Произведение Агнии Барто «Болтунья Лида»


Автор: Иванова Кристина Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Аннотация на произведение

Произведение Агнии Барто «Болтунья Лида»

Краткое описание работы: Произведение Агнии Барто «Болтунья Лида»

Агния Львовна Барто. Поэтесса.

Агния Львовна Барто — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Лауреат Сталинской премии второй степени и Ленинской премии за детские сборники стихов.

Родилась: 4 февраля 1906 г. Москва, Россия
Умерла: 1 апреля 1981 г. Москва, Россия

Родители: Лев Николаевич Волов, Мария Ильинична Волова

Стихи Агнии Барто (1906—1981) в нашей стране знает каждый ребенок. Ее книги печатались миллионными тиражами. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям.
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Литератором она стала благодаря курьезу. На выпускных зачетах в училище, где Барто прочла свое стихотворение «Похоронный марш», присутствовал А. В. Луначарский. Через несколько дней он пригласил ее в Наркомпрос и выразил уверенность, что Барто рождена писать веселые стихи. В 1925 году в Госиздате Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Маяковского, Чуковского, Маршака.
Во время Великой Отечественной Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу «Найти человека» на радио «Маяк» удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы называется так и называется — «Найти человека».
За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.
Стиль ее стихов очень лёгкий, они легко запоминаются. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями так, как будто автор — их ровесница.

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

Агния Львовна Барто.

Агния Львовна Барто родилась в семье врача-ветеринара Льва Николаевича Волова – человека очень образованного, который и внушил ей с детских лет любовь к литературе, к великим русским писателям и поэтам – от Крылова до Льва Толстого. к родному слову, к его огромным, чудесным возможностям.

Писать Агния Львовна Барто начала с детства. В ее самодельном альбоме, от корки до корки исписанном стихами, рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя многочисленные сероглазые короли и принцы ( беспомощное подражание А. Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с «госпожи»…

Правда, она хотела стать балериной и училась в хореографическом училище, но стихи писать не прекращала.

На одном из занятий молодежного литературного кружка ( их в 20 годы было великое множество) присутствовал А.В. Луначарский. Он-то и предсказал молодой поэтессе с присущей ему проницательностью ( послушав ее «Похоронный Марш»), что она найдет себя в области создания веселых стихов.

Не менее знаменательной в ее судьбе была встреча с В.В. Маяковским на первом празднике детской книги, и он сам, страшно волнуясь перед выступлением, утверждал, что поэзия для детей вовсе не литература второго сорта, а великое дело.

Существенное значение в творческом развитии Агнии Львовны Барто обрело и знакомство с С.Я. Маршаком. Он всегда предпочитал оказаться скорее придирчивым, чем снисходительным.

Первые стихи Барто были во многом несовершенны, поэтому никогда не переиздавались, и Маршак критиковал их весьма сурово без всякой скидки на возраст и неопытность. Критика эта приносила на первых порах много огорчений, но все же оказалась весьма полезной: заставила творчески работать

( « К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя

и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись

с его поправками, боясь утратить свою самостоятельность,

чересчур запальчиво сказала: « Есть Маршак и подмаршачники.

Маршаком я стать не могу, а подмаршачником не хочу!») [1]

Но Маршак в конце концов признал ее как подлинного мастера и ее именем открывал список молодых поэтов, работающих в детской литературе.

(Переходы от доброты к суровости были

в характере С.Я. Маршака. Он сам это знал, поэтому, наверное,

ему так понравилась написанная мною шутка:

Поэт однажды Маршаку

Принес неточную строку.

-Ну как же так ?- сказал Маршак.

Он перестал быть добряком,

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком:

- Позор !- сказал он строго…

Когда плоха твоя строка,

Поэт ,побойся Маршака,

Коль не боишься бога … ) [ 2]

Первые опыты А.Барто в детской поэзии связаны с разработкой темы, которая будет развиваться и обогащаться на протяжении всего ее творчества – теме дружбы всех народов земли ( « Китайчонок Ван Ли» ).

Все, что связано с жизнью детей, вызывает у Барто обостренный интерес и внимание – начиная от самых первых шагов только что родившегося на свет человека и вплоть до тех пор, когда он стоит на пороге взрослой, зрелой жизни и начинает задумываться о том, кем ему стать, какую дорогу выбрать в большом широком мире, который раскрывается перед ним.

Даже самый маленький читатель знает на память стихи Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

Агния Львовна Барто не только друг, но и старший взыскательный т требовательный товарищ. Она не только многое дает своим юным друзьям, но и много спрашивает с них. Она подмечает неудачи, промахи, недостатки, хотя бы самые неприметные на посторонний взгляд, и говорит об этих недостатках во всеуслышание, полным голосом. Но такова и есть настоящая дружба – без взаимных поблажек, нетерпимая к недостаткам. Здесь высмеиваются трусы, лодыри, зазнайки, разгильдяи, грубияны, те, кто хочет пожить на всем готовеньком, без труда и забот.

« Выходи смелее в путь!» - с этим пожеланием и напутствием идут герои веселых и задорных стихов Барто в жизнь, и оно помогает им внутренне расти, мужать, развиваться. Оно вдохновляет их на мечты, дерзания, подвиги, пока еще очень маленькие, но уже свидетельствующие об укреплении решительности, упорства, стойкости. А без этих качеств нельзя стать настоящим человеком.

Агния Львовна Барто многие годы пытливо исследует жизнь, деятельность, устремления, нравы, привычки, то новое, что появляется в характере и образе жизни детворы, и здесь сделано немало открытий, имеющих первостепенное значение для понимания детей и их воспитания.

Каждое стихотворение Барто несет в себе воспитательное зерно, без которого нет настоящей детской литературы.

( Запишите слова С.Я. Маршака, которые могут служить эпиграфом ко всему творчеству Барто:

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле слова»)

Стихи Барто и читаются, и воспринимаются весело, легко, интересно. Но самое главное, сто они пришлись по душе юным читателям. На школьной парте одной из московских школ была сооружена надпись:

Что в нашей жизни то, а что не то,

Мы все сверяем по Барто.

С любимой писательницей хотелось общаться, хотя бы в письменном виде. И дети писали Барто.

« Здравствуйте, дорогая писательница!

Очень хочу с вами переписываться.

Пока писать больше нечего, пишите

Скорее ответ. До свидания,

Даже не хочется прощаться»

«Я вас люблю и обворачиваю в бумагу.

Когда вы порвались, я вас склеила».

« Я вас люблю и хочу, чтобы вы жили долго, как слон…»

Книги Барто вошли в каждый дом, в каждую семью, в каждую школу, завоевали признание многих и многих миллионов читателей и необычайно полюбились им, навсегда стали для них одними из лучших и любимых друзей, чью теплую и твердую руку чувствуешь и в радостные дни, и в часы испытаний.

А теперь нам следует более основательно разобраться в том, что составляет сущность и характерные особенности творчества А.Л.Барто, что обеспечивает долголетие ее стихов, их значение в жизни целых поколений детворы, впрочем, не только детей, но и многих взрослых, которым иные стихи Барто могут пригодиться не меньше, чем детям, в чем заключается их высокое, зрелое и самобытное мастерство.