« ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАНТА - РАЗВИТИЕ СЛУХА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ»


Автор: Тимакова Юлия Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

« ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАНТА - РАЗВИТИЕ СЛУХА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ»

Краткое описание работы: В данной методической работе поднимается вопрос о человеческих способностях. Рассматривается пять главных сторон музыкальных способностей, в каких видах деятельности они развиваются. Кратко рассказывается как развивать музыкальные способности путем транспонирования, подбору по слуху. Большое внимание уделяется развитию музыкального слуха, а так же подчеркивается роль педагогов и их родителей в помощи развития природных задатков ребенка в раннем периоде становления личности.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ромненская детская музыкальная школа

«Медианта»

                                                                                Методическая разработка

 

                     « ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАНТА - РАЗВИТИЕ СЛУХА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ»

 

Автор разработки:

педагог дополнительного образования

Тимакова Юлия Николаевна

Ромны

2021г.

Пояснительная записка:

 В данной методической работе поднимается вопрос о человеческих способностях. Рассматривается пять главных сторон музыкальных способностей, в каких видах деятельности они развиваются. Кратко рассказывается как развивать музыкальные способности путем транспонирования, подбору по слуху. Большое внимание уделяется развитию музыкального слуха, а так же подчеркивается роль педагогов и их родителей в помощи развития природных задатков ребенка в раннем периоде становления личности.

  

Содержание:

 

1. ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................Стр.4

 

2. РАЗДЕЛ I «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - МОЩНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»..............................Стр.6

3. РАЗДЕЛ II «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МЕТОДЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ».............................................................Стр.14

4. РАЗДЕЛ III «ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С

ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ».

    1.Тональность и проблемы транспонирования..................................Стр.16

    2.Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование.......................Стр.17

     

    5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................Стр.19

    6. ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................Стр.20

    Введение

     Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние обсуждалось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

    Начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. От того на сколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ — будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная самодеятельность или домашнее музицирование.

    Работа педагога музыкальной школы очень сложна: он имеет дело с обучающимися самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки. Очевидно, что он обязан уметь правильно подходить к каждому воспитаннику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях и при этом, укладываясь в жесткую норму времени занятий, успеть проверить итоги домашней работы обучающегося, и дать ему четкие, запоминающиеся указания, и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.

    Педагог-музыкант должен владеть разнообразными приемами проведения урока и непрерывно находить новые возможности, новые сочетания приемов педагогического воздействия, искать новые кратчайшие пути, но и в тоже время предъявлять высокие требования в первую очередь к себе, к своей игре, к своему музыкальному и общему кругозору.

    Цель методической разработки:

     -Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды музицирования;

    -Расширение кругозора обучающихся в области искусства и развитие познавательного интереса, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.

    -Воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным наследием;

    -Активизация учебного процесса в ДМШ и ДШИ;

    -Повышения качества подготовки обучающихся ДМШ и ДШИ к самостоятельному творческому мышлению;

    -Пропаганда классического музыкального образования.

     Задачи:

     -развитие мелодических и гармонических музыкально-слуховых представлений без помощи нот;

    -развитие и укрепление слуходвигательной взаимосвязи;

    -развитие музыкальной памяти, чувства ритма, ладового тяготения;

    -проявление инициативы и самостоятельности обучающихся;

    -развитие творческого мышления;

    -укрепление межпредметных взаимосвязей.

     

    РАЗДЕЛ I

     «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - МОЩНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

    И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

     Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности, его способностей.

    Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

    Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладогармонической окраски.

    Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально, а гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять детской восприимчивостью.

    Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование.

    Теплов Б.М. в книге «Психология музыкальных способностей», рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака:

    -Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    -Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    -Понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

    В психологии различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

    Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

    Становление таких способностей, по мнению Немова Р.С. (учебное пособие «Психология»), активно начинается уже в дошкольном детстве.1 С 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуко-высотный), и музыкальная память ребенка (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).

    Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

    Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей.2

    Если какая-либо деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, или же, если она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, так же не приводит к формированию новых умений и навыков.

    Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом и создается в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать такие, как слушание музыки, исполнение музыки, сочинение музыки.

    Основной признак музыкальности - переживание музыки при котором постигается ее содержание. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.

