"Диагностические задания для определения уровней музыкального развития воспитанников ДОУ"


Автор: Минько Елена Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические указания

"Диагностические задания для определения уровней музыкального развития воспитанников ДОУ"

Краткое описание работы: Диагностика музыкального развития дошкольников проводится во 2 – 6 группах (возраст детей от 2 до 7 лет) 2 раза в год с использованием определенных показателей. Показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей, определены для каждой возрастной группы.

 

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

С музыкальной деятельностью, маленькие воспитанники ассоциируют все самое лучшее и светлое. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать. Дать детям то, к чему стремится их душа — наша задача и обязанность.

В соответствии  с возрастными категориями наших воспитанников определены  задачи музыкального воспитания в ДОУ:

Первая младшая группа (1,5–3 года)

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.

Средняя группа (4–5 лет)

  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях;
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской  культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и  подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к  творческому   самопроявлению : сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.

Старшая группа (5–6 лет)

  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.

Подготовительная группа (6–7 лет)

  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

 

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика музыкального развития дошкольников проводится во 2 – 6 группах (возраст детей от 2 до 7 лет) 2 раза в год с использованием определенных показателей. Показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей, определены для каждой возрастной группы.

Диагностические задания в I младшей группе

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Восприятие музыкальных произведений

МДИ «Что делают в домике»

«Марш», «Колыбельная», «Плясовая».

МДИ «Солнышко и дождик»

Быстрая и медленная мелодии

Предложить детям прослушать разнохарактерные произведения. Отметить настроение каждого ребенка. Вопросы: Вам понравилась музыка? Какая это музыка по настроению – грустная или веселая? Предложить выбрать соответствующие иллюстрации.

Развитие музыкальной памяти

«Елочка» М. Красев; р.н.п. «Петушок», «Ладушки»; «Кошка» А. Александрова.

МДИ «Угадай мультфильм»

Музыка из м/ф «Маша и медведь», «Спокойной ночи, малыши».

Предложить прослушать знакомые детям программные произведения, узнать песенки. Вопросы: про кого эта песня? Затрудняющимся детям предложить песенки из мультфильмов.

Самостоятельная активность при подпевании музыкальных фраз

Знакомые детям песенки программного материала и их любимые песни.

Внести игрушки. Вопрос: про кого ты хочешь спеть песенку? Исполнить знакомую песенку. Отметить активно поющих детей. При затруднении предложить исполнить любую песенку, которую знает ребенок.

Развитие образного восприятия

Имитация движений животных под музыку. «Зайчик», «Медведь».

Предложить изобразить, как прыгает зайка, как идет медведь. Повторить с музыкальным сопровождением. Отметить эмоциональность выполнения движений детьми.

Формирование навыков и умений музыкально-ритмических движений

Знакомые детям пляски и танцы.

«Я хочу потанцевать», «Танец с кубиками», «Поплясать становись»

Отметить эмоциональность исполнения движений по показу педагога и самостоятельное выполнение движений по тексту. Отметить правильность выполнения движений: «пружинка», «хлопки», «притопы одной ногой».

Формирование диатонического (звуковысотного) слуха

Музыкальные фразы «Медведь», «Зайчик»

Исполнить одинаковые музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистре. Предложить выбрать соответствующие игрушки.

Вопрос: кто идет?

Формирование первоначальных представлений о детских музыкальных инструментах

Предметные картинки: барабан, погремушка, бубен, дудочка. Музыкальные инструменты.

Предложить назвать инструменты самостоятельно по картинкам. За правильный ответ ребенок получает этот инструмент. Затрудняющимся детям предложить показать названные педагогом инструменты.

 

 

 

Диагностические задания во 2 младшей  группе

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Восприятие музыкальных произведений

«Колыбельная», «Плясовая».

МДИ «Зайцы»

Предложить детям прослушать два разнохарактерных произведения. Отметить настроение каждого ребенка. Вопросы: Вам понравилась музыка? Какая это музыка – грустная или веселая? Предложить выбрать соответствующие иллюстрации: зайцы спят, пляшут.

