Сочетание традиционных и современных методов и приемов в работе с обучающимися по классу фортепиано (ДООП) в ДЩИ


Автор: Сурина Наталья Михайловна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Сочетание традиционных и современных методов и приемов в работе с обучающимися по классу фортепиано (ДООП) в ДЩИ

Краткое описание работы: Цель работы – использование традиционных методов и приемов работы преподавателя в классе фортепиано с применением современного инструментария (электронное пианино и синтезатор) и компьютерных технологий. Данная методическая разработка составлена с помощью методической литературы, опубликованных работ педагогов на образовательных сайтах и учетом собственного опыта работы с обучающимися.

  1. 1.     Введение

         Появились новые музыкальные направления, подрастающее поколение имеет иные музыкальные вкусы и пристрастия. Конечно же, педагог должен быть осведомлен об этих новых веяниях в мире музыки, уметь находить общий язык с учеником.

Цель работы – использование традиционных методов и приемов работы преподавателя в классе фортепиано с применением современного инструментария (электронное пианино и синтезатор) и компьютерных технологий.

На современном этапе работы педагогам приходится сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и их творческий потенциал. Технический прогресс подарил нам не только средства обучения, несущие информативный характер. Он постоянно обновляет и музыкальный инструментарий. Преподавателю фортепиано необходимо быть в курсе совершенствования электронных инструментов, тем более они в настоящее время имеют характеристики, позволяющие успешно использовать их в учебной урочной и домашней работе.

Поскольку основная форма нашей деятельности урок и работа над произведением, мы и будем говорить о методах и приемах, которые применяются на разных этапах работы над произведением.

  1. 2.     Основная часть.

2.1           . Фортепианный урок представляет собой основную форму педагогического процесса. Педагогу следует использовать различные виды уроков (теоретическое, практическое занятие, самостоятельная работа, беседа, концерт, контрольный урок, видеоурок).

На первых уроках в классе фортепиано необходимо особое внимание уделять подборам по слуху, навыкам транспонирования, педагогу следует больше показывать, чтобы ученик накапливал слушательский опыт, знакомился с нотной грамотой.

 (На самых первых уроках мы пользуемся своими приложениями, которые  созданы в нотном редакторе MuseScore, на основе комплексной методики Артоболевской, Хереско, традиционной – Гнесиной, Николаева, занимательной методики Брянской, Перуновой и Богино).

Далее начинается работа над музыкальным произведением, которая проходит в несколько этапов.

Первый этап работы - знакомство ученика с произведением. Основная задача педагога заключается в построении живой интересной беседы с показами.

(Благодаря интернету, мы просматриваем разные варианты исполнения одной и той же детской песенки, произведения. Затем идет анализ мелодического движения и развития, находим нужные нам сведения в книжных или электронных источниках. Детям дается задание найти в энциклопедии, что делают современные дети с трудом).

На втором этапе уже непосредственно начинается исполнительский анализ, разбор и разучивание произведения.

Подробный анализ и разбор авторского текста целесообразно проводить, используя следующие методические приемы:

ü возврат на определенное расстояние;

ü счет вслух;

ü простукивание или прохлопывание ритмического рисунка каждого из голосов до игры на инструменте;

ü прочтение вслух всех нот;

ü чтение с листа.

На этапе разучивания произведений с учащимися младшего возраста,

полезно использовать метод «нескучных способов разучивания», рекомендуемый Г. Хохряковой. Процесс разучивания таким методом состоит из нескольких этапов:

‾       предложить ученику «покататься» на руке учителя. (При этом ученик хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Чуткость ученика обостряется еще больше, если его глаза будут закрыты);

‾       играть ансамблем. (При игре вдвоем сравнительно легче достигается целостность и хорошее качество исполнения);

‾       играть через «увеличительное стекло». (Мы называем «замедленная съемка») Этот способ, рекомендованный К. Н. Игумновым, позволяет «рассмотреть» все переплетения звуков, вслушиваться в звучание, оценивать свои движения в медленном темпе.

‾       придумать свой вариант аппликатуры,  если ученик не согласен с аппликатурой в учебнике. (На практике часто  предлагаются разные варианты самим педагогом, а ученик выбирает наиболее подходящий);

‾        разучивать произведение с конца. Сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места. Делить не механически, а подчиняясь логике музыкальной речи.