    Рассмотрим пять основных сторон музыкальных способностей, которые у большинства отечественных исследователей, занимающихся вопросами музыкальных способностей, считают главными.

     

    1.Музыкальность – это понятие, которое понимается и трактуется исследователями по разному. Музыкальность, как пишет Теплов Б.М. в своей книге «Психология музыкальных способностей», это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Другие ученые рассматривают этот термин более узко: только как способность к эмоциональному отклику на музыку.

    2.Слух – эта составная часть способностей всегда называется первой, даже людьми далекими от музыки. Действительно, музыкальный слух – это то, что раньше всего обращает на себя внимание при разговоре о музыкальных способностях.

    Теплов Б.М в своей книге «Психология музыкальных способностей», музыкальный слух определяет как звуковысотный слух, который имеет разновидности: Мелодический слух; Полифонический слух; Гармонический слух; Тембровый слух; Абсолютный слух; Внутренний слух; Цветной слух.

    Чуть позже, мы рассмотрим каждый вид слуха подробней, ознакомимся с методами его развития.

    3.Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

    В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Нейгауз Г. писал: «Ритм музыкального произведения часто и не без основания сравнивают с пульсом живого организма. Не с качанием маятника, не с тиканьем часов или стучанием метронома, а таким явлением, как пульс, дыхание, волны моря, колыхание ржаного поля».

    В музыке, как и в поэзии, роль ритма особенно велика. Ритм основан на

    соизмеримости, равномерности и устойчивой повторности.

    Истоки зарождения и развития ритма в музыке и поэзии – в глубокой древности.

    Ритмичность присуща самой природе: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма (учеными обнаружены сложные нейрофизиологические ритмы в работе мозга).

    Но есть ритмы, созданные человеком. К примеру, поэтический или музыкальный ритм. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов, к примеру, предупреждающий сородичей об опасности. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: к примеру, выражения различных эмоций (радости, печали, страха и т.п.) сопровождалась разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Так, от природной ритмичности постепенно в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный самим человеком.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что чувство музыкального ритма развиваемо. Другой вопрос в какой степени оно может быть произвольно воспитуемо, каковы в данном случае пределы эффективности практической действенности соответствующего педагогического вмешательства.

    Формирование чувства ритма у обучающегося – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогике и в то же время, одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Суть в том, что не развивающихся способностей в природе не существует и существовать не может.

    Содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

    Швейцарский композитор и заслуженный педагог Эмиль Жак-Далькроз, в своей книге «Ритм» говорил, что «Без теменных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.»

    Необходимо подчеркнуть следующее: только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма, а неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпоритмический фундамент, на котором стоит учащийся – музыкант.

    Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у обучающегося ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля. Для каждой эпохи, исторического периода характерен определенный музыкальный ритм; любая сильная композиторская индивидуальность своеобразна и неповторима, в частности, и в том, что касается организации звуковых концепций во времени (то есть метроритма).

    Иными словами, каждый стиль характеризуется своими особенностями ритмики, обусловленными содержанием музыки и зависимыми от характера воспроизводимых волевых процессов, а также от роли, которую они играют в сложном комплексе отображаемых технических явлений.

    Чувство ритма развивается, прежде всего, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыке, а также в пении, и при игре на музыкальных инструментах. Не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм – это неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.

    Подводя итог, можно отметить, что чем больше различных ритмических стилей познано, освоено, эстетически пережито обучающимися – тем больше появляется оснований говорить о законченности его музыкально-ритмического воспитания. Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми умениями и навыками, обучающийся – музыкант, разумеется, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии.

     4.Музыкальная память - необходимый компонент музыкальных способностей . Но музыкальная память не может одна обеспечить развитие музыкальных способностей, как и вообще всякая память, взятая изолировано, не гарантирует одаренности не в одной области. Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти: слуховая, зрительная, двигательная и эмоциональная.

    -Слуховая память - она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии, позволяет узнавать произведения целиком (знать музыку), и отдельные элементы музыкальной речи (интервалы, аккорды). Она помогает запоминать и удерживать в памяти, разучиваемые исполнителем произведения, те, которые составляют профессиональный багаж исполнителя. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка.

