Автор: Шулятьева Ангелина Александровна
Предмет: Музыкальный фольклор
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: сценарий урока
Тема занятия: «Проводы зимы. Масленица»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методы:
Музыкальный материал:
Материалы и оборудование: ноутбук, акустические колонки, USBфлеш-накопитель с записью песен и фонограмм, маска медведя (приложение 1), маски скоморохов (приложение 2)
Ход занятия
Дети входят в класс, рассаживаются по местам
Музыкальное приветствие:
Педагог: «Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Педагог!»
Педагог: Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!
Педагог: Что за музыка встретила вас в классе?
Дети: русская народная песня.
Педагог: Как вы думаете - кто сочинил эту музыку композитор или народ?
Дети: Народ.
Педагог: Правильно. А где чаще исполняют русские народные песни?
Дети: На праздниках, посиделках, на гуляньях.
Педагог: Совершенно верно. Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной. В это время празднуется большой и веселый праздник. А о каком празднике пойдет речь, вы узнаете по стихотворению–загадке, которое вы сейчас услышите.
Педагог: Много праздников на свете!
Всей душой их любят дети.
Мы ж Весну к себе зовём.
И о празднике народном разговор мы поведём.
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Дети: Масленица!
Педагог: Правильно! И тема нашего урока называется «Проводы зимы. Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны.
Педагог: А цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через: русскую песню, частушку, игры, хороводы, загадки, пословицы и поговорки. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
Педагог: Почему этот праздник получил такое название?
Дети: От традиции печь блины.
Педагог: Чем блины хозяйки смазывают?
Дети: Маслом.
Педагог: Есть такое выражение в народе – замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить?
Дети: Зимушку!
Педагог: Правильно! Ведь Зима еще не ушла, а весна не пришла. У русского поэта Федора Ивановича Тютчева есть такие строки:
Зима недаром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А хотите узнать, как в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции?
Дети: Да!
Педагог: Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле.
Древние славяне почитали солнце, которое давало жизнь и силу всему живому.
Праздник длился целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и «стар и млад». В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи.Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями. Многие из них дошли и до наших дней. А кто их придумывал?
Дети: Танцы, песни, игры придумывал народ.
Педагог: Как эти песни, игры дошли до нашего времени?
Дети: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Педагог: Масленичные гуляния любили рисовать русские художники. Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с картиной русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.( Приложение № 3)
Вот посмотрите, как он изобразил Масленицу на этой картине. Мы видим, как катаются на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, устраивают ярмарку, театры. Ездят на тройках, поют, танцуют.
Педагог: Вглядываясь в эту картину можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
Педагог: Отправляемся на праздник Масленицы?
Дети: Да!
Педагог: Хорошо. И нам в этом поможет календарь Масленицы. Мы будем перелистывать листы календаря, потому что все дни масленой недели имеют свои названия. Итак, давайте откроем первую страничку календаря масленицы. Понедельник – «Встреча»
Педагог: Как называется первый день недели?
Дети: Понедельник!
Педагог: Понедельник – называется «Встреча». В понедельник целый день веселье: устраивались горки, качели. А самое главное – в первый день наряжали чучело Масленицы. А из чего ее делали?
Дети: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Педагог: Любит Масленица, чтобы в ее честь пели песни да частушки. Ребята, а вы знаете, что такое частушки?
Дети: Маленькая песенка.
Педагог: Частушка – это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки?
Дети: Народ.
Педагог: Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?
Дети: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать.
Педагог: Правильно. Сейчас будет звучать фонограмма, а кто хочет исполнить частушки – выходите смелее! (детям раздается текст частушек) (Приложение № 4)
Педагог: Как мы понедельник встретили?
Дети: частушкой звонкой.
Педагог: Правильно! Переходим к следующему дню. Открываем еще одну страничку масленичного календаря. Вторник – «Заигрыш»
Педагог: Как называется второй день недели?
Дети: Вторник!
Педагог: Вторник – Заигрыш. Заигрыш беспечный - вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, Игры и потехи, а за них награда – Сдобный и румяный масленичный блин.
Педагог: Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. А еще, на Масленицу, собравшись от «мала до велика», все дружно возводили из снега крепость с башнями и двумя воротами.
А сейчас приглашаю детвору
на веселую игру –
Называется игра –
«Золотые ворота» (приложение 5).
Педагог: Ребята, вам понравилась игра «Золотые ворота»? Запомните эту русскую народную игру, и играйте на улице или на переменах.
