Влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся


Автор: Смоленцева Екатерина Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

Влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся

Краткое описание работы: Опыт показывает, что требования потребителей к музыкальным инструментам претерпевают исторические изменения, связанные с эволюцией музыки, архитектурной акустикой, тенденций дизайна, появляются новые инструменты. У современных музыкантов-пианистов появился выбор между классическим акустическим музыкальным инструментом и цифровым. Фирмы, производящие инструменты, убеждают нас, что их акустическая продукция может заменить традиционное пианино. Но так ли это? Ответ на этот вопрос стал целью нашего исследования.

Влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся

 

Смоленцева Екатерина Сергеевна

студентка 3 курса фортепианного отделения

Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.

Научный руководитель Кузнецова Ю.Г.,

преподаватель

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся, определены специфические черты игры на акустическом и цифровом фортепиано, проведено сравнение принципов работы на этих инструментах.

Ключевые слова: обучение, акустическое фортепиано, цифровое фортепиано, развитие игровых навыков, звук, пианистическая школа.

 

Одной из важных задач дополнительного образования на современном этапе развития общества является развитие личности, способной адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям общества. Опыт показывает, что требования потребителей к музыкальным инструментам претерпевают исторические изменения, связанные с эволюцией музыки, архитектурной акустикой, тенденций дизайна, появляются новые инструменты. У современных музыкантов-пианистов появился выбор между классическим акустическим музыкальным инструментом и цифровым.

Конечно, речь здесь идет не только о таких понятных вещах, как внешний вид, совершенство форм и настройка. Вопрос выбора в современных условиях весьма актуальный и неоднозначный. Ведь социально-экономическое положение некоторых российских семей таково, что родители вынуждены делать выбор в пользу более дешевого инструмента. Преподавателей же интересуют качества, которые в совокупности могут способствовать приобретению обучающимися необходимых профессиональных навыков. Это художественно-выразительные особенности музыкального инструмента – красота и разнообразие тембров извлекаемых звуков, игровые свойства и та степень легкости, с которой музыкант может реализовать звуковые возможности инструмента, использовать виртуозную технику и удобство (эргономические свойства).  Каждый играющий музыкант воспринимает и удобство звукоизвлечения, и качество звучания одновременно.

Фирмы, производящие инструменты, убеждают нас, что их продукция может заменить традиционное пианино. Но так ли это? Ответ на этот вопрос стал целью нашего исследования.

Цифровое фортепиано максимально приближено к акустическому фортепиано внешне, по звучанию. Некоторые модели имеют спецэффекты, тембры различных клавишных инструментов, что помогает разнообразить слуховое восприятие. Однако постоянные занятия на нем могут отрицательно сказаться на развитии профессиональных навыков юного музыканта. Влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся изучено недостаточно, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Русская пианистическая школа складывалась постепенно, каждое новое поколение, опираясь на традиции предшественников, значительно обогащало и дополняло отечественную педагогику. Неоценимый вклад в развитие русской фортепианной школы внесли такие знаменитые музыканты-педагоги, как В.И. Сафонов, С.И. Танеев, Л.В. Николаев, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, С.Е. Фейнберг, Г.Г. Нейгауз и другие [6]. Труды этих известных музыкантов стали теоретической базой нашего исследования. Многолетние педагогические и методические труды и наблюдения позволили выделить следующие черты, отличающие русскую пианистическую школу: глубокая содержательность исполнения, внимание к интонационному богатству музыки; «пение на фортепиано» – имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

В традиционной инструментальной педагогике учащиеся, как правило, идут от реального соприкосновения с инструментом к осмыслению возникшего звучания. Г.Г. Нейгауз настаивал на противоположном порядке. «Прежде, чем начать учиться на каком бы то ни было музыкальном инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом», – писал он [3].

 Сравним природу формирования звука на акустическом и цифровом инструментах.

Акустическое фортепиано – механический струнный ударно-клавишный инструмент. Звук в нем образуется с помощью системы рычагов, передающих силу воздействия нажатия сначала к молоточку, а затем от него на струны. Правильное звукоизвлечение на акустическом фортепиано предполагает преодоление ударной природы инструмента, стремление к глубокому звучанию, достижение единой звуковой линии.

