«Разработки музыкально – ритмических программ для детей дошкольного возраста»


Автор: Гареева Элина Ильшатовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Разработки музыкально – ритмических программ для детей дошкольного возраста»

Краткое описание работы: Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения «Радуга», к сожалению, не предусматривает целенаправленного формирования определённых танцевальных умений и навыков у дошкольников, нет раздела – хореографическая деятельность и не даны методические рекомендации по ее организации и руководству.

       

«Разработки музыкально – ритмических программ для детей дошкольного возраста»

Любой, пусть даже самый маленький ребенок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребенок по-своему ищет пути самовыражения: одни дети рисуют и лепят, других привлекают музыкальные инструменты, третьи удивительно красиво и пластично двигаются. Вот тут главное – не заглушить, не  “забить” эти наклонности в ребенке, а постараться помочь ему. И как важно еще на первом дошкольном этапе развития личности определить способности и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества. Наиболее привлекательным для детей является танцевальное творчество. И  если ребенок стремиться к красоте и гармонии, стараясь выразить это посредством  движения, ему поможет  данная программа, предназначенная для тех, кто интересуется танцем. Материал программы “Обучение дошкольников основам хореографического искусства” поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую  культуру движений. И постепенно, шаг за шагом, ребенок пройдет подготовку и познакомится с основами танцевального искусства.       Программа дает возможность дошкольникам ознакомиться с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Поможет дошкольникам влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

Предъявленная мною программа позволяет  обучать основам хореографического искусства  детей дошкольного возраста.

Хореография – искусство синтетическое. В основу программы положены исследования, проводимые известными физиологами Н. Аршавской, М.Кольцовой, М.Андроновой, В.Розановой, которые подтверждают, что лучший возраст для начала занятий хореографией с 5 лет, так как:

- развита двигательная и эмоциональная память,

-высоки резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

-хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу и ее свод;

-высок уровень двигательных навыков и физических качеств. 

Физиолог –академик Н.И.Красногорский называет период дошкольного детства возрастом двигательной расточительности и считает, что именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развить не только чувство ритма, укрепляет скелет и мускулатуру, мышление и воображение ребенка.

В связи с этим предъявленная программа позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психологического развития дошкольников. Воспитанники, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.

Занятия хореографией помогают формировать начала социальной компетенции  воспитанников  посредством  развития  их творческих способностей, позволяют развивать не только чувство ритма, но и укрепляют скелет и мускулатуру, мышление и воображение ребенка.

         Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники.

        Физиологические особенности дошкольников 5-7 лет  позволяют им  успешно   разучивать  классические, бальные  и  народные  танцы.

 Новизна программы    заключается:

-в обновлении  содержания   раздела музыкально-ритмические движения;

-в комплексном обучении  основам хореографии в дошкольном возрасте (современный, бальный и народный танец);

-в изменении структуры музыкальных занятий.

-в развитии творческих способностей воспитанников.

 

 Актуальность:

            Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения  «Радуга», к сожалению,  не предусматривает целенаправленного формирования определённых танцевальных умений и навыков у дошкольников, нет раздела – хореографическая деятельность и не даны  методические рекомендации по ее организации и  руководству.

Существующие в настоящее время парциальные программы музыкально-ритмического воспитания в детском саду с элементами хореографии рассчитаны на освоение только одной дисциплины.

В отличие от них, предъявленная программа способствует комплексному развитию творческих способностей дошкольников, при этом у детей вырабатывается важное качество: их движения становятся средством создания танцевального образа, вырабатывается способность к пониманию содержания танца, ребенок стремиться к красоте и гармонии, стараясь выразить это посредством  движения. Программа дает возможность дошкольникам ознакомиться с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, знакомит с жанрами, видами, стилями хореографии. Путем танцевальной импровизации под классическую и современную музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

        Социальный заказ родителей  на  обучение  воспитанников основам хореографии  высокий и составляет  83,5%. Это говорит о востребованности  занятиями  хореографией.

