Особенности работы над мелодическим диктантом в младших классах ДМШ и ДШИ


Автор: Болдырева Ирина Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Особенности работы над мелодическим диктантом в младших классах ДМШ и ДШИ

Краткое описание работы: В данной работе сделана попытка наметить основные формы работы над диктантом, выявить определяющие факторы, которые способствуют полноценному написанию диктанта, и обозначить приемы работы над ними. Ключевые слова: интонация, внутренний музыкальный слух, слуховая память, метроритм, структура диктанта, вокальная и инструментальная группировка.

Музыкальный диктант  концентрирует в себе ладовые, интонационные, метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание. Одноголосный мелодический диктант — один из самых важных и в то же время сложных разделов предмета сольфеджио. Не всегда дети даже с хорошим музыкальным потенциалом  осваивают данный вид работы полностью.

 Для того, чтобы записать исполняемый отрывок музыкального произведения следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний.

работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Основные задачи, которые ставятся в работе над диктантом, должны способствовать развитию слуха, то есть:

1. Выявлять взаимосвязь между слуховым и зрительным анализатором,  то есть научиться слышимое сделать видимым.

2. Развивать память и внутренний слух.

3. Служить средством для практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах сольфеджио.

Важными факторами  в работе с диктантом являются:

§  Выбор музыкального материала. Он должен быть ясным по форме,   с легко запоминаемой мелодией.

§  Фиксация нотного текста.  Правильно и красиво писать ноты. Отмечать цезурами фразы. Уметь оформить вокальную  и инструментальную группировку.

§  Исполнение диктантов грамотно и точно в его реальном темпе, не выделяя  отдельные звуки.

В музыкальной практике существуют различные методы проведения музыкального диктанта:

§  Диктант с повторением  голосом (педагог поет мелодию,  Дети должны повторить ее сначала со словами, затем с названием нот,  и записать).

§  Диктант с повторением  на инструменте (педагог играет на фортепиано мелодию, прослушав ее несколько раз, ученик должен  сыграть ее на фортепиано и записать).

§  Диктант по памяти  (педагог записывает на доске мелодию, дети ее запоминают и пишут по памяти).

§  Диктант с пропусками (пропуски могут быть как в конце фраз, так и в середине периода).

§  Диктант с ошибками (педагог записывает на доске мелодию с ошибками и  после проигрывания найти и исправить ошибки).

§  «Самодиктант» или запись знакомой музыки.

Любые формы диктанта можно проводить как с предварительным разбором, так  и без предварительного разбора. На первоначальном этапе преимущество отдается диктантам с предварительным разбором. Поэтому важно в работе над мелодическим диктантом уделять внимание следующим вопросам анализа  при написании диктанта, а именно: 

§  Структурным особенностям: количеству предложений, фраз, их повторности;

§  Особенностям мелодики: плавности, скачкообразности, направлению движения;

§  Метроритмическим особенностям: определению темпа, размера, ритмического рисунка, фиксации сильной доли такта. Фиксацию пауз нужно вводить, когда учащиеся  уверенно записывать диктанты определенной трудности.

§  Еще одним важным заключительным этапом написания диктанта является его проверка. Для проверки, написанного диктанта, существуют различные приемы:

§   пропевание всем классом или индивидуально;

§   проверка педагогом тетради ученика;

§   коллективный разбор диктанта вместе с учителем.

§   проигрывание учеником по тетради и самостоятельное исправление ошибок.

Список литературы

Г. Калинина. «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ», Москва, 2004; Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. С - Пб, 2007; Столицкая Т. Сто уроков по сольфеджио для самых маленьких. – М., 1998; Фокина «Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.