ü Метод «унификации ритмики» состоит в дроблении длинных

 звуков на более короткие повторяющиеся звуки. Некоторые ученики более наглядно усваивают временные расстояния. (При использовании этого приема мы пользуемся таблицей длительностей и классной доской, ритмическими слогами. Ребенок чувствует пульсацию и игра становится более ритмичной.)

ü Метод проигрывания мелодии одним пальцем вне ритма помогает в

 осознании клавиатурного рисунка.  (Это освобождает ученика от забот о неточной аппликатуре, он лучше чувствует рельеф мелодии. Хотя играть одним пальцем детям не всегда удобно. Дети сразу начинают использовать свою аппликатуру, в которой почему-то 1 палец всегда находится на черной клавише J . Этот метод мы используем в разучивании пассажей, а потом переходим на позиционную игру. Можно просто беззвучно нарисовать пальцем на клавишах рельеф мелодии.)

ü Методы сольфеджирования и свободное от неточностей «осторожное

проигрывание» являются основными способами, ведущими к слуховому осознанию высотности мелодического рисунка. (Этот прием нами используется в работе при пропевании мелодии, подголосков или линии баса.)

ü Метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой

способствует лучшему запоминанию нотного текста и устранению желания быстро играть последующие звуки, а, наоборот, концентрируясь на отдельных элементах музыкальной ткани. (В классе используется беззвучная клавиатура при убавлении или отключении звука на электроинструменте, на акустическом фортепиано при помощи модератора. Также хороша игра в разных уровнях: одна рука играет свою партию на клавиатуре, другая простукивает пальцами на открытой крышке инструмента или выполняет ритмические шлепки по колену.)

ü Метод вычленения простого из сложного облегчает восприятие

музыки, временно фиксируя внимание ученика на одних заданиях и допуская при этом приблизительное выполнение других. (Это как работа над трудными местами в произведениях, которая часто практикуется на уроках.)

ü Метод наводящих вопросов полезен для активизации

самостоятельности исполнительских решений. Например, «Как ты оцениваешь свое исполнение? Все ли тебя устраивает? Чем доволен и недоволен?» (Этот метод мы активно используем при записи своей игры и последующего прослушивания. Запись можно делать аудио и видео на смартфонах или использовать опцию «запись» на электронном пианино. Также можно подсоединить электроинструмент к компьютеру и через специальную программу создать свой аудиофайл.)

ü Метод «звук - слово» или подстрочный текст заключается в том,

что к музыкальной фразе или к интонационному обороту подбирается словесный текст. (Этот метод помогает ученику точнее почувствовать выразительность музыки или преодолеть ритмические трудности.)

На третьем этапе произведение оформляется в единое художественное целое. Здесь целесообразно использовать такие методы работы:

ü пробное проигрывание пьесы целиком,

ü дирижирование,

ü сопоставление небольших фрагментов произведения из разных его частей,

ü многократное повторение,

ü постепенное удлинение музыкальной мысли.

В плане закрепления технической работы на третьем этапе большую роль может сыграть применение «метода вариантов» в его различных видах. В практике пианиста-исполнителя широко распространены:

‾       «ритмические варианты», применяемые при проработке звуковых линий из ровных мелких длительностей (проучивание пунктирным ритмом);

‾       «силовые варианты», например, замедленная игра ровным форте или (реже) предельно слабым звуком, или варьирование нюансировки (в этюдах), или варьирование относительной силы голосов (в полифонии) и т.п.;

‾       «артикуляционные варианты», например, игра нон легато или стаккато взамен легато.

Заключительный этап связан с подготовкой произведения к исполнению на сцене. На этом этапе исполнение произведения должно достичь эстетической завершенности. Достичь этой задачи возможно, укрепляя навыки перспективного слухового мышления и антиципации  с помощью следующих методов:

ü исполнение произведения целиком, как на сцене;

ü занятие в «представлении» (работа без инструмента);

ü «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей.

2.2.  Хорошим дополнением в работе преподавателя фортепиано можно считать компьютер. При отсутствии стационарного компьютера возможно использование ноутбука. Преподаватель фортепиано может использовать в своей работе то, что подходит ему по тематике:

Сетевые образовательные ресурсы, связанные с информацией по интересующему нас предмету. (Существует немало сайтов не только о классической музыке, но и о методике преподавания предмета фортепиано, информация с которых поможет преподавателю в его работе. Возможно также использование в работе электронных энциклопедий.)