    Некоторую сложность в обучении представляют дети – «гудошники», у которых иногда по несколько лет отсутствует контакт слуха с голосом. Часто правильно запомнив песню, они, верно проговаривая ритм, не слышат внешнего звучания мелодии – она у них звучит внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию, можно с помощью ритма и гармонии. (Приложение №1)

    -Зрительная память – один из общих видов памяти, но ее значение для музыкантов достаточно велико. В изучении произведения зрительную память следует применять на начальном этапе работы. Многое педагоги рекомендуют своим обучающимся запоминать нотный текст, так, чтобы можно было его записать по памяти.3

    Начинать развитие зрительной памяти можно по «Руководство начального преподавания фортепиано. Безнотный метод.» польского педагога Лонгшамп-Дружкевичова К., предлагающей ряд упражнений (Приложение №2)

    -Двигательная память – это память на движения, автоматизм движений, ставших привычкой. Такая память позволяет запоминать умения и навыки. Игра на любом музыкальном инструменте – это обязательно движение.

    Профессиональное движение, специально воспитанное в процессе обучения на данном инструменте, называется игровым движением. Каждый инструмент заставляет своего исполнителя приспособиться к себе в определенном игровом движении.

    -Эмоциональная память – она является одним из самых сложных видов памяти. При изучении произведения она находится как бы на периферии, возникает спонтанно, часто неосознанно. И в тоже время это самый прочный и надежный вид памяти во время сценического выступления, так как эмоциям удается соединять в себе все виды навыков, необходимых для исполнения произведения.

    Это память на переживания, заставляющая людей как бы заново пережить ощущения, оставшиеся в их воспоминаниях. У музыкального человека этот тип памяти должен быть развит достаточно хорошо, так как сама музыкальность основана на эмоциональности. Эмоциональная память обучающегося музыке ребенка тесно связана с его отношением к музыкальному произведению, которое он слушает или играет. Лучше запоминается все то, что вызывает у нас сильный эмоциональный отклик. Значит эмоциональная память – всегда один из компонентов в общем процессе запоминания у музыкантов.

    Для формирования эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику. Но это сложно даже для взрослых исполнителей. Часто эмоции заменяются мыслями о чувствах. Разработка и переживание эмоционального сюжета дается не просто, часто образуются «эмоционально пустые места», которые опасны на сцене.

    -Тактильная памяти.4 Это техническое чувство, возникающее как память ощущений. Инструменталисты, играя скачки в обеих руках обычно одной рукой играют на основе тактильности. (Приложение №3)

    -Логическая память. Логическое мышление связано с осмыслением нотного текста, его анализом. Естественно, что маленькому ребенку анализ доступен лишь на самом примитивном уровне, однако, необходимо приучать его к размышлению над текстом.

    Любой вид изучения текста закладывает основы логического мышления, развивает логическую память. Следует помнить, что логический вид памяти годиться лишь для работы над произведением, для сцены логическая память «медлительна». (Приложение №4)

    -Моторная память – это запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо много тренироваться, поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру. Выработку моторности следует начинать с первых лет обучения. Улучшению моторной памяти всегда способствуют крепкие, а не вялые, ничего не запоминающие пальцы. (Приложение №5)

    Подводя итог, хочется подчеркнуть, что развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, так как одновременно с развитием музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память желательно с самого раннего детства, но возможно и в более поздние периоды жизни человека.

     5.Ладовое чувство. Проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».

    Ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, в определении ее законченности или не законченности, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звука.

    Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания обучающихся. Процесс развития способностей в немалой степени зависит от психологического типа данного человека. В психологии5 различают два типа личности: экстраверты6 и интроверты.7 Педагогу необходимо крайне внимательно относиться к возможностям и особенностям своего обучающегося.

    Мысль о том, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятой в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?

    Слушание – важный вид музыкальной деятельности, хотя совсем не простой. Природная активность, неумение «смирно посидеть» - все это создает определенные сложности в этой деятельности. Однако, для полноценного воспитания обязательно нужно приучать обучающегося внимательно слушать музыку.

    Пение – один из показателей музыкальности ребенка. Но плохое пение еще не доказательство его антимузыкальности. Овладение пением происходит постепенно, в результате, создается умение владеть голосовым аппаратом, то есть вырабатываются музыкально-слуховые представления, которые развиваются в видах деятельности и требующих различия и воспроизведения мелодии по слуху.

    Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также при игре на музыкальных инструментах. При игре на музыкальном инструменте должно исключиться механическое воспроизведение мелодии, минуя слух.

    Применение цифровых или цветовых обозначений не способствует развитию слуха, а лишь к механическому запоминанию. Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, обучающийся должен иметь музыкально-слуховые представления о звуковысотном и ритмическом движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание мелодии голосом, что позволяет обучающимся сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

    Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания. Творческие способности необходимо развивать, начиная в младшем возрасте, когда ребята выполняют посильные для себя творческие задания, это позволяет им полнее выразить себя, свои впечатления от музыки.

    Для развития музыкального мышления, способностью проследить за сменой настроений музыки, осмыслением интонаций, тем, образов, частей, выразительностью музыкальной речи, необходим «словарь эмоций». С помощью этого словаря учащиеся могут высказываться о характере произведения, оценить услышанную мелодию, определить количество частей (форму).

    Проследив все составляющие музыкальных способностей, можно сделать вывод, что музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, укрепляется воля, способность удерживать непроизвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

    Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания, требующая индивидуального подхода к обучающимся, учета их склонностей, интересов.

      

    РАЗДЕЛ II

    «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »

     

    Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно от своевременного, как можно более раннего погружения в мир музыки.

    1.Звуковысотный слух.

    Формирование звуковысотного слуха нецелесообразно начинать со сравнения отдельно взятых звуков, а развивать слух - в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодии, так как в мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать по высоте и воспроизводить их.8(Приложение №6 Методы и приемы развития )

    1.Мелодический слух

    Это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии. Такой слух проявляется в восприятии мелодии как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков.

    Для данного слуха очень важны чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысотности музыкальной мысли. Основа мелодического слуха является ладовое чувство, умение различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тоники. Слышание продолжительных интонационно-интервальных строений, то есть мотивов — один из самых важных аспектов развития мелодического слуха. (Приложение №7 Методы и приемы развития)

    2.Полифонический слух

    Это умение оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций. Полифоническая фактура, как никакая другая, является «сплавом» комбинаций многоголосия. (Приложение №8 Методы и приемы развития)

    3.Гармонический слух.

    Это звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а, следовательно, к многоголосной музыке. Это более высокое развитие слуха в сравнении с мелодическим. Такой слух вырабатывается у музыканта в результате некоторого музыкального опыта, так как предполагает способность ощущать и различать консонансы и диссонансы.

    Кроме того, для проявления гармонического слуха необходимо слышать несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом звучание нескольких мелодических линий, функций аккорда и их тяготение, умение слышать фальшивый аккомпанемент. Этот навык приобретается при работе с многоголосной музыкой. (Приложение №9 Методы и приемы развития)

     4.Тембровый слух

    Это высшая форма функционирования музыкального слуха. Такой слух важен во всех видах музыкальной практики, начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. (Приложение №10 Методы и приемы развития)

    5.Абсолютный слух

    Это уникальная способность определять высоту тона любого звука без сопоставления его с эталонным звучанием. Является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой. Он не считается основной музыкальной способностью, разве только необходим симфоническим дирижерам. Для остальных же музыкальных профессий основной музыкальной способностью является слух относительный. Как развить такой слух? Как ни странно , но никак. С абсолютным слухом человек может только родиться.

    6.Внутренний слух

    Основан на воображении и представлении, качество чрезвычайно ценное для музыканта. Это непросто способность мысленно представить себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями.

    Таким образом, музыкально-слуховые представления - это один из важных компонентов внутреннего слуха, способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Они называется слуховыми или репродуктивными компонентами музыкального слуха.

    Внутренний слух поддается развитию. Одним из наиболее эффективных средств надо считать слушание музыки с нотами в руках. Роберт Шуман писал в своей книге «Жизненные правила для музыкантов», писал: «Развитие слуха – это самое важное. Старайся с юных лет распознавать отдельные звуки....».(Приложение №11)

    7.Цветной слух (синопсия)

    Явление, при котором два чувства (зрение и слух) связываются воедино. Человек, обладающий таким слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы. Таких людей называют «синестетиками.»

    Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение. От слухового воображения зависит все. Гофман Э. Т. в статье9 «Мысли о высоком знании музыки писал: «Ученик окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремится к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах»

     

    РАЗДЕЛ III

    ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.

