Автор: Гареева Элина Ильшатовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения «Радуга», к сожалению, не предусматривает целенаправленного формирования определённых танцевальных умений и навыков у дошкольников, нет раздела – хореографическая деятельность и не даны методические рекомендации по ее организации и руководству.
«Разработки музыкально – ритмических программ для детей дошкольного возраста»
Любой, пусть даже самый маленький ребенок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребенок по-своему ищет пути самовыражения: одни дети рисуют и лепят, других привлекают музыкальные инструменты, третьи удивительно красиво и пластично двигаются. Вот тут главное – не заглушить, не “забить” эти наклонности в ребенке, а постараться помочь ему. И как важно еще на первом дошкольном этапе развития личности определить способности и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества. Наиболее привлекательным для детей является танцевальное творчество. И если ребенок стремиться к красоте и гармонии, стараясь выразить это посредством движения, ему поможет данная программа, предназначенная для тех, кто интересуется танцем. Материал программы “Обучение дошкольников основам хореографического искусства” поможет развить в ребенке выразительность, пластичность, общую культуру движений. И постепенно, шаг за шагом, ребенок пройдет подготовку и познакомится с основами танцевального искусства. Программа дает возможность дошкольникам ознакомиться с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Поможет дошкольникам влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.
Предъявленная мною программа позволяет обучать основам хореографического искусства детей дошкольного возраста.
Хореография – искусство синтетическое. В основу программы положены исследования, проводимые известными физиологами Н. Аршавской, М.Кольцовой, М.Андроновой, В.Розановой, которые подтверждают, что лучший возраст для начала занятий хореографией с 5 лет, так как:
- развита двигательная и эмоциональная память,
-высоки резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
-хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу и ее свод;
-высок уровень двигательных навыков и физических качеств.
Физиолог –академик Н.И.Красногорский называет период дошкольного детства возрастом двигательной расточительности и считает, что именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развить не только чувство ритма, укрепляет скелет и мускулатуру, мышление и воображение ребенка.
В связи с этим предъявленная программа позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психологического развития дошкольников. Воспитанники, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.
Занятия хореографией помогают формировать начала социальной компетенции воспитанников посредством развития их творческих способностей, позволяют развивать не только чувство ритма, но и укрепляют скелет и мускулатуру, мышление и воображение ребенка.
Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники.
Физиологические особенности дошкольников 5-7 лет позволяют им успешно разучивать классические, бальные и народные танцы.
Новизна программы заключается:
-в обновлении содержания раздела музыкально-ритмические движения;
-в комплексном обучении основам хореографии в дошкольном возрасте (современный, бальный и народный танец);
-в изменении структуры музыкальных занятий.
-в развитии творческих способностей воспитанников.
Актуальность:
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения «Радуга», к сожалению, не предусматривает целенаправленного формирования определённых танцевальных умений и навыков у дошкольников, нет раздела – хореографическая деятельность и не даны методические рекомендации по ее организации и руководству.
Существующие в настоящее время парциальные программы музыкально-ритмического воспитания в детском саду с элементами хореографии рассчитаны на освоение только одной дисциплины.
В отличие от них, предъявленная программа способствует комплексному развитию творческих способностей дошкольников, при этом у детей вырабатывается важное качество: их движения становятся средством создания танцевального образа, вырабатывается способность к пониманию содержания танца, ребенок стремиться к красоте и гармонии, стараясь выразить это посредством движения. Программа дает возможность дошкольникам ознакомиться с историей возникновения и развития танца, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, знакомит с жанрами, видами, стилями хореографии. Путем танцевальной импровизации под классическую и современную музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.
Социальный заказ родителей на обучение воспитанников основам хореографии высокий и составляет 83,5%. Это говорит о востребованности занятиями хореографией.
Оригинальность идеи:
Программа позволяет развивать способности у всех детей- не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении воспитанников, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах, путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны ,наоборот, будут завуалированы.
Программа направлена на реализацию воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения и реализует задачи развития творческих способностей воспитанников, позволяющих формировать начала ключевых компетентностей дошкольников.
Содержание программы строится так, что в процессе её усвоения воспитанники приобретут танцевальные навыки и умения, опыт общения с окружающими людьми, которые способствуют развитию личностных качеств ребёнка, подготовке его к школе, к жизни.
Предъявленная программа позволяет осуществлять одно из четырех приоритетных направлений работы центра развития ребенка- художественно-эстетическое развитие воспитанников с превышением федеральных государственных требований.