Развитие музыкальной памяти

Игра «Кто пришел в гости?»

I полугодие.

Музыка из м/ф «Маша и медведь», «Спокойной ночи, малыши».

II полугодие.

«Бобик» Т. Попатенко; «Кошка» А.Александрова;

р.н.п. «Петушок»

Прослушивание знакомых программных произведений, в начале года – песенок из мультфильмов. Предложить выбрать соответствующую игрушку. Отметить активных детей (узнают песню, начинают подпевать звукоподражания, танцуют) Вопросы: про кого эта песня? Кто к нам пришел в гости?

Самостоятельная активность

при подпевании, звукоподражании

«Ладушки» р.н.п.;

«Кошка» А.Александрова

и др.

Фонограммы любимых детьми песен.

Исполнить знакомые и любимые детьми песенки, попевки. Отметить детей, активно поющих звукоподражания: «мяу», «ладушки» и т.д. Предложить спеть всем вместе.

Развитие образного восприятия

Имитация движений животных и птиц. Фонограммы «Зайчик»,

«Птички летят»

Предложить рассмотреть игрушки зайчика и птички. Вопросы: кто это? Предложить изобразить, как прыгает зайчик, как летают птички. Затем повторить с музыкой.

Выполнение простейших музыкально-ритмических движений

«Вот они какие»

И. Красев;

«Веселятся крошки»

Я. Жабко

Отметить эмоциональность выполнения

всех движений по показу педагога, самостоятельное выполнение движений

по тексту в конце года.

Формирование диатонического (звуковысотного) слуха

Игра «Кто поет?»

Фонограммы «Медведь», «Птичка»

Исполнить музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах. Предложить выбрать соответствующие игрушки или картинки.

Знание простейших музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка.

Предложить рассмотреть музыкальные инструменты, показать названные педагогом инструменты. Задание: найди бубен и т.д. Отметить умение детей действовать с ними.

 

Диагностические задания в средней группе

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Формирование навыков культуры слушания музыки

Сюжетная игра «Мы на концерте»

Предложить представить себя в роли зрителей. Надпомнить правила поведения на концерте. Отметить поведение каждого ребенка: умение дослушать произведение до конца, не отвлекаясь. Вопросы: как мы должны себя вести на концерте, как нужно правильно слушать музыку?

Восприятие музыкальных произведений

МДИ «Солнышко и дождик»

Предложить прослушать несколько музыкальных произведений и соотнести содержание музыки с иллюстрацией. Отметить эмоциональную отзывчивость на музыку. Вопросы: какая музыка по характеру?

Развитие музыкальной памяти

МДИ «Угадай, кто пришел?»

МДИ «Угадай мультфильм»

Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Развитие динамического слуха

(громко-тихо)

Ритмическая игра «Дождик»

Игра «Громко-тихо»

«Дождь по крышам, кап,кап,кап,

Тихо хлопаем мы в такт,

Дождик вдруг пошел сильнее,

Хлопнем громче и быстрее!»

Прослушивание разных по динамике пьес. Вопрос: как звучит музыка, громко или тихо?

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

МДИ «Теремок»

МДИ «Угадай-ка»

Предложить рассмотреть иллюстрации. Вопрос: как мычит корова? А теленок?

Какой голос у коровы? А у теленка? Проиграть музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах, предложить подобрать соответствующие картинки.

Формирование певческих

умений и навыков

Исполнение знакомых песен, программных произведений, песенок из мультфильмов.

При затруднении ребенок исполняет песню на свой выбор, без музыкального сопровождения. Отметить: пение естественным звуком, чистое интонирование, пение с удовольствием.

Развитие

песенного творчества

Музыкальные вопросы «Как тебя зовут?» «Что ты хочешь, кошечка?»

Предложить самостоятельно ответить на музыкальный вопрос, сочинив мелодию ответа. Отметить способность отыскать нужную интонацию.

