«Мнемотехника в музыкально –познавательном развитии дошкольников»


Автор: Елена Анатольевна Рыжкова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/tEAv/sEzuCHEYb

«Мнемотехника в музыкально –познавательном развитии дошкольников»

Краткое описание работы: Как увеличить объем внимания детей? Как повысить уровень произвольной памяти?.Активизировать речь? Вызвать интерес у детей к заучиванию нового материала?Как повысить интерес к восприятию классических произведений? Мнемотехника - вот решение! Просто, легко, доступно для педагога! Интересно и легко -детям!

Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на ребенка. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для детей.

Однако практика показывает, что радость угасает, как только детям предлагают  новый материал: дети очень любят петь, НО не любят запоминать текст песен. Заучивая его, они быстро устают, теряя интерес к новому песенному материалу.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности  детей на музыкальных занятиях. 

Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на музыкальных инструментах, играют в оркестре, НО чаще всего, без участия музыкального руководителя- оркестр не звучит

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

НО не все дошкольники способны воспринимать классические произведения. Объем Чисто Слухового восприятия классических произведений -  30 секунд.  После 30 секунд внимание детей рассеивается .(в пд.гр 40 сек)

Проанализировав вышесказанное, задумываешься: 

1.Как увеличить объем внимания детей?

2.Как повысить уровень произвольной памяти?

3.Активизировать речь?

4.Вызвать интерес у детей к заучиванию нового материала,

5.Как повысить интерес к восприятию классических произведений?

Ответы я нашла в методике мнемотехника.

Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

Цели обучения мнемотехники: развитие общих музыкальных способностей дошкольников посредством мнемотехники

Задачи мнемотехники:

осваивать методы и приемы запоминания, их осознанное применение

-формирование ассоциативного мышления

-развитие зрительной, слуховой памяти, внимания, воображения

Основные приемы мнемотехники основаны на:

ассоциациях,  логическом мышлении,  наблюдательности.

Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами –отдельная карточка с понятным изображением, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. 

Мнемодорожки – это ряд   картинок, по которым ребенок воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы-  схема в которую заложен полный текст.

Первоначально таблицы составляет муз. руководитель, потом

к этому процессу можно подключить и детей.  Таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Этапы работы с мнемотехникой включает:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е  из абстрактных символов в образы
  3. После перекодирования осуществляется перессказ с опорой на символы (образы).т.е. происходит обработка метода «запоминания»
  4. Таблица воспроизводится ребенком

Графическая зарисовка:

Цвет: предметов в мнемотаблицах может быть различным, в зависимости от возраста детей. Младшие дошкольники- цветное изображение, старшие черно-белое

Кол-во клеток: в мнемодорожках и в мнемотаблицах зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших - от 4 до 9 клеток; для старших –от 9 до 16 клеток

Изображения должны быть: хорошо знакомы и понятны детям; отображать обобщенный образ предмета,  который оговорен с детьми

Прием наглядного моделирования может быть использовано в следующих видах музыкальной деятельности:

Применение мнемотехники:

-Восприятие – слушание

-Пение ( вкл. речевые упражнения, распевание)

-Игра на ДМИ ( вкл. ритмические упражнения)

Включать в занятия методы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребенком накоплен основной словарный запас.

 Речевые упражнения 

Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить.

 

Речевые упражнения –являются развивающими и способствуют формированию основных психических функцийвосприятию, вниманию, памяти, мышлению, эмоциональности, воображению.

Во время занятий речевыми упражнениями активно формируются 

речевые навыки: дикция, артикуляция, речевое интонирование

 выразительность речи, развивается словарный запас

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами, что помогает выявить слоговую структуру слова.

ü Этапы использования мнемотехники в речевых упражнениях:

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из образов  в слова

- После перекодирования происходит отработка метода запоминания. 

Послушай-Повтори!!

«Елочка» -

Перед нами елочка

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки

Звезды, человечки

 

Задание -1: 

1 участник  СХЕМАТИЧНО ЗАПОЛНЯЕТ ТАБЛИЦУ

ИНТЕРАКТИВ С ЗАЛОМ:

Вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата и добиться их свободной подвижности  необходимо включать в занятия   артикуляционные  упражнения и гимнастику

«Кто хочет покататься?»

 Готовим машину к путешествию:

а) Проверяем фары  - (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Сильно зажмурить оба глаза, затем  расслабить все мышцы лица).

б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем – по нижним – это задние стекла; глаза при этом активно перемещаются в соответствии с направлением движения языка).

в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева).

г) Смотрим, все ли положили в багажник, открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз, «страшная маска»).