 

  Оригинальность идеи:

Программа  позволяет развивать способности у всех детей- не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении воспитанников, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах, путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны ,наоборот, будут завуалированы.

 

 

Программа направлена на реализацию воспитательной системы  дошкольного образовательного учреждения и реализует задачи  развития творческих способностей воспитанников, позволяющих формировать начала  ключевых компетентностей дошкольников.

Содержание программы строится так, что в процессе её усвоения воспитанники приобретут  танцевальные навыки и умения, опыт общения с окружающими людьми, которые способствуют развитию  личностных качеств ребёнка, подготовке его к школе, к жизни.

      Предъявленная программа позволяет  осуществлять одно из четырех приоритетных направлений работы центра развития ребенка- художественно-эстетическое  развитие  воспитанников с превышением федеральных государственных требований.

 

        Отсутствие системности и твердо разработанной концепции в обучении детей основам хореографии подтолкнуло меня создать дополнительную программу по хореографии для детей старшего дошкольного возраста, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.

            Проблема исследования предопределила необходимость рассмотрения таких понятий и терминов, как «современный и историко-бытовой бальный танец», «народный танец», элементы танца модерн, «классический экзерсис».

 В основу программы положены основные принципы:

  • Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определением посильных для него заданий. Индивидуализация – это учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнением им все более трудных заданий. В постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно.
  • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Такие занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
  • Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающиеся на сознательные и заинтересованные отношения воспитанника к своим действиям.
  •   Принцип повторяемости материала – хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых, двигательных навыков, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения, то эффективность занятий будет выше.
  • Принцип наглядности – при разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагога. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности.
  • Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

 

Структура программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения. Она состоит из двух этапов соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста от 5-6 лет и от 6-7 лет, учитывающих особенности и динамику развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде.

Первый год обучения для детей 5-6 лет – накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений.

Второй год обучения для детей 6-7 лет – период совершенствования творческих способностей воспитанников

 

Содержание программ включает следующие разделы:

1.Музыкально-ритмические упражнения,

2.Основы классического танца(экзерсис);

3. Элементы народно-сценического танца;

4.Элементы историко-бытового бального танца;

5.Элементы современного танца.

 

В каждом разделе конкретизируются задачи курса. А также дается перечень музыкально-ритмических упражнений и необходимых танцевальных элементов,  описание этих элементов на данный год обучения.

              

Цель программы:

Воспитанник, имеющий устойчивый интерес к хореографическому искусству, эмоционально и выразительно исполняющий танцевальные движения в плясках и композициях, проявляющий творческие способности к импровизации.

Задачи:

• Знакомить детей с жанрами хореографического искусства.

• Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и музыкального вкуса.

• Формировать у каждой возрастной группы детей определенных танцевальных умений, навыков.

• Развивать у детей творческое начало, уметь применять элементы бального народного и современного танцев в импровизации.

• Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

• Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах,

хороводах, упражнениях.

Ожидаемый результат:

  Воспитанник старшего дошкольного возраста, имеющий устойчивый интерес к хореографическому искусству; эмоционально и выразительно исполняющий элементы бального, народного, современного танцев индивидуально, подгруппой, коллективно; использующий танцевальные композиции, пляски в самостоятельной деятельности, проявляя творческие способности к импровизации.

 

 В программе, направленной на обучение детей основам хореографического искусства, в комплексе используются педагогические технологии:

 

Е.В. Горшковой, Т.Ф. Кореневой, Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной,

И. Бурмистровой и К. Силаевой, С.Л. Слуцкой.

 

 

         

          Организации занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Педагог для каждого упражнения, этюда, танца, выбирает более эффективный путь объяснения музыкально-двигательного задания.

 

·       Метод показа – разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом.

·       Словесный метод – разговорная речь служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, конкретными.