     

    1.Тональность10и проблемы транспонирования11.

     Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а это влечет за собой изменения окраски звучания, меняется общий характер музыки.

    Тональность - важный элемент музыкальной выразительности ( чем больше диезов, тем оттенки светлее, блестящие в тонах; бемольные - все мрачнее).Для чего вообще нужно нужно транспонировать произведение?

    Транспонирование широко применяют вокалисты и хоровые коллективы: тональность первоначальная высока для голоса или инструмента; для облегчение партии ( много ключевых знаков); для аранжировок. Поэтому требуется от руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал.

    Педагогам ДМШ и ДШИ хорошо известно, что основная сложность, которая «подстерегает» обучающегося в процессе обучения - это нотный текст. Его разбор и выучивание на память вызывают наибольшие затруднения и негативные эмоции. Из-за страха «забыть текст» случаются самые досадные промахи при публичных выступлениях. Транспонирование – важный вид работы, который развивает «тактильную» память обучающегося, приучает его «думать руками», а не бессознательно заучивать нотный текст. Помогает осознавать структуру и составляющие части произведения. Иными словами - «мыслительный тренажер.»

    Когда обучающийся запоминает текст подобным образом, у него существенно сокращается время выучивания произведения на память и почти не бывает срывов на экзаменах из-за забытого текста. Поэтому работа по транспонированию является полезной и необходимой для обучающихся.

    К данному виду работы ребят необходимо приучать с самых первых уроков, параллельно с игрой по нотам. Транспонирование дает возможность обучающимся воспринимать игру без нот естественно, так же как и игру по нотам. (Приложение №13)

    И еще одна очень важная задача, которую решает транспонирование, - это осознание необходимости ключевых знаков. (Приложение №13.3) То есть, восприятие ключевого знака идет не от функции «вижу -играю», а от функции «понимаю - играю», что в данном случае представляется более ценным.

     

    2. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование.

     Играть по слуху должен каждый обучающийся ДМШ и ДШИ. Это важно как для среднего обучающегося, так и для музыканта профессионала.

    В такой форме как подбор по слуху раскрываются разнообразные возможности ансамбля педагог-ученик. Основная сложность этой работы — выбор доступного репертуара. Часто произведение, которое нравится обучающимся и которое он хотел бы подобрать по слуху сложно по фактуре. Работа над таким произведением затягивается, ребята теряют к этой работе интерес. Появилась потребность создания такого педагогического репертуара, который позволил бы им в процессе увлекательной игры освоить элементарные примеры подбора по слуху. (Приложение №14)

    Процесс подбора музыки по слуху условно можно разделить на три последовательных этапа12:

    -возникновение слуховых представлений в процессе восприятия или

    припоминания музыки;

    -удержание этих представлений в памяти;

    -реализация слуховых представлений на инструменте посредством слухомоторных связей.

    В формировании музыкально-слуховых представлений важную роль играет музыкально-теоретическая подготовка. Соответственно развивается внимание, музыкальная память, слух, логическое мышление, улучшаются навыки чтения с листа, устанавливается связь между движением и слухом.

    Для успешного развития навыков подбора музыки на слух необходимо определить три основные задачи, которые педагогу необходимо решать в процессе обучения данному виду музыкально-исполнительской деятельности:

    -Всестороннее формирование у обучающихся музыкально-слуховых представлений;

    -Расширение и обогащение их слухового опыта;

    -Теоретический багаж.

    С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить обучающихся с различными музыкальными произведениями, обогащать запас музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать ее осмысленному восприятию. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений – один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически.

    Таким образом, решение поставленных задач, в процессе которых осуществляется развитие слуховых представлений, музыкальной памяти и слухомоторных связей, позволяющих реализовать эти представления, является основным направлением в формировании навыка подбора музыки по слуху. Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слуходвигательной взаимосвязи. Игра по слуху является основой для освоения навыков транспонирования и импровизации.

    Музицирование по слуху и транспонирование полезно любому контингенту, этим нужно заниматься с первых шагов при обучении на инструменте. Это самое радикальное средство развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа, устанавливается связь между движением и слухом.

    В музыкальном исполнительском процессе существуют 2 метода восприятия информации:

    -Слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления, то есть зрительное восприятие нотного текста: слух - моторика - звук).

