"Многообразие русского фольклора"


Автор: Арутюнян Виктория Михайловна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Многообразие русского фольклора"

Краткое описание работы: Организовать образовательно-развивающую среду с целью расширения кругозора детей и приобщения к традиционной русской народной культуре.организовать образовательно-развивающую среду с целью расширения кругозора детей и приобщения к традиционной русской народной культуре.организовать образовательно-развивающую среду с целью расширения кругозора детей и приобщения к традиционной русской народной культуре.

Актуальность:

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее

время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение,

которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт

народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности,

ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам,

народному творчеству, фольклору.

Фольклор не просто наше наследие, но и еще та основа основ, на которой

держится нравственность русского народа. Фольклор способствует

развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные

образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее

овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач

является показ красоты русского языка через устное народное творчество,

выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках,

пословицах и поговорках.

Данный проект направлен на знакомство детей с народным творчеством,

народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В

настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок

почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи,

страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию

собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на

земле.

Цель проекта: организовать образовательно-развивающую среду с целью

расширения кругозора детей и приобщения к традиционной русской

народной культуре.

Задачи проекта:

1. Формирование первичных представлений о жизни, быте,

культуре русского народа;

2. Знакомство детей с предметами русского быта и их назначением;

3. Развитие устойчивого интереса к художественным произведениям и

декоративно – прикладному искусству;

4. Приобщение к традициям русского народа посредством игр,

развлечений, хороводов и др.

5. Расширение знаний детей об устном народном творчестве (сказки,

былины, загадки, пословицы, приметы, потешки, колыбельные, прибаутки,

поговорки, заклички);

6. Формирование навыков самостоятельной творческой, изобразительной,

конструктивной деятельности;

7. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа,

умение и желание применять их в жизни, любовь к родному краю.

8. Создание условий для реализации проекта.

Вид проекта: познавательный, творческий, игровой

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: педагоги-дети-родители

Предварительная работа:__

1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта и

развлечений;

2. Чтение русских народных сказок и былин;

3. Слушание записей русских народных ансамблей;

4. Разучивание русских народных песен, частушек, пословиц, поговорок,

танцев, игр, хороводов;

5. Рассматривание альбомов «Русский национальный костюм», «Русские

народные праздники»

6. Рассматривание картин и иллюстраций к сказкам и былинам;

7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, музыкальных, дидактических

игр;

8. Просмотр презентаций «Быт древней Руси», «Народные промыслы

России», «Русская мера длины», «Традиции народных праздников»;

9.Беседы: «Как жили люди на Руси», «Русские народные игрушки»,

«Устройство русской избы», «Старинные русские обычаи», «Блюда русской

народной кухни», «Как люди отмечали народные праздники».

Прогнозируемый результат:

1. Использование детьми в активной речи поговорок, пословиц, потешек,

загадок.

2. Умение играть в русские народные подвижные игры, используя

считалки.

3. Знание сказок, былин, а также сказочных и былинных персонажей,

умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных

праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки,

читают стихи).

5. Научатся бережно относиться к предметам быта, произведениям

народного творчества.

6. Научатся ценить красоту русского языка через устное народное

творчество.

7. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.

Этапы работы по 5 образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

• Организация мини-библиотеки по русскому фольклору (сказки, былины,

пословицы и поговорки и др.)

• Выставка работ русских художников Васнецова, Билибина,

Васильева (иллюстрации к сказкам и былинам)

• Организация выставки по предметам быта и культуры русского народа

• Подготовка атрибутов к проекту (воспитатели-родители)

• Знакомство и разучивание русских народных игр, хороводов.

• Разыгрывание сценок из быта древней Руси в мини-музее «Русская изба»

Познавательное развитие:

• Беседа о традициях, обрядах и быте русского народа

• Просмотр и обсуждение презентаций «Быт древней Руси», «Традиции

народных праздников»

• Знакомство с пословицами, поговорками, фразеологизмами и их

толкование

• Поход в мини-музей «Русская изба»

• Рассматривание игрушек и изделий народных промыслов

• Формирование представления о предметах быта в русской избе

• Знакомство детей с орудиями труда, используемыми в древней

Руси (плуг, мотыга, соха, вилы)

Речевое развитие:

• Чтение художественной литературы

• Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек, колыбельных

• Разыгрывание сценок и эпизодов из сказок и былин

• Заучивание попевок и считалок к народным играм

• Обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами

Художественно-эстетическое развитие:

• Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин

• Просмотр видеофильмов и слушание народной музыки

• Выставка детских рисунков и поделок

• Ряжание в русские народные костюмы

• Знакомство с народными музыкальными инструментами (балалайка,

ложки, гусли, гармошка)

•Закрепление знаний о народных промыслах: Дымково, Гжель, Городец,

Жостово, Хохлома.

Физическое развитие:

• Проигрывание подвижных игр и хороводов

• Разучивание элементов русских народных танцев

• Спортивное развлечение «Мы – богатыри»

• Использование пальчиковых игр

• Развитие ориентировки в пространстве

• Развитие и укрепление крупной и мелкой моторики

Итоги проекта:

• Анализ, обобщение и синтез знаний и умений, полученных в

результате проектной деятельности, а именно проявление интереса детей к

народной культуре, к русскому языку

• Проведение развлечений в музыкальном зале

• Выставка детских работ «Сказочная гжель», «Барыня», «Золотая

Хохлома», «Городецкая игрушка», «Павловопосадские платки»

• Увеличение словарного запаса и улучшение связной речи у детей

• Пополнение предметно-развивающей среды в группе

• Презентация проекта на педагогическом совете.