Автор: Елена Анатольевна Рыжкова
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Мастер-класс
Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/tEAv/sEzuCHEYb
Краткое описание работы: Как увеличить объем внимания детей? Как повысить уровень произвольной памяти?.Активизировать речь? Вызвать интерес у детей к заучиванию нового материала?Как повысить интерес к восприятию классических произведений? Мнемотехника - вот решение! Просто, легко, доступно для педагога! Интересно и легко -детям!
Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на ребенка. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для детей.
Однако практика показывает, что радость угасает, как только детям предлагают новый материал: дети очень любят петь, НО не любят запоминать текст песен. Заучивая его, они быстро устают, теряя интерес к новому песенному материалу.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях.
Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на музыкальных инструментах, играют в оркестре, НО чаще всего, без участия музыкального руководителя- оркестр не звучит
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.
НО не все дошкольники способны воспринимать классические произведения. Объем Чисто Слухового восприятия классических произведений - 30 секунд. После 30 секунд внимание детей рассеивается .(в пд.гр 40 сек)
Проанализировав вышесказанное, задумываешься:
1.Как увеличить объем внимания детей?
2.Как повысить уровень произвольной памяти?
3.Активизировать речь?
4.Вызвать интерес у детей к заучиванию нового материала,
5.Как повысить интерес к восприятию классических произведений?
Ответы я нашла в методике мнемотехника.
Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цели обучения мнемотехники: развитие общих музыкальных способностей дошкольников посредством мнемотехники
Задачи мнемотехники:
осваивать методы и приемы запоминания, их осознанное применение
-формирование ассоциативного мышления
-развитие зрительной, слуховой памяти, внимания, воображения
Основные приемы мнемотехники основаны на:
ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами –отдельная карточка с понятным изображением, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожки – это ряд картинок, по которым ребенок воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы- схема в которую заложен полный текст.
Первоначально таблицы составляет муз. руководитель, потом
к этому процессу можно подключить и детей. Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Этапы работы с мнемотехникой включает:
Графическая зарисовка:
Цвет: предметов в мнемотаблицах может быть различным, в зависимости от возраста детей. Младшие дошкольники- цветное изображение, старшие черно-белое
Кол-во клеток: в мнемодорожках и в мнемотаблицах зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших - от 4 до 9 клеток; для старших –от 9 до 16 клеток
Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям; отображать обобщенный образ предмета, который оговорен с детьми
Прием наглядного моделирования может быть использовано в следующих видах музыкальной деятельности:
Применение мнемотехники:
-Восприятие – слушание
-Пение ( вкл. речевые упражнения, распевание)
-Игра на ДМИ ( вкл. ритмические упражнения)
Включать в занятия методы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребенком накоплен основной словарный запас.
Речевые упражнения
Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.
Речевые упражнения –являются развивающими и способствуют формированию основных психических функций: восприятию, вниманию, памяти, мышлению, эмоциональности, воображению.
Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются
речевые навыки: дикция, артикуляция, речевое интонирование
выразительность речи, развивается словарный запас
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами, что помогает выявить слоговую структуру слова.
ü Этапы использования мнемотехники в речевых упражнениях:
-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из образов в слова
- После перекодирования происходит отработка метода запоминания.
Послушай-Повтори!!
«Елочка» - Перед нами елочка Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки Звезды, человечки |
Задание -1:
1 участник СХЕМАТИЧНО ЗАПОЛНЯЕТ ТАБЛИЦУ
ИНТЕРАКТИВ С ЗАЛОМ:
Вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата и добиться их свободной подвижности необходимо включать в занятия артикуляционные упражнения и гимнастику
«Кто хочет покататься?»
Готовим машину к путешествию:
а) Проверяем фары - (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Сильно зажмурить оба глаза, затем расслабить все мышцы лица).
б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем – по нижним – это задние стекла; глаза при этом активно перемещаются в соответствии с направлением движения языка).
в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева).
г) Смотрим, все ли положили в багажник, открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз, «страшная маска»).
Задание -2:
щлеп+ хлоп
Распевание -Пение:
На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и закрепления песенного материала, мнемотехника обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
ü Этапы использования мнемотехники при разучивании песенного материала:
-прослушивание нового песенного материала;
-беседа о характере и содержании ;
-рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки;
-разучивание по фразам при помощи соответствующих мнемоквадратов (карточка – изображение закодированной информацией);
-исполнение при помощи мнемотаблицы;
-исполнение без мнемотаблицы
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ: очень нравится детям, так как проходит в игровой форме: наглядно и понятно. Но при этом, сохраняем образовательную, обучающую функцию.
Песня «Как кричит крокодил?» муз. А.Пенегина; сл.А.Усачева
петушок, тигр, утенок, А крокодил?
1.Слушание.
2.Обсуждение: характер, главный герой песни, как кричал, почему?
3.Попробовать проговорить сразу весь текст
4.Исполнение по таблице
Я не буду убираться!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
«а-а-а!», « у-у-у!», « и-и-и!»
Задание: 2 участника заполняют таблицу
ИНТЕРАКТИВ С ЗАЛОМ:
«Регулировщик».
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.
Задание -2: «Капризка» - исполнение по таблице
Песня «Наступает Новый год!»
Задание 1:
«Работа над ритмом с использованием мнемотехники»
-упражнения проводятся в игровой форме.
-задания позволяют работать со всеми детьми одновременно или делить детей на команды, подгруппы.
-главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.
Для достижения синхронного прочтения ритмических заданий детям едлагаются использовать:
- хлопки руками
музыкальные инструменты
ü
ü Этапы использования мнемотехники в работе над ритмом
-Разбор (раскодировка) мнемотаблицы
-Исполнение ритмического рисунка с помощью мнемотаблицы
Игра на детских музыкальных инструментах
-Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства.
-Применение ДМИ (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
-Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
-Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
-Мнемотехника способствует лучшему запоминанию оркестровой партитуры
ü Этапы использования мнемотехники в игре на ДМИ:
-Слушание музыки;
-Беседа о ее характере и инструментах, которые подойдут к пьесе;
-Разбор (раскодировка) мнемотаблицы, ритмического рисунка;
-Исполнение ритмического рисунка с помощью мнемотаблицы;
трек «Во саду ли..» р.н.м
трек музыкальной игры «Музыкантами мы стали…»
Задания:
Восприятие музыки с использованием мнемотехники
-Способствует лучшему запоминанию материала (имя композитора, название произведения, жанр и лад музыки, характер, части, изобразительность музыки и т.д.)
-Развивает память, речь , эмоциональную отзывчивость и осознанность восприятия
- Побуждает к творческой активности
ü Этапы использования мнемотехники в восприятии музыки -
- Композитор. Название произведения
-Слушание
-Анализ музыкального произведения- направлять внимание на «?:
Эмоциональное содержание музыки (праздничная, торжественная, веселая, грустная, ласковая..)
Характер. Настроение
Мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения
-Совместное кодирование информации. (либо самостоятельное -используя обозначения ребёнок рассказывает о музыке)
Д.Б Кабалевский «Три подружки»
Карточки
Резвушка скрипка. Злюка –флейта. Резвушка – труба
В завершении нашей встречи, я присоединяюсь к словам К.Д Ушинского:
«Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребенка пяти неизвестным ему словам,
и он будет долго и напрасно мучиться над ними;
но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»