Влияние танцевальной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников


Автор: Болотина Любовь Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Влияние танцевальной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Краткое описание работы: Формирование гармоничной, психически и соматически здоровой личности. Активизация восприятия детьми музыки через движение, чтобы помочь выявить их музыкальные способности.

Влияние  танцевальной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

 

О танце можно говорить

О танце можно много рассказать

Но лучше музыку услышать чутким сердцем

Но лучше просто взять и станцевать.

Головиц Л. П.      

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности - античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента - гимнастика и ритмический танец.

Танец - искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.Танцевальное искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре, кино, видео и телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.Однако наиболее эффективной представляется собственная танцевальная деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее. Но грош цена танцевальным успехам дошкольника, если мы не сумеем привить ему необходимых нравственных качеств. И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки,- вот каким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.А что же делать, чтобы ребенок рос здоровым? Сейчас каждый знает, что двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период « возрастом двигательной расточительности». И именно занятия танцами помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.Нужно отметить, что дети, занимающиеся танцами, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, предупреждать перевозбуждённости, активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Обучение танцу - это всегда диалог, даже когда ребёнок совсем еще маленький, от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

Цели и задачи

 Цели:

  1. 1.     Формирование гармоничной, психически и соматически здоровой личности.   
  2. 2.     Активизация восприятия детьми музыки через движение, чтобы помочь выявить их музыкальные способности.                                                                                                            

Задачи:

         Укрепление здоровья:

  • Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов  дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, чувствительность;

  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику.

Развитие творческих, созидательных и коммуникативных способностей занимающихся:

  • · развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность;
    • расширять кругозор;
    • формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
    • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
      • избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
      • учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Цель творческой разработки - изучение влияния танцевальной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников.

Задачи:

  1. 1.  Изучить и проанализировать научно- методическую и практическую литературу по данному вопросу.
  2. 2.  Изучить условия, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе танцевальной деятельности.
  3. 3.       Разработать цикл танцевальных занятий.

Ожидаемые результаты

    Если использовать в работе современные методики для развития творческих способностей дошкольников в танцевальной деятельности, то результаты станут выше( уровневая оценка) По следующим показателям:

  1. 1.  Развитие чувства ритма
  2. 2.  Развитие пластических способностей
  3. 3.  Развитие танцевально-творческих способностей

II. Принципы:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим -определение посильных для него заданий.

В упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения. Эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

 

Принцип наглядности  в обучении танцевальной деятельности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью

При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.      Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Организация занятий  танцами обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.

 

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

 

Принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.

Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку -другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И дело даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.

Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

 

Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

 

Ш. Методы

 

Метод показа. Разучивание нового движения, педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит их  воображение.

В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

 

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны; не допустимо, чтобы педагог был излишне многословен. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность воспитанников, но можно и убить их веру в себя. Для ребят шести- семи лет,  можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут. Но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

 

Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.

Правильно выбранная музыка несет в себе все те  эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

 

Импровизационный метод. На занятиях танцами, имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

И если нагрузки, превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья ребёнка. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.

Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша. Иногда выполнение изначально робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.

 

Метод иллюстративной наглядности. Занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачей физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.

 

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи, которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех - шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: «нужно прыгать, как зайчик», «побежим легко и тихо, как мышки».

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложнения или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает отнести свое поведение с предъявляемыми требовании.

 

IV. Разделы, используемые на занятиях «Ритмическая мозаика»

  • Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
  • Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по постановке танцев. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
  • Игротанцы  направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений,  выполняемые в игровой сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

  • Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

«Наши занятия являются общей подготовкой к искусству», - говорил Жак-Далькроз, и эти слова точно передают суть и задача ритмического воспитания.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Пример проведения  первого музыкально-ритмического занятия в детском саду

Итак,  проводя свое первое музыкально-ритмическое занятие, я  конечно, подготовились к этому ответственному моменту. Готов и зал, который, независимо от размера, должен быть образцово чистым.

Еще до начала занятий нужно поговорить с родителями об одежде детей, о гигиене, прическе, дисциплине. Хорошо, чтобы у ребят была единая форма. На ноги желательно  надевать  чешки.

 При первой же встрече со своими подопечными руководитель обязан добиться внимания к каждому своему слову и ответственного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться. Если сразу же допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет, и восстановить его будет трудно. Игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, занятия потеряют всякий смысл. Пример первого занятия в старшей группе детского сада я  составила  специально для начинающих педагогов.

