открытый урок по музыке в 3 классе на тему: "Хочу воспеть свой Дагестан"


Автор: Джанмурзаева Анжела Джанмурзаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

открытый урок по музыке в 3 классе на тему: "Хочу воспеть свой Дагестан"

Краткое описание работы: На своём уроке я хотела познакомит детей с природой, достопримечательностями Дагестана, а также закрепит знания детей о музыке Дагестана, композиторах и инструментах.

Дети входят в музыкальный зал под дагестанский Марш - парами

Учитель: Ассаламу алейкум, дорогие друзья!
 Да будет мир над вами!
Дети (группами): зороваются на разных дагестанских языках:
«Себиркьулдай» - даргинский
«Хош гельдигиз!» кумыкский
«Рорч!ами» - аварский
«Сабахирар!» - лезгинский
«Бизюров!» - лакский
«Де дик хил» - чеченский
Учитель: Мы приветствуем вас дорогие гости наши! Сегодня мы будем говорить о славном и прекрасном крае- Дагестане. Наша малая Родина Дагестан, это край, где мы родились, где мы живем, это наш дом, это всё, что нас окружает. Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан - многонациональная республика, но несмотря на различие языков, обычаев и традиций народ  Дагестана всегда был очень дружным.

Ученик: Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря.
Ученик: Он граничит с такими братскими республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская республика, Ставропольский край и Калмыкия.
Ученик: Дагестан – суверенная республика в составе России. В Дагестане 10 городов, 41 сельских районов, 1639 селений, аулов и поселков.
Ученик: Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана.

Всё сопровождается показом слайдов

Учитель. А давайте вспомним, какие национальности проживают в
Дагестане?
Ученики. Аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, лакцы, кумыки, табасаранцы, агульцы, ногайцы, азербайджанцы и.д.р.
Учитель. Скажите мне, что является главной песней страны?
Ученики. Гимн
Учитель.  Правильно это гимн. Кто является автором  Гимна Дагестана?
Ученики. Ширвани Чалаев
Учитель: Молодцы. Я вам предлагаю исполнить гимн РД.

Гимн РД

Учитель: Скажите, сколько в Дагестане городов.(10) Назовите их.
Дети: Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт,Избербаш, Южно-Сухокумск и Дагестанские Огни.
Учитель: Какой город является столицей Дагестана? На территории Дагестана выявлено множество минеральных источников,
большая часть которых представлена сероводородными и соляно-щелочными составами. Встречаются содовые, углекислые, железистые, йодо-бромные и другие источники. Большинство из них используются в виде ванн для лечения многих болезней. Богат наш Дагестан животными и растениями.
Ученик: Звери: дагестанский тур, сайгаки, кабаны, лисы, волки, шакалы, косули, барсуки, медведи, олени и другие.
Ученик: Птицы – пеликаны, фламинго, фазаны, цапли, лебеди, дрофы, кулики и другие.
Ученик: В Каспии насчитывается 76 видов рыб. Из них 46 видов являются промысловыми. Реликтовыми рыбами Каспия являются осетровые рыбы. Это и белуга, осетр, севрюга, лосось и др.
Ученик: Растения: Солодка, ковыль, чабрец, полынь, барбарис, шалфей. Множество лекарственных растений: подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, хмель, шиповник, крапива, лопух и др.

Учитель: Дагестан называют «музеем под открытым небом», «географической лабораторией», «геологическим музеем». И это вовсе не преувеличение, так как Республика Дагестан может похвастаться альпийскими лугами, березовыми рощами, живописными долинами… Здесь можно увидеть реликтовые леса на Гунибском плато, побывать в субтропическом заповеднике в дельте реки Самура, узнать, что Гимринский
каньон второй в мире по глубине (после Колорадского в США), а Кумторкалинский бархан Сары – Кум (252метра) самый высокий в Европе.

Всё сопровождается показом слайдов.

Учитель: Я предлагаю вам обратить внимание на картины известных  дагестанских художников. (Слайды)
- Что изображено на всех этих картинах? (Природа, аул, горы)
- Что объединяет все картины? (Мы видим ниши горы, аулы, дагестанскую природу. Реки. Это - Дагестан.)
- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь)
- Как хорошо вы сказали, как будто вся наша природа здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:

Мой Дагестан, страна великих гор
Мой Дагестан, живу, дышу тобой
Мой Дагестан, ты сердце ты душа
Мой Дагестан, как я люблю тебя!

Учитель: мы сами будем рисовать. Возьмите воображаемый карандаш. Сделать зарисовку вам поможет музыка. Но не торопитесь, сначала
вслушайтесь, музыка подскажет руке, какие линии вы будете рисовать. Можно даже закрыть глаза. Слушайте и творите.

