Развитие эмоциональной отзывчивости в ребенке через музыку.


Автор: Чаган Ольга Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Развитие эмоциональной отзывчивости в ребенке через музыку.

Краткое описание работы: как развить эмпатию с помощью музыки (переосмысление имеющегося опыта)

План

Введение.


1. Понятие об эмпатии.
Эмпатия в педагогической науке и практике.
2. Чувство отзывчивости в музыкальной педагогике и психологии.

З. Музыкальное восприятие.

4. Диагностическая методика на выявление развития эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.

Заключение.


    Библиография.


    Введение

    Моя цель этой работой помочь себе и другим, кто ознакомится с ней, разобраться и определиться, как в наше непростое и столь противоречивое время определиться в своем профессиональном назначении, и как помочь детям адаптироваться в этом сложном жизненном периоде, когда формируется их душа и закладываются их взаимоотношения с обществом и окружающим миром.

    Очень малый процент детей после ДМШ свою судьбу связывают с музыкой. Большинство - выбирают иные пути.

    Но какую жизненную позицию ребенок выберет и сформирует, как будущая личность, закладывает Музыка.

    Музыка не просто холодно информирует человека (слушателя) о мире, о мыслях, чувствах и идеалах композитора, но и «заражает» его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает, завладевает вниманием, заинтересовывает и ведет его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления. Это — закон психологии музыки.

    При рассмотрении темы «развитие у детей чувства эмоциональной отзывчивости на музыку» возникает ряд вопросов. Актуальна ли такая тема? Для чего надо формировать в детях чувство эмоциональной отзывчивости на музыку? И, наконец, каким путем должен идти педагог музыки, чтобы его ученики стали понимать музыку, чтобы у них возникло чувство отзывчивости на нее?

    Актуальность этой темы не подлежит сомнению. Она существовала раньше, существует сейчас и будет существовать далее. Ведь музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его чувства, его душу и весь его внутренний мир.

    Известно, что музыка (конечно, не так, как мы понимаем ее сейчас...) появилась раньше речи и всегда вызывала у человека какие-то чувства, а иногда и просто властвовала над ним.

    Стоит только вспомнить легенду о древнегреческом музыканте Орфее, который своей игрой на кифаре и великолепным пением становился могущественнее богов, так как в эти мгновения не боги, а музыка властвует над миром.

    У каждого народа существуют свои легенды о своих Орфеях. Но существуют и реальные факты волшебной силы музыки.

    Индийские факиры с помощью игры на дудочке управляют разными животными. Факир играет на дудочке, и страшная змея, высунув голову из корзины, зачарованная слушает тихий напев, покачиваясь в так музыке.

    Во все времена люди использовали пение в работе.

    В оранжереях, где растениям «давали слушать» музыку, цветы распускались значительно раньше тех, что стояли в тишине.

    Зерна, под спокойную классическую музыку, прорастали быстрее и качественнее.

    Отечественными и японскими учеными проводились эксперименты по «излечению» грязной и «больной» воды с помощью классической музыки разного настроения, разного темпа... В результате экспериментов выяснилось, что «исцеленная» классической музыкой вода при замораживании давала четкие симметричные кристаллы, красивые, правильные и разнообразные многогранники. Вода же не «очищенная» музыкой, при замораживании «выдавала» уродливые изломанные структуры, лишь отдаленно напоминающие кристалл.

    А о великом даре музыки исцелять тела и души людей еще ни одна наука официально не сказала ни одного веского и авторитетного слова!

    Французский ученый исследователь Алан Гербрандт оказался в джунглях реки Амазонки среди индейцев-дикарей. Однажды он дал им послушать музыку Моцарта, и она привела их в очень сильное волнение: «... Серьезная классическая музыка тронула индейцев до глубины души, вызвав у них невероятный душевный подъем и самозабвение...».

    Возникает вопрос, почему музыка так сильно воздействует на животных, дикарей-индейцев, на растения?.. Но наши дети порой, а точнее — очень часто, не испытывают таких сильных чувств, когда слушают серьезную классическую музыку. В большинстве случаев они ее просто игнорируют, предпочитая куда более простую и примитивную современную эстрадную музыку. В чем же дело?

    А дело в том, что эмоциональная сфера ребенка часто подвержена неблагоприятным воздействиям окружающей среды: чрезмерное изобилие различной позитивно-негативной информации, дестабилизация отношений в семье и другие негативные явления общества и окружающей среды.

    Одни дети ведут себя скованно, зажато, а другие — слишком импульсивно, у третьих нарушено чувство ритма .адекватность реагирования на внешние воздействия...

