Автор: Деркачева Наталья Валерьевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Реферат
Краткое описание работы: Дать детям представление о климатических зонах России
Цель: формирование у детей знаний и представлений о климатических зонах России.
Задачи:
1.закрепление умения проводить эксперимент вместе с воспитателем, отражающий извержение вулкана в форме игровой деятельности;
2.развитие экологических представлений (забота человека о растениях и животных).
3.развитие у детей умения рассказывать о природе каждой зоны страны, опираясь на опорные карточки;
4.развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
5.обогащать словарный запас (природные зоны, равнина, холмы, горы, землетрясения, земляне, вулканы, лава, магма, летающий объект, инопланетяне, земляне, пришельцы)
6.формировать у детей умение видеть красоту природы, ее богатства и желание приумножать богатства своей Родины.
Материал:
Картинки с природными зонами, телевизор, презентация по теме занятия «Природные зоны нашей страны», опорные карточки, макет «вулкана», 3 шарика-белого, зеленого и желтого цветов.
Ход образовательной деятельности
1.Приветствие гостей. Телепросмотр новостей.
Дети входят в зал, здороваются с присутствующими, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, я сейчас включу телевизор и мы послушаем очень важные новости по телевизору. Посмотрим, что происходит в мире.
Воспитатель включает запись.
Телеведущий: Сегодня был зафиксирован летающий объект, который стремительно приближается к Земле. Возможно, он приземлится в районе Среднего Поволжья. Просим вас: будьте бдительны и оказывайте дружественные чувства и помощь к пришельцам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут к нам попасть пришельцы? (дети обсуждают)
2. Проблемная ситуация «Встреча с инопланетянином»
Раздаются звуки приземляющей ракеты,
из-за ширмы выходит инопланетянин:
Пришелец: Куда я попал? Как называется ваша планета? (дети отвечают)
Ребенок: Скажите, пожалуйста, кто вы такой, откуда прилетели?
Пришелец: Я прилетел из планеты Ялзем. Наша планета под угрозой исчезновения. Огромный гриб навис над планетой и уничтожает всё живое на своём пути. Меня послали жители моей планеты, чтобы найти пригодную для жизни другую планету. Нас осталось очень мало и я должен помочь своим друзьям.
Воспитатель: Ребята, что мы можем предложить нашему гостю? (дети предлагают поселиться на нашей планете)
Пришелец: Что интересного здесь можно увидеть? Хорошо ли будет нам у вас?
3.Рассказы детей о природных зонах своей страны.
Дети рассказывают по опорным карточкам о своей стране, и одновременно идет презентация о природных зонах нашей страны.
1-й ребенок: Дорогой пришелец, я хочу подарить тебе белый шарик и рассказать о том, что наша страна очень большая. На севере находится холодная ледяная зона. Там вечная мерзлота. Зимой в ночи видны всполохи северного сияния. А весна и лето очень короткие, чуть растает снег - всюду озера, воды с множеством водоплавающих птиц. В этом суровом краю живут разные животные: олени, песцы, белые волки, моржи, тюлени и белые медведи.
2-й ребенок: А я хочу подарить тебе зеленый шарик и рассказать о лесной зоне. В лесной зоне у нас есть смешанные леса, где растут такие деревья, как - березы, дубы, осины, ели, сосны. Тайга- это густые темные леса с такими деревьями, как лиственница, пихта, кедр. В лесах обитают различные животные: лиса, волк, заяц, бурый медведь; в тайге – рысь, росомаха, кабаны, лоси, амурский тигр.
3-й ребенок: Я подарю тебе желтый шар и расскажу о степной зоне. Эта зона отличается от других своим жарким климатом. Здесь находятся бескрайние поля и земля покрыта ковылем и разнотравьем. Над бескрайней равниной парят орлы, соколы, коршуны выискивают себе добычу. Живут мелкие грызуны и животные: мыши, суслики, зайцы, ласки и др.
