«Использование клавишного синтезатора в работе концертмейстера»


Автор: Гвоздева Анастасия Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Использование клавишного синтезатора в работе концертмейстера»

Краткое описание работы: Деятельность концертмейстера предполагает сотрудничество с представителями разных художественных специальностей: среди них солисты, вокальные и инструментальные ансамбли, хоровые и театральные коллективы, оркестры. В каждом из этих направлений предполагается музыкальная поддержка, а, значит, и совместная работа над художественным образом на разных этапах исполнительской деятельности, поэтому концертмейстер должен быть «универсальным» музыкантом. Детская музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью синтезатора появляется гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения, а введение новых методов и интерпретаций, наполнение содержания образовательного процесса - залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Специфика работы концертмейстера. Роль клавишного синтезатора в развитии современного музыкального образования детей

ГЛАВА II. Применение современных технологий, использование клавишного синтезатора в работе преподавателя и концертмейстера

Заключение 

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI века ознаменовалось глобальными изменениями как области способов передачи информации, так и её представления: компьютерные и коммуникационные технологии всё глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в область музыкального творчества и музыкального образования. Процессы инновации затронули все социальные институты, в том числе детские школы искусств и детские музыкальные школы, средние профессиональные учреждения. В наши дни детские школы искусств, колледжи культуры и искусств представляют собой усовершенствованные, модернизированные учебные заведения, имеющие огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование подрастающего поколения.

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Использование компьютерных музыкальных технологий сейчас можно наблюдать практически на каждом отделении детских школ искусств, в работе каждого преподавателя. Не является исключением и работа концертмейстера. В последние годы обучение с помощью информационных технологий повышает положительную мотивацию учащихся к обучению, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. И в работе современного концертмейстера эта деятельность весьма важна и необходима.

Успех художественно -творческой деятельности любого вида во многом определяется пониманием природы ее инструментария. Каждый музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и овладеть им в совершенстве - значит глубоко проникнуться этой индивидуальностью.                       В последние годы, в пору стремительно растущего научно-технического прогресса, многие учащиеся музыкальных школ проявляют большой интерес к клавишному синтезатору. Дети и подростки с увлечением осваивают поистине неисчерпаемые возможности электронного инструмента, и в настоящее время синтезаторы являются полноправными спутниками акустических и цифровых фортепиано. В связи с этим, появилась необходимость в изменении системы дополнительного обучения: преподавателям необходимо увлечь учащихся, используя в своей работе новые технологии, развивать у учеников навыки самостоятельной работы и активизировать мыслительную деятельность. Увлеченные процессом работы на новом инструменте, некоторые преподаватели и концертмейстеры в заинтересованности не уступают своим учащимся и начинают мыслить креативно, максимально используя свой творческий потенциал.

В данной работе будут рассмотрены возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании в рамках детской музыкальной школы, а также некоторые специфические особенности и возможности преподавателя при обучении игре на синтезаторе и в работе концертмейстера.

 

ГЛАВА I.  

Специфика работы концертмейстера. Роль клавишного синтезатора в развитии современного музыкального образования детей.

Деятельность концертмейстера предполагает сотрудничество с представителями разных художественных специальностей: среди них солисты, вокальные и инструментальные ансамбли, хоровые и театральные коллективы, оркестры. В каждом из этих направлений предполагается музыкальная поддержка, а, значит, и совместная работа над художественным образом на разных этапах исполнительской деятельности, поэтому концертмейстер должен быть «универсальным» музыкантом.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, но надо отметить, что деятельность концертмейстера осуществима лишь в том случае, если она подкреплена не только основами теории и практики концертмейстерства, но и постоянным расширением культурного кругозора.

В образовательном процессе в сфере культуры концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности обучающегося, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя и концертмейстера. Каждый из педагогов, занятый в процессе обучения, незаменим. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входит подбор и адаптация музыкального материала с учетом индивидуальности каждого ученика. При этом критериями отбора репертуара для учащегося-вокалиста становятся его индивидуально-личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной сложности, так что необходимо хорошо читать с листа и виртуозно владеть инструментом.