·       Музыкальное сопровождение как методический прием – правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем дети проявляют в танце.

 

·       Импровизационный метод – постепенно подводить детей к возможности импровизации, т.е. свободного непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

 

·       Метод иллюстративной наглядности – полноценная творческая деятельность ребенка не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, фотографиями и видеофильмами.

·       Игровой метод – способствует эмоционально-образному уточнению представлений о характере движения.

·       Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.

 

        Конечно же не все дети одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом занимается педагог. Какой бы метод он не выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

 

Структура программы

 

Программа рассчитана на 2 года обучения. Она состоит из двух этапов соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста от 5-6 лет и от 6-7 лет, учитывающих особенности и динамику развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. Действует принцип от простого - к сложному. В каждом разделе конкретизируются задачи курса. А также дается перечень музыкально-ритмических упражнений и необходимых танцевальных элементов,  описание этих элементов на данный год обучения. Возрастной состав кружка первого и второго года обучения смешанный (девочки и мальчики занимаются вместе)

 

Первый год обучения для детей 5-6 лет – накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений.

 

Второй год обучения для детей 6-7 лет – период совершенствования творческих способностей

В программе отражено:

  • Основное содержание работы
  • Методическое обеспечение
  • Систематическое обследование результатов
  • Условия реализации программы.

 

Содержание программы

Учебный материал включает следующие разделы:

 

  1. Музыкально-ритмические упражнения.
  2. Основы классического танца (экзерсис).
  3. Элементы народно-сценического танца.
  4. Элементы историко-бытового, бального танца.
  5. Элементы современного танца (второй год обучения).

         Проведение занятий циклами значительно снижает физическую нагрузку и помогает успешному усвоению программного материала, развивает мастерство  воспитанников более последовательно и планомерно.

 

 Первая неделя цикла – освоение новых заданий

 

 Вторая неделя цикла – повторение пройденного с некоторыми усложнениями  

 

 Третья неделя цикла – окончательное закрепление пройденного

 

Структура занятия

 

Методические рекомендации

 

         Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30-35 минут, с группой 10-12 человек. В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября до середины мая. Общее количество в год – 64. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-7 минут) и практических навыков освоения элементов танцевальных движений (15-18 минут). Занятия проводятся в игровой форме. Тематика соответствует возрастным особенностям дошкольника. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры. Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения:

для девочек – короткие юбочки, купальники, белые носки, чешки или балетные тапочки, бант, подобранный в тон юбки.

Для мальчиков – шорты, майка, чешки, белые носки.

 

 

Вводная часть:

                                 -- приглашение детей в зал;

                                 -- поклон, приветствие;

                                 -- краткая беседа – диалог о танце;

 

Подготовительная часть:

                                 -- диско-разминка;

                                 -- маршировка, перестроение;

                                

Основная часть:

                                 -- музыкально-ритмические упражнения;

                                 -- элементы танцев, танцевальные игры, музыкальные

                                 -- игры;               

                       

Заключительная часть:

                                  -- движение на дыхание, на расслабление;

                                  -- поклон – прощание, уход из зала;

 

Задачи I этапа

 

1. Развивать интерес к танцевальному движению.

2. Формировать интерес к выполнению элементов  классического

экзерсиса.

3. Развивать умение чувствовать характер музыки, передавать его танцевальными средствами.

4. Учить слушать и повторять за педагогом элементы танцев с последующим самостоятельным показом.

5. Учить оценивать свои поступки, чутко относится к творчеству сверстников.

 

Занятия проводятся в игровой форме, продолжительностью 25 минут.

 

Воспитанник должен знать:

  • Элементы основы классического танца
  • Различать танцевальные стили, жанры – элементы основ музыкальной грамоты (фраза,   такт, форма)

Воспитанник должен уметь:

  • Обладать навыками координации
  • Распределять мышечную нагрузку при выполнении движений
  • Передавать мимикой различный характер, настроение и т.д.
  • Выполнять элементы движений в сочетании с простой музыкой
  • Уметь  строить простые рисунки на танцевальной площадке (круг, диагональ, колонну и т.д.)