     План занятия

Вводная часть:

  • расстановка детей; приглашение детей в зал

 

  • приветствие, знакомство с педагогом
  • краткая беседа-диалог о танце.

Подготовительная часть:

  • работа над правильной стойкой
  • маршировка; перестроения
  • знакомство с понятиями «лицом по линии танца»,

«спиной по      линии танца»; «точки класса» (по А. Вагановой).

Основная часть:

  • музыкальные игры;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • элементы танцев, танцевальные. 

         Заключительная часть:

  • упражнения на дыхание:
  • поклон, уход из зала.

Описание занятия. 

Вводная часть

Попросите своих  воспитанников уже в коридоре построиться и войти в зал под музыку марша. Пусть они пройдут по кругу и остановятся в линейку лицом к педагогу. Сначала и это им может не удасться, и надо внятно объяснить, как нужно встать.

Когда воцарится тишина, вам следует четко и так, чтобы дети запомнили, представиться, назвав свое имя и отчество. Затем познакомиться с ребятами. Для этого рекомендуем завести журнал. Проверка по журналу на каждом занятии дисциплинирует ребенка и даже влияет на него психологически. Теперь он знает, что приходить на занятия должен не только по настроению.

Назвав фамилию и имя малыша, попросите его шагнуть с правой ноги вперед и сказать «Я»,  либо «Здесь». (Правда, иногда нужно помочь ребенку найти эту правую ножку).

Конечно, есть дети более хваткие, но вначале лучше ориентироваться на тех, кто испытывает трудности, и помочь им.

Один ребёнок сделает шаг вперед вяло, другой - отпечатает шаг лихо, четко. Присмотритесь к этим оттенкам детской реакции. Наблюдения окажут вам бесценную помощь. Вы увидите свою будущую опору - детей волевых, активных; вы увидите и застенчивых, робких, которых нужно расшевелить, приободрить. Ну и, конечно, обнаружите потенциальных озорников, которых умело и незаметно для них самих нужно угомонить, заинтересовать.

Далее приступайте к обучению таким понятиям, как шеренга, колонна, круг, интервалы.

Особое внимание старайтесь обратить на интервал между занимающимися: расстояние должно быть таким, чтобы дети могли свободно делать движения руками и ногами вперед, в сторону и назад — не задевая друг друга. Это поможет избежать ненужных слез, обид и даже травм.

Расставив своих подопечных по залу, вы должны объяснить им, как здороваются на занятиях танцами.

На первых порах со всеми лучше разучить самый простой поклон - наклон головы вниз (кивок) и подъем ее наверх.

На «раз» - шаг правой ногой в сторону.

На «два» - левая нога приставляется к правой.

На счёт «три»- голова опускается подбородком вниз.

На «четыре» - голова поднимается в исходное, положение.

То же повторяется в левую сторону.

Ребятам обязательно нужно объяснить, что поклон исполняется дважды, потому что первое приветствие обращено к педагогу, второе - к другим присутствующим.

В заключение вводной части желательно очень кратко провести с детьми беседу-диалог о танцевальном искусстве.

Подготовительная часть

• Работа над правильной осанкой. Разъясните детям, что значит правильное положение тела: позвоночник вытянуть («как будто растем вверх»); голову держим прямо, подбородок не приподнимаем, грудная клетка раскрыта; плечи опущены; живот убран (втянут). Ноги вместе, носки чуть разведены наружу. Ребятам предлагается выдержать это положение на протяжении двух тактов музыкального размера 4/4. Педагог проверяет осанку каждого, указывает на неправильность в постановке тела. Следующие два такта дети отдыхают, расслабляя мышцы. Затем вновь повторяют постановку корпуса.

• Педагог объясняет далее, что такое бытовой шаг,  и что такое шаг танцевальный. Вначале можно маршировать на месте, затем попробовать фигурную маршировку (на первом занятии это может быть ходьба вслед за педагогом). Возможны следующие фигуры: круг, обход (соблюдая углы по периметру зала), змейка, диагональ, ходьба по спирали (улитка).

 

Чтобы закрепить эти понятия, советуем провести игру «Внимание! Музыка!».

Под музыку дети двигаются по какой-либо предложенной фигуре по залу. С окончанием музыкального фрагмента они останавливаются и затем быстро, но без суматохи и шума направляются на свои места. Построившись, проверяют интервалы и свою стойку.