Особенно важно, чтобы в атмосфере сотворчества педагога и концертмейстера проходил первый этап музыкального воспитания учащегося. Очевидно, что начальный период обучения будущего музыканта или любителя музыки – едва ли не важнейший в его музыкальной биографии. Именно в это время закладывается отношение к музыке, вырабатываются стойкие симпатии (а бывает, и антипатии) к ней, формируются базовые исполнительские умения и навыки.

Опыт показывает, что функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются в развитии личности юного исполнителя, в организации поэтапной работы над музыкальным произведением, в разучивании с солистом нового репертуара. Эта педагогическая сторона работы требует помимо аккомпаниаторского опыта (выразительная игра, которая помогает ребёнку воспринимать форму, метроритм, лад, другие средства художественной выразительности на эмоциональном уровне), ряда специфических навыков и знаний в области психологии, педагогики и смежных исполнительских искусств.

Важным моментом является психологическая совместимость участников образовательного процесса. Урок, как живой процесс определяется множеством самых разнообразных факторов. Следует выделить особую эмоциональную окрашенность занятий, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечивать его развитие. В такой атмосфере учащийся постепенно научится получать удовлетворение от самого процесса, а не только от результата. Концертмейстеру и педагогу очень важно обладать коммуникативной культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании обучающегося.

Юным музыкантам, особенно начинающим, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятствуют самовыражению артиста. В значительной степени это касается публичного выступления, когда артист испытывает наибольшее волнение. Ведь, как известно, выход исполнителя на концертную эстраду относится к категории стрессовых ситуаций и предполагает адаптацию к особому, отличному от рабочего состоянию. С чем же приходится сталкиваться и солисту, и аккомпаниатору? Прежде всего, с новыми, непривычными условиями: акустикой концертного зала, освещением. Неопытного вокалиста могут отвлечь неожиданные внешние раздражители и, как следствие, исполнитель может забыть слова, неточно воспроизводить ритмический рисунок, не выдерживая метроритмические рамки. Концертмейстер в этой ситуации должен вовремя «подхватить» ученика, для этого необходимо обладать быстрой реакцией. Опытный преподаватель-концертмейстер помогает выступающим устранить напряжение перед концертом и достигнуть состояния комфортности сценического выступления.

Выразительное исполнение концертмейстера создает необходимое эмоциональное состояние, способно увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувствованию оттенков, штрихов, кульминации, а значит сконцентрировать внимание учащегося на художественной стороне исполнения и избавить от излишнего волнения. Самообладание так же необходимо для концертмейстера, он должен знать, что ошибок и поправок при выступлении не должно быть, не допустимы также их мимические выражения.

На начальном этапе обучения юные вокалисты не имеют представлений об основах правильного владения дыханием, звукоформирования, звуковедения, поэтому значительное внимание уделяется пению распевок и разнообразных упражнений на развитие дыхания, силы голоса-звука в разных диапазонах. И здесь концертмейстер может раскрыть свои творческие способности. В помощь педагогу, концертмейстер может сочинять необходимый материал, должным образом обеспечивающий задания педагога. Подбор и исполнение разнообразного сопровождения воспитывает у детей гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра, а также вносит разнообразие в многократные повторения упражнений.

Также развитию гармонического слуха у учащихся способствует импровизация и аранжировка. Многие песни, особенно народные, не имеют авторского сопровождения, и в их исполнении детьми необходима инструментальная поддержка. Освоение фактурных формул различных жанров – необходимая составляющая работы концертмейстера. Основным показателем удачной аранжировки является умение скомбинировать в одном

произведении несколько формул одной фактуры, например, разнообразить куплеты, незаметно ввести в аккомпанемент элементы мелодии, что особенно важно в работе с начинающими вокалистами. Важно не только найти правильную гармонию, но и помочь вокалисту в освоении стилистики произведения сохранить при этом тонкость ансамблевого исполнения.