    Есть и такая категория детей (уже несколько десятилетий обучающаяся в музыкальной школе), которых привели родители по совету врачей узкой специализации для исправления откровенных и не очень видимых врожденных физических и психических отклонений. Дети, которым музыка помогает исправлять недуг.

    Отсутствие сформированной духовной, эмоциональной культуры создает в душе каждого пустоту, которая может наполниться интересами негативного рода. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, его радостного детства, закладывание и развитие эстетических качеств, самовыражения — основная идея и задача детской музыкальной школы вообще и деятельности педагога в частности.

    Музыка является самым действенным организующим средством общения и воспитания эмоций у детей. С давних пор музыка использовалась психологами, медиками и педагогами, как лечебный фактор (музыкотерапия). Много детей обучаются в музыкальных школах по совету медиков с целью исправления опорно-двигательных, психических отклонений, с нарушениями нервной системы и мозгового кровообращения, с другими подобными врожденными заболеваниями.

    Нашим детям и нам самим нужна настоящая культура и настоящая музыка. К сожалению, сейчас и дети, и взрослые отучились ее осознанно воспринимать, но привыкли слушать музыку легкую по содержанию (смысловой и эмоциональной нагрузке), которая не требует какой-либо напряженной работы чувств и мысли.

    А музыка — это искусство мыслить звуками. Поэтому, поднятая проблема развития чувства эмоциональной отзывчивости на музыку сегодня актуальна, как никогда.


    Часть 2.


    Отзывчивость — это попытка заглянуть в душу человека, понять его поставить себя на его место и попытаться как-то помочь ему. А многие дети считают такое качество совершенно лишним, ненужным, несовременным. И такие глубокие чувства, как любовь, дружба, им чужды.

    Методы воздействия на учеников с помощью музыки имеют определенные результаты, но это — работа трудная, кропотливая и длительная по своей продолжительности. Но крайне важно заронить зерно в душу ребенка.

    Основная цель моей работы заключается в формировании осмысленного духовного мира учеников, потому, что духовность — это жизнь во всем ее многообразии мира. Это доброта, это чувство красоты, искренность, чуткость, отзывчивость, умение сострадать и бесконечно позитивный спектр божественной души человека. А более узкая цель моей работы — сформировать у ученика потребность общения с музыкой, способность ее слушать и слышать, воспринимать и отзываться сердцем на нее.

    Что же нужно сделать, чтобы научить детей эмоционально отзываться, любить и понимать музыку?

    Для ответа на этот вопрос следует остановиться на содержании этих понятий. ЛЮБИТЬ музыку — значит испытывать потребность в общении с ней, переживать ее, то есть испытывать радость, волнение, печаль, слушая или исполняя ее. ПОНИМАТЬ музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Иногда эти понятия отождествляются, и между ними существует тесная связь. То есть восприятие сознательно и эмоционально. (Сейчас многие используют любую музыку в быту, как шумовой, звуковой фон, чтобы «что-то звучало»).

    Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку, чтобы ее любить? Ведь много жизненных примеров, когда слушатели (дети и взрослые) очень мало или вообще ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако, можно с уверенностью сказать, что восприятие людей, имеющих подготовку и знания о музыке, глубже, ярче, содержательнее. И, что особенно важно, круг музыкальных произведений, которые они могут эмоционально воспринять, шире и сложнее.

    Понятие об эмпатии.

    Ощущение музыки, переживание ее, является составной частью самого древнего, самого глубокого человеческого чувства, а вернее — синтеза всех чувств — чувство эмпатии.

    Понятие эмпатии было введено американским психологом Э. Титченером и получило самые разнообразные трактовки, широко распространившиеся в психологической литературе, начиная с 50-х годов 20-го века. До внедрения этого понятия, в качестве его эквивалента, употреблялось понятие СИМПАТИЯ, включающая такие стороны во взаимоотношениях людей, как эмоциональная отзывчивость, понимание, эмоциональное соучастие.

    В древнегреческой философии симпатия трактовалась, как духовная общность всех вещей, в силу которой люди сочувствовали друг другу. От древнегреческих философов берет начало подход к симпатии, а позже и к эмпатии, как к категории этики, нравственного чувства. И ранее, и сейчас существует множество трактовок термина ЭМПАТИЯ, но все они сходятся в одном: источником эмпатии является эмоциональный отклик на переживания другого, сочувствие другому. Эмпатия принадлежит к явлениям духовной жизни, а трактуется учеными прошлого, как нравственная категория. Наличие эмпатии предполагает эмоциональное «заражение», интеллектуальное осмысление переживаний другого.

