Автор: Бузько Эллада Ивановна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Лекция для родителей
Краткое описание работы: Размышления учителя музыки о важности музыкального и художественного образования.
Дети должны жить в мире красоты игры, сказки, музыки, фантазии, творчества...
В.А.Сухомлинский
Каждому человеку приходилось слышать выражение «душа поет». Но не каждый может похвастаться, что испытывал это эмоциональное состояние. А я пребываю в нем вот уже много лет, с того момента, когда впервые вошла в класс в качестве учителя. Я живу с четким пониманием того, что не могу провести грань между работой и личной жизнью. Плохо это или хорошо? Не знаю. Я знаю твердо лишь то, что по-другому в моей профессии невозможно и что мои близкие всегда меня поддержат.
Звенит звонок, я иду в класс и вижу глаза моих детей. В одних - интерес и готовность воспринимать, в других - усталость и надежда, в третьих - настороженность, а подчас и безразличие. Они такие разные! Нужно почувствовать, понять и принять их такими, какие они есть. Они ждут от меня понимания, хотят удивляться и открывать.
Что я, как учитель, могу для этого сделать? У меня есть новые стандарты - хорошо! Новые программы и планы духовно-нравственного развития - замечательно! И со всем этим теперь необходимо вдумчиво работать, не форсируя события, не ожидая результатов завтра. Всё, чему я хочу научить детей, нужно пропустить через себя, свою душу и сердце. И тогда я смогу подарить каждому маленькому человеку чувство полета, а в благодарность получить огонек в глазах за возможность соприкосновения с миром искусства и музыки.
Современная политика образования предоставляет мне свободу в выборе программы и составлении плана урока, подготовке музыкального материала и использования различных методов и технологий. Выбирая, я должна помнить то, что основные усилия нужно направить на духовное развитие учеников. А на уроке необходимо создать атмосферу сотрудничества и творчества.
Ребятам порой трудно высказать свое мнение, особенно, если оно отличается от других! А вдруг, одноклассники не поймут или рассмеются, учитель не поддержит и тогда фиаско, позор, разочарование? Может лучше промолчать? А как выйти на сцену и спеть в микрофон или сыграть на гитаре, когда на тебя устремлено столько глаз? А как высказать свои переживания во время прослушивания музыки? Вопросов много! Чтобы разрешить их, необходимо помнить, что отношения учителя и ученика-это искренняя дружба, несущая доверие и радость. Поэтому я принимаю ребенка таким, какой он есть и стараюсь помочь ему раскрыться, стать уверенней, проявить свои способности и дать возможность их развивать. Я глубоко убеждена, что в школе каждый может себя проявить и показать свои таланты, только для этого необходимо создать благоприятные условия.
Тема духовности, особенно в последнее время, волнует многих. Образовательная политика государства, проблемы нравственного воспитания, ориентиры молодого поколения - всё это темы сегодняшнего дня. Всем понятно, что без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ, невозможно дальнейшее развитие общества. А для укрепления этих ориентиров есть замечательные примеры: это героическое прошлое, удивительные подвижники, великая мировая культура! Мы покорили космос, но разучились «строить» внутренний мир человека. Сейчас для выпускника школы важно, как он будет выглядеть в обществе, какое место в нем займет, какую сделает карьеру, какой у него будет дом, какая машина… Конечно, все это необходимо! А что внутри?
Искусство всегда являлось самым тонким и чудодейственным средством приобщения к добру, красоте, человечности. И мои уроки музыки, как раз и направлены на духовное становление. А знания по этому предмету иногда нельзя измерить баллами и оценками.
Каждый мой урок должен дать ребятам возможность созерцать и чувствовать, учиться откликаться эмоционально на то, что создано композитором или художником. Средствами искусства я учу их мыслить, сопереживать и сострадать, и все эти усилия ведут к формированию общечеловеческих ценностей. Слушая музыку или рассматривая живописное полотно, ребята раскрывают перед собой мир человеческих чувств, учатся понимать душевные порывы, поступки и мысли других людей. Как им это пригодится в будущем! Каждый эмоциональный отклик - это маленькая капелька, которая наполняет душу маленького человека, учит «видеть» сердцем. Исполняя песню, слушая музыку и размышляя о ней, выступая на сцене и принимая участие в общих делах, ребята приобретают неоценимый опыт.
Представьте себе двух путников, идущих под лучами палящего солнца по пустыне. У каждого из них есть сосуд с родниковой водой. Один из странников, оступившись по неосмотрительности, половину воды разлил. Остальную часть, поддавшись гневному порыву и чтобы утолить жажду, быстро выпил, но не ощутил ни вкуса, ни ценности живительной влаги. Он пересек пустыню налегке, но к концу пути был изможден и опустошен. Другой странник хранил свой сосуд на протяжении всего пути. По капле отпивал живительную влагу, оберегал её от солнечных лучей и попадания песка, а, встретив попутчика, радостно с ним делился. Счастливый, умиротворенный и полный сил, путник вернулся домой. Встретив друзей, он, был готов открыто делиться своими впечатлениями и новыми знаниями, пережитыми чувствами и мыслями…
Мне, как учителю, важно, чтобы ученик, выходя из школы, вынес свой сосуд, наполненный не только приобретенными знаниями, но и впечатлениями, переживаниями, добротой и радостью. Чтобы во взрослой жизни он черпал из этого сосуда силы и накопленный опыт. Пусть каждая капелька помогает ему в полной мере ощущать радость и преодолевать трудности, созидать, наполняя мир вокруг себя светом и добром. Пусть, выйдя во взрослую жизнь, он развивается сам и помогает это делать другим, продолжая наполнять сосуд своей души ценными каплями жизненной мудрости.