Отсутствие системности и твердо разработанной концепции в обучении детей основам хореографии подтолкнуло меня создать дополнительную программу по хореографии для детей старшего дошкольного возраста, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.
Проблема исследования предопределила необходимость рассмотрения таких понятий и терминов, как «современный и историко-бытовой бальный танец», «народный танец», элементы танца модерн, «классический экзерсис».
В основу программы положены основные принципы:
Структура программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения. Она состоит из двух этапов соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста от 5-6 лет и от 6-7 лет, учитывающих особенности и динамику развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде.
Первый год обучения для детей 5-6 лет – накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений.
Второй год обучения для детей 6-7 лет – период совершенствования творческих способностей воспитанников
Содержание программ включает следующие разделы:
1.Музыкально-ритмические упражнения,
2.Основы классического танца(экзерсис);
3. Элементы народно-сценического танца;
4.Элементы историко-бытового бального танца;
5.Элементы современного танца.
В каждом разделе конкретизируются задачи курса. А также дается перечень музыкально-ритмических упражнений и необходимых танцевальных элементов, описание этих элементов на данный год обучения.
Цель программы:
Воспитанник, имеющий устойчивый интерес к хореографическому искусству, эмоционально и выразительно исполняющий танцевальные движения в плясках и композициях, проявляющий творческие способности к импровизации.
Задачи:
• Знакомить детей с жанрами хореографического искусства.
• Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и музыкального вкуса.
• Формировать у каждой возрастной группы детей определенных танцевальных умений, навыков.
• Развивать у детей творческое начало, уметь применять элементы бального народного и современного танцев в импровизации.
• Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
• Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах,
хороводах, упражнениях.
Ожидаемый результат:
Воспитанник старшего дошкольного возраста, имеющий устойчивый интерес к хореографическому искусству; эмоционально и выразительно исполняющий элементы бального, народного, современного танцев индивидуально, подгруппой, коллективно; использующий танцевальные композиции, пляски в самостоятельной деятельности, проявляя творческие способности к импровизации.
В программе, направленной на обучение детей основам хореографического искусства, в комплексе используются педагогические технологии:
Е.В. Горшковой, Т.Ф. Кореневой, Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной,
И. Бурмистровой и К. Силаевой, С.Л. Слуцкой.
Организации занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Педагог для каждого упражнения, этюда, танца, выбирает более эффективный путь объяснения музыкально-двигательного задания.
· Метод показа – разучивание нового движения, позы, педагог предваряет точным показом.
· Словесный метод – разговорная речь служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, конкретными.
· Музыкальное сопровождение как методический прием – правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем дети проявляют в танце.
· Импровизационный метод – постепенно подводить детей к возможности импровизации, т.е. свободного непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.
· Метод иллюстративной наглядности – полноценная творческая деятельность ребенка не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, фотографиями и видеофильмами.
· Игровой метод – способствует эмоционально-образному уточнению представлений о характере движения.
· Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
Конечно же не все дети одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом занимается педагог. Какой бы метод он не выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
Структура программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Она состоит из двух этапов соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста от 5-6 лет и от 6-7 лет, учитывающих особенности и динамику развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. Действует принцип от простого - к сложному. В каждом разделе конкретизируются задачи курса. А также дается перечень музыкально-ритмических упражнений и необходимых танцевальных элементов, описание этих элементов на данный год обучения. Возрастной состав кружка первого и второго года обучения смешанный (девочки и мальчики занимаются вместе)
Первый год обучения для детей 5-6 лет – накапливается объем музыкально-образных впечатлений и запас танцевальных движений.
Второй год обучения для детей 6-7 лет – период совершенствования творческих способностей
В программе отражено:
Содержание программы
Учебный материал включает следующие разделы:
Проведение занятий циклами значительно снижает физическую нагрузку и помогает успешному усвоению программного материала, развивает мастерство воспитанников более последовательно и планомерно.
Первая неделя цикла – освоение новых заданий
Вторая неделя цикла – повторение пройденного с некоторыми усложнениями
Третья неделя цикла – окончательное закрепление пройденного
Структура занятия
Методические рекомендации
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30-35 минут, с группой 10-12 человек. В каждой возрастной группе занятия проводятся с сентября до середины мая. Общее количество в год – 64. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-7 минут) и практических навыков освоения элементов танцевальных движений (15-18 минут). Занятия проводятся в игровой форме. Тематика соответствует возрастным особенностям дошкольника. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры. Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения:
для девочек – короткие юбочки, купальники, белые носки, чешки или балетные тапочки, бант, подобранный в тон юбки.