Формирование навыков музыкально-ритмических движений

Знакомые танцы и пляски. Музыкальная игра «Кошка шла»

Отметить детей, активно участвующих в танцах. Предложить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки. Отметить правильное выполнение основных танцевальных движений.

Развитие ритмического слуха

Игра «Прогулка» МДИ Игра «Считалка» Ритмодекламация «Анечка, Михаил, Алевтина, Коля»

Предложить прохлопать ритмический рисунок вместе с педагогом, затем самостоятельно. При затруднении, провести ритмическую игру со всеми детьми.

Развитие тембрового

слуха

Игра «Нам игрушки принесли» МДИ

Предложить прослушать звуки за ширмой и отгадать, какой инструмент звучит. При затруднении воспользоваться предметными картинками.

Развитие танцевально-игрового творчества

Игра «На лошадке ехали»

Хоровод «Ходит Ваня»

Образные танцы «Листочки кружатся», «Снежинки»

Отмечать активное участие в играх, хороводах, образных танцах. Отметить способность самостоятельно подбирать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.

Формирование умений и навыков музицирования, знание музыкальных инструментов.

Подыгрывание простых мелодий на деревянных ложках, барабане, металлофоне. Игра «Заинька серенький»

Плясовые мелодии.

МДИ «Музыкальные инструменты»

Отметить устойчивый интерес к музицированию, точную передачу несложного ритмического рисунка, чувство ансамбля.

В дидактической игре назвать знакомые музыкальные инструменты или отметить фишкой названные педагогом.

 

Диагностические задания в старшей группе

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Приобщение к музыкальной культуре (знание композиторов, умение отличать классическую, современную

и народную музыку)

«Полет шмеля» Римского-Корсакова

«Калинка» р.н.п.

Современные песни (поп-музыка)

Игра «Струнные, шумовые, ударные инструменты»

а) Предложить назвать знакомых детям композиторов;

б) Спросить, кто такие композиторы?;

в) предложить на выбор три произведения, угадать, к какой музыке они относятся?

Знание основных жанров музыкальных произведений

(марш, танец, песня)

МДИ «Что делают в домике»

«Детская полька» М. Глинка,

«Марш» Д. Шостакович, р.н.п. «Во поле береза стояла»

Предложить прослушать музыкальные произведения и угадать, что делают в домике (выбрать соответствующую иллюстрацию)

Развитие музыкальной памяти

Программные произведения, песенки из мультфильмов.

Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

МДИ «Угадай-ка»,

«Ступеньки»

Музыкальная лесенка

Дети закрывают фишками животных, соответствующих прозвучащим мелодиям в разных регистрах. Определяют движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки.

Развитие тембрового слуха (умение различать на слух звучание музыкальных инструментов, голоса)

МДИ «Солнышко и дождик»

«На чем играю?» «Три звука» «Теремок»

Проиграть мелодию на каком-либо инструменте, попросить детей определить звучание инструмента и закрыть фишкой. Проиграть на фортепиано один, два или три разных звука, ребенок вылаживает соответствующее количество фишек.

Дети слушают музыку и определяют

по звучанию, какому персонажу сказки

она подходит.

Развитие динамического слуха (умение использовать динамические оттенки в пении)

«Найди щенка»

«Громко-тихо запоем»

Предложить найти спрятанную игрушку. Музыка звучит громче, чем ближе ребенок к игрушке, и соответственно тише, чем дальше. Далее ведущий должен найти спрятанную детьми игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети.

Формирование певческих навыков и умений

Программные знакомые песенки.

Отмечать пение легким звуком, умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Затрудняющимся детям предложить исполнить любую песенку.

Развитие навыков сольного пения

«Музыкальное эхо»;

пение знакомых песен под минусовые фонограммы

Отметить умение эмоционально передать содержание песни, чистое интонирование.

Развитие песенного творчества

«К нам гости пришли»; «Расскажи стишок, спой его»

Отметить умение инсценировать песню, придумать мелодию к заданному тексту.