Аудиовизуальные сетевые ресурсы: фотографии, картины, слайды, видеофильмы, кинофильмы. (На компьютере возможен просмотр учебных фильмов, презентаций, просмотр выступления музыкантов. Благодаря компьютеру появилась возможность увидеть в лицо знаменитых музыкантов, прослушивание музыкальных произведений в различных интерпретациях, а также знакомство с этими же произведениями в других аранжировках и т.п.)

Учебный материал может быть создан самим преподавателем. (Набор текста в нотных редакторах Muse Score, Finale, Sibelius: гаммы, песни, пьесы для сольного исполнения, произведения для аккомпанемента, использование опции транспонирования, которая особенно помогает в работе концертмейстера.)

Использование электронной учебно-методической литературы. (Из электронного учебника выбирается подходящее произведение, которое можно отредактировать в программе Word  – обрезка, контраст, резкость, масштаб для слабо видящих, если это требуется, и печать в формате А4).

    Технический прогресс подарил нам не только средства обучения, несущие информативный характер. Он постоянно обновляет и музыкальный инструментарий. Преподавателю фортепиано необходимо быть в курсе совершенствования электронных инструментов, тем более они в настоящее время имеют характеристики, позволяющие успешно использовать их в учебной урочной и домашней работе.

Актуальной тема электронных пианино стала сравнительно недавно. Это связано с несколькими моментами: нехватка акустических инструментов и проблема с их настройкой.

Основным  недостатком электронного пианино можно отнести его зависимость от подачи электроэнергии.

Отсутствие электричестваэто большой минус. НО!!! Тогда в инструменте можно использовать беззвучную клавиатуру – это плюс, потому что такая игра в радость соседям, а для нас  хороший метод беззвучного контактирования в работе над произведениями.

Электронное пианино имеет ряд достоинств, которые можно перечислить.

Во-первых, в электронном пианино мы хороший натуральный звук с разнообразной динамикой и тембровой окраской во всех регистрах.

Во-вторых, в современных электронных пианино устройства клавиш максимально приближено к клавишам акустических инструментов. В технической документации обозначаются как «взвешенные клавиши с молоточковой механикой». Кроме того, в них есть очень полезная функция - настройка чувствительности клавиш к силе нажатия. (Туше или touch).

В-третьих, электронные пианино имеют небольшой вес, что позволяет без труда транспортировать их. Кроме того, сравнительно скромные габариты этих инструментов позволяют разместить их в пределах ограниченного пространства.

В-четвертых, инструмент не требует настройки, ему не страшны перепады температур и влажности, т.е. для него характерна низкая чувствительность к микроклимату. Настройка инструмента идеальна и стабильна.

В-пятых, достоинством электронного пианино можно назвать явное преимущество его перед акустическим инструментом: на нем можно играть с наушниками. Таким образом, устраняются помехи для окружающих, пианист играет свободно, с необходимой ему динамикой. Кроме того, благодаря этой функции инструмента, можно поставить в одном помещении несколько электронных пианино, что дает возможность заниматься одновременно нескольким музыкантам.

(Мы пользуемся этим приемом, когда дети приходят раньше назначенного урока)

Кроме того, в электронном пианино присутствуют, в зависимости от модели, и другие полезные функции (опции):

‒      Это подключение к компьютеру, индикация нот, аккордов.

(С помощью этой возможности мы пишем фонограммы к номеру по сольфеджио, вокализу или романсу в программах Nero, Sound Forge и сохраняем в музыкальном файле. На уроках ОКФ с вокалистами мы учимся петь под собственный аккомпанемент и записывать исполнение для прослушивания и анализа. Для слабо интонирующих на готовую минусовку накладывается мелодия на электропианино или синтезаторе, возможно с выбором наиболее подходящего тембра и стиля).

‒      Наличие функции записи-воспроизведения собственной игры.

Появляется возможность прослушать свою игру со стороны и без искажений. Никакие замечания преподавателя не сравнятся с действенностью приема прослушивания своей игры. Данная функция позволяет также играть одному исполнителю в ансамбле. Для этого нужно лишь записать вторую партию ансамбля или оркестра (если нужно исполнить концерт для фортепиано с оркестром) и сыгрываться с этой партией любое количество раз.

