"Формы работы на уроках Музыкальной грамоты в младших классах"


Автор: Кулишова Ирина Васильевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Формы работы на уроках Музыкальной грамоты в младших классах"

Краткое описание работы: Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету «Музыкальная грамота» в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью. Преподавателями отмечается возможность с помощью игры активизировать внимание учеников, снизить утомляемость, стимулировать интерес к предмету. Цель: - раскрыть природу игровой деятельности с психолого-педагогических позиций и охарактеризовать виды игровой деятельности на занятиях музыкальной грамоты в младших классах ДШИ. Теоретическая основа игровой деятельности. Предмет «Музыкальная грамота» играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Курс «Музыкальная грамота» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса. Музыкальная грамота объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления

В последние годы на уроках  музыкальной грамоты наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) все большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о  музыкальной грамоте как о скучном, трудном и малоинтересном занятии. В процессе обучения музыке особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика новыми музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и интереса к музыке, создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нём способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её – эта задача встаёт перед преподавателем  музыкальной грамоты с самого начала. Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач. Сама музыкальная деятельность, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то и другое. Очень важно, чтобы предмет  «Музыкальная грамота» не стал «собранием» отвлечённых, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учениками как урок  музыки. Процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного познания. Такому подходу способствует структура школьных занятий по  музыкальной грамоте, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения. Предмет  «Музыкальная грамота» как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по отношению к учебно-познавательной деятельности ещё не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно-познавательную. В классе  музыкальной грамоты нет необходимости резко менять художественнообразную деятельность на учебно-познавательную, с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений. Сама музыкальная деятельность представляет огромные возможности для воспитания первоначальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже на свой жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее. Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы  можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнять свою обязанность». Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Но игра на уроках  музыкальной грамоты не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально-игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме. На первом году обучения программа по  музыкальной грамоте предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет  «Музыкальная грамота выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов. Заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса. Когда маленький ученик приходит на уроки  музыкальной грамоты, на него буквально обрушивается огромное количество информации: множество новых терминов, иностранных слов и их значений. Необходимо стремиться приблизить их к пониманию детей, ведь добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, наполненными образными сравнениями, доступными для наивно-сказочного восприятия малышей. Сложные, непонятные для малышей абстрактные названия становятся ближе, если педагог использует ассоциации с хорошо знакомыми детям явлениям  окружающего мира. При объяснении темы «Тональность» можно провести параллель с дружной семьёй, где есть глава (у кого-то мама, у кого-то папа или дедушка). В содружестве музыкальных звуков «правит» тоника. Как любой человек, став взрослым, может создавать свою семью и быть в ней главой, так и любой звук может построить свою «музыкальную семью» - тональность и быть в ней тоникой. Члены одной семьи часто имеют общую фамилию – отца или матери. Тональность также носит имя своей тоники и лада. При непосредственном последовательном знакомстве со ступенями (сначала с тоникой, затем с устойчивыми, вводными) надо обратить внимание детей на то, что каждая из них имеет своё «лицо», свой «характер» и даже свою «манеру поведения». При знакомстве с темой «Параллельный минор» можно объяснить детям, что у каждой мажорной тональности есть «грустный родственник» - параллельный минор. Все родственники похожи друг на друга, но в то же время чем-то отличаются. Так и параллельные тональности имеют общий звукоряд, одни и те же знаки в ключе, но тоники у них разные, разный лад. Полезно разучивать с детьми различные песенки, посвящённые различным понятиям и правилам из курса сольфеджио («Мажор и минор», «Диез и бемоль», «Песенка о ступенях», «Песенка о главных ступенях», «Песенка об интервалах», «Консонанс и диссонанс» и другие). Все дети любят сказки. Через сказочные образы легче освоить азы музыкальной грамоты. Большую помощь в этом оказывают такие учебные пособия, как «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» (автор Татьяна Первозванская). В 1 части книги в сказочной форме даны объяснения сложных музыкальных понятий: - Камертон. Скрипичный ключ. Ноты, Звуки. Мелодия. - Клавиатура. Нотный стан. Октава. Регистр. - Названия нот. Звукоряд. Гамма. Тон. Полутон. 7 - Рождение мелодии. Длительности. Ритм. Паузы. - Метр. Такт. Размер. Доля. Акцент. - Как определить размер такта. Дирижирование. Темп. Метроритм. - Тайны чёрных клавиш: диез, бемоль, бекар. - Тоника. Тональность. Лады: мажор и минор. Музыкальная лестница, её ступени. Строение мажорной и минорной гаммы. - Медианта. Доминанта. Трезвучие, Аккорд. Ручные знаки. Название ступеней. - Устойчивые и неустойчивые ступени тональности. Вводные тоны. Разрешение. - Ключевые знаки. Тональности: соль мажор, фа мажор, ре мажор. - Параллельные тональности. Три вида минора: натуральный, гармонический, мелодический. - Затакт. Нота с точкой. - Басовый ключ. Аккомпанемент. Акколада. Интервал. - Обозначение темпа, динамики, характера звучания. Путешествуя по музыкальному королевству вместе с героями сказок, дети осваивают теорию музыки. Иллюстрации дополняют рассказ, а интересные задания способствуют закреплению пройденного материала. В освоении музыкальной грамоты помогает также учебное пособие Т.Яценко «Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках и картинках», в котором представлены музыкальные сказки: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на  музыкальную грамоту махнуть рукой» «Сказка о семи нотах» «Сказка о нотном скелете» «Сказка о длительностях» «Сказка о музыкальном метре» 8 «Сказка о ритме» «Сказка о тактах и тактовых размерах» «Сказка о паузах» «Сказка о волшебных знаках, которые увеличивают нотные длительности» «Сказка о затакте» «Сказка о звукоряде и октавах» «Сказка про тон и полутон» «Сказка о знаках альтерации» «Сказка про интервалы» «Сказка про мажор и минор» «Сказка о тональностях» «Сказка о трезвучии и его обращениях» «Сказка о музыкальных оттенках, стаккато и легато» «Сказка о музыкальных терминах» «Сказка со счастливым концом, что происходит, если ты с сольфеджио на «ты» Вместе с Щелкунчиком и его подружками Феями дети совершают путешествие по музыкальной стране. Использование Сказки на уроке настроят на творческий лад, а задания и «вредные советы» по каждой теме способствую закреплению материала. С помощью сказки дети без особого труда и незаметно для себя осваивают нотную грамоту. Замечательное учебное пособие «Неправильное сольфеджио» (автор О.П.Камозина). Особенность его в том, что постижение теоретических основ музыки происходит благодаря обучению детей на уроках  музыкальной грамоты сочинению мелодий, импровизации, подбору аккомпанемента. Все необходимые теоретические сведения содержатся в песенках-правилах. Теоретический материал изложен в очень доступной форме, в виде историй.  В учебнике также много точных иллюстраций. На уроке  музыкальной грамоты нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные и мышечные. В начальных классах хорошие помощники – наглядные пособия. Например: во время изучения нот скрипичного и басового ключа – для каждого ученика нотный стан (на альбомный лист) и нотки-пуговички. Это значительно упрощает процесс проверки знания нот, да и детям в игровой форме запоминание даётся легче. Использование наглядных пособий очень важно в изучении теоретического материала («Музыкальная лесенка»: устойчивые ступени – красные, вводные – желтые, остальные – зелёные). Полезно применение нарисованной фортепианной клавиатуры в изучении большинства тем. При прохождении длительностей - набор карточек. Не секрет, что дети владеют навыками письма ещё очень слабо. Поэтому выкладывание ритмического диктанта легче и проще, чем его написание, а записать диктант в тетрадь можно уже после проверки, не торопясь. Благодаря таким незатейливым пособиям у ребёнка растёт интерес к занятиям. Память, внимание, воображение в это время вплетены в деятельность ребёнка, в единый процесс. Хорошей проверкой знания нот являются ребусы, с зашифрованными в них нотами. Например: 1. У Миши домик на горе, сирень цветёт там во дворе; 2. Мы милашки, куклы-неваляшки; 3. Трусишка – зайка серенький под ёлочкой скакал; 4. Разгулялось сине море, волны в берег бьют крутой. Изучая регистры и октавы также используются наглядные пособия в виде карточек и клавиатуры. Главная задача – все дети должны быть активны на уроке.  В связи с большой нагрузкой на ученика из-за продолжительности урока сольфеджио (40 мин.) нужно грамотно планировать работу на уроке, включая в учебный процесс игры, танцы, т.е. связанные с движением занятия. В конце каждой четверти для проверки знаний проводятся контрольные уроки. В младших классах их можно заменить викторинами. Для детей процесс соревнования интересен. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. Задания, связанные с работой над интервалами в ладу (слуховые интервальные цепочки, устные и письменные построения интервалов), часто самые нелюбимые у учеников. Причина этого заключается в большом разнообразии на ступенях лада, а также в их различной качественной стороне. Первое знакомство с интервалами основывается на образнослуховых ассоциациях. За каждым интервалом закрепляется яркий зрительный образ. Квинта – это ослик, большая секунда – добрый ежик, малая секунда – злая оса, тритон – это колдун и прочее. Ребенок привыкает слышать эти «звуковые картинки», в ходе урока полезно использовать карточки с изображением того или иного интервала. При этом образы и символы ни в коей мере не отменяют теоретически верное, правильное определение понятий. Образ и термин сосуществуют рядом, дополняя, а не заменяя друг друга. Если постоянно оперировать и определением, и образом, то переход к терминам будет естественным и логичным. Кроме этого в дело вступают сказки про интервалы в ладу. Например, яркий зрительный образ расположения терций и секст на ступенях мажора и минора дает «Сказка про Павлина», а хорошей подсказкой для запоминания расположения секунд и септим в ладу будет сказка «Волшебная корона колдуна Тритона». Объясняя детям графическое изображение интервала, можно пользоваться необычным словом – «скелетик». Обосновать его довольно просто: «Как и люди, все 11 интервалы имеют скелет, то есть основу. Рост у людей может быть одинаковый, а вот по объему они разные, один более толстый, другой – худой. Так же и у интервалов. Например, все терции имеют одинаковый «скелет», из трех ступеней, но только большая терция "потолще", а малая – "худенькая"». Такой подход не даст потом ребенку спутать малую терцию с увеличенной секундой. Использование «немой клавиатуры» очень полезно на занятиях сольфеджио. Не отрицая необходимость работы за обычной клавиатурой фортепиано, наряду с этим необходимы в качестве постоянных упражнения на немой клавиатуре. Немая клавиатура дает прочную базу для развития «слышащих» пальцев. Интервалы от примы до квинты удобно ложатся под каждый палец правой руки: секунда 1–2, терция 1–3 и т.д. К сожалению, после пятого пальцы «заканчиваются», и приходится выстраивать интервалы от максимальной растяжки на октаву. Секста должна быть по физическому ощущению чуть больше квинты, а септима – чуть меньше октавы. Как показывает практика, пальцевое, с удобной и верной аппликатурой, «понимание» и «слышание» интервалов – проверенный способ создать прочную связь слышимого, играемого, видимого и пропеваемого. Интонационное освоение интервалов легче проводить при помощи попевок и весёлых песенок. Теоретические сведения по построению интервалов вводятся позже. Главная задача на начальном этапе – выработать у ребёнка слуховое и интонационное представление о каждом интервале. С помощью игровых форм обучения это удаётся сделать. Знакомство с аккордами. Для объяснения строения трезвучий можно использовать цветные кубики. Синий – м.3, красный –б.3. С ними происходит игра – построение пирамидок из двух кубиков. - Мажорное трезвучие (нижний кубик красный, верхний – синий).  - Минорное трезвучие (нижний кубик синий, верхний – красный). - Уменьшенное трезвучие (два синих кубика). - Увеличенное трезвучие (два красных кубика). При знакомстве с обращениями мажорного и минорного трезвучий добавляется жёлтый кубик - чистая кварта: -Мажорный секстаккорд (нижний кубик синий, верхний – желтый). -Минорный секстаккорд (нижний кубик красный, верхний – желтый). -Мажорный квартсекстаккорд (нижний кубик жёлтый, верхний – красный). -Минорный квартсекстаккорд (нижний кубик жёлтый, верхний – синий). С первых занятий начинается серьёзная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах (палочки, ложки, барабаны, треугольник, бубен). Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмической группой. Детям нравится работать с ритмическими карточками. Ритмические карточки используются в написании ритмических диктантов, в исполнении ритмического остинато, ритмической партитуры. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что-либо не  умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми: это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка. Разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новом» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей место в специфике предмета. «Однообразие быстро утомляет,- пишет В.А.Сухомлинский. – Как только дети начали уставать, я стремился перейти к новому виду работы… Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах – радостные огоньки, однообразная деятельность сменяется творчеством». Дидактические игры, как зафиксированные способы тренировок помогают сделать урок более насыщенным, ускоряют темп, вносят разнообразие.Чем многообразнее приёмы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее смогут они пользоваться впоследствии полученными знаниями и навыками. Деятельность учащихся на занятиях обязательно должна вызывать у них положительные переживания, быть привлекательной для них. Дети 7-9- летнего возраста особенно остро нуждаются в радостном, эмоциональном подъёме. Это естественная потребность, реализация которой способствует развитию. Поэтому каждое упражнение, задание должно нести малышам радость, удовлетворение. Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а урок в целом «окрашивается» общим  эмоциональным подъёмом, что создаёт у детей положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала. Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки. Так давайте поиграем! Ладовые игры «Отгадай загадку» Педагог играет на инструменте последовательность ступеней. Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать для настройки в какой-либо тональности перед диктантом. «Узнай песенку» Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка» споет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в указанной тональности. «Живое пианино» Дети выстраиваются в шеренгу, Каждый из них – «живая клавиша», «ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из детей может «сыграть» на пианино знакомую или незнакомую песню, гамму, трезвучие или просто последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на участника игры, который пропевает свой звук. «Вопрос – ответ» Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её на  уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает какой-либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в той же тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «Есть ли у тебя дома собака?», «Любишь ли ты читать?» и т.д «Допеваем тонику» Как и предыдущая, эта игра поможет освоить ощущение тоники. Учитель играет мелодию, в которой нет окончания. Дети должны «допеть» тонику на какой-либо нейтральный слог (например, «та»). «Будь учителем» Даже традиционные формы работы на уроке  музыкальной грамоты воспринимаются детьми с большим воодушевлением, если они преподнесены преподавателем в игровой форме. Обычное пропевание ступеней в ладу – в роли «педагога» выступает один из учеников. Он показывает ступени на большой «лесенке», которая висит на доске. Вся группа (или один ребёнок) пропевает последовательность, которую указал «учитель», в определённой тональности. Ритмические игры «Угадай-ка» Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками. «Упрямый ослик» Кроме развития чувства ритма игра знакомит ребят с понятие «остинато». Значение этого слова легко запоминается детьми, которые ассоциируют его с «упрямым осликом», повторяющим одну и ту же ритмическую фигуру. Группа поёт выученную мелодию, а «ослик» ритмически аккомпанирует (по карточкам). Эту игру можно использовать с 1 по 4 класс, начиная с простейших ритмических формул, постепенно включая пройденные ритмы. «Ладушки» Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом, как бы играя в «ладушки». «Маятник» Педагог предлагает детям поставить правую руку на локоть и равномерно «четвертями» водить влево и вправо, вниз, к столу. При движении влево рука касается парты, вправо – не достаёт её. Эта игра помогает почувствовать сильную долю в размере 2/4 (удар по парте). С «маятником» удобно выполнять ритмические упражнения, пропевать мелодии. «Рубим дрова» Игра помогает ощутить затакт и сильную долю. Перед её началом можно спросить учеников, рубил ли кто-нибудь из них дрова на даче, в деревне. Этот вопрос обычно вызывает большой интерес детей, особенно мальчиков. Обязательно находятся те, кто «имеет опыт» в этой области. Ребята встают, руки над головой сцеплены в «замок». Педагог играет произведение в размере2/4 с чётким ритмом, которое начинается со слабой доли. На затакт дети должны приготовиться, а на сильные доли «ударять топориком», опуская руки вниз, как бы «рубить дрова». «Телефон» Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто-то из учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм. Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребёнка. Тот 17 передаёт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске. После этого вся группа прохлопывает ритм. «Фотографирование ритма» Учитель показывает группе карточку с ритмическим оборотом. Ребята должны за 1-2 секунды «сфотографировать» ритм, запомнить, мысленно проанализировать, затем прохлопать и записать в тетрадь. «Ритм наоборот» Преподаватель исполняет ритмическую фразу, а ученики исполняют её хлопками или на детских инструментах в обратном порядке. Игру следует начинать с самых простых ритмов, а затем постепенно усложнять. Можно показать ребятам карточку с группой длительностей, которые дети должны простучать наоборот. «Бесконечное эхо» Педагог показывает ребятам ритмическую карточку, а ребята поочерёдно исполняют её на разных детских музыкальных инструментах, постепенно уменьшая силу звука. «Ведём разговор» Игра представляет собой «ритмический диалог», который ведут учитель и ученик или два ребёнка. Вначале «разговор происходит в виде «эха», когда ребёнок просто повторяет «реплики» учителя. Можно также включать в это упражнение заранее выученные стихотворения, где ведут диалог два персонажа. «Давай поспорим» Преподаватель напоминает детям о том, что спорящие между собой люди иногда настолько увлекаются, что говорят одновременно, причём каждый отстаивает свою точку зрения. В ритмической партитуре, которую исполняют участники игры, у каждого из них тоже своя партия, отличная  от партии другого. Нужно исполнить ритм, точно высказав «своё мнение», одновременно с другим «спорщиком». В игре можно использовать разные длительности и их группы, в зависимости от поставленной задачи. Задание готовится учителем заранее (записывается на доске) или представляет собой ритмическую импровизацию участников «спора». В последнем случае нужно обговорить условия игры: размер, количество тактов, необходимые ритмические группы, которые ученики должны включить в свою партию. Ритмическое ostinato Педагог исполняет музыкальное произведение. Дети прохлопывают остинатно повторяющийся ритм (однотакт, 2-такт, 4-такт) Ритмы записаны на карточках, карточки могут меняться местами. «Не зевай» Дети под музыку по очереди прохлопывают ритмический рисунок (по 1 такту). Заданный такт (1, 2, 3 или 4) прохлопывается стоя. Можно ускорять или замелять темп. Эта игра развивает внимание, слуховой контроль за ритмом и темпом, двигательную координацию. «Ритмоинтонационное домино» может быть использовано как дополнительный игровой материал для развития музыкальных способностей детей младших и старших классов на уроках сольфеджио. В этой настольной музыкальной игре действует принцип домино — игры, состоящей из 28-и костяшек или дощечек. Вариантов игры может быть несколько: ритмическое домино для младших классов, то же — для старших, интонационное домино — для младших классов, аналогичное — для старших. Сделать такое домино несложно. На пластинки из картона, дерева или пластика наносится изображение: длительности, ритмические группы или ступени лада. Всего необходимо 28 пластин, из них семь дублей. В игре принимают участие чётное количество игроков, а если нечётное, то с резервом. Основные правила игры: пластинки домино раздаются ученикам, начинает игрок, у которого пластинка с изображение двух половинных длительностей. Далее игра идёт по часовой стрелке. Игрок, который делает ход, должен исполнить ритмический рисунок, изображённый на пластинке домино или ступени лада, если домино интонационное. Если исполнение неточное, игрок получает штрафное очко. Как только поставлены все пластины домино, игра закончена и подсчитываются штрафные очки. Ученик, набравший наибольшее количество таких очков, считается проигравшим. Виды исполнения могут быть различными, здесь можно предложить учащимся пофантазировать: в интонационном домино может быть голосовое звучание с ручными знаками или без них, а в ритмическом — исполнение хлопками со счётом, ритмослогами, разными движениями и т.д. Игра в интонационное домино предусматривает заданную тональность и лад (мажор и минор трёх видов, с альтерацией или без неё, лады народной музыки). Игру можно проводить не только на уроке, но и в перерывах, на творческих уроках в качестве поощрения группы и т.д. При этом педагог должен сам принимать участие во всех игровых ситуациях, руководить игрой, контролировать результат. Предложенные ритмические группы являются всего лишь вариантами, с которых можно начать формировать содержание пластин домино. В дальнейшем любой педагог может сам составлять ритмические рисунки, варьируя и усложняя их по своему усмотрению. В интонационном домино целесообразно обозначить ступени разными цветами. Правила игры всё те же: сделать ход и пропеть ступень указанного лада. Учащимся младших классов: назвать нотами ступени лада, показать их  ручными знаками и определить интервал между ступенями. Цвет ступеней тот же, что и на таблице клавиатур в пособии В. Кирюшина: • I — синий • II — оранжевый • III — голубой • IV — жёлтый • V — красный • VI — зелёный • VII — розовый Музыкальная игра «Ритмоинтонационное домино» развивает слух, интонационные навыки, чувство ритма, двигательную и слуховую координацию. Она пользуется большой популярностью у детей, помогает закрепить теоретический материал, делает урок сольфеджио более увлекательным и разнообразным. Это наиболее естественный и желанный для ребёнка путь познания, приносящий радость и хорошие результаты. Игры и интервалами «Эстафета» Игра способствует освоению теоретического построения интервалов. В ней может быть использована нарисованная фортепианная клавиатура (на 2 октавы). Смысл игры состоит в том, что ребята по «цепочке» строят какой либо интервал (например, только малые терции), причём каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно вверх и вниз. В «Эстафету» можно также играть в тональности. В этом случае ученики строят какой-либо вид интервалов (например, кварты), начиная от данной ступени вверх или вниз, определяя качество получившегося интервала (чистая кварта, увеличенная, уменьшенная). «Игра по командам» Ребята делятся на 2 команды, а доска – на две части. Обе группы детей  выходят к своей половине доски. Учитель играет цепочку интервалов. Каждый участник команды записывает 1-2 интервала по очереди. В конце игры результаты сравниваются. Победила та команда, участники которой допустили меньше ошибок. Ту форму работы можно использовать в письменных упражнениях, когда каждая из команд строит на доске интервалы, аккорды от звука или в тональности. «Кто победил» В игре надо использовать карточки интервалов. Дети заранее раскладывают их на партах, чтобы быстро найти в нужный момент, и встают. Учитель играет гармонические интервалы, ребята показывают нужную карточку. Кто ошибся и показал неверно, садится, но продолжает отвечать. Победил тот, кто последним ответил правильно и остался стоять до конца. «Допеваем интервал» Учитель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке, в которой упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука. Игры с другими элементами музыкального языка «Маскарад» Игра поможет ребятам осознать, какое важное значение имеют в музыке средства выразительности – лад, размер, темп, - и как с их изменением пьеса становится «непохожей сама на себя», звучит в необычном виде. Так и участника маскарада трудно узнать, когда он надевает костюм и маску. Учитель играет хорошо знакомую детям пьесу, изменив в ней лад, темп, размер или регистр. Ученики должны узнать произведение и объяснить, что в нем «не так». Дети объясняют. Игра «Маскарад» активизирует мышление ребят, заставляет их анализировать музыку, рассуждать о ней. «Словесное сочинение»  Дети уже пробуют себя в роли «композиторов» (сочиняют одноголосные мелодии на заданный ритм, с использованием заданных элементов музыкальной речи, досочиняют мелодии), но не используют всех средств выразительности. Задание: «сочинить» какую-нибудь пьесу, вспомнив, что влияет на характер музыки. Описать те средства выразительности, которые нужно использовать для воплощения замысла. («Зима», «Осень», «Весна», «Лето») «Музыкальное лото» Сочинение мелодий по карточкам. В конвертике много нотных карточек (10-14). Ученик сначала находит карточку, на которой изображён скрипичный ключ, ключевые знаки и размер, определяет тональность. Кладёт эту карточку первой. Теперь, зная тонику, ищет карточку, которая будет последней: на ней будет заключительная тоника, довольно продолжительная по длительности. Из всех карточек потребуется 9 – первая со скрипичным ключом и знаками и восемь других на выбор ученика. Ученик должен усвоить несложные правила строения мелодий, приближенных к классическим (два предложения по 4 такта, доминанта в четвёртом такте, возможно, повторное строение и т.д). Из сочинённых мелодий можно устроить конкурс композиторов. Ученики, играя в игру, запоминают и, главное, начинают понимать, что такое серединная и заключительная каденция, предложения, период повторного или не повторного строения. С помощью подобных карточек легко объяснять кадансовый оборот. Заключение: Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили.  Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития способностей, детский возраст, когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок. Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой логикой состояние эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания материала. Рациональная и эмоциональная сфера ребёнка должны находится в равновесии и действовать как единое целое. Функции игры многогранны. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых. Всё это – компоненты образовательного процесса. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Принцип соревновательности пронизывал процессы воспитания и обучения в древних Афинах. В серневековье устраивались игры – состязания школьников в риторике. К использованию приёмов игрового обучения призывали Ф.Рабле, Я.А.Каменский, Ж.Руссо, Педагогический феномен игры истолклван в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского. Игра является непременной слагаемой педагогических технологий современной школы. Бесспорно утверждение, что игра имеет огромное значение в жизни детей. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал «Духовная жизнь 24 ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И ещё: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным». Применение игровых форм работы в обучении помогает малышам легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Игровые формы, используемые на уроке, повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. Но делать это надо через развитие всех качеств ученика с фиксированным положительным результатом, но без снижения требовательности. Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей, эмоциональный отклик на данный раздел урока, надо стремиться, чтобы этот ситуативный интерес перешёл в интерес к самой сути данного учебного действия, а не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры. Игровые методы обучения относятся к инновационныс процессам педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении лучше решаются любые задачи. 25 Список использованной литературы: 1.Т.Яценко .Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках и картинках. «Питер». 2014. 2.Т. Сиротина. Музыкальная азбука. Москва «Музыка» 2004. 3. Т.Первозванская. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. «Композитор.С-Петербург» 1999. 4. Н.Перунова. Музыкальная Азбука. «Советский композитор» 1990. 5. Т.Огородникова-Духанина. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. «Композитор.С-Петербург» 2008 6. С.А.Яневич. «Давай поиграем!» «Союз художников» С-Петербург. 2011. 7.К.С.Белорусец, С.М.Белорусец, Т.С.Шмагина. Музыкальный конструктор. НПО «Школа» 1996. 8. О.П.Камозина. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону. Феникс.2010. 9.Н.В.Белая. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игра на уроках. Ч.1, ч.2. Композитор.С-Петербург» 1999. Игровое сольфеджио. Ритмоинтонационное домино.