Развитие чувства ритма

Ритмические цепочки «Анечка, Михаил, Алевтина, Коля» МДИ «Определи по ритму»

Повторение за педагогом несложных ритмических рисунков. Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой песни хлопками. Дети по ритму определяют песню и закрывают пустую половину карточки.

Формирование навыков исполнения танцевальных движений

Знакомые детям танцы и хороводы.

Отметить умение передавать в движении характер музыки, ориентировку

в пространстве, умение менять движение

по музыкальным фразам.

Развитие танцевально-игрового творчества

Музыкальная сказка «Теремок»

Импровизация движения разных персонажей под музыку.

Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах

«Андрей-воробей», «Сорока-сорока», игра «Прогулка», «Наше путешествие

Предложить исполнить знакомые песенки на инструменте индивидуально. Далее – в ансамбле.

 

Диагностические задания в подготовительной группе

 

Уровни музыкального развития

Дидактические игры, упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания, вопросы

Приобщение

к музыкальной культуре (сознательное отношение

к отечественному музыкальному наследию

и современной музыке)

Фонограммы из разных жанров. Игра «Классическая, современная, народная»

Фонограмма Государственного гимна России. Портреты композиторов.

Вопросы: кто пишет музыку? Что такое народная музыка? Классическая? Современная? Инструментальная? Хоровая? Вокальная? Различие ансамбля и оркестра. Отметить знание музыкальных терминов. Как записывается музыка? Включить Гимн России, проверить, узнают ли его по вступлению.

Формирование музыкального вкуса (наличие любимых произведений, музыкальных предпочтений)

Игра «Музыкальный магазин» Музыкальная загадка «Три шмеля». Записи «Полет шмеля» Римского-Корсакова в исполнении оркестра народных инструментов, симфонического и в современной обработке.

Выявить предпочтение к какому-либо музыкальному произведению, предложить детям высказаться о нем, почему оно им нравится (оценочное отношение к музыке)

Развитие музыкальной памяти

Игра «Угадай мелодию»

Программные произведения.

Игра «Картинная галерея»

Подобрать соответствующие иллюстрации известных художников к циклу знакомых классических произведений «Времена года».

Развитие словарного запаса для определения характера музыкального произведения

Два разнохарактерных произведения. Игра «Солнышко и дождик»

Вопросы: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает? Как рассказывает? Какая музыка? Почему это произведение ребенок относит к картинке – дождик или солнышко. Отметить умение аргументировать свой выбор.

Знание элементарных музыкальных понятий (регистр, динамика, темп)

Игра «Музыкальные теремки», «Громко-тихо», «Быстро-медленно».

Что такое регистр? Динамика? Темп? Длительность? Ритм?

Знание сложных музыкальных жанров (балет, опера, симфония, концерт), классификация музыкальных инструментов.

МДИ «Струнные, ударные, шумовые».

Какие оркестры бывают, их состав. Что такое балет? Опера? Симфония? Концерт? (подобрать соответствующие картинки)

Знание творчества композиторов

Портреты композиторов. МДИ «Детский альбом». Игра «Назови композитора»

Предложить назвать композиторов, их произведений, узнать по портретам, по произведениям.

Развитие диатонического (звуковысотного) слуха

Игра «Музыкальная лесенка»

Игра «Музыкальное лото»

Определить направление движения мелодии и показать его с помощью лесенки и игрушки. Дети вылаживают на карточках ноты-кружочки от 1 до 5, от 5 до1, или 5 на одной.

Развитие чувства ритма

Белорусская народная мелодия «Полли», «Учитесь танцевать», МДИ «Выполни задание»

Простучать под музыку ритм

на музыкальном инструменте (бубен). Повтор ритмического рисунка. Передача ритмического рисунка знакомой песни.

Выложить короткими и длинными карточками ритмический рисунок.