Пришелец: Вы так интересно рассказываете, какую же зону мне выбрать? Надо подумать. Я еще послушаю вас и посмотрю.
4.Подвижная игра «Мышеловка»
Воспитатель: Уважаемый пришелец, в нашей стране живут люди разных национальностей у них своя культура, быт и игры. Я предлагаю Василисе провести русскую народную игру «Мышеловка».
Ребенок: Все встаем в круг. 1-2 мышки вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх двигаемся со словами:
Ах, как мыши, надоели.
Все погрызли, все поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время движения и произнесения текста, мыши вбегают и выбегают из круга. С последним словом мышеловка захлопывается. Дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга мышки считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие мышки.
Пришелец: Как у вас интересно!
Ребенок: Мы еще поем и танцуем. Послушай. Тебе понравится.
5.Звучит песня. Дети поют и танцуют
6.Рассказы детей об отношении жителей Земли к природе своего родного края.
Воспитатель: Дорогой пришелец, мы любим свою планету, свою страну, но и у нас бывают стихийные бедствия: и наводнения, и пожары, и свалка, и грязь в местах отдыха, в которых виноваты люди. Послушай пожалуйста, стихотворение о том, как это выглядит. Ребята, расскажите пожалуйста о том, как вы провели свой выходной у речки.
С.Михалков «Прогулка»
Ребенок 1:
1.Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
2.Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
3.Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки.
4.И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
5.Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Ребенок 2:
6.Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
7.Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…Отдохнули и ушли!
8.И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
9.Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
Воспитатель: Ребята, это вы так отдыхали у речки?
Дети: Нет, конечно. Это просто стихотворение мы вам рассказали, чтобы так люди не сорили. Но к сожалению, такое встречается часто.
Воспитатель: Ребята, как же нам сохранить нашу планету, давайте расскажем нашему гостю.
Дети: Уважаемый Гость! На нашей планете Земля много разных стран и государств. Вы, Уважаемый инопланетянин, находитесь на территории нашей страны – России. Мы живем на Среднем Поволжье. Наш областной город Ульяновск расположен на берегу великой реки Волги. Мы любим свой поселок Ишеевка. У нас очень красивая природа: много деревьев, кустарников. Кругом яркие цветочные клумбы. Весной и осенью мы выходим на субботники, убираем участки от мусора. Поддерживаем чистоту и порядок в детском саду, дома и на улице. Осуждаем тех, кто мусор выбрасывает всюду.
Пришелец: Спасибо вам, ребята, что вы так подробно рассказали о своей стране. Я обязательно расскажу об этом своим друзьям и покажу эти шары с природными зонами, они будут напоминать о нашей встрече. Но у меня один вопрос, когда я летел над вашей планетой, то видел, как из горы что-то вываливалось. Это мне непонятно.
6.Эксперимент «Извержение вулкана».
Воспитатель: Ребята, хотите провести эксперимент и показать гостю, как происходит извержение вулкана.
1.Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.
Опыт:
*Поставьте бутылку на поднос.
*Залейте в нее полстакана перекиси водорода.
*Добавьте немного мыла или моющего средства.
*Не пожалейте пищевого красителя.
*Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды.
*Добавьте 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты).
*А затем вылейте смесь в бутылку.
Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреваются – во время реакции выделяется тепло.)
Пришелец: Мне пора с вами прощаться. Я люблю свою планету и хочу вернуться и тоже буду заботиться о ее экологии. Благодарю вас за все, что я увидел на вашей планете.
Заходит за ширму, слышится гул улетающей ракеты.
7.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я прошу вас выбрать смайлики, показывающие ваше настроение и пояснить, отчего оно такое.
Дети: Я радостная, потому что увидела доброго Пришельца.
Мне понравилось быть ведущей игры «Мышеловка».
Я думаю помог Пришельцу советом.
Мне очень хочется повторить опыт.
Воспитатель: Я предлагаю вам показать этот эксперимент другим ребятам из группы.
Дети под музыку уходят из зала.