Автор: Трушова Надежда Евгеньевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Открытый урок по теме "Гармония" - это есть обобщение нескольких уроков на тему "Как создаётся музыкальное произведение"
МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа
Урок музыки
6 класс
Тема: «Гармония»
Учитель музыки: Трушова Н.Е.
Тема урока: «Гармония».
Цель урока: обобщение знаний по теме «Гармония».
Задачи:
1. Закрепить полученные знания по теме «Гармония».
2. Развивать ассоциативное мышление, ладовое чувство, ритм, темп, творческие способности у детей.
3. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств, гармонию души.
Музыкальный материал:
1. И. С. Бах. «Прелюдия до мажора»
2. В.А. Моцарт. «Симфония № 40»
3. Ж.Бизе. Опера «Кармен»: тема Кармен, «Утро в Горах»
4. Слова и музыка Л.Семёновой «Будет всё хорошо»
Оборудование: электрическое пианино, магнитофон, аудио кассета, нотный материал, ноутбук, раздвижная доска.
Дополнительный материал: рисунки обучающихся.
Ход урока
I. Вход в класс (звучит музыка И. С.Баха).
Организационный момент: приветствие, санитарно-гигиенические нормы, готовность класса.
II. Повторение изученного на прошлых укорах.
«Цель урока»
Учитель. Мы уже с вами говорили о том, что музыка воздействует на душу человека. Почему она, то радует нас, или печалит, то возвышает, а почему под час оставляет равнодушным.
Вопрос. В чём причина?
Ответ ребят. Она способна пробудить лучшее, что есть в человеке – его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.
«Что такое гармония?»
Вопросы:
1.Что такое гармония в музыке?
2.Что помогает нам вывить миры полные тайн, открыть сокровища.
Ответы ребят.
1. Гармония – это благозвучие, созвучие звуков, аккордов, интервалов, соразмерность, стройность, связь.
2. То из чего сделана гармония- средства музыкальной выразительности.
Перечислить: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры, динамика.
Рассказ учителя:
В некотором царстве, в музыкальном государстве, жили- были Мелодия, Ритм и Гармония. Они любили гулять по нотным дорожкам и всегда на пути встречали скрипичный ключ, бемоли, диезы, ноты. Мелодия и Ритм часто ссорились и спорили между собой. «Кому достанется первенство в музыке»- думали они. А Гармония их успокаивала, при этом всегда напевала песенку.
Звучит песня на мотив песни «Губки бантиком»
1.Ой, а что это такое получается.
Наши нотки на линейках размещаются.
Всё шалят они друг с другом и толкаются,
Но сейчас они нам всем улыбаются.
Припев. Нотки в строчечку, ключик рядышком
И бемольки , как сонные гномики.
А в голове моей сто тысяч почему.
Объясню я вам, сегодня, что к чему
2. А в гармонии такое неизвестное,
А в гармонии такое интересное,
Если хочешь много знать
Надо нотки вмиг собрать.
И учителя для помощи собрать.
Припев.
Вывод. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность и распределение аккордов, ладов и их последования.
Вопрос. Где мы встречаемся с гармонией?
Ответ ребят изображён на слайде (в архитектуре, живописи, скульпруре)
III.Слушание музыки.
Гармония ощутима в любом произведении. Она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы чувствуем отблеск неземной божественной силы. В таких произведениях музыка выражает состояния покоя и равновесия.
Портрет И. С. Баха.
Слушание. Прелюдия Баха.
Анализ произведения.
Вопросы.
1. Что прозвучало?
2. От чего музыка кажется такой умиротворённой?
Ответ ребят. Характер негромкий, неторопливый, не содержит срывов и неожиданностей.
Два начала гармонии.
Понимание гармонии как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии.
Рассказ о мифе.
Гармония была дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией.
Вопрос. Гармонична ли музыка, звучащая только в мажоре? Что ей не хватает?
Ответ ребят. Минора.
Вывод: в способности передавать различные оттенки человеческих чувств, порой прямо противоположные, состоит одно из коренных свойств Музыкальной гармонии.
Портрет В.А. Моцарт.
Слушание симфонии №40.
Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Учитель. Каждая эпоха оставляет свои памятники. Это сюжеты и образы произведений искусства. Среди ярких образов искусства XIX века опера Ж. Бизе «Кармен».
Портрет Ж. Бизе.
Вопрос. Кто главный герой оперы?
Слушание и анализ произведения (увертюры)
Вопрос. Какой образ она несёт в себе?
Ответ ребят. После жизнерадостных, мажорных, маршевых мелодий в самом конце вторгается тема Кармен. Смысл темы – показать неизбежность грядущей трагедии.
Драма - тяжёлое событие, переживание, причиняющее страдание.
Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, оканчивающееся гибелью героя.
Красочность музыкальной гармонии.
Учитель. Гармония, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой. Она проникла в «душу» даже неодушевлённых
Слушание музыки «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен».
IV. Домашнее задание. Рисунки с горным пейзажем. Ребята рассказывают о своей музыке в картинах.
Вопрос. Всегда ли гармонична музыкальная гармония?
Ответ ребята находят в учебнике
V. Исполнение песни «Будет всё хорошо» Л. Семёновой.
1. Упражнения на дикцию, дыхание, скороговорки.
2.Распевание.
3.Пропевание куплетов.
4. Исполнение стоя.
VI.Итог урока.
Вывод. Чья душа действительно умна и добродетельна – это обнаруживается во взоре, поступке, голосе, улыбке, разговорах и общении.
Преп. Артемий Великий.
Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.