    Проблема развития эмпатии приобретает сегодня важное значение для музыкального развития ребенка. Развить в детях потерянное в веках умение видеть и слышать «сердцем», без слов понимать тончайшие движения души, чувствовать в душе ближнего потребность в человеческом сочувствии, заронить и раскрыть в ребенке дар чувствовать сердцем другого человека.

    Большую роль в воспитании и развитии умения сопереживать отводится эстетическому воспитанию, развитию умения видеть и чувствовать красоту. Необходимо, чтобы в годы детства и отрочества человек открыл в себе и в мире красоту, восхитился ей, почувствовал и осознал человеческую и духовную красоту. Только таким образом проходит путь становления личности, и особая роль при этом принадлежит музыке. Музыке, как огромному источнику мысли, первоисточник которой является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовность, мышление, речь, его внутренний мир.

    Музыкальный образ способен по-новому осветить перед ребенком особенности явлений действительности и предметов, рисуя картину необычайной красоты. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления, она является ни с чем не сравнимым средством воспитания творческих сил разума, источником энергии, мышления даже у самых инертных детей.

    В подъеме умственных сил детей под влиянием музыки раскрывается эмоциональный источник мышления, душевной чуткости.

    Поколения эмоционально неразвитых и душевно черствых детей страдает, несет ущербность эмоциональному началу будущих поколений.

    Познать, не почувствовав — невозможно. Потому, что такой выхолощенный, бесстрастный процесс познания сводит человечность к нулю. Отсутствие сопереживания и эмоционального отклика в процессе познания мира и других людей опускает человека — венец творения — даже не на животный, а на насекомый уровень развития. Отсутствие эмоций в процессе познания превращает человека в робота. Дети, познавшие мир, не прочувствовав его,

    В музыкальной педагогике ЭМПАТИЯ рассматривается в форме эмоциональной отзывчивости на музыку, и этому уделяется большое внимание. Справедливо утверждать, что музыка является самым эмоциональным из всех искусств, имеет ярко отражательный характер всего спектра переживаний: от резко отрицательных до крайне положительных. Положительные эмоции составляют основу устного эмоционального переживания в музыке.

    Музыка — одно из центральных искусств, имеющих позитивную эмоциональную основу. Какие бы темы не затрагивала она, при этом — тонизирует, воодушевляет, сочувствует, поднимает дух.

    МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

    Музыкальное восприятие, является одним из видов активной музыкальной деятельности, предполагает осознанное и целенаправленное вслушивание в звучащий музыкальный материал, осмысление его сообразно эмоционального строя.

    Развитие музыкального восприятия предполагает:

    1. Непосредственное воздействие музыкальной звуковой ткани на сознание слушателя через его органы чувств.

    2. Непосредственную эмоциональную реакцию слушателя.

    3. Стремление осознать, осмыслить непосредственность впечатления от музыкального произведения.

    Только тогда можно почувствовать музыку и естественно отозваться на нее, когда мы ее услышим. Просто слушать музыку — это не самое главное. Важно научиться слушать и слышать музыку. Вслушиваясь, вдумываясь, размышляя о музыке, ребенок научится должным образом не просто слушать, а слышать и воспринимать музыку.

    Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную, воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней.

    Что значит слышать музыку? Мы понимаем это широко. Порой, слишком широко.

    Слышать — это внимать, открывать, переживать... А значит — следить за мелодией (мелодиями), развитием образов, замечать новое в развитии музыкального сюжета. Видеть, различать, следить на развитием музыкального смысла в произведении... Также познавать, различать отдельные части музыкального сюжета, оценивать и различать жанры, строение формы произведения. Так слышать музыку, это означает еще и так ее понимать. Человек, не умеющий по-настоящему слышать музыку, никогда не научится ее полностью и полноценно понимать.

    Музыка обладает могучим и могущественным эмоциональным воздействием. При восприятии ее, в человеке пробуждаются добрые чувства музыка делает его чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя и возвышенные эмоции.