Эта игра, с одной стороны, вызывает у занимающихся веселое настроение, а с другой - приучает к умению передвигаться, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свои места, соблюдать необходимые для работы порядок и организованность в поведении.

         Точки зала.

Эти точки приняты в классическом танце, и они  будут определять положение и направление движений исполнителей. Познакомив детей с этими точками, вы сможете успешнее ориентировать их в пространстве зала.

Движения по кругу:

         В движении по кругу существуют два основных понятия:

- лицом по линии танца;

- спиной по линии танца.

Основная часть

         Музыкально-ритмические   упражнения   на   расслабление   и   напряжение   корпуса:

«Ронять корпус»  «Деревянные, тряпичные и резиновые куклы».

 

1.      Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

- повороты и наклоны головы;

- упражнение для кистей рук;

- круговые движения плеч («Паровозики»);

- подъем плеч вверх («Удивляемся»);

- упражнение «Добрая и злая кошка»;

- приседание «Пружинка».

 

2.      Задания на воспроизведение динамических оттенков музыки движением:

- высокий шаг и тихий шаг (на forte в музыке - шаг с высоко поднятым коленом; на piano - подъем на полупальцы).

- хлопок на сильную долю такта. (Если это удается сразу, то можно предложить более сложный ритмический рисунок - хлопая в ладоши и притопывая ногами.)

         Элементы русского танца:

- положение рук: руки скрещены на груди или поставлены на пояс (подбоченясь);

- топающий шаг на всей стопе;

- топающий шаг в сторону (небольшой шаг вправо, левая нога       приставляется к правой с легким ударом в пол);

- тройной притоп.

 

3.    Музыкальная игра «Звери и птицы» (либо игра на определение мелодии).

        Дети делятся на две группы. Одна -  звери», другая - «птицы».
Когда звучит заранее выбранная музыкальная тема птиц - двигаются птицы, когда слышна музыкальная тема зверей - двигаются звери, а птицы замирают. Допускаются элементы импровизации.

Если звучат обе темы, обе группы двигаются одновременно.

Игра на определение мелодии: при звучании вальса все дети строятся в круг; при звучании польки - в шеренгу; при марше - в колонну. (Задание можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения).

 

Заключительная часть

Построение. Упражнения на восстановление дыхания.

Дети под музыку уходят из зала.

 

 

 

 

1. Конспект занятий по хореографическому развитию в средней группе

Цели:

 научить умение детей двигаться ритмично, музыкально, в соответствии с характером музыки; выразительно исполнять танцевальные движения и комбинации.

Задачи:

- закреплять умение следить за осанкой ,подтянутость.

- развивать творческие способности, воображение, фантазию.

- учить умению общаться, вступать в контакт во сверстниками, играть и выполнять действия согласованно.

Вводная часть:

  • расстановка детей; приглашение детей в зал

приветствие, знакомство с педагогом

  • краткая беседа-диалог о танце.

Подготовительная часть:

  • работа над правильной стойкой
  • маршировка; перестроения
  • знакомство с понятиями «лицом по линии танца»,

«спиной по      линии танца»;

Основная часть:

  • музыкальные игры;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • элементы танцев, танцевальные. 

            Заключительная часть:

  • упражнения на дыхание:
  • поклон, уход из зала.

Описание занятия. 

Вводная часть

Попросить своих  воспитанников уже в коридоре построиться и войти в зал под музыку  Пусть они пройдут по кругу и остановятся в линейку лицом к педагогу представиться, назвав свое имя и отчество,  познакомиться с ребятами.

Назвав фамилию и имя малыша, попросите его шагнуть с правой ноги вперед и сказать «Я»,  либо «Здесь».

Особое внимание  обратить на интервал между занимающимися: расстояние должно быть таким, чтобы дети могли свободно делать движения руками и ногами вперед, в сторону и назад — не задевая друг друга. 1.

1. Разучить  простого  поклона - наклон головы вниз (кивок) и подъем ее наверх.

На «раз» - шаг правой ногой в сторону.

На «два» - левая нога приставляется к правой.

На счёт «три»- голова опускается подбородком вниз.

На «четыре» - голова поднимается в исходное, положение.

То же повторяется в левую сторону.

Ребятам нужно объяснить, что поклон исполняется дважды, потому что первое приветствие обращено к педагогу, второе - к другим присутствующим.

В заключение вводной части кратко провести с детьми беседу-диалог о танцевальном искусстве.