Задание -2:

  • Произнести по схеме  сопровождая звучащими жестами:

щлеп+ хлоп

  • Произнести с зажатыми зубами

Распевание -Пение:

На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и  закрепления песенного материала, мнемотехника обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

ü Этапы использования мнемотехники при разучивании песенного материала:

-прослушивание нового песенного материала;

-беседа о характере и содержании ;

-рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки;

-разучивание по фразам при помощи соответствующих мнемоквадратов (карточка – изображение закодированной информацией);

-исполнение при помощи мнемотаблицы;

-исполнение  без мнемотаблицы 

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ: очень нравится детям, так как проходит в игровой форме: наглядно и понятно. Но при  этом, сохраняем  образовательную, обучающую функцию.  

Песня  «Как кричит крокодил?» муз. А.Пенегина; сл.А.Усачева

  • Глядя на картинки  показать как кричит :

петушок, тигр, утенок,  А крокодил?

1.Слушание.

2.Обсуждение: характер, главный герой песни, как кричал, почему?

3.Попробовать проговорить сразу весь текст

4.Исполнение по таблице

  •  « Капризка»

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

«а-а-а!», « у-у-у!», « и-и-и!»

Задание:  2 участника заполняют таблицу

ИНТЕРАКТИВ С ЗАЛОМ:         

«Регулировщик».

1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.

Задание -2: «Капризка» - исполнение по таблице

Песня «Наступает Новый год!»

Задание 1:

  • Просмотр таблицы
  • Обсуждение
  • Наблюдение  во время  моего исполнения  по таблице
  • Исполнение  без таблицы 

«Работа над ритмом с использованием мнемотехники»

-упражнения проводятся в игровой форме. 

-задания позволяют работать со всеми детьми одновременно или делить детей на команды, подгруппы. 

-главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном  задании.  

Для достижения синхронного прочтения ритмических заданий  детям едлагаются использовать:

- хлопки руками

 музыкальные инструменты

ü  

ü Этапы использования мнемотехники в работе над ритмом

-Разбор (раскодировка)  мнемотаблицы

-Исполнение ритмического рисунка с помощью мнемотаблицы 

Игра на детских музыкальных инструментах

-Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства.

-Применение ДМИ  (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

-Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

-Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

-Мнемотехника  способствует лучшему запоминанию оркестровой партитуры

ü Этапы использования мнемотехники в игре на ДМИ:

-Слушание музыки;
-Беседа о ее характере и инструментах, которые подойдут к пьесе;
-Разбор (раскодировка)  мнемотаблицы,  ритмического рисунка;
-Исполнение ритмического рисунка с помощью мнемотаблицы;

трек «Во саду ли..» р.н.м

трек музыкальной игры   «Музыкантами мы стали…»

Задания:

  1. 1.     Рассмотреть  карточки с персонажами + инструменты.
  2. 2.     Рассмотреть в таблице.  Музицирование.
  3. 3.     Самостоятельная деятельность на мольберте

                   Восприятие  музыки с использованием мнемотехники

-Способствует  лучшему   запоминанию материала (имя композитора, название произведения, жанр и лад музыки, характер, части, изобразительность музыки и т.д.)

-Развивает память, речь , эмоциональную отзывчивость и осознанность восприятия

- Побуждает к творческой активности 

ü Этапы использования мнемотехники в восприятии музыки -

- Композитор.  Название произведения

-Слушание

-Анализ музыкального произведения- направлять внимание на «?:

  • Какие чувства передаёт музыка?

Эмоциональное  содержание  музыки (праздничная, торжественная,  веселая, грустная, ласковая..)

  • О чём рассказывает музыка?

Характер. Настроение 

  • Как рассказывает музыка?

Мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения

-Совместное кодирование информации. (либо самостоятельное -используя обозначения ребёнок рассказывает о музыке)

Д.Б Кабалевский «Три подружки»

  1. Анализ. Выводы .Картинки- расставляют сами

Карточки

  1. (закрыть глаза. Что изменилось?)

Резвушка скрипка. Злюка –флейта. Резвушка – труба 

  1. А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов, и сами попробуем озвучить музыкальные портреты трех подружек.

 

  1. Показ муз. инструментов: треугольник, барабан, колокольчики.

 

  1. приклеить схему: Плакса – треугольник, Резвушка – колокольчики, Злюка – барабан.

 

В завершении нашей встречи, я присоединяюсь к словам К.Д Ушинского:

 

 

«Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребенка пяти неизвестным ему словам,

и он будет долго и напрасно мучиться над ними;

но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»