Концертмейстер вместе с преподавателем осуществляет музыкально-теоретическое образование учащегося, прививают ему чуткое отношение к поэтическому и музыкальному тексту. Музыкально неграмотный певец, который не способен проанализировать содержание и форму произведения, определить его характер, не сможет самостоятельно работать и всегда будет зависеть от педагога или концертмейстера.

Педагогическая творческая работа концертмейстера представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыканта. Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Это творческая работа, воплощение замысла художественного произведения. Было бы в корне неверно низводить деятельность концертмейстера к только лишь механистическому озвучиванию исполняемой в ансамбле песни, хореографической композиции, умелому заполнению необходимых пауз у солистов. Наравне с руководителем, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах.

Поговорим о роли клавишного синтезатора в развитии современного музыкального образования детей. Основоположником использования синтезатора в современном музыкальном образовании детей и одним из первых авторов учебных материалов, программ и пособий является И.Красильников. Впоследствии эти вопросы стали развивать и популяризировать А.Алемская, И.Клип, Н.Михуткина, Е.Будкина, В.Чудина. Ежегодно преподаватели и концертмейстеры музыкальных школ и школ искусств стали посещать семинары и курсы повышения квалификации с целью совершенствования педагогического мастерства и методики обучения учащихся по специальности «Синтезатор». Но все же в школах работает немного преподавателей, владеющих всеми возможностями синтезатора.

Обучение игре на синтезаторе можно начинать с 5-6 лет, в ДМШ и ДШИ оно осуществляется на полупрофессиональном инструменте (Yamaha или Casio). Подобные инструменты имеют дисплей, на котором отображаются настройки и происходящие действия. Пятиоктавная клавиатура имеет функцию чувствительности к нажатию, как на фортепиано, что требует от учащихся даже на ранних этапах обучения аккуратного нажатия клавиш и гибкого, мягкого запястья (техника схожа с фортепианными навыками).

Современные дети с легкостью овладевают различными техническими новинками и для них не составляет особого труда понять принцип работы синтезатора. В дошкольном и раннем школьном возрасте дети любознательны и с интересом посещают занятия. В процессе обучения они учатся использовать функции инструмента, которые хорошо развивают чувство ритма, слух, память. В этом большим подспорьем является игра с автоаккомпанементом. Не меньший интерес у учеников вызывает поиск интересных звуков и шумовых эффектов, которые они используют для собственной интерпретации музыкальных произведений. Функциональные возможности синтезатора с большим разнообразием стилей и тембров дает учащимся возможность экспериментировать, не боясь проявлять свои творческие способности.

Использование демонстрационных средств клавишного синтезатора может обогатить традиционную исполнительскую деятельность учащихся в ДШИ и ДМШ, создать предпосылки для более продуктивной работы за фортепиано в целом. Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет возможности преподавания фортепиано, способствует активизации внимания ученика и музыкального мышления в целом, а внедрение новых форм работы в деятельность концертмейстера расширяет круг способностей музыканта и общего интереса к профессии.

 

ГЛАВА II. 

Применение современных технологий, использование клавишного синтезатора в работе преподавателя и концертмейстера.

Совместно с руководителем, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, используя средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной творческой задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах, мастер-классах. В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности концертмейстера очень актуально. В постоянном стремлении улучшить свою деятельность, концертмейстеры используют новую нотную литературу, много занимаются на инструменте, но порой этого не хватает. На помощь приходят компьютерные технологии. Синтезатор, по сути, является музыкальным компьютером, который помогает концертмейстеру решить вопрос в «модернизации» того или иного произведения.

