Автор: Чувылкина Ольга Владимировна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Презентации
Краткое описание работы: Современное общество столкнулось с проблемами нарушений речи и письма -это «достижения» цивилизации. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Таким образом простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев», В.А. Сухомлинский
Современное общество столкнулось с проблемами нарушений речи и письма -это «достижения» цивилизации. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Таким образом простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Если ребёнок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь, как правило, умеет логически мыслить. Имеет тот багаж развитых умений, так необходимых для подготовки к школе.
Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Как методическое средство пальчиковые игры, хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени. Детей невозможно заставить полюбить петь, танцевать можно только увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. В этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы.
Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Активное использование пальчиковых игр укрепляет мышцы кисти руки, что, в дальнейшем помогает в рисовании, в письме, способствует расслаблению на занятии, служит отличным способом для отдыха ребенка. Малыши с помощью пальчиковых игр узнают счет, каждая пальчиковая игра расширяет познания об окружающем мире, так как несет в себе новую информацию. пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием подушек, стихов. Использование обеих рук помогает лучше представить и осознать понятия высоко и низко, вверху и внизу, справа и слева. Малыши с трудом проговаривают текст пальчиковых игр, но с удовольствием выполняют движения по показу взрослого. При разучивании пальчиковых игр развивается речь, детская память, выразительность, расширятся кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство. У детей просыпается интерес к театральной деятельности. Многие пальчиковые игры позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), разыгрывать различные модели поведения персонажей с разными чертами характера, что в свою очередь является элементами психогимнастики.
Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. При этом использование музыкальных пальчиковых игр на музыкальных занятиях и вне занятий развивает музыкальные способности ребёнка: слух, музыкальную память, вокальные данные, ритм, а также знакомит детей с элементарной теорией музыки и создаёт для ребенка благоприятную атмосферу для занятия. Постоянное применение пальчиковых игр помогает укреплению мышц кистей рук, что способствует в игре на музыкальных инструментах.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции. Пальчиковые игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группах, используются в самостоятельной деятельности. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность. Издавна Пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей.
Существует огромное количество музыкальных пальчиковых игр.
В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней.
На моих музыкальных занятиях во время проведения игр звучит классическая, этническая, релаксационная музыка. Характер и темп музыки подбирается под характер игры. В группе раннего развития длительность звучания музыки во время игры составляет не более минуты, поскольку в течение более длительного времени ребенок теряет интерес к игре и его внимание рассеивается. В средних группах продолжительность звучания музыки увеличивается до двух минут, в старших дошкольных группах – до трех с половиной минут.
Пальчиковые игры (пальчиковую гимнастику) условно можно разделить на пальчиковые игры с бытовыми предметами и пальчиковые игры, проводимые с текстовым сопровождением.
Я использую в своей работе нетрадиционные пальчиковые игры и упражнения комплексы движений, в которых используются различные предметы, с условием, чтобы во время их использования не была нанесена травма ребенку. Это могут быть прищепки (пластмассовые),шишки,Мяч-ежик,карандаш.
Картотека пальчиковых игр:
Для работы с детьми среднего дошкольного возраста (от 3 лет до 5 лет) используются более сложные в работе бытовые предметы, как, например, прищепки. Их можно задействовать в игре в разных вариантах: нанизывать на бельевую верёвку и снимать; прикреплять на картонный круг в виде лучиков, на котором нарисовано солнышко; на нарисованном овале лица дедушки и папы делать волосы или бороду; нарисовать на плотном картоне сороконожку без ног и сделать их при помощи прищепок.
С прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусать – скажу тебе «кыш»!
«Волшебная шишка».
Сжимание и разжимание шишек.
Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой).
Эта шишка непростая
Посмотрите, вот какая.
(любуемся шишкой на левой ладошке,
закрываем её правой ладошкой)
Будем шишкой мы играть,
Своим ручкам помогать.
(катаем шишку горизонтально между ладонями)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
(катаем шишку горизонтально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
(катаем шишку вертикально)
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шишку нажимаем.
(катаем шишку вертикально, нажимая
до покалывания)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шишку мы не выпускаем.
(выполняем движения в соответствии стекстом в правой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шишку мы не выпускаем.
(выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
«Колючий ёжик» с шишкой
Наш волшебный мудрый ёжик
(прокатываем шишку по левой руке) Не нашёл в лесу дорожек.
(прокатываем шишку по правой руке)
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
(катаем шишку между ладоней вертикально) Если будем с ним играть
Ручки будем развивать.
(катаем шишку между ладоней горизонтально)
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
(катаем шишку между ладоней по кругу, правая рука вверху)
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
(катаем шишку между ладоней по кругу, левая рука вверху)
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
Мячик.
Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
Мяч
Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)
С карандашами
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.
Заведи мотор скорей,
И ладошки разогрей,
Разгоняйся все быстрей,
Сил, дружок мой, не жалей.
Скорость после замедляем,
Вот мы к дому подъезжаем.
«Догонялочки»
Карандаш ложим между ладонями обеих рук. И катаем набирая темп.
Карандаш я догоню,
И мизинчик подгоню,
Все пальчики бегут вперед,
Ни один не отстает!
Пальчиковые игры, в том числе и с бытовыми предметами, проходят в детском саду во время музыкальных занятий с музыкальным сопровождением. Причем музыкальное сопровождение подбирается непосредственно к игре и конкретному бытовому предмету, используемому в процессе этой игры.
Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
«Бабушка»
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».
Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет