«Развитие слуха, работа над штрихами легато и мартле».


Автор: Чернов Владислав

Руководитель: Коломыцева Елена Ибрагимовна

Должность руководителя: преподаватель

Место работы руководителя: МБУДО Егорлыкская ДШИ

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Развитие слуха, работа над штрихами легато и мартле».

Краткое описание работы: Формирование общей культуры, развитие исполнительского мастерства, творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

План-конспект 
открытого урока по классу скрипка на тему: 
«Развитие слуха, работа над штрихами легато и мартле» 

С обучающимся 1 класса Черновым Владиславом.

Тема урока: «Развитие слуха, работа над щтрихами легато и мартле».

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе.

Цель урока: Освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения: штрих легато на одной струне, на двух струнах, чередование струн на легато.

Обоснование цели: Формирование общей культуры, развитие исполнительского мастерства, творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Задачи:

1. Добиться слитности, непрерывности, выразительности штриха «легато» в пьесах.

2. Провести работу над формой произведений (ощущение фразировки и динамики);

3. Провести работу над интонированием, качеством звукоизвлечения в совместной ансамблевой игре с аккомпаниатором.

4. Домашнее задание: достигать выразительности путем мягкой атаки звука, равномерного ведения и распределения смычка.

ход урока

Настройка инструмента

Проверка домашнего задания

Освоение нового материала (тщательная работа над поставленными задачами урока)

Закрепление

Домашнее задание

Вступление

Сложная природа процесса формирования скрипача, развитие его исполнительского мастерства предполагает комплексный подход к тем трудностям, которые возникают на разных этапах развития учащегося. Поэтому педагогу постоянно приходиться следить за тем, чтобы ученик освоил наиболее рациональную с точки зрения его индивидуальных способностей, постановку как левой, так и правой руки, чтобы у ученика вырабатывалось ритмическое чувство, чтобы он овладел основами звукоизвлечения, строением музыкальной фразы и доступной его пониманию выразительности интерпретации.

Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей мере связана со штрихом legato, данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным» (Л.Ауэр). Основополагающее значение штриха legato в скрипичном исполнительстве делает необходимым целенаправленное его развитие на протяжении всего процесса обучения скрипача. Методы освоения различных приемов связывания звуков смычком одновременно должны быть ориентированы на разностороннее воспитание внутреннего слуха скрипача. Прежде всего, нужно как можно раньше сформировать у начинающего представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу «легато» означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности.

Ученик должен исполнить два произведения подряд. Особое внимание следует нацелить на контрастный характер исполнения: лирический, спокойный в пьесе «Перепелочка» бел.н.п. и бодрый, активный в пьесе «Мишка с куклой » Качурбиной.

Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении. В обсуждении участвуют уч-ся, аккомпаниатор и преподаватель.

Освоение нового материала.

Штрихи в скрипичном исполнительстве обладают самыми богатыми выразительными возможностями. С помощью разных штрихов скрипач может предавать замысел композитора. Необходимо познакомить ученика со штрихами мартле и легато, но основное внимание на данном уроке уделяется штриху легато.

Легато - плавно, связно.

Мартле – коротко, отрывисто.

Проиллюстрировать эти штрихи отрывками из пьес: П.Чайковского «Старинная французская песенка» и Качурбиной «Мишка с куклой». Слушаем и определяем штрихи.

Три вида легато:

Легато на одной струне. При одном динамическом оттенке - это точное деление смычка на равные части; смычок движется плавно, пальцы левой руки равномерно опускаются на струну. Играем гамму ре-мажор на освоение данного вида легато.

Легато на двух струнах. Переход смычка на другую струну подготавливается постепенным приближением смычка и всей руки к последующей струне. Переход выполняется лёгким движением кисти правой руки: предыдущий палец левой руки обязательно надо задержать на месте. Играем пьесу «Козочка» на освоение данного вида легато.

Чередование четырех струн на легато. В данном случае переходы смычка выполняются плавными движениями предплечья и кисти правой руки. Легато на трёх, четырёх струнах (арпеджио) исполняются эластичными движениями всей руки от плеча. Упражнение «Руль» играем, используя данный вид легато.

Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к ним, подкрепленное динамикой. Работа над интонированием. Играем песенки в сопровождении аккомпаниатора.

Закрепление.

Закрепляем новую тему. Предложить уч-ся игру (отдых) в стихотворной форме:

Послушать стих и сказать, всё ли правильно?

Лодка плавает легато.

Зайчик прыгает стаккато.

Дятел долбит сук легато.

Самолет летит стаккато.

Нон легато плывет рыбка.

Здесь, по-моему, ошибка.

Лебедь плавает легато.

Скачет воробей стаккато.

Слон шагает нон легато.

Как вы ходите, ребята?

Ходим мы и нон легато,

И легато, и стаккато.

Словом, можем так и сяк,

Даже наперекосяк.

Проигрывание двух пьес от начала до конца, как на концерте. В этом пункте работы производится коллективный анализ исполнения.

Домашнее задание.

Закрепление новых пьесок. По окончании урока ученик должен сформулировать задачи домашней работы над каждым произведением.

Описание:

Цель этого урока - освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения: штрих легато на одной струне, на двух струнах, чередование струн на легато. При работе с учеником были поставлены такие задачи:

1.Добиться слитности, непрерывности, выразительности штриха «легато» в пьесах.

2.Провести работу над целостностью исполнения произведения (ощущение фразировки и динамики);

3.Провести работу над интонированием, качеством звукоизвлечения в совместной ансамблевой игре с аккомпаниатором.