Интегрированный урок по теме: "Путешествие в мир прекрасного. Времена года. Осень"


Автор: Яманаева Гульфия Шикуровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Интегрированный урок по теме: "Путешествие в мир прекрасного. Времена года. Осень"

Краткое описание работы: Всесторонний анализ одного из чудеснейшего времени года – осень средствами музыки, литературы, изобразительного искусства.

Интегрированный урок по теме: "Путешествие в мир прекрасного Времена года.    Осень"

 

разработал учитель музыки высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лениногорска» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан

Яманаева Гульфия Шикуровн

Цели и задачи:

1. Всесторонне проанализировать одно из чудеснейших времен года – осень средствами музыки, литературы, изобразительного искусства.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся, воображение, созидательные    качества.

3. Воспитывать самостоятельность, формировать нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.

- Организовать творческий процесс:

а) услышал -> почувствовал -> подумал -> обсудил

б) услышал -> почувствовал -> увидел -> нарисовал

Методы: развивающие: сравнения, анализа, стимулирования, обобщения;

творческие: наглядно – слуховой, художественно-музыкальная детальность, эмоциональное воздействие.

Формы работы: индивидуально-групповая, дифференцированная на основе переключения с одного вида деятельности на другой.

Технологии:  интегрированный, компьютерный, личностно-ориентированный, коммуникативный.

 

Оборудование:  Музыкальный центр, фортепиано, мультимидийный проектор, компьютер, презентация урока.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Творчество П.И. Чайковского. “Времена года”.

III. Заморочки из бочки.

IV. Итог урока.

V. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни об осени

I. Организационный момент

Здравствуйте!

Мы отправляемся в путешествие, в мир прекрасного.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, изобразительное искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года - Осень.

II. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся –

“Музыкально - литературная”.

Звучит музыка из песни «Журавли» и учитель читает стихотворение:

Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие.
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие.
Всё в таинственном молчанье
Холм оделся темнотой.
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.

 

Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, песен, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

-Мы тоже знаем песню об осени.

Звучит песня в исполнении класса «Осень постучалась к нам».

1.  Осень постучалась к нам золотым дождем

     И сухим, и ласковым солнечным лучом.

     Затянул печальную песню листопад

     И под эту песенку засыпает сад.

2.  А рябина ягода, словно огонек,

     Собирает, радует пасмурный денек.

     В лужицах, как в лодочке, листики кружат.

     Серые, холодные тучи в даль спешат.

3.  Птицы песни звонкие больше не поют.

     В стаи собираются и летят на юг.

     Вечерами тихими дождик моросит,

     Песню колыбельную по стеклу стучит.

 

 

-  Ну а теперь давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

- Это Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

- А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

- Цикл “Времена года” (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами).

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.

У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила.

И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.

Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого “Осенняя песнь”.

“Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.....”

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Сейчас послушайте “Осеннюю песнь”.

Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.

П.И. Чайковский “Времена года” Октябрь.

- Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка?

(ответы детей)

- Что вы представили себе? Какую картину природы?

(ответы детей)

Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

- Обратите внимание, куда движется мелодия и что с ней происходит? На что это похоже?

(ответы детей: - листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

- Что изменилось в мелодии?

(ответы детей: - поменялся лад)

- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями “Листья желтые над городом кружатся”, “Осенний листопад”, “Краски осени”, “Золото осени”.

И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина: «Унылая пора»

                              (читает ученица)

“Унылая пора!
Очей очарованья!
Приятна мне твоя
Прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса”.     

IV. Следующая наша станция - “Изобразительная”.

Звучит тихо музыка и учитель ИЗО начинает вести урок

Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло.

Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?

Художник рисует осень
И словно прощенья просит
У грустной поры прощаний
За искренний свой пейзаж.

Задумавшись над палитрой,
Он вдруг улыбнется хитро
И снова за кисть берется,
Берется за карандаш.

И катятся по дорожкам
Лимоны и апельсины –
Так видит художник листья,
И кисть колдует всласть.

Мне весело и тревожно –
И это необъяснимо
И хочется мне с картины
Опавшие листья украсть.

Сергей Чалов.

- Ребята, а как бы вы изобразили осень?

(ответы детей)

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

- Перед вами лежат листочки с различными фрагментами. Давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

Самостоятельная работа детей (видеоролик “Времена года”

Анализ рисунков.

V. Путешествие наше продолжается и следующая станция –

“Заморочки из бочки”.

- Перед вами “бочка”, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

а) дискотека;

б) карнавал;

в) балет

 Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр;

б) Макдоналдс;

в) картинная галерея.

Как называется балет П.И.Чайковского?

а) “Щелкунчик”;

б) “Деревянный принц”;

в) “Буратино”.

 Автором какой картины является Шишкин?

а) “Опять двойка”;

б) “Рожь колосистая”;

в) “Мадонна с младенцем”.

Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

а) костюмом;

б) обувью;

в) отсутствием в руке дирижерской палочки.

Как называется торжественная государственная песня?

а) ода;

б) гимн;

в) кантата.

Что из ниже перечисленного относится к народным промыслам?

а) пейзаж;

б) гжель;

в) портрет.

 Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?

а) былины;

б) сказки;

в) загадки.

Композитор, имеющий звание «Чудо ребенок»:

а) Моцарт;

б) Григ;

в) Шопен;

 С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта;

б) с эскиза;

в) с физкультминутки.

Основоположник русской классической музыки, автор оперы «Иван

Сусанин»:

а) Глинка;

б) Чайковский;

в) Мусорский;

 Струнно-смычковый инструмент, самый высокий по звучанию:

а) флейта;

б) виолончель;

в) скрипка;

Форма коллективного пения:

а) хор;

б) вокализ;

в) ария;

 Картина, которую написал Малевич?

а) Желтый круг;

б) Черный квадрат;

в) Белый треугольник

VI. И последняя наша станция - “Итоговая”.

Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского - как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека. Вспомнили цикл “Времена года”, где каждая часть - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора

2) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года

3) Ответили на вопросы в конкурсе “Заморочки из бочки”

Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня “МОЛОДЦЫ”.

 

VII. Наш урок мы завершаем  песней“Осенние дорожки »

1.  За осенними тучами где-то,

     Журавлиный затих разговор.

     На дорожке, где бегало лето

     Разноцветный улегся ковер.

                        Припев

Осенние дорожки, остывает синева.

Трет ладошкой об ладошку

Тополиная листва.

2.  Воробей загрустил за окошком

     Непривычно притихли дома.

     По осенним ковровым дорожкам,

     Незаметно приходит зима

 

Благодарим за урок!!!