Подготовительная часть

• Работа над правильной осанкой. Разъяснить детям, что значит правильное положение тела: позвоночник вытянуть («как будто растем вверх»); голову держим прямо, подбородок не приподнимаем, грудная клетка раскрыта; плечи опущены; живот убран (втянут). Ноги вместе, носки чуть разведены наружу. Ребятам предлагается выдержать это положение на протяжении двух тактов музыкального размера 4/4. Педагог проверяет осанку каждого, указывает на неправильность в постановке тела.

• Педагог объясняет далее, что такое простой  шаг,  и что такое шаг танцевальный. Вначале можно маршировать на месте, затем попробовать фигурную маршировку

Чтобы закрепить эти понятия, советуем провести игру

«Внимание! Музыка!».

Под музыку дети двигаются по какой-либо предложенной фигуре по залу. С окончанием музыкального фрагмента они останавливаются и затем быстро, но без суматохи и шума направляются на свои места. Построившись, проверяют интервалы и свою стойку.

 

Движения по кругу:

            В движении по кругу детям предлагается подвигаться - лицом  в круг и спиной в круг

Основная часть

            Музыкально-ритмические   упражнения   на   расслабление   и   напряжение   корпуса:

«Ронять корпус»  «Деревянные, тряпичные и резиновые куклы».

 

1.         Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

-  повороты и наклоны головы;

-  упражнение для кистей рук;

-  круговые движения плеч («Паровозики»);

-  И.п. – руки вдоль туловища, ноги вместе («узкая дорожка» - 6 позиция).  Дети выполняют движения  энергично руками в одну и другуюсторону

-   

2.         Задания на воспроизведение динамических оттенков музыки движением:

-  высокий шаг и тихий шаг (на forte в музыке - шаг с высоко поднятым коленом; на piano - подъем на полупальцы).

-  Выполняется высокий  шагна высоких полупальуах, тихий шаг  на низких полупальцах  в  сочетании с п/плие («пружинкой»)  в продвижении

3.    Музыкальная игра «Звери и птицы»

          Дети делятся на две группы. Одна -  звери», другая - «птицы».
Когда звучит заранее выбранная музыкальная тема птиц - двигаются птицы, когда слышна музыкальная тема зверей - двигаются звери, а птицы замирают. Допускаются элементы импровизации.

Если звучат обе темы, обе группы двигаются одновременно.

Заключительная часть

Построение. Упражнения на восстановление дыхания. Релаксация. Отдых, восстановление пульса, дыхания.Дети  лежат на ковре, на спине, расслабив мышцы рук, ног и закрыв глаза.

 Дети под музыку уходят из зала.

 

 

Приложение 2

Музыкально-ритмическое занятие

 

Занятия ритмикой в игровой форме.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения движений.

Игровой метод в работе с дошкольниками хорош на любых занятиях, но если при разучивании основ классического танца, народно-сценического или танца модерн этот метод применим лишь частично, то музыкально-ритмические упражнения дают простор для фанта­зии педагога. И тогда каждое занятие может стать увлекательной игрой.

В процессе проведения эксперимента автор программы разработал такие темы для занятий ритмикой:

  • «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ».
  • «ПУТЕШЕСТВУЕМ В ВЕСЕЛОМ АВТОБУСЕ»
  • «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС».
  • «ВРЕМЕНАГОДА»,
  • «В ЗООПАРКЕ».
  • «В ЦИРКЕ».
  • «ПРОГУЛКА В ЛЕС».
  • «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО».
  • «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ».
  • «ЛАБИРИНТ».

 

 «В зоопарке»

Занятие танцами в игровой форме                              

- Дети, я добрая волшебница, и сегодня я поведу вас в зоопарк. Встанем друг за другом, и отправимся в гости к животным (марш по кругу).

Вдруг начался дождик, нам нужно скорее от него укрыться (различный по характеру бег по кругу)

Но я взмахну волшебной палочкой, и дождик прекратится. Однако остались лужи, и мы, чтобы не замочить ножки, пойдем очень осторожно (шаги на полупальцах, на пятках). Придется перепрыгивать через лужи (подскоки, галоп).

Дорожка наконец-то высохла, можно смело идти по ней (бодрый марш высоко поднятыми коленями).

Вот мы и в зоопарке. А это вольер с птицами. Внимание: взмахом волшебной палочки я превращаю вас в птиц. (Это может быть «лебедь» - работа рук; или «сова» - упражнения для головы и корпуса; «цапля» -упражнения для ног и наклоны корпуса).

А теперь взмахом волшебной палочки я снова превращаю вас из птиц в детей, и мы идем дальше (Марш, перестроения).