 

 

Второй год обучения

Задачи II этапа

1.     Совершенствовать интерес к хореографическому искусству.

2.     Воспитывать положительное отношение с систематическому выполнению
экзерсиса.

3.     Обучать умению ориентироваться в стилях хореографического искусства.

4.     Формировать умение импровизировать под музыку.

5.     Развивать индивидуальную исполнительность в танцах.

Воспитывать желание объединяться для коллективных композиций

 

Воспитанник должен знать:

•        Основы классического экзерсиса в развитии

•        Основные движения всех жанров

•        Музыкальный размер

Воспитанник должен уметь:

•        Управлять своим мышечным аппаратом, координировать движения рук, ног.

•        Воспроизводить простые движения в сочетании с простой музыкой (замедленной и
ускоренной)

•        Определять начало и конец музыкальных фраз

•        Воспроизводить в хлопках ритмический рисунок знакомой музыки

•        Выстраивать на танцевальных композициях более сложные рисунки

•        Держать дистанцию

 

 

Модель выпускника

 

·       Владеет техникой исполнения элементов бального, современного, народного танцев.

  • Знает жанры и виды хореографического искусства.
  • Имеет устойчивый интерес к занятиям танцевальной студии.
  • Эмоционально и выразительно исполняет танцевальные движения.
  • Использует танцевальные композиции, пляски, хороводы в самостоятельной деятельности.
  • Владеет культурой общения со сверстниками в танце.
  • Самостоятельно составляет композиции небольших танцев, хороводов, импровизирует.

 

 

Условия реализации программы

 

•     Просторное, легко проветриваемое помещение, оборудованное

       зеркалами и станками.

•     Помещение должно иметь эстетический вид.

•     Зал должен быть оснащен ТСО, пианино.

•     Количество воспитанников, посещающих танцевальный кружок не  

      превышает 10-12 человек для улучшения усвоения учебного материала.  

•     Внешний вид воспитанников должен отвечать эстетическим 

       требованиям.

•     Наличие костюмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андронова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М., 1983.

2. Ваганова А. Основы классического танца. – Л., 1980.

3. Васильева Е. Танец. – М., 1968.

4. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1963.

5. Власенко Г. Танцы создание танцев на основе игровых песен. Методические рекомендации. – Куйбышев, 1983.

6. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – Л., 1964.

7. Доронова Т., Карабанова О., Соловьева Е. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для воспитателей детских садов. – М., 2002.

8. Кенеман А.  Детские подвижные игры народов СССР. – М., 1989.

9. Климов А.  Основы русского народного танца. – М., 1981.

Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. – М., 1972.

Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.

Степанова Л. Бальные танцы. – М., 1972.

Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.

Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.

 

Видеоматериал

 

Балет “Щелкунчик”. – Гостелерадио СССР, Киновидеообъединение “Крупный план”. – М., 1993.

Видеоматериал современного танца. 1997.

Видеоматериал по хореографии бального танца. 1995.

Народный ансамбль песни и пляски “Березка”. 1996.

Хореографический ансамбль им. Моисеева И. 1998.

Концерт “Золотые купола”. – Тобольск, 2002.

Фестиваль “Лучики в ладошках”. – Нефтеюганск. 2002-2004.

Музыкально-ритмические композиции для детей.

Балет “Спящая красавица”. – М., 1996.

Балет “Конек-горбунок”. 1988.

 

Аудиоматериал

 

Классическая музыка.

Русская народная музыка.

Бальные танцы.

Танцы вокруг света.

Веселые танцы.

Современная эстрадная музыка.

Русская тройка (ансамбль народных инструментов).

Кантри для детей.

Симфоническая музыка.

Классика для детей.