Необходимая предпосылка грамотного звукоизвлечения – свобода пианистического аппарата. Любое воздействие руки и мышечной деятельности (давление, отталкивание и т.п.), их соотношение друг с другом, стремительность (быстрота) или постепенность нажатия клавиши – все это непременно отражается на качестве звука. В основе фортепианного звукообразования лежит принцип:

-       возникновение (атака, момент взятия звука);

-       протяженность звука;

-       завершение (момент поднятия пальца с клавиши и прикосновения демпфера к струне).

На занятиях по фортепиано постоянно идет работа над звуком, над звуковым разнообразием и его окраской. Это вполне объяснимо, так как звук является средством создания художественного образа в музыке. Все усилия педагога, на протяжении всего периода обучения, должны быть направлены на то, чтобы научить ученика владеть своим игровым аппаратом и извлекать из инструмента наполненные интонационным смыслом звуки.

Однако, современные реалии таковы, что родители учащихся ДМШ и ДШИ все чаще приобретают для домашних занятий цифровое фортепиано, руководствуясь тем, что оно занимает меньше места, требует меньше ухода, удобно для перевозки, с ним есть возможность заниматься в наушниках и т.д. Однако можно ли в обучении заменить акустическое фортепиано цифровым? Чтобы ответить на этот вопрос, определим понятие «цифровое фортепиано».

Цифровое фортепиано – электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано. Может также сочетать в себе возможности синтезатора и MIDI-контроллера (устройство для управления программными и аппаратными устройствами). Звук на нем возникает после соприкосновения клавиши с контактной группой, она приходит к замыканию, и воспроизводится имеющийся в памяти компьютера уже записанный звук. Это одно из отличий цифрового фортепиано от акустического. Исполняя произведение на акустическом инструменте, пианист извлекает из рояля бесконечное разнообразие различных звуковых градаций – тембровых, динамических, интонационных. При игре на цифровом пианино исполнитель практически не влияет на качество извлеченного звука.

На начальном этапе обучения музыке проходит важнейший этап постановки руки. У цифрового фортепиано отсутствует такое сопротивление клавиш, как на обычном инструменте. Поэтому рука юного пианиста запомнит неправильные ощущения, и при переходе на обычный инструмент, учащийся будет испытывать сильную зажатость. В таком случае все домашние наработки будут утеряны, и технического развития не происходит.

Необходимо отметить так же отсутствие на цифровом фортепиано такого важного звукового эффекта как резонансное звучание струн. При нажатой правой педали на акустическом фортепиано принимают участие в колебаниях не только струны нажатых клавиш, но и струны, близкие по обертоновому ряду к звучащим. Например, октавные, квинтовые, терцовые ходы вверх и вниз от основной ноты. В электронном фортепиано есть лишь звучание обертонов нажимаемой ноты, что значительно обедняет звуковую картину, делает её плоской.

Таким образом, русская пианистическая школа прививает юным музыкантам традиции и культуру звукоизвлечения, что возможно достичь, занимаясь лишь на классическом акустическом музыкальном инструменте. Его невозможно заменить цифровым фортепиано, так как этот инструмент создан не для обучения, а для эпизодического выполнения роли фортепиано там, где нет возможности использовать живой инструмент. Так же электронный инструмент необходим в мире эстрадной и электронной музыки. Там раскрываются все его возможности и эффекты.  Но важно понимать, что на цифровом пианино и на синтезаторе можно играть, лишь полностью овладев основными навыками игры на классическом фортепиано. Только в таком случае цифровой инструмент не нанесет никакого вреда ученику.

 

Список литературы

  1. Акопян Л.О. Музыка XX века: энциклопедический словарь /Акопян Л. О., Двоскина Е. М. – М.: Практика, 2010. – 855 с.
  2. Данилов А. Цифровое фортепиано. URL http://danalex.ru/digital_piano/ (дата обращения: 23.03.2020).
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
  4. Савшинский С. Пианист и его работа / С. Савшинский – М.: Классика-XXI, 2002. – 244 с.
  5. Самарцева С.Л. Обучение игре – на фортепиано или электронном фортепиано? URL http://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-igre-na-fortepiano-ili-elektronnom-pianino/viewer (дата обращения: 23.03.2020).
  6. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов / Е.Н. Федорович – Урал: Изд-во Уральского гос. пед. университета, 2008.