    -Двигательная (умение и навыки, то есть зрительное восприятие нот: моторика - звучание - слух).

    Таким образом, взаимосвязь этих двух сторон направляет внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков13.Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым". При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при двигательном — пассивный наблюдатель моторики.

    Транспонирование по нотам - процесс еще более сложный - перевод "внутри услышимого" музыкального материала в другую тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа - превращать ноты видимые в слышимые.

    Транспонирование это связь теории и практики, которое помогает в усвоении звукоряда и лада (ощущение устойчивых ступеней; закрепление мелодической линии; усвоение скачков в мелодии).

    Репертуар для подбора по слуху и транспонирования - детские песенки, современные и народные песни - лучший учебный материал, то есть, что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается и при этом, надолго удерживается в памяти.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Музыкальная деятельность требует от человека очень многих качеств. Но и сами музыкальные способности уже насчитывают несколько обязательных составных частей.

    Одним из важных условий, необходимым для наилучшего проявления, а затем и развития способностей, является наличие благоприятного окружения, в котором растет ребенок: звучание музыки в семье, пение, наличие инструмента, на котором ребенок мог бы музицировать в силу своих возможностей, подбирать простейшие мелодии и слушать себя. Это одно из необходимых условий для выявления способностей.

    Эмоциональная реакция детей на музыку проявляется очень рано, она не требует такого опыта и знаний, как многие другие сферы жизни. Большинство исследователей способностей отмечают, что музыкальные способности проявляются раньше других. Вундеркиндов в музыке всегда было больше, чем в любой другой области. Музыкальность многих будущих гениев и талантов проявляется очень раннем возрасте. Великий виолончелист Пабло Казальс в книге Корредора Х. М. «Беседы с П. Казальсом» говорил: «Я правильно пел раньше, чем умел говорить»14.

    Раннему проявлению способностей будущих великих музыкантов способствовало не только раннее обучение, но и в первую очередь внимание со стороны родителей или вообще окружения. Вот почему так велика роль родителей, их ответственность за судьбу будущего таланта15.

    Что касается сочетания специальных (музыкальных) способностей с общими, то одаренному человеку часто свойственна разносторонняя одаренность, проявление разных способностей. Но разносторонность способностей – это совсем не обязательно «разбросанность». Надо помнить, что можно умело сочетать разные интересы16.

    Итак, музыкальные способности сложны и многогранны. Задача педагогов и их родителей помочь наилучшим образом развиться природным задаткам, не увлекаясь при этом односторонним развитием.

    Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, укрепляется воля, способность удерживать непроизвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие этих всех способностей требует индивидуального подхода к обучающимся, учета их склонностей, интересов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     Память

    Слуховая память (№1 к стр.10)

    Упражнения:

    1.«Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех ребят с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Обучающиеся по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ритмический рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.

    2.«Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого обучающегося по одной простой мелодии, проигрывает ее, и ребята должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.

    3.«Скакалки». Педагог проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно преподаватель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.

    4.«Имитация». Суть упражнения в том, что обучающиеся исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

    5.«Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень - одна нота. Педагог проигрывает звуки, а ребята на слух определяют ноту и ее ступень.

    6.«Музыкальная картина». Педагог подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.

    7.«Угадай мелодию». Педагог выбирает несколько незнакомых обучающимся мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же педагог может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

    Зрительная память. (№2 к стр.10)

    1.Упражнение с игральными картами: Обучающимуся показывают несколько карт, затем закрыв их, спрашивают сколько было черных и сколько красных. По «мысленной фотографии» он дает ответ. Усложнение задания: показать карты одного цвета с разными рисунками или разным количеством знаков.

    2.Упражнение на нотном тексте с учеником, еще не знающим нотной грамоты: Педагог просит ученика запомнить все, что видит. Затем следует ответить на вопрос:

    Сколько шариков внутри клеток?

    Сколько черных, сколько пустых?

    Сколько шариков с хвостиками?»

    В тексте нот, естественно, должно быть немного. Это задание приучает ребенка к картине нотной записи. Постепенно задания можно усложнять, разделяя на вопросы по верхнему и нижнему нотоносцу, по запоминанию длительности, звуковысотности и др.