(Эту функцию мы используем при игре ансамбля, когда ученик разучивает обе партии.  Для ученика это возможность самостоятельной работы дома). Такое сыгрывание возможно в процессе разучивания произведения. На этапе готовности к выступлению необходим партнер по ансамблю.

‒      В работе над многими произведениями фортепианного репертуара

может помочь игра с метрономом. В электронном пианино есть функция встроенного метронома. (Можно настраивать в нужном размере и темпе с помощью сочетания кнопок и клавиш. В синтезаторе кроме метронома можно использовать функцию ритма в разных стилях.)

‒      Функция «Транспонирование» пригодится в работе с вокалистами, а

функция «Настройка» обеспечит возможность совместной настройки с другим музыкальным инструментом. (В помощь концертмейстеру или старшеклассникам на уроках аккомпанемента с иллюстратором- вокалистом.)

‒      К функциям, помогающим поддержать интерес учащихся к игре на

клавишных инструментах, побуждающих их к творчеству, можно отнести наличие в электронном инструменте различных тембров (например, органа, клавесина, струнные и т.д.).

‒      Эффект реверберации воссоздает акустику различных помещений,

окружающих обстановок. Благодаря этому цифровому эффекту, музыкант может услышать собственное исполнение, как в зоне концертного зала, так и непосредственно на сцене.

Все перечисленные функции инструмента помогают в непосредственных занятиях музыканта, дают возможность творческого подхода на уроках фортепиано и в домашней работе.

Нельзя путать качественное электронное пианино с простым синтезатором. Они отличаются клавиатурой: синтезаторная механика имеет совершенно другую конструкцию с абсолютно иными тактильными ощущениями.

!!! Однако стоит отдельно сказать и о синтезаторе. Этот инструмент, благодаря своим неисчерпаемым возможностям, дает простор творчеству музыканту. Именно этот инструмент, как приложение к классическому пианино, способен заинтересовать, увлечь ребенка, а значит пробудить мотивацию к занятиям музыкой.

3. Заключение

Таким образом, современная музыкальная педагогика стремится к тому, чтобы воспитать разносторонне развитую творческую личность, которая может с успехом реализовать себя в любом виде деятельности. Для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На занятиях в классе фортепиано в рамках ДООП хорошо бы иметь еще 1-2 часа для занятий домашним музицированием, т.е. изучением программы для души, освоением синтезатора, которые помогли бы в  создания дополнительных концертных номеров.  С помощью таких дополнительных часов можно формировать определенный «исполнительский ми­нимум» в репертуаре у всех учеников. Важно также, чтобы этот  мини­мум содержал так называемые «мелодии к случаю» – ко дню рожденья, к Новому году, к дню Победы, к  Дню города и т.д. и т.п.

Таким образом, ребенок или подросток, свободно играющий на  фортепиано или синтезаторе,  будет пользоваться успехом  у сверстников, учителей и родителей. Он сможет выступать в роли солиста-исполнителя, аккомпаниатора или войти в любой ансамбль. К нему  будут обращаться при организации любых  мероприятий в школе и дома. Он легко освоит музы­кальные компьютерные программы.

 Данная методическая разработка составлена с помощью методической литературы, опубликованных работ педагогов на образовательных сайтах и учетом собственного опыта работы с обучающимися.

 

Список литературы и методических разработок:

 

  1. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста - исполнителя над

музыкальным произведением. - М.: Классика - XXI, 2003.

  1. Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе

фортепиано: основные этапы и методы работы.

  1. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на

фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.

  1. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? - М., 1998.
  2. Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.//

http://ext.spb.ru/index.php/2011 -03-29-09-03-14/1 17-m usic/1309—q-q .html

  1. Ильменева Н.А. Современные методы и приемы работы преподавателя

с учащимися в классе фортепиано. https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-na-temu-sovremennie-metodi-i-priemi-raboti-prepodavatelya-s-uchaschimisya-v-klasse-fortepiano-1494041.html

  1.  Самохвалова В. Е. Использование современных средств обучения на

уроках фортепиано. https://revolution.allbest.ru/music/00865475_0.html

  1.  Хатхе С.А. Этапы работы над музыкальным произведением в классе

 Фортепиано. https://www.maam.ru/detskijsad/yetapy-raboty-nad-muzykalnym-proizvedeniem-v-klase-fortepiano-iz-opyta-raboty.html