоретическими, т.е. когда абстрактные  понятия  следуют за их практическим освоением, выражается  в  анализе  движения  мелодии  с  выяснением  интервальных и  гармонических  соотношений  ее  звуков.
    С наиболее способными детьми практикую подбор аккордового сопровождения с использованием трезвучий главных ступеней и доминантсептаккорда с их обращениями к однотональным, с ясным гармоническим контекстом, мелодиям.
     Предпочитаю  работать  с детьми  на  уроке  в тональном  единстве и  родстве.  Стремлюсь  к  тому,  чтобы  все  разделы  урока  объединяла общая настройка. Считаю этот педагогический прием важнейшим условием лучшей ориентации в слуховых представлениях, что придает учебной  работе   на   уроке   целостность   и   единство.
    В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко и невысоко, т.е. избегаю высокой тесситуры и широкого диапазона  в  мелодиях, требующих большой гибкости голоса и настоящих  вокальных  данных,  навыков  и  умений.
    Считаю основным способом продуктивного получения теоретических  сведений – общение учащихся  с  преподавателем, который профессиональной  речью  на  уроке во время зрительно-слухового  анализа   учебного   нотного  материала  постоянно  сообщает  и  напоминает  детям  основные  положения   музыкальной   грамоты.  То есть,  прежде  чем  петь  ту  или  иную  мелодию  из учебника, я предлагаю проанализировать ее с точки зрения лада. размера, тональности,  интервалов  и  аккордов,  которые  встречаются  в  мелодии. Желательно,  по-возможности,  проинтонировать  каждую  фразу мелодии вне ритма. Таким образом, этот разбор фокусирует в себе основные музыкально-теоретические  сведения,  которые   необходимо   повторять  и  закреплять  на  каждом  уроке.
    Чтобы аналитическая  работа  проходила  успешнее  и  эффективнее, требую  от  учащихся  заниматься  ею  при  самоподготовке  дома.  Плюс  к этому – определение отдельных звуков в разных регистрах заданной тональности и интервалов, играя их на инструменте, не глядя на клавиатуру.  Также  полезно  пение  интервалов  и  аккордов  вверх  и  вниз  от  заданного  звука,  проверяя  их  на  инструменте  и  убеждаясь  в их  правильности.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  КОНТРОЛЯ  НАД  УЧЕБНОЙ  РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ
    Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением  своих  учащихся  на каждом этапе работы, т.е. учет знаний, навыков, умений должен включаться во все звенья учебно-воспитательного  процесса.
    Специфическая особенность уроков  на  музыкальном  отделении  как уроков искусства  заставляет  педагога  искать  такие  проверки знаний учащихся, которые не превращали бы опрос в сухую формальность, а сохраняли  бы  характер  музыкально-эстетической  деятельности.
    Главное – это систематически выявлять уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценивать его. Учет знаний имеет целью не только установить, что именно освоено недостаточно. Но и найти причину этого. Чтобы в дальнейшей работе устранить  недостатки  в  навыках  сольфеджирования,  пения  по  нотам  с листа,  нотно-музыкальной  грамоты  и  слушания  музыки.
    В процессе проверки знаний на уроке особенно важна требовательность  педагога  к  уровню  умений  и навыков учащихся. Дети,  прочно  усвоившие  пройденный материал, стремятся проявить свои знания и даже обижаются, если преподаватель почему-либо не спрашивает их. Очень важно поддерживать их в этом стремлении. Находить  пути  поощрения  активности  учащихся.
     Проверять и оценивать знания учащихся на уроках сольфеджио можно  в самых  различных  формах:  и  в  текущей  работе,  и  в подведении  итогов  в  конце  четверти,  полугодия  или  года.  Проверку  и оценку знаний важно проводить так, чтобы и при индивидуальном опросе  активно  работала  вся  группа.
    Осуществляя  контроль над учебной работой учащихся, веду строгий учет опроса каждого из них, проверяя систематически усвоение ими пройденного. За диктант, как правило, оценок не ставлю, но подспудно  учитываю  их  в  общей  аттестации.
    Из пятибалльной системы мне хватает «3», «4», «5». Считаю это проявлением  уважения  к  личности  учащегося.  Таким  образом,  отметка  «3»  является самой плохой,  а  «2» считаю совсем не приемлемой  на музыкальном отделении ДШИ. Выставляя плохие отметки,  педагог,  фактически,  расписывается в своем преподавательском  бессилии  и  неумении.
    Разумеется,  оценка  оценке  рознь:  иная  «3»  значит гораздо больше, чем «5» способного лентяя. Объективная оценка достижений учащихся – несомненно, важный фактор совершенствования их знаний и развития  их  музыкальных  способностей.  Если  учет  ведется  от  случая к случаю, то результаты оставляют желать лучшего, и, наоборот – систематический  опрос  побуждает  учащихся  к  регулярной  работе.
    Основой для выставления оценки всегда служат программные требования и уровень владения ими тем или иным учащимся. Это позволяет оценивать результаты учебной работы детей с наибольшей объективностью. Крайне важно, чтобы отметка не только показывала уровень подготовленности учащегося, но и способствовала его дальнейшему  музыкальному  росту.  Вопросы  по  теории  стараюсь всегда  увязывать  с  музыкой. 
    Проверка знаний не должна быть оторвана от сознания учащимися практического значения того, чему учат. И еще, в систематичности опросов я усматриваю справедливость отметки. Поэтому, помимо классного журнала и дневников учащихся веду свои дополнительные записи  учета  выполнения  моих  требований  по  гаммам,  чтению с листа,  интервальным  и  аккордовым  упражнениям  и  т.д.  и  т.п.
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Содержание данного методического реферата складывалось из накопленных мною заметок, возникавших в связи с педагогическими  проблемами, из хаотических мыслей повседневной практики. Из критических отзывов и пожеланий коллег. Не все, что я намеревался сказать – высказано,  и  многое  еще  ждет  своей  очереди  обобщения. Этой работой не завершается изложение моего опыта преподавания сольфеджио, который продолжается и обогащается новыми методическими приемами, постоянным самоанализом и рефлексией собственного опыта. Надеюсь, что в скором времени недосказанное прозвучит в моих следующих докладах, методических сообщениях и работах.
    В  заключение  хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности  слуха,  развитые  вследствие  сложных  многолетних  его тренировок,  позволяют  не  только  слышать,  воспроизводить  голосом понравившуюся  музыку,  но  и  понимать  ее,  проникая  в  заповедные   ее  тайны.  
    Своим  выпускникам  по  окончании  школы  я  часто  повторяю,  что  главное – не то,  как  и  что они играют и слышат, а то, что в результате обучения музыке в ДШИ они стали духовно богаче, стали глубже мыслить, ярче видеть и тоньше чувствовать. Музыкальная грамотность  поможет  им  в  дальнейшем  жить  интересно, содержательно  и  счастливо,  о  чем свидетельствуют замечательные слова  великого  русского певца Ф.И Шаляпина, процитированные в самом  начале  моей работы..