    При анализе содержания музыкального искусства, особое место уделяется вопросам ассоциативного мышления. Конечно, возможность многообразных ассоциаций заложено в основе любого вида искусства. Но именно музыке свойственны сугубо свои приемы ассоциативного мышления. Они помогают полнее понять специфику отображения внутреннего мира человека, внутреннего мира композитора, исполнителя, слушателя. Ведь слушая музыку, мы всегда слышим не только то что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором и исполнителем, но и то, что создает уже собственное наше (слушателя) творческое воображение. Так, прослушивание произведений раздает в нас сложный сплав объективных и субъективных восприятий музыки. То есть, к творчеству композитора и к творчеству исполнителя всегда присоединяется творчество слушателя, раскрывая его душу. Однако, это вовсе не означает, что каждый слышит в музыке то, что хочет. Вовсе нет! Субъективное, личное в данном случае, всегда вписывается в рамки, предопределенные композитором. В том и заключается огромная сила музыки. Она способна увлечь, охватить единым чувством любое количество людей, оставляя при этом для каждого свободу своего личного, субъективного восприятия. Миллионы людей могут петь одну и ту же песню, исполнять одно и то же произведение, переживая и выражая ее основные, общие для всех чувства и мысли, и в то же время находя в ней самого себя. В этом уникальность музыки. В этом с музыкой не может сравниться ни одно другое искусство.

    Диагностическая методика выявления и развития эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.

    Одним из вариантов углубленного изучения искусства и приобщения к нему является организация урочной и внеурочной деятельности в школе. В таком случае неотъемлемыми условиями формирования эмоциональной отзывчивости являются:

    1. Создание эмоциональной атмосферы, способствующей появлению эмоциональной отзывчивости на музыку.

    2. Использование методов и приемов, способствующих формированию музыкальной отзывчивости на музыку (методы эмоционального воздействия, методы словесного воздействия, методы побуждения к переживаниям и сопереживаниям, метод эмоциональной драматургии...).

    3. Создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоционального отзыва на музыку...

    В условиях организации занятий педагогу следует учитывать желание детей заниматься музыкальным исполнительством и содействовать их приобщению к искусству, проявляя особое, индивидуальное внимание к каждому ребенку и индивидуальный подход в музыкальном воспитании.

    Музыкальные задатки детей и из отзывчивость на музыку характеризуются значительным разнообразием и по проявлениям, и по уровню выраженности и по структуре.

    Ориентир - на развитие личности ученика, его эмоциональной сферы, избирательного ценностного отношения к окружающему миру — не только вызывает и усиливает его интерес к его предмету изучения, но и делает это необходимым в работе педагога. В центре — ребенок, уровень и особенности его развития, степень адекватного реагирования на явления, события, зная которые, можно прогнозировать и выстраивать его дальнейшее развитие и воспитание, создавая наиболее благоприятные условия для этого процесса.

    Эмоциональная отзывчивость проявляется и может быть выявлена в различных видах музыкальной деятельности ребенка — в восприятии, исполнении и собственной творческой музыкальной деятельности.

    Прежде, чем приступить к формированию эмоциональной отзывчивости у детей, можно и нужно сформировать (установить) уровни эмоционального реагирования в процессе восприятия музыки.


    УРОВНИ МУЗЫКАЛЬНОЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ) ОТЗЫВЧИВОСТИ.


    Уровни музыкально (эмоциональной) отзывчивости подразделяются на:

    1. Соматический (мышечный) — движения тела, действия, мимика, жестикуляция.

    2. Психический (эмоциональный) — эмоции, чувства, увлечения.

    3. Интеллектуальный (вербальный) - словесные выражения, суждения.

    Показатели здесь будут:

    1. высокий

    2. средний

    3. низкий (уровни наличия эмоциональной отзывчивости).

    Критерии:

    1. Соматический уровень — соответствие движений и жестов характеру и содержанию музыки, выразительность пластического интонирования, оригинальность созданного пластического образа.

    2. Психический уровень — эмоциональность, увлеченность ребенка процессом, соответствие цветового решения эмоциональному смыслу произведения и характеру звучания, степень выразительности настроений в музыкальном произведении.

    3. Интеллектуальный (вербальный) уровень — умение выразительно говорить, использование в речи прилагательных для определения характера музыки (не мене 4 слов), соответствие словесных определений характеру музыки.


     ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ.


    Задание 1.

    «Что я(ты) чувствую, вижу, слушая музыку?»

    Цель — определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыка и выражения своего отношения к ней.


    Музыкальный материал: «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Болезнь куклы» П.Чайковского;

    Методика проведения:

    Детям предлагается поиграть в игру «Что я чувствую, вижу, слушая музыку?» После прослушивания произведения, название которого не сообщается, школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:

    – Понравилась ли вам музыка?

    – Рассказать о своих впечатлениях.

    – Какие чувства вас охватили?

    – Что вы услышали в этой музыке?

    – Какое настроение осталось после прослушивания музыки?

    – Что вы представляли слушая музыку?

    – Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки.