Педагог: А еще на Масленицу играли в такие игры, как:
Педагог: Чем мы во вторник занимались?
Дети: Играли!
Педагог: Совершенно верно!
Открываем еще одну страничку масленичного календаря.
Среда - «Лакомка»
Педагог: Как называется третий день недели?
Дети: Среда!
Педагог: Третий день – среда – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? Зять – это ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему тещей. Теща угощала зятя вкусными блинами. Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины?
Дети: Потому что блины – символ солнца.
Педагог: Совершенно верно. И первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше. А потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!
Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна.
А помогали они приходу весны песнями да хороводами. А есть еще символ солнышка – это хоровод. А почему?
Дети: Потому что его танцуют, двигаясь по кругу.
Педагог: Кто знает, что такое хоровод? (Ответы детей)
Педагог: Хоровод– это старинный массовый танец у славянских народов, который сопровождался песнями и драматическим действием. Хороводы исполняют и в настоящее время. Давайте вместе встретим Масленицу хороводом. Вставайте в круг.
Звучит фонограмма - «Как вставала я ранешенько»
Дети водят хоровод
Педагог: Молодцы! Очень хорошо! Скажите, а эта песня, под которую мы танцевали хоровод какая по настроению?
Дети: Песня веселая!
Педагог: Ребята, чем мы встретили среду?
Дети: Хороводом.
Педагог: Правильно, ребята! Открываем следующую страничку Масленичного календаря. Четверг – «Разгуляй»
Педагог: Как называется четвертый день недели?
Дети: Четверг!
Педагог: Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгуляй» - здесь-то начиналось основное гулянье. А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие к центральной площади, на которой проходят народные гуляния. Все согласны? Тогда в путь! Прошу всех встать, пройдите на середину класса, и выполняйте движения по ходу звучания этой песенки.
Физкультминутка – 2 минуты
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(все брыкаются ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(все хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(все топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем,
(все качают из стороны в сторону головой)
И снова начинаем!
Педагог: Вот мы с вами и пришли на центральную площадь! И чего здесь только нет! Посмотрите, вон там находится балаган – так раньше назывался театр, который располагался на ярмарках и народных гуляниях. И главными актерами здесь были скоморохи. А давайте создадим свой театр!?
Выбирают 3 ведущих, на двух надевают маски скоморохов.
Педагог: Мы пришли в театр
Дети: Да! Да! Да!
Педагог: Заиграли барабаны!
Дети: Бум! Бум! Бум!
Педагог: Запиликали флейты!
Дети: Пи! Пи! Пи!
Педагог: Открывается занавес!
Дети: Вжик! Вжик!
Педагог: На сцене Скоморохи!
Педагог: Первый скоморох выходит и говорит: «А не показать ли нам представление?»
1 Скоморох: А не показать ли нам представление?
Педагог: Второй скоморох выходит и говорит: «А кто будет выступать?»
2 Скоморох: А кто будет выступать?»
Педагог: Третий скоморох выходит и говорит: «Я буду выступать!»
3 ведущий: Я буду выступать! (молчит, озирается). Только, что я должен сделать?
Педагог: Представления скоморохов всегда сопровождались игрой на музыкальных инструментах, пением, плясками, а иногда и показом дрессированного медведя. Вот и покажи-ка, скоморох, нам как медведя по ярмарке водили. Я буду поводырем – а ты будешь Медведем.
Надевает скомороху маску медведя.
Звучит фонограмма – выход медведя.
Сценка «Медведь на ярмарке»
Педагог: Расступись народ честной
Идет медведушко со мной!
Много знает он потех
Будут шутки, будет смех!
Педагог: Давай, Мишенька, поклонись честным господам на все четыре стороны.
Медведь кланяется на все 4 стороны
Педагог: Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в школу собираются?
Медведь красит губы, вертится, прихорашивается
Педагог: А какие в классе мальчики?
Медведь дергается, рычит
Педагог: А как Ваня проспал, в школу опоздал?
Медведь спит, вскакивает бежит
Педагог: А как Педагог по классу ходит?
Медведь важно ходит по залу
Педагог: А как Катюша пляшет?
Медведь выставляет ногу - каблучки
Педагог: Да не та Катюша, что раньше была, а теперешняя!
Медведь крутится и вертится
Педагог: Молодец! А теперь поклонись, да под музыку пройдись!
Медведь проходит кругом
Педагог: Ну, пора и честь знать! Пойдем Мишенька дальше народ веселить, а вам всем до свиданьица!