Развитие тембрового слуха

МДИ «Теремок»

МДИ «Сколько нас поет»

МДИ «Слушаем внимательно»

Прослушать мелодию и определить соответствующего персонажа. Предложить прослушать музыкальное произведение, определить какие инструменты исполняют это произведение.

Развитие динамического слуха (пиано, форте)

«Играй с нами»

«Большой и сильный Миша – медведь,

Он очень громко умеет петь

И тихо-тихо пищит комар,

А ты попробуй, придумай сам».

Предложить самим придумать ассоциацию «Громко-тихо» и озвучить ее.

Формирование певческих навыков

Игра «Поем с музыкой и без»; Игра «Эхо»

Отметить выразительное исполнение знакомой песни, легкость исполнения, четкую дикцию, точную передачу мелодию, с динамическими и темповыми оттенками.

Развитие навыков сольного выразительного пения

Игра «Бар-караоке»

Те же диагностические задания, но дети поют сольно.

Развитие песенного творчества

МДИ «Что делают

в домике?»

МДИ «Весело-грустно» Игра «Мы-композиторы»

Предложить импровизировать простую мелодию на заданный текст, дать свой музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Придумать мелодию на заданный жанр (колыбельная, марш, плясовая) на определенный характер (грустная, радостная и т.д.)

Формирование навыков исполнения танцевальных движений. Классификация разнообразных танцевальных жанров (полька, вальс, хоровод, рок-н-ролл, хип-хоп)

Игра «Дискотека»,

«Превращение».

Отметить умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Предложить двигаться в соответствии

с музыкальными образами: листочки, ветер и т.д.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Репка на новый лад»

Импровизировать действия героев сказки под музыку. Отметить творческие проявления в инсценировании.

Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование

в повседневной жизни.

Игра «Наш оркестр»,

творческая игра «Музыка везде!»

Проверка навыков приемов игры на разных инструментах (легко ударяют молоточком на металлофоне, ксилофоне), сдержанным движением действовать медиатором (щипок на арфе), правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах (дудочка, свирель), разные способы звукоизвлечения на бубне и др. Умение играть слаженно

в оркестре, ансамбле (педагог-аккомпанемент, ребенок – соло). Отметить умение создать музыку из ничего (аккомпанемент из подручных средств)

 

 

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (4).

 

 

 

Список использованной литературы

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 170 с.  

2. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2

3.Даньшова, А. А. Играем и поем вместе : сборник сценариев праздников, игровых занятий, познавательных досугов с мультимедийным приложением / А. А. Даньшова, Г. Я. Даньшова, Г. В. Листопадова. – Волгоград : Учитель, 2014 (макет 2015). – 133 с. : нот. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Музыкальному руководителю ДОУ). – (ФГОС ДО)

4. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004. 120 с.

 5.Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. - С. 42-46.

6.Методика музыкального воспитания в детском саду Под редакцией Н.

А.Ветлугиной Утверждено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для учащихся педагогических училищ по специальности 03.08 «Дошкольное воспитание» 3-е издание, исправленное и дополненное МОСКВА  «ПРОСВЕЩЕНИЕ»1989

6. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / Под ред. Радыновой О.П. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2004. 130 с.

7. Музыка в детском саду : планирование, тематические и комплексные занятия / сост.: Н. Г. Барсукова [и др.]. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 204 с. : ноты – (Образовательное пространство ДОО). – (ФГОС ДО)

8. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» : группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) / авт.-сост.: Е.Н. Арсенина. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 191 с. : нот. – (Музыкальному Руководителю ДОО). – (ФГОС ДО)

9. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы» : младшая группа (от 3 до 4 лет) / Изд-во "Учитель"; авт.-сост. Е. Н. Арсенина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 238, [1] c. : ил., нот. – (Музыкальному руководителю ДОО). – (ФГОС ДО)

10.Скопинцева, О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников : рекомендации, конспекты занятий / О. А. Скопинцева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, [2014]. – 111 с. – (ФГОС ДО). – (Образовательное пространство ДОO)

11. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. - 2008. - №1. - С. 3-7.