Для мальчиков – шорты, майка, чешки, белые носки.
Вводная часть:
-- приглашение детей в зал;
-- поклон, приветствие;
-- краткая беседа – диалог о танце;
Подготовительная часть:
-- диско-разминка;
-- маршировка, перестроение;
Основная часть:
-- музыкально-ритмические упражнения;
-- элементы танцев, танцевальные игры, музыкальные
-- игры;
Заключительная часть:
-- движение на дыхание, на расслабление;
-- поклон – прощание, уход из зала;
Задачи I этапа
1. Развивать интерес к танцевальному движению.
2. Формировать интерес к выполнению элементов классического
экзерсиса.
3. Развивать умение чувствовать характер музыки, передавать его танцевальными средствами.
4. Учить слушать и повторять за педагогом элементы танцев с последующим самостоятельным показом.
5. Учить оценивать свои поступки, чутко относится к творчеству сверстников.
Занятия проводятся в игровой форме, продолжительностью 25 минут.
Воспитанник должен знать:
Воспитанник должен уметь:
Второй год обучения
Задачи II этапа
1. Совершенствовать интерес к хореографическому искусству.
2. Воспитывать положительное отношение с систематическому выполнению
экзерсиса.
3. Обучать умению ориентироваться в стилях хореографического искусства.
4. Формировать умение импровизировать под музыку.
5. Развивать индивидуальную исполнительность в танцах.
Воспитывать желание объединяться для коллективных композиций
Воспитанник должен знать:
• Основы классического экзерсиса в развитии
• Основные движения всех жанров
• Музыкальный размер
Воспитанник должен уметь:
• Управлять своим мышечным аппаратом, координировать движения рук, ног.
• Воспроизводить простые движения в сочетании с простой музыкой (замедленной и
ускоренной)
• Определять начало и конец музыкальных фраз
• Воспроизводить в хлопках ритмический рисунок знакомой музыки
• Выстраивать на танцевальных композициях более сложные рисунки
• Держать дистанцию
Модель выпускника
· Владеет техникой исполнения элементов бального, современного, народного танцев.
Условия реализации программы
• Просторное, легко проветриваемое помещение, оборудованное
зеркалами и станками.
• Помещение должно иметь эстетический вид.
• Зал должен быть оснащен ТСО, пианино.
• Количество воспитанников, посещающих танцевальный кружок не
превышает 10-12 человек для улучшения усвоения учебного материала.
• Внешний вид воспитанников должен отвечать эстетическим
требованиям.
• Наличие костюмов.
Список литературы
1. Андронова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М., 1983.
2. Ваганова А. Основы классического танца. – Л., 1980.
3. Васильева Е. Танец. – М., 1968.
4. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1963.
5. Власенко Г. Танцы создание танцев на основе игровых песен. Методические рекомендации. – Куйбышев, 1983.
6. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – Л., 1964.
7. Доронова Т., Карабанова О., Соловьева Е. Игра в дошкольном возрасте. Пособие для воспитателей детских садов. – М., 2002.
8. Кенеман А. Детские подвижные игры народов СССР. – М., 1989.
9. Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981.
Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. – М., 1972.
Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
Степанова Л. Бальные танцы. – М., 1972.
Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.
Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
Видеоматериал
Балет “Щелкунчик”. – Гостелерадио СССР, Киновидеообъединение “Крупный план”. – М., 1993.
Видеоматериал современного танца. 1997.
Видеоматериал по хореографии бального танца. 1995.
Народный ансамбль песни и пляски “Березка”. 1996.
Хореографический ансамбль им. Моисеева И. 1998.
Концерт “Золотые купола”. – Тобольск, 2002.
Фестиваль “Лучики в ладошках”. – Нефтеюганск. 2002-2004.
Музыкально-ритмические композиции для детей.
Балет “Спящая красавица”. – М., 1996.
Балет “Конек-горбунок”. 1988.
Аудиоматериал
Классическая музыка.
Русская народная музыка.
Бальные танцы.
Танцы вокруг света.
Веселые танцы.
Современная эстрадная музыка.
Русская тройка (ансамбль народных инструментов).
Кантри для детей.
Симфоническая музыка.
Классика для детей.