Автор: Бузычкина Татьяна Васильевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Знакомство с инструментами симфонического оркестра
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока преподавателя Т. В. Бузычкиной
по учебному предмету «Музыкальная литература»
Тема урока: «ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (медные духовые инструменты)»
Тип урока:
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с тембрами медных духовых инструментов.
2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.
3. Расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- анализировать тембры музыкальных инструментов;
- определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, альт, виолончель, контрабас, флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу, тромбон, валторну);
- найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром;
- давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).
2. Воспитательные: побудить детей к общению с музыкальным искусством.
3. Развивающие: развить эмоциональную отзывчивость.
Оборудование и материалы:
музыкальный центр, мультимедиа, экран, набор карточек “Музыкальные инструменты”, презентация.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление новых знаний.
5. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
II. Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала
III. Объяснение нового материала.
П. Вспомните, что такое тембр.
У. Это окраска звука.
П. С тембрами каких инструментов мы познакомились на прошлом уроке?
У. Флейта, гобой, кларнет, фагот.
П. Правильно. Сегодня мы познакомимся с тембрами других инструментов симфонического оркестра.
Вы, конечно же, помните, что в Древней Греции оркестром называлось место перед сценой, на которой во время спектакля помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестра.
Инструментов знаем много музыкальных,
Голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?”
И решили всех по группам разделить,
Чтоб не путались в оркестре никогда
И садились сразу на свои места.
Итак, следующая группа инструментов симфонического оркестра –
медные духовые инструменты.
Эту группу инструментов трудно не заметить и не услышать. От блеска инструментов больно глазам, а от их голосов звенит в ушах. Еще бы, они все сделаны из металла! Они громогласны, бесцеремонны, мало слушают, что говорят другие, хотят, чтобы слушали только их звонкие голоса.
Все медные инструменты - это изогнутые металлические трубы, заканчивающиеся расширенным раструбом (воронкой). Название совсем не означает, что сделаны они из меди. Состав металла очень сложный, поэтому и звук у них громкий, звонкий.
Сядем в машину времени и отправимся в Древнюю Грецию на Олимпийские игры. Это было более двух тысяч лет назад. Огромный стадион вмещает несколько тысяч зрителей. Микрофонов, усилителей, динамиков тогда не было, а о начале игр как-то нужно возвестить. Шум толпы перекрывает призывное звучание фанфар. И сейчас в начале парадов звучат фанфары.
Известны трубы янычар, древних римлян, трубы, сопровождавшие средневековые турниры.
ТРУБА - самый сильный по звучанию музыкальный инструмент симфонического оркестра, ее главное предназначение - музыка героического, торжественного характера (показать изображение трубы).
ВАЛТОРНА - ее предок - лесной (охотничий) рог, известен с XII века, когда его использовали для сигналов во время охоты.
Для того чтобы звук охотничьего рога был слышен на большом расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать» (так же, как «сложили» фагот). К одному витку прибавился второй, третий. Так возникла валторна.
В старинных валторнах не было никакой механики. В XIX веке у валторны появились вентили (такие маленькие педальки). Интересно смотреть на музыканта-валторниста: инструмент он держит в левой руке, а правую заводит в раструб. Оказывается, так можно регулировать высоту звука и даже окраску. Так и сидит он в обнимку со своим инструментом.
Звук валторны глубокий, напевный, его таинственный тембр композиторы используют, когда нужно изобразить эхо (показать изображение валторны).
А это что за чудо? Представьте себе инструмент, в котором музыкант не нажимает ни на кнопки, ни на клавиши, ни на вентили. Левой рукой музыкант держит инструмент, а правой выдвигает и задвигает изогнутую трубку. Называется трубка кулисой. Именно ее движение меняет высоту звука. Представляете, как трудно запомнить, где какой звук?
Это ТРОМБОН - родственник трубы, известен он с XV века.
Звучит тромбон очень мощно, поэтому ему поручают музыку мужественного, сурового характера, а в нижнем регистре даже зловещую (показать изображение тромбона).
Самый большой из инструментов медной группы, с самым низким голосом - ТУБА. «Бывают люди - большие, медлительные, неуклюжие. Все с улыбкой смотрят на них. Однако в трудный час на этих людей можно положиться: они обладают силой, добротой, стойкостью и способны на подлинный героизм и благородство. Так и туба. Большая, неповоротливая, с низким голосом, туба несколько смешна, когда звучит одна. Но когда играет весь оркестр - все ищут опоры в тубе».
Видеопрезентация
Для того чтобы научиться играть на духовом инструменте, нужны сильные легкие. Мы сейчас вместе с вами поупражняемся в этом.
Дети выполняют упражнение на дыхание «ГУДОК ПАРОХОДА»:
Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинён).
IV. Закрепление новых знаний.
Группа медных духовых: есть загадки и про них!
Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.
Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.
Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.
Успех мне в группе медных обеспечен.
Еще я есть в домах, где топят печи.
Сквозь весь оркестр пробьется голос мой –
Никто не устоит перед… (трубой).
Как мед тягучий голос сочно льется, как будто гулким эхом отдается.
Сперва охотой очень увлекалась, потом певуньей славной оказалась… (валторна)
Как завоет – в дрожь бросает. Часто воем всех пугает.
Рявкнуть может – о-го-го! Есть кулиса у него… (тромбон)
Это позднее дитя всех переросло шутя.
Голос низкий и с одышкой – и тяжеловата слишком… (туба)
Игра: Во время звучания музыки в исполнении различных медно-духовых инструментов дети свободно танцуют в характере и темпе звучащего музыкального фрагмента. На паузе между фрагментами они застывают в позе с воображаемым инструментом (отгадать – с каким!). Можно проводить эту игру под любую танцевальную музыку, прерывая ее паузами. Но с композициями из разных фрагментов – интереснее!
V. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.
VI. Домашнее задание:
Нарисовать медные духовые инструменты