Слушыние: Музыка гор. Дудук. (Дети "рисуют") 

- Что вы сейчас увидели и изобразили в своем воображаемом рисунке?
(горы, аул, солнце.)
- А что вы чувствовали, когда слушали и рисовали? (тоску, любовь к родине.)
- Сопоставим картины художников и ваши зарисовки по музыке. Что в них
общего? (это природы и жизни)
- Вы определили, что картины и песня по настроению и чувствам различные.
- Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и
характеры людей. Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости.
Поэтому она очень разная.

- Народная музыка – как вы понимаете эту фразу? Если мы говорим
народная песня, кто ее автор? /народ/
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. Какие дагестанские
музыкальные инструменты вы знаете? (кумуз, пандур, тар, саз, кеманча,
дудук, зурна, барабан). Правильно, молодцы.
Учитель: сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент еще одной мелодии.
Готовы? Тогда сели ровно, выпрямили спинки и слушаем.
Слушание «Танцевальная»

Учитель: улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились? (Музыка веселая, живая, праздничная)
- И действительно, не сидится под такую музыку. Что хочется делать? (Танцевать)  И не просто танцевать, а танцевать от всей души! Давайте и мы с вами немного повеселимся. Хотите? Тогда я предлагаю вам сделать вам два круга: один круг делают мальчики, а другой круг – девочки. Под музыку мальчики передают по кругу папаху, а девочки – платок. Как только музыка останавливается, вы делаете один общий круг, а пара, у которых на руках папаха и платок танцуют в центре лезгинку. Ну что условия все понятны? Тогда начали!

Игра: Передай папаху (платок).

Учитель: Дагестанская музыка очень красива и разнообразна. Слушая музыку родного края всегда восхищаешься: Красивыми быстрыми и протяжными песнями! Мелодичными, нежными и красочными мелодиями! Зажигательными, завораживающими энергичными танцами!
Учитель: Посмотрите на экран! Что вы видите? (Слайды)  Какое направление музыки? (ответы учащихся)
Правильно! Это вокальная музыка. Музыка исполняемая голосом. Вокал в переводе с итальянского – искусство пения!
А это картина вам, о чем говорит? (Слайды) (ответы учащихся)
Это инструментальная музыка, Исполняемая на музыкальных инструментах!
И третья картина! Что это означает? (Слайды) (ответы учащихся)
Совершенно правильно! Удобно под такую музыку танцевать. И такое направление называется танцевальная музыка.

Скажите, пожалуйста! Есть ли среди вас те, которые ходят на танцевальные кружки, студии, ансамбли? Может, продемонстрируете свое умение, мастерство в нашем любимом танце.

Пару учеников исполняют лезгинку

Учитель: Молодцы ребята. И вот это направление музыки называется танцевальное! А вот скажите, какой жанр музыки нас сопровождает еще с колыбели? (ответы учащихся) Правильно! Это колыбельные песни. Песня – это одна из форм вокальной музыки. Самым любимым жанром многих композиторов является вокальный. Такие композиторы как Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Наби Дагиров, Мурад Кажлаев, и многие другие особое внимание уделяли песенному жанру. Многие стихи дагестанских поэтов ложились в основу известных песен. Я вам предлагаю сейчас исполнить песню о Дагестане, которую мы с вами учили.

Песня «Дагестан»

Учитель: Молодцы ребята!!!! А сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке. Назовите три основных жанра, с которыми мы сегодня познакомились? (вокальная, инструментальная и танцевальное направление).
Назовите фамилии известных композиторов Дагестана. (Мурад Кажлаев, Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Наби Дагиров).
Какое чувство вы испытали, когда пели и танцевали под дагестанскую музыку? (любовь к родному краю)
Учитель: Отлично. А у меня для вас ещё одно задание. Я подготовила вот такой плакат, где написано и нарисовано «Я люблю Дагестан». Это сердце я предлагаю украсить бабочками, которые лежат в этой коробочке. Но клеить этих бабочек мы будем не просто так. Я предлагаю, прежде чем вы их приклеите, сказать пожелание нашему родному краю, нашей Родине – Дагестан. Подходите по одному.

Дети приклеивают бабочек….

Учитель: Молодцы ребята. Вы сегодня справились с поставленной задачей, и очень старались отвечать на мои вопросы и это у вас получилось. Оцениваю ваше старание на отлично. И хочу вам дать домашнее задание в тетрадях. На следующий урок вам надо по выбору и с помощью родителей или бабушек и дедушек выписать название песен и танцев на своем родном языке. Тем самым вы познакомитесь с музыкой своего народа. И очень важно чтобы вы никогда не забывали музыку своего родного края любили, ценили ее, традиции, обычаи и сохраняли, передавали дальше вашему поколению, так как это очень важно и очень нужно.
Д\З. Выписать в тетрадь народные песни и танцы своего народа.