«ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (медные духовые инструменты)»


Автор: Бузычкина Татьяна Васильевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (медные духовые инструменты)»

Краткое описание работы: Знакомство с инструментами симфонического оркестра

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока преподавателя Т. В. Бузычкиной

по учебному предмету «Музыкальная литература»

 

 

Тема урока: «ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (медные духовые инструменты)»

Тип урока:

 

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с тембрами медных духовых инструментов.

 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.

 3. Расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- анализировать тембры музыкальных инструментов;

- определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, альт, виолончель, контрабас, флейту, гобой, кларнет, фагот,  трубу, тромбон, валторну);

- найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром;

- давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).

2. Воспитательные: побудить детей к общению с музыкальным искусством.

3. Развивающие:  развить эмоциональную отзывчивость.

Оборудование и материалы:

музыкальный центр, мультимедиа,  экран, набор карточек “Музыкальные инструменты”, презентация.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

I.        Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала

III.        Объяснение нового материала.

П. Вспомните, что такое тембр.

У. Это окраска звука.

П. С  тембрами каких инструментов мы познакомились на прошлом уроке?

У. Флейта, гобой, кларнет, фагот.

П. Правильно. Сегодня мы познакомимся с тембрами других инструментов симфонического оркестра.

Вы, конечно же, помните, что в  Древней Греции оркестром называлось место перед сценой, на которой во время спектакля помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестра.

Инструментов знаем много музыкальных,

Голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?”

И решили всех по группам разделить,

Чтоб не путались в оркестре никогда

И садились сразу на свои места.

Итак, следующая группа инструментов симфонического оркестра –

медные духовые инструменты.

Эту группу инструментов трудно не заметить и не услышать. От блеска инструментов больно глазам, а от их голосов звенит в ушах. Еще бы, они все сделаны из металла! Они громогласны, бесцеремонны, мало слушают, что говорят другие, хотят, чтобы слушали только их звонкие голоса.

Все медные инструменты - это изогнутые металлические трубы, заканчивающиеся расширенным раструбом (воронкой). Название совсем не означает, что сделаны они из меди. Состав металла очень сложный, поэтому и звук у них громкий, звонкий.

Сядем в машину времени и отправимся в Древнюю Грецию на Олимпийские игры. Это было более двух тысяч лет назад. Огромный стадион вмещает несколько тысяч зрителей. Микрофонов, усилителей, динамиков тогда не было, а о начале игр как-то нужно возвестить. Шум толпы перекрывает призывное звучание фанфар. И сейчас в начале парадов звучат фанфары.

Известны трубы янычар, древних римлян, трубы, сопровождавшие средневековые турниры.

ТРУБА - самый сильный по звучанию музыкальный инструмент симфонического оркестра, ее главное предназначение - музыка героического, торжественного характера (показать изображение трубы).

ВАЛТОРНА - ее предок - лесной (охотничий) рог, известен с XII века, когда его использовали для сигналов во время охоты.

Для того чтобы звук охотничьего рога был слышен на большом расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать» (так же, как «сложили» фагот). К одному витку прибавился второй, третий. Так возникла валторна.

В старинных валторнах не было никакой механики. В XIX веке у валторны появились вентили (такие маленькие педальки). Интересно смотреть на музыканта-валторниста: инструмент он держит в левой руке, а правую заводит в раструб. Оказывается, так можно регулировать высоту звука и даже окраску. Так и сидит он в обнимку со своим инструментом.

Звук валторны глубокий, напевный, его таинственный тембр композиторы используют, когда нужно изобразить эхо (показать изображение валторны).

А это что за чудо? Представьте себе инструмент, в котором музыкант не нажимает ни на кнопки, ни на клавиши, ни на вентили. Левой рукой музыкант держит инструмент, а правой выдвигает и задвигает изогнутую трубку. Называется трубка кулисой. Именно ее движение меняет высоту звука. Представляете, как трудно запомнить,  где какой звук?

Это ТРОМБОН - родственник трубы, известен он с XV века.

Звучит тромбон очень мощно, поэтому ему поручают музыку мужественного, сурового характера, а в нижнем регистре даже зловещую (показать изображение тромбона).

Самый большой из инструментов медной группы, с самым низким голосом - ТУБА. «Бывают люди - большие, медлительные, неуклюжие. Все с улыбкой смотрят на них. Однако в трудный час на этих людей можно положиться: они обладают силой, добротой, стойкостью и способны на подлинный героизм и благородство. Так и туба. Большая, неповоротливая, с низким голосом, туба несколько смешна, когда звучит одна. Но когда играет весь оркестр - все ищут опоры в тубе».

Видеопрезентация

Для того чтобы научиться играть на духовом инструменте, нужны сильные легкие. Мы сейчас вместе с вами поупражняемся в этом.

Дети выполняют упражнение на дыхание «ГУДОК ПАРОХОДА»:

Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинён).

IV.  Закрепление новых знаний.

Группа медных духовых: есть загадки и про них!

Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.

Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.

Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.

Успех мне в группе медных обеспечен.

Еще я есть в домах, где топят печи.

Сквозь весь оркестр пробьется голос мой –

Никто не устоит перед… (трубой).

 

Как мед тягучий голос сочно льется, как будто гулким эхом отдается.

Сперва охотой очень увлекалась, потом певуньей славной оказалась…       (валторна)

 

Как завоет – в дрожь бросает. Часто воем всех пугает.

Рявкнуть может – о-го-го! Есть кулиса у него… (тромбон)

 

Это позднее дитя всех переросло шутя.

Голос низкий и с одышкой – и тяжеловата слишком… (туба)

 

Игра:  Во время звучания музыки в исполнении различных медно-духовых инструментов дети свободно танцуют в характере и темпе звучащего музыкального фрагмента. На паузе между фрагментами они застывают в позе с воображаемым инструментом (отгадать – с каким!). Можно проводить эту игру под любую танцевальную музыку, прерывая ее паузами. Но с композициями из разных фрагментов – интереснее!

V. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

VI. Домашнее задание:

Нарисовать медные духовые инструменты