Например, многие произведения классической и современной музыки написаны в темпе Allegro. Если этюд или пьеса написаны в размере двух или четырех четвертей, можно выбрать из банка соответствующий ритм и сыграть композицию под аккомпанемент синтезатора. Примером могут служить танцевальные ритмы (полька, фокстрот, квикстеп), джазовые (регтайм, баллада, свинг), ритмы рок-музыки (рок, твист, буги-вуги и другие). Причем можно давать темп в сравнении, проиллюстрировать, как звучит это произведение в медленном, умеренном темпах, как меняется его характер и как влияет темп на образное содержание композиции. Размер три четверти подразумевает обращение к жанру вальса (можно джаз-вальса). Соответственно выбирается и ритм. Пьесы в медленном темпе требуют другого ритмического сопровождения. Здесь уместно обратиться к медленным балладам, серенадам, медленным вальсам, которых достаточно много в программах любого клавишного синтезатора. Параллельно ученику преподносятся знания о стилевом разнообразии музыки.

Некоторым ученикам не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью синтезатора просто необходимо. Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося дает ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего пианиста. Игра на фортепиано превращается в процесс совместного исполнения музыки, причем синтезатор не дает ученику отклоняться от темпа и учит играть ритмично. Ритмы можно менять, экспериментировать, учитывая интерес и мнение ученика, а темп устанавливать по мере технической подготовки на данный момент. Даже изучение гамм под темпо-ритмическое сопровождение можно превратить в занимательную игру и каждое техническое упражнение станет «живым» и интересным.

Конечно, не стоит часто использовать этот вид работы с учеником -это вспомогательный способ обучения, который приносит результат в виде частично сформированных в сознании ученика и на слуховом уровне метро-ритмических ощущений. После этого начинается процесс, когда обучающийся играет на фортепиано только на основе полученных знаний, слуховых представлений и формирующегося музыкального вкуса. И даже темп он должен выбрать самостоятельно, предполагая при этом некоторые отклонения (агогику), моменты кульминации и спада, движения вперед и замедления, которые необходимы для создания цельного образа исполняемого музыкального произведения.

Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, преподаватель обязательно должен рассказать ученику в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты, дать краткие сведения о сопрано, альте, теноре и басе. Ученику предлагается поиграть полифоническое произведение по голосам, воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра, услышать и запомнить окраску каждого голоса, а затем воспроизвести звуковые образы на фортепиано, приблизившись к тембру только что услышанного инструмента. И тогда игра ученика начинает приобретать совсем другое содержание.

При изучении сонаты учащемуся обязательно говорится об оркестровом слушании фактуры, и здесь простор для фантазии безграничен. Синтезатор показывает эту красочную музыкальную палитру во всем великолепии различных тембров. Играть на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов - это значит приблизиться к оркестровке произведения.

Владение кантиленой, «певучей» манерой игры на фортепиано или же кантиленой в пении всегда считалось признаком профессионализма. Преодолевать ударную природу инструмента, умению «петь» на интсрументе обучают с самых первых занятий. Как правило, ребенку приводятся сравнения с игрой на струнных инструментах, когда звук тянется долго и протяжно. Используя звуковые тоны синтезатора, можно сразу же сыграть музыкальный пример, охарактеризовать окраску инструмента и попытаться найти нужный тембр вместе с учеником на фортепиано. Процесс поиска тембра очень долгий и требует особого внимания, но именно он дает неповторимость звучанию и учит хорошему качественному пианизму, развивает слуховой контроль, пробуждает воображение.

Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора - это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание. Использование синтезатора на уроках специальности в музыкальной школе - это современное направление, которое можно и необходимо внедрять в музыкальную учебную практику.

