Автор: Болдырева Ирина Викторовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: В данной работе сделана попытка наметить основные формы работы над диктантом, выявить определяющие факторы, которые способствуют полноценному написанию диктанта, и обозначить приемы работы над ними. Ключевые слова: интонация, внутренний музыкальный слух, слуховая память, метроритм, структура диктанта, вокальная и инструментальная группировка.
Музыкальный диктант концентрирует в себе ладовые, интонационные, метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание. Одноголосный мелодический диктант — один из самых важных и в то же время сложных разделов предмета сольфеджио. Не всегда дети даже с хорошим музыкальным потенциалом осваивают данный вид работы полностью.
Для того, чтобы записать исполняемый отрывок музыкального произведения следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.
работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.
Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом, должны способствовать развитию слуха, то есть:
1. Выявлять взаимосвязь между слуховым и зрительным анализатором, то есть научиться слышимое сделать видимым.
2. Развивать память и внутренний слух.
3. Служить средством для практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах сольфеджио.
Важными факторами в работе с диктантом являются:
§ Выбор музыкального материала. Он должен быть ясным по форме, с легко запоминаемой мелодией.
§ Фиксация нотного текста. Правильно и красиво писать ноты. Отмечать цезурами фразы. Уметь оформить вокальную и инструментальную группировку.
§ Исполнение диктантов грамотно и точно в его реальном темпе, не выделяя отдельные звуки.
В музыкальной практике существуют различные методы проведения музыкального диктанта:
§ Диктант с повторением голосом (педагог поет мелодию, Дети должны повторить ее сначала со словами, затем с названием нот, и записать).
§ Диктант с повторением на инструменте (педагог играет на фортепиано мелодию, прослушав ее несколько раз, ученик должен сыграть ее на фортепиано и записать).
§ Диктант по памяти (педагог записывает на доске мелодию, дети ее запоминают и пишут по памяти).
§ Диктант с пропусками (пропуски могут быть как в конце фраз, так и в середине периода).
§ Диктант с ошибками (педагог записывает на доске мелодию с ошибками и после проигрывания найти и исправить ошибки).
§ «Самодиктант» или запись знакомой музыки.
Любые формы диктанта можно проводить как с предварительным разбором, так и без предварительного разбора. На первоначальном этапе преимущество отдается диктантам с предварительным разбором. Поэтому важно в работе над мелодическим диктантом уделять внимание следующим вопросам анализа при написании диктанта, а именно:
§ Структурным особенностям: количеству предложений, фраз, их повторности;
§ Особенностям мелодики: плавности, скачкообразности, направлению движения;
§ Метроритмическим особенностям: определению темпа, размера, ритмического рисунка, фиксации сильной доли такта. Фиксацию пауз нужно вводить, когда учащиеся уверенно записывать диктанты определенной трудности.
§ Еще одним важным заключительным этапом написания диктанта является его проверка. Для проверки, написанного диктанта, существуют различные приемы:
§ пропевание всем классом или индивидуально;
§ проверка педагогом тетради ученика;
§ коллективный разбор диктанта вместе с учителем.
§ проигрывание учеником по тетради и самостоятельное исправление ошибок.
Список литературы
Г. Калинина. «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ», Москва, 2004; Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. С - Пб, 2007; Столицкая Т. Сто уроков по сольфеджио для самых маленьких. – М., 1998; Фокина «Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.