В зоопарке дети «встречаются» со змеями (партерные растяжки), с пантерами (выгибание спинок, махи ногами), медведями (ход на внешней стороне стопы), обезьянами (различные приседания).

Давайте поиграем с вами в «ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК». (Смысл игры в том, что ребята должны по сигналу педагога замереть в позе какого-нибудь животного. Или ведущий заранее называет какого-либо обитателя зоопарка, а действия детей те же... Выбирается лучшая поза, и этот ребенок становится ведущим.)

(Вариант иного финала занятия.)

-        Ой, ребята, я потеряла свою волшебную палочку и теперь не сумею превратить вас в детей. И если вы мне не поможете, то мы не сможем вернуться в детский сад.

Но выход есть. Вам нужно быстро вспомнить всех, кого мы видели в зоопарке, и изобразить позой этих животных. Если я угадаю, кто из вас кого представляет, то мы и без волшебной палочки окажемся в детском раду. (Дети выполняют задание.)

Аналогично этому можно построить занятия по темам: «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС», «В ЦИРКЕ», «ПРОГУЛКА по ЛЕСУ», «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО», «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ».

 

Перечень и описание подражательных движений

 

Образ и вид движения

Исходное положение

Начальный этап обучения

1-Й этап усложнения

2-й этап

усложнения

Творческое исполнение дви­жения

1

2

3

4

5

6

7

 

Мышка:

ходьба на но­сках семенящим ша­гом

 

Стоя на носках, со­гнуть в локтях руки кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз

Знакомство с повадка­ми и характерными черта ии мышки через движение рук с по­воротами головы и всего туловища. По­пытка имитационного движения мышки

Ходьба   на   носках    с имитационными    дви­жениями рук,  в  чере­довании     с    обычной ходьбой

Ходьба на носках се­менящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и ими­тационными движе­ниями рук и головы подражая мышке и из­меняя темп движения в разных направлениях

Самостоятельно и точ­но выполнять технику ходьбы на носках се­менящим шагом с из­менением     темпа     и направления. Творчески    передавать характер     и ;  повадки мышки    мимикой    и движением туловища

 

Цыпленок: ходьба на пятках с ритмиче­скими движениями рук в стороны

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны

Знакомство с образом цыпленка, попытка имитационного движе­ния

Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны

Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и    движением   рук   в

стороны

Уверенная ходьба на пятках с четкой ко­ординацией рук и пе­редачей характера об­раза цыпленка

 

Котенок: ползание с опорой рук и колен

Стоя на коленях, кос­нуться руками пола

Знакомство с образом. Попытка передать ха­рактер и повадки ко­тенка через движения и звукоподражание

Ползание с опорой на руки и колени, с изме­нением   темпа   и   на­правления.      Эмоцио­нальная   передача   об­раза  мимикой лица  и движением    туловища. Уметь вставать  с   ко­лен   на   задние  лапки ноги) и ходить на них

Ползание с про­гибанием спины вниз, а головы вверх и на­оборот. Подлезать под шнур, прогибая позво­ночник

Выполнять        разные имитационные упраж­нения:   «Посмотри   на хвостик   справа — сле­ва,   сверху  —   снизу», «Подними  правую за­днюю лапку» и т. д. Упражнения на подни­мание    разноименных >ук и ног

 

Корова: ползание с опорой на руки и сто­пы

Стоя на ногах, накло­ниться и поставить ру­ки на пол, голову под­нять вверх

Знакомство с образом и попытка имитацион­ного движения с передачей характера образа через звукоподражание

Ползание с изменени­ем      темпа,      направ­ления,   поворотом   го­ловы   в   разные   сто->оны, вверх — вниз, с кружением

3 данной позе подни­мать то одну, то дру­гую руку и ногу

Творческая передача образа мимикой лица, движением туловища, звукоподражанием

 

Петушок: ходьба с вы­соким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Стоять с опущенными руками

Знакомство с образом и попытка имитационного движения:од­новременно поднимать одну ногу,  согнутую в колено.      и     руки     в стороны. Попытка хо­дить с  высоко поднятыми коленями  и от­тянутым  носком вниз Попытка         удержать равновесие,    стоя    на одной   ноге,   с   подня­тыми     вверх     руками (крылья)

Попытка поднимать стороны   руки,   согнутые в локтях и с опущенными   вниз   ладонями;   на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны, а опускать вниз    сначала    локти потом   ладони.   Удер­живать       статическое равновесие,    стоя     на одной ноге с подняты­ми руками. У поднятой ноги    оттянуть    носок вниз

Попытка       соединить технику движения но и рук. Твердо стоять в позе,   удерживая, рав новесие. Попытка хо­дить как петух, высоко поднимая    колени,    а опорную   ногу ставить со   ступни   на   носок, как бы подпрыгивая

Творческая      передача образа петуха в стати­ческом   положении   и ходьбе    с   движением головы,       поворотами туловища, разным по­ложением рук и мими­кой                   .

 

 

Аист:

 ходьба с высо­ким подниманием ко­лен, при этом нога выпрямляется вперед

Стоять с опущенными руками

То же, но при подни­мании колена пытать­ся   выпрямить  ногу   и оттянугь носок

То же, но не забывать выпрямлять ногу впе­ред и оттягивать носок

Попытка       соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе,   удерживая   рав­новесие. Попытка хо­дить как аист, высоко поднимая    колени,    а опорную ногу ставить со   ступни   на   носок, как бы подпрыгивая

Творческая      передача образа аиста в стати­ческом    положении   и ходьбе    с    движением головы,       поворотами туловища, разным по­ложением рук и мими­кой лица

 

Утенок:

ходьба в приседе

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены

Знакомство с образом, попытка     имитацион­ного движения в при-седе    и   передачи   ха­рактера   утенка   через звукопоцражание

Ходьба    в    приседе    с согнутыми    в    локтях )уками и широко рас­ставленными    пальца­ми. Пытаться ходить в приседе с выпрямлен­ной спиной

Попытка     ходить     в приседе     с     выпрям­ленной   спиной,   переваливаясь  из стороны сторону (как утка)

Творческая      передача образа    через   точные имитационные движе­ния и технику выпол­нения ходьбы в при-седе   с   выпрямленной  спиной

 

Заяц: прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Стоять с руками, со­гнутыми в локтях, а ладони соединить пе­ред грудью и опустить вниз

Знакомство с образом зайца и попыткой имитационного движе­ния с передачей образа мимикой лица и дви­жением туловища

Прыжки на двух ногах с продвижением впе­ред, с сохранением по­ложения рук перед грудью и выпрямлен­ной спиной

Движения с выполне­нием поворотов прыж­ком в стороны, впе­ред — назад, кругом на 180 °, с разной длиной и высотой прыжка

Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения

 

Кенгуру: прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях

Знакомство с образом кенгуру и попытка вы­полнения имитацион­ного движения

Из исходного положе­ния попытаться прыг­нуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперед — вверх, про­двигаясь вперед

Выполнять те же (предыдущие) движе­ния в прыжках, но с высоким подниманием колен

Попытка выполнен ля данного прыжка на ба­туте, с наклонной вы­соты, с бума, школь­ного козла н т. д.

 

Лошадка: бег и ходьба с высоким поднима­нием колен. Прямой и боковой галоп

Стоять с руками, со­гнутыми в локтях, ла­дони опустить вниз

Знакомство с образом лошадки через -звуко­подражание и попыт­кой имитационного движения

Ходьба и бег с высо­ким подниманием ко­лен и сохранением по­ложения рук

Сохраняя. положение рук, чередовать ходьбу и бег прямым и боко­вым галопом, изо­бражая лошадку    

Творческая передача образа лошадки с точ­ной техникой выпол­нения движений

 

Лягушка: ползание прыжковым шагом с опорой на руки и сто­пы

Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединенные ладони поставить вместе меж­ду ног

Знакомство с образом лягушки и попыткой имитационного движе­ния с передачей харак­тера образа мимикой лица и движением всего туловища

Яз исходного положе­ния продвинуть соеди­ненные руки вперед, затем прыжком ноги переставить к рукам, но сохранить прост­ранство между ними

Движения, но с разной длиной прыжка, т. е. руки продвигайте вперед на короткое или более дальнее рас­стояние (вперед от ног)

Творческая передача образа через точные имитационные движе­ния и технику выпол­нения

 

Белка: прыжки в при­седе с продвижением вперед

Присед на двух ногах руки согнуты в локтях ладони соединены пе­ред грудью и опущены вниз

Знакомство с образом белки и попытка ими­тационного движения по показу инструктора или воспитателя

Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным дви­жением рук рывком вперед, не разъединяя ладоней

Попытка выполнения прыжка, но с выпрям­ленной спиной и про­движением вперед с изменением темпа

Творческая передача образа белки через имитационные движе­ния и технику выпол­нения прыжка в при­седе с выпрямленной спиной