Отступим от использования синтезатора в работе преподавателя и вернемся к использованию синтезатора в работе концертмейстера. Бывает так, что вокалисту сложно подобрать минусовую фонограмму для исполнения нужной песни - «минус» может быть не в той тональности или плохого качества, может быть стилизован неправильно или выбрана не та аранжировка. Пользуясь возможностями синтезатора, концертмейстер легко может написать минусовую фонограмму сам в нужной вокалисту тональности и аранжировке. В ДШИ г.Пошехонье эта практика успешно работает. Концертмейстером создано множество «минусовок»:

  • «Дед Мороз», «На пороге Новый год», «Дуэт кошки и мышки» и др. - для класса раннего эстетического развития.
  • «Матерям погибших героев», «Ангел», «Если б не было войны», «Мой прадедушка», «Аист на крыше», «Нет террору нет войне», «Мир», «Темная ночь», «Веселый музыкант», «Гимн Пошехонского сельскохозяйственного техникума», «Песни наших отцов» и др.  для хора, вокалистов и инструментального ансамбля.

Благодаря созданным музыкальным аранжировкам учащиеся смогли успешно выступать на конкурсах, концертах и фестивалях.

Для работы концертмейстера использование информационно-компьютерных технологий открывают новые возможности: творческую перспективу, повышение уровня образованности, облегчает выполнение творческих задач.

Существует ряд программ, звуковых и нотных редакторов, которые можно использовать в своей деятельности. Их условно можно разделить на такие как:

  • Нотные редакторы: «Sibelius», Finale и др.
  • Обучающие программы: Ear Master School, Band-in-a-Box и др.
  • Звуковые редакторы: Celemony Melodyne Editor, Steinberg WaveLab и др.

С появлением компьютера в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты. И еще одно: теперь любой музыкант-любитель - сам себе издательство. Он может легко набрать и напечатать любые свои сочинения. Надо только правильно подобрать программу.

Огромную вспомогательную функцию в работе концертмейстера несет танец под фонограмму. Стандартной возможностью клавишного синтезатора  является транспонирование и изменение темпа. Таким образом, можно легко подобрать комфортные условия для отработки танцевальных движений.

Для конвертирования фонограммы с формата синтезатора на формат аудиотрека применяются такие программы как, Adobe Audition (пакет Adobe Audition 1 и 5 обладает расширенными возможностями проигрывания и повторения мелодии аудио микширования, редактирования, записи мастер-диска и наложения звуковых эффектов). Особое значение для концертмейстера имеет использование последней версии именно этой музыкальной программы. В ней предусмотрена специфическая система записи и аранжировки в разных ключах. С помощью программы можно за короткий промежуток времени подготовить музыкальный материал (сопровождение к песни, танцу). Программа позволяет прослушать произведение, подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру, перевести из одной тональности в другую (транспонировать) произведение. Данная программа способствует развитию профессионального умения аккомпанировать не только танцевальному коллективу, но и солисту и хору вокально-хоровому или танцевальному коллективу.

Необходимость применения музыкально-компьютерных технологий в работе концертмейстера обусловлена его спецификой. Известно, что игра концертмейстера на инструменте, особенно если это баян или аккордеон требует больших физических усилий, и для более плодотворной работы требуются перерывы. Но в работе, тем более, педагогическом процессе это недопустимо, вот здесь и приходят на помощь компьютерные технологии. Процесс слушания музыки становится легко управляемым и контролируемым, насыщает его красочными видео эффектами в режиме реального времени, что, в свою очередь, помогает больше заинтересовывать учащихся и повышает результативность совместного творчества.

Мастерство концертмейстера, как исполнителя музыки, как проводника музыкального материала до сознания и души учащегося глубоко специфично. Оно требует от него не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии.

Время заставляет концертмейстера изучать возможности электронных клавишных инструментов. Синтезатор довольно молодой, но наиболее уникальный и распространенный музыкальный инструмент XXI века. Синтезатор имеет ряд преимуществ перед другими электроинструментами, так как в нем слились воедино, небольшие габариты, малый вес, возможность одновременного воспроизведения самых различных ударно-шумовых звуков, и музыкальных инструментов, а также возможность связи синтезатора с компьютером, для записи музыкальных фонограмм и обработки звука с помощью музыкальных программ для обработки звуковых файлов.

Использование синтезатора концертмейстером на уроках и выступлениях вокалистов обусловлено современным подходом к озвучиванию занятий и концертных выступлений, как солистов, так и вокальных ансамблей.

Используя в своей работе синтезатор и компьютерные программы для записи и обработки звука, сразу становится видимым качественный результат творчества концертмейстера и всех участников образовательного процесса.

Следует также отметить, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна.

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляют возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки, обучающихся к концертным выступлениям, расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность концертмейстера – это целое искусство, в котором аккомпанементу принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, которая не исчерпывается чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильно ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или инструментального ансамбля. И, пожалуй, каждый музыкант знает, что концертмейстерское искусство доступно далеко не всем музыкантам. Оно требует особого призвания, высокого музыкального мастерства и художественной культуры. Многие известные композиторы занимались аккомпанементом.

В настоящее время стали проводиться конкурсы – фестивали, на которых, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются такие проблемы как «несоответствие сложнейших задач, стоящих перед концертмейстером (его роли в ансамблевой работе с солистом, его вкладе в конечный результат, его значение в развитие музыканта), и того места, которое отводится аккомпаниаторам, а также диспропорции в уровне оплаты музыкантов».

Много практических советов концертмейстерам содержится в книге Д.Ж. Мура «Певец и аккомпаниатор». Концертмейстер – «пианист, помогающий пианистам, инструменталистам разучивать партии, и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». А деятельность аккомпаниатора подразумевает лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает нечто большее: разучивание солистами их партий, умение контролировать качество их исполнении, знание их исполнительской специфики, умение подсказать путь к исправлению недостатков.

Можно говорить о многих профессиях, и рассуждать о их важности, но никогда не стоит забывать, что от каждого профессионала должны исходить не только умения и знания, но и практические познания, с которыми он бы мог делиться с окружающими его людьми: учениками, коллегами, знакомыми и просто слушателями. В этом есть огромная задача, которую должен ставить перед собой любой музыкант – это постоянная работа над собой, над своим искусством, над своим совершенствованием. Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет интерес к познанию новой музыки, новых современных технологий, связанных с изменением и совершенствованием музыкального материала, знакомству с нотами тех или иных композиторов, слушая их в записи и на концертах. Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, что он является участником музыкального действия, причём участником второго плана, но так необходимого в целом.

Из вышеизложенного можно заключить, что особенности работы концертмейстера заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального пения, хореографического аккомпанемента, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поиске разнообразных методов педагогической работы и освоении современных технологий. Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство – это искусство, а концертмейстер в современной образовательной сфере – и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог, и мастер современных компьютерных технологий.

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся, а привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей и новым, современным способом развития концертмейстерской работы способствует развитию музыкальных способностей, логики и пианистического аппарата учащихся, а также музыкального вкуса детей и взрослых. Детская музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью синтезатора появляется гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения, а введение новых методов и интерпретаций, наполнение содержания образовательного процесса - залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. — М., 2007.
  2. Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано / М.Н Баринова —Л., 1926.
  3. Красильников И.М. Электронное и музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М.Красильников — Дубна: Феникс+, 2007.
  4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. / Н. Крючков — Л., 1961
  5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность / Е.И Кубанцева // Музыка в школе – 2001, № 4.
  6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. педагогических вузов и средних профессиональных учебных заведений / Е.И. Кубанцева — М.: Академия, 2002
  7. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. / А.А. Люблинский —Л.: Музыка, 1972
  8. Нерушева О. А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 399-400.
  9. 9 Сахарова С. П. Воспитание концертмейстера: сборник методических статей / С. П. Сахарова. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

10. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, № 4.

11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е.М. Шендерович — М.: Музыка, 1996.

12. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. / Е. М Шендерович — М.: Музыка, 1987.

13. Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе».- М.: Экон-Информ, 2011.

14. Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники».-М.: Экон-Информ, 2010.

15. Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств».-М.: Владос, 2010.

16. Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ.-М.: Композитор, 2000.