Гармония


Автор: Трушова Надежда Евгеньевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Гармония

Краткое описание работы: Открытый урок по теме "Гармония" - это есть обобщение нескольких уроков на тему "Как создаётся музыкальное произведение"

        МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа

                                         Урок музыки

                                             6 класс

                                      Тема: «Гармония»

                                   Учитель музыки: Трушова Н.Е.

Тема урока: «Гармония».

Цель урока: обобщение знаний по теме «Гармония».

Задачи:

1.     Закрепить полученные знания по теме «Гармония».

2.     Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей.

3.     Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.

Музыкальный материал:

1.     И. С. Бах. «Прелюдия до мажора»

2.     В.А. Моцарт. «Симфония № 40»

3.     Ж.Бизе. Опера «Кармен»: тема Кармен, «Утро в Горах»

4.     Слова и музыка Л.Семёновой «Будет всё хорошо»

Оборудование:  электрическое пианино, магнитофон, аудио кассета, нотный материал, ноутбук, раздвижная доска.

Дополнительный материал: рисунки обучающихся.

                                                          Ход урока

I. Вход в класс (звучит музыка И. С.Баха).

Организационный момент: приветствие, санитарно-гигиенические нормы, готовность класса.

II. Повторение изученного на прошлых укорах.

 «Цель урока»

Учитель. Мы уже с вами говорили о том, что музыка воздействует на душу  человека. Почему она, то радует нас, или печалит, то возвышает, а почему под час оставляет равнодушным.

Вопрос. В чём причина?

Ответ ребят. Она способна пробудить лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.

 «Что такое гармония?»

Вопросы:

1.Что такое гармония в музыке?

2.Что помогает нам вывить миры полные тайн, открыть сокровища.

Ответы ребят.

1.     Гармония – это благозвучие, созвучие звуков, аккордов, интервалов, соразмерность, стройность, связь.

2.     То из чего сделана гармония- средства музыкальной выразительности.

Перечислить: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры, динамика.

Рассказ учителя:

В некотором царстве, в музыкальном государстве, жили- были Мелодия, Ритм и Гармония. Они любили гулять по нотным дорожкам и всегда на пути встречали скрипичный ключ, бемоли, диезы, ноты. Мелодия и Ритм часто ссорились  и спорили между собой.  «Кому достанется первенство  в музыке»- думали они. А Гармония их успокаивала, при этом всегда напевала песенку.

Звучит песня на мотив песни «Губки бантиком»

1.Ой, а что это такое получается.

Наши нотки на линейках размещаются.

Всё шалят они друг с другом и толкаются,

 Но сейчас они  нам всем улыбаются.

                                                 Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком

                                                                И бемольки , как сонные гномики.

                                                                  А в голове моей сто тысяч почему.  

                                                                 Объясню я вам, сегодня, что к чему

2. А в гармонии такое неизвестное,

   А в гармонии такое интересное,

   Если хочешь много знать

   Надо нотки вмиг собрать.

   И учителя для помощи собрать.

                          Припев.

 

Вывод. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность и распределение аккордов, ладов и их последования.

Вопрос. Где мы встречаемся с гармонией?

Ответ ребят изображён на слайде (в архитектуре, живописи, скульпруре)

III.Слушание музыки.

Гармония ощутима в любом произведении. Она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы чувствуем отблеск неземной божественной силы. В таких произведениях музыка выражает состояния покоя и равновесия.

Портрет И. С. Баха.

Слушание. Прелюдия Баха.

Анализ произведения.

Вопросы.

1.     Что прозвучало?

2.     От чего музыка кажется такой умиротворённой?

Ответ ребят. Характер негромкий, неторопливый, не содержит срывов и неожиданностей.

Два начала гармонии.

Понимание гармонии как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии.

Рассказ о мифе.

Гармония была  дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией.

Вопрос. Гармонична ли музыка, звучащая только в мажоре? Что ей не хватает?

Ответ  ребят.  Минора.

Вывод: в способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, состоит одно из коренных свойств Музыкальной гармонии.

 Портрет В.А. Моцарт.

Слушание симфонии №40.

 Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Учитель. Каждая эпоха оставляет свои  памятники. Это сюжеты и образы  произведений искусства. Среди ярких образов искусства XIX века  опера Ж. Бизе «Кармен».

Портрет Ж. Бизе.

Вопрос. Кто главный герой оперы?

Слушание и анализ произведения (увертюры)

Вопрос. Какой образ она несёт  в себе?

 Ответ ребят. После жизнерадостных, мажорных, маршевых мелодий в самом конце вторгается тема Кармен. Смысл темы – показать неизбежность грядущей трагедии.

Драма - тяжёлое событие, переживание, причиняющее страдание.

Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, оканчивающееся гибелью героя.

Красочность музыкальной гармонии.

Учитель. Гармония,  прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой,  изменчивой. Она проникла в «душу» даже неодушевлённых

Слушание музыки «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен».

IV. Домашнее задание. Рисунки с горным пейзажем. Ребята рассказывают о своей музыке в картинах.

Вопрос.  Всегда ли гармонична музыкальная гармония?

Ответ ребята находят в учебнике

V. Исполнение песни «Будет всё хорошо» Л. Семёновой.

1. Упражнения на дикцию, дыхание, скороговорки.

2.Распевание.

3.Пропевание куплетов.

4. Исполнение стоя.

VI.Итог урока.

Вывод. Чья душа действительно умна и добродетельна – это обнаруживается во взоре, поступке, голосе, улыбке, разговорах и общении.

                                                                                                  Преп. Артемий Великий.

Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.