    Какая она?

    Выбрать подобрать слова и ассоциации, которые подходят для этой музыки:

    Энергичная Суровая Задумчивая Бурная Певучая Нежная

    Закрыть глаза, слушая музыку, и движениями рук передать ее характер.

    Передать музыку в цвете (описание, ассоциации)

    Подумать, какими линиями в рисунке можно передать характер (описание, ассоциации).

    Оценка результатов:

    Выполнение детьми диагностического задания оценивается по следующим показателям:

    – яркость проявления эмоциональных реакций в процессе восприятия музыки и ее последующей оценки, их адекватность эмоциональному смыслу музыкального произведения.

    – точность выбора словесных характеристик при определении эмоционального смысла музыки;

    – соответствие пластического моделирования характеру музыкального произведения;

    – соответствие выбора цветовых ассоциаций настроению, выраженному в музыке;

    – соответствие выбора графических ассоциаций характеру музыкального образа.

    Задание 2.

    Двигательная импровизация под музыку

    Цель - Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

    Оборудование: Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья. Занятие можно проводить на улице.

    Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».

    Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на столе. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.


    Задание 3.

    Оркестровка.


    Цель - Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

    Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

    Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Камаринская»

    Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.


    Критерии оценки результатов.

    Первый вариант:за выполнение ребенком требований каждого показателя выставляется 1 балл, за невыполнение – 0 баллов. Максимальная сумма баллов за выполнение данного задания составляет 5 баллов.

    Второй вариант:выполнение ребенком требований каждого показателя оценивается по шкале от 0 до 5 баллов. Максимальная сумма – 25 баллов.

    Примечание: при групповой форме диагностики дети отвечают на вопросы письменно, при индивидуальной – устно. Объем задания варьируется в зависимости от возраста учащихся.

    В результате анализа ответов был сделан вывод, что ни один ребенок не остался абсолютно равнодушным к увиденному и услышанному. Данные тестирования показали, что преобладающее количество учащихся находятся на среднем уровне развития эмоциональной отзывчивости на музыку. 

    Эпилог

    Цель педагога музыки — воспитание в детях любви и интереса к музыкальном искусству, способность к полноценному восприятию, к эстетическому переживанию в музыке. Базой эмоциональной отзывчивости является индивидуальный жизненный опыт и музыкально-смысловой опыт личности. Важнейшим условием является активность субъекта восприятия, которое проявляется как на уровне двигательно-моторных реакций, так и в активизации художественного воображения.

    Средствами музыки эмоциональная отзывчивость рассматривается как основа формирования эстетических потребностей, вкусов и идеалов личности, как необходимое условие воздействия музыки на среду нравственных чувств.

    Исходя из предположения о единстве нравственных и эстетических чувств общей природы эмпатии и эмоциональной отзывчивости на музыку, на другие виды искусств, рассматривает развитие музыкой, как один из путей формирования у учащихся соответствующих нравственных качеств. Понимание мира музыки, то есть понимание ее, как феномен одушевленного, живого, человечного.

    Эмпатия и эмоционально-музыкальная отзывчивость — это единый эмоционально-познавательный процесс, объектом которого является природа человека, искусство и весь окружающий мир.

    В результате проведённой мною работы отмечен возросший уровень проникновения, понимания учащимися музыки. Музыкальные произведения, звучащие на уроках, волнуют моих учеников, вызывают у них душевный отклик. А человек, глубоко захваченный восприятием содержания произведения, не может забыть его, невольно думает о нем, вспоминает взволновавшие его отдельные места, начинает жить этим произведением, хотя восприятие закончилось. Значит, переживание оставляет живой след, человек начинает по-новому воспринимать и себя, и свои действия.


    Библиография


    Литература:

    1. Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» «Музыка». 1993г.
    2. Борисенко С. Б. «Методы формирования и диагностики эмпатии учителей» Автореферат канд. пед. наук 1-д, 1988г.
    3.Крутецкий В. А. «Психология» Москва «Просвещение», 1986г.
    4. Кабалевский Д. Б. «Музыка в 4-7 классах» Методическое пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1986г.

    7. Маслова Л. «Как мы слышим живопись». Журнал «Музыка в школе» 4, 2007г.

    8. Маслова Л. «Интонации искусства». Журнал «Музыка в школе» 1, 2008г.
    9. Надырова Д.С. «Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку». Автореферат канд. пед. наук. М., 1987г.
    10. Надирова Л.Л. Развитие отзывчивости на музыку у подростков». Учебное пособие.
    11. Надирова Л.Л. «Эмпатия», диссертация