    Игры:

    1.«Запоминай-ка»: Обучающимуся дается ограниченное время (например, три минуты), чтобы посмотреть на определенное число предметов, собранных вместе, затем он составляет список всего, что запомнил. Для этого вида упражнений можно использовать каждую свободную минуту – возможно, даже перед витриной магазина. Однако не следует предлагать глазу слишком много вещей: в музее например, достаточно одной витрины.

    2.С картами: Разбросайте колоду карт лицом вниз; при этом карты не должны перекрываться или ложиться в каком-либо заранее установленном порядке. Первый участник открывает одну карту, на которую смотрят оба играющих, затем кладет ее в то же точно положение, в котором она была раньше, лицом вниз. Второй участник поворачивает другую карту (по своему выбору) и после того, как на нее посмотрят оба участника, также кладет на свое место. Смысл этой игры состоит в запоминании карт и их месторасположения. Если любым из участников может быть составлена пара (два короля), то он поднимает соответствующую карту (если точно помнит, где она лежит) и откладывает парные карты в сторону. Тогда он имеет право взять новую карту и, если карты выпали, составить вторую пару, затем третью и т.д. Когда вся колода вышла, выиграл тот участник, который набрал большее число пар. При этом должна соблюдаться полнейшая тишина. Эта игра, требующая интенсивной сосредоточенности, доставляет удовольствие даже маленьким детям.

    Методы:

    1.Вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами; 2.Работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано. 3.Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания произведения после внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха, должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца».

    Тактильная память. (№3 к стр.11)

    1.Упражнение - провести рукой по клавиатуре, ощупывая группы клавиш вокруг двух и трех черных, а затем, закрыв глаза узнать эти группы.

    2.Более высокий уровень игра «вслепую». Любое выученное произведение можно попытаться сыграть с закрытыми глазами, в полумраке, в темноте.

    3.Транспонирование- хороший помошник для развития тактильной памяти.

    Логическая память:(№4 к стр.11)

    1.После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.

    2.Работа без инструмента и без нот. Болгарский методист А. Стоянов указывал, что музыканту можно быть лишь тогда убежденным, что он действительно запомнил данное произведение, когда он в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознать в себе ясно его мельчайшие составные элементы.

    Моторная память. (№5 к стр.11)

    Навык приобретаемый с практикой. Чтобы закрепить ее, не требуется изощренных упражнений. Если вы хотите приобрести определенный навык - следует монотонно повторять одно и то же действие, стараясь, чтобы каждый раз он выполнялся одинаково правильно. При этом, отрабатывая навык, следует концентрироваться на информации или самом действии.

     

    Слух. Методы и приемы развития.

     

    Звуковысотнй слух (№6 к стр.14)

    1.Пропевание в унисон с инструментом;

    2.Дублирование голосом играемой мелодии во время игры;

    3.Пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах);

    4.Небыстрое чтение с листа с одновременным анализом и определением интервалов, аккордов;

    5.Пропевание целиком основных тем или мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре.

     

    Мелодический слух (№7 к стр.14)

    1.Проигрывание мелодии без сопровождения.

    2.Воспроизведение мелодии на более простом сопровождении.

    3.Исполнение на инструменте (фортепиано, аккордеоне, баяне) аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».

    4.Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на «pp» в аккомпанементе.

     

    Полифонический слух (№8 к стр14)

    1.Проигрывание по голосам с осмыслением их самостоятельности.

    2.Проигрывание по парам, сохраняя мелодикотематический характер.

    3.Совместное проигрывание голосов и пар.

    4.Пропевание одного из голосов - игра остальных.

    5.Проигрывание целиком с показом насыщенного из голосов, другие затушевывая.

     

    Гармонический слух (№9 к стр.14)

    1.Проигрывание в медленном темпе до понимание склада пьесы, ее модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки и т.д.

    2.Извлечение из произведений гармонических цепочек и проигрывание их на инструменте.

    3.Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордов, методом дробления, упрощения, облегчения усвоения слуховым сознанием. Выгрывание в любой аккорд, с постепенным ускорением.

    4.Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы.

    5.Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрового баса,гармонизация заданной мелодии.

     

    Тембровый слух (№10 к стр.15)

    Если такой слух слабо развит, следует проигрывать пьесу с утрированием нюансировки. Больше играть с оттенками, упражняться в слуховом погружении, искать тончайшие нюансы, слухом вытягивать желаемое звучание.

    Внутренний слух (№11 к стр.15)

    1.Подбор по слуху, транспонирование.

    2.Исполнение в медленном темпе с установкой на предслышание последующего материала.

    3.Проигрывание способом «пунктира» - фраза вслух, фраза «про себя» и при этом сохранять слитность движения.

    4.Беззвучная игра на клавиатуре — пальцы слегка дотрагиваются до клавиш.

    5.Прослушивание малоизвестных произведений с прочитыванием текста одновременно.

    6.Освоение музыкального материала «про себя».

    7.Выучивание пьесы или его отдельного куска глазами наизусть, а лишь затем его осваивать на инструменте.

     Подбор по слуху

     Очень важно с первых шагов уделять внимание подбору: вижу -слышу, слышу — представляю движение, образ.

    (№12 к стр.17 )

    1.Основная методическая установка: от простого к сложному, от меньшего к большему, с использованием в работе структур повторного строения: ААВВ 17и т.п.

    2.Упражнение: Педагог исполняет какую-либо мелодическую попевку, а обучающийся ее повторяет: должен спеть мелодию и указать направление движения голосом вверх или вниз, а также простучать ее ритмический рисунок.

    Ясность и точность слуховых представлений дает возможность успешно реализовать услышанное на инструменте. В зависимости от успехов обучающегося следует постепенно расширять звуковой диапазон мелодии, усложнять ритмическую структуру.

    3. В процессе подбора музыки на слух воспитанникам приходится сталкиваться с проблемой создания аккомпанемента. Очень важно, чтобы обучающийся получил знания о специфических особенностях конструкции левой клавиатуры аккордеона, баяна, а также для фортепиано, о целесообразности ее использования при подборе аккомпанемента по слуху для заданных мелодий, при помощи основных гармонических функций: Т (тоника), S (субдоминанта) и D (доминанта).

    4.На начальном этапе обучения подбора музыки по слуху, лучше ограничиваться музыкальным материалом с четвертными и восьмыми длительностями: это позволяет более свободно находить гармонию соответствующей мелодии.

    5.Перед непосредственным подбором можно давать обучающимся письменные задания. Смысл их заключается в том, что ему предлагается записать нотами музыкальный материал с помощью инструмента. Выше отмечалась значимость музыкально-теоретической подготовки обучающегося для успешного выполнения данного вида деятельности. Следовательно межпредметным связям педагог специальности всегда должен уделять должное внимание.

    6ажно правильно научиться определять гармонические последовательности. Поэтому, после того как они распознают основные аккорды (Т, S, D), им можно давать более сложные творческие задания: педагог играет мелодию правой рукой, а обучающийся на аккордеоне подбирает аккомпанемент (исполняет партию левой руки), после чего они меняются ролями. Затем обучающийся исполняет (подбирает) мелодию с аккомпанементом двумя руками, а педагог по ходу исполнения делает корректуру.

    7.Если обучающийся не может сразу определить и назвать функциональные цепочки гармонических последовательностей, то они анализируются по нотному тексту. Постепенно усложняясь, к концу обучения гармонизация должна представлять собой более сложную формулу, включающую обращения различных аккордов и сложные ритмические басоаккордовые фигурации.

    В старших классах на уроках сольфеджио изучаются трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и уменьшенное трезвучие с разрешениями. Эти аккорды обучающийся должен строить и исполнять в любой тональности и от любого заданного звука непосредственно на инструменте, что создает возможность комплексно фиксировать аккорды не только слухом, но и двигательно.

    Транспонирование

    (№13 к стр. 18)

    1.Подготовительная работа по транспонированию – подбор песенок по слуху от белых клавиш. Первая песенка, которую обучающийся играет от «семи белых нот» - так формулируется задание – «Песенка нот» Королькова И. На этой песенке осваивается понятие «тетрахорд» - звукоряд из трех нот, которые идут по порядку - вверх или вниз.

    Для удобства, мелодию ребенку желательно представить в графическом варианте, в виде песенки –лесенки. Конечно же, еще ни о каком транспонировании обучающийся не знает, и объяснить ему без какой-либо предварительной подготовки теоретическую основу этого понятия невозможно. Поэтому задание звучит