Медведь кланяется и идет на место
Педагог: Молодчина, скоморох! Ты замечательный артист. Давайте, ребята, проводим нашего скомороха дружными аплодисментами.
Аплодисменты. Ведущие снимают маски, присаживаются на места.
Педагог: Ребята, как мы четверг встретили?
Дети: Театром!
Педагог: Правильно! А нам надо переходить к следующему дню праздничной недели. Открываем еще одну страничку масленичного календаря. Пятница – «Тещины вечерки». В этот день тещи приходили в гости к зятьям на блины. Люди говорили: «Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки».
Это выражение называется поговоркой. Пословицы и поговорки – широко распространённый жанр устного народного творчества. Про Масленицу народ придумал много поговорок и пословиц. Ребята, я принесла для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались.
Раздаю ученикам разрезанные карточки (приложение 6)
Педагог: Я прошу вас собрать пословицы и поговорки, а чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы.
Работа в группах. Дети работают по группам – собирают из двух частей пословицу.
Педагог:Ребята, кто нашел свою пословицу? Выходите в центр класса и прочитайте то, что у вас получилось.
Ученики парами выходят и читают свои пословицы и поговорки.
Педагог: Все справились с заданием! Молодцы! Ребята, как мы пятницу встретили?
Дети: Пословицами и поговорками.
Педагог: Правильно! Открываем еще одну страничку масленичного календаря. Суббота – «Золовкины посиделки». «Золовка» - так называют сестру вашего папы, приглашала к себе в гости родственников на блины. В гостях – девушки пели и танцевали, а ребята играли на музыкальных инструментах. Какие народные инструменты вы знаете?
Дети называют инструменты.
Педагог: Продолжаем! Открываем последнюю страничку масленичного календаря. Последний день недели называется?
Дети: Воскресенье!
Педагог: Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье». В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Ребята, а вам приходилось когда-нибудь просить прощенье?
Дети: Да!
Педагог: А у кого вы будете просить прощение на Масленицу? (Ответы детей)
Педагог: Давайте порепетируем и вместе скажем фразу: «Простите меня!»
Дети: Простите меня!
Педагог: Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?
Дети: Сжигали чучело в костре.
Педагог: Правильно. Все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы, и сжигали его.
Педагог: Для чего сжигали? Как вы думаете?
Дети: Как символ победы весны, сжигали лютую зиму. Чтобы весна быстрее пришла.
Педагог: Масленицу провожали словами песни: «Прощай, прощай, прощай Масленница».
Педагог: Праздник Масленицы ярко изобразили не только художники, но и русские композиторы. Такие как: Игорь Стравинский в балете «Петрушка», Петр Ильич Чайковский - в цикле «Времена года» пьеса Февраль «Масленица», Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Мы сейчас послушаем небольшой отрывок из оперы «Снегурочка» сцена «Прощания с Масленицей».
Дети слушают мелодию
Педагог: Что передало вам это произведение? (Ответы детей)
Педагог: Шумный веселый праздник Масленица заканчивался большой ярмаркой.
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Педагог: Вот и закончились странички в масленичном календаре.
Итоговый этап - 2 минуты
Педагог: И наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня узнали на уроке? (Ответы детей)
Педагог: С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (Масленица)
Педагог: Отгадайте загадки:
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
2. И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки - … (Блины)!
3. .Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
4. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
5. Что символизируют блины на Масленице? (Символ солнца)
Педагог: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Все сегодня занимались замечательно, активно поработали и поиграли. Спасибо вам за работу.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение № 3
Приложение 4
Частушки про Масленицу.
Прошу не смеяться.
Здесь народу очень много
Могу растеряться.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевай-те, не зевайте,
Входите плясуны!
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
Ветерочка не унять.
Лапти новые надену,
Побегу весну встречать!
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Лес морозить, птиц пугать!
Приходи, Весна, скорей –
Зажурчит опять ручей.
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Вся земля согреется.
Убирайся, Вьюга злая
Да Пурга с Метелицей!
Вам частушки пропоем.
Нынче масленку встречаем
Всех блинами угощаем
Уходить тебе пора,
Налетим со всех сторон,
И тебя прогоним вон!
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Приложение 5
Русская народная игра «Золотые Ворота»
Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой.
Выбор первого из «ворот»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
Выбор второго из «ворот»:
Ехала телега темным лесом,
За каким-то интересом.
Стук, звон.
Выйди, вон!
Остальные дети берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):
«Золотые ворота,
Пропускают не всегда
Первая мать пройдет,
Да детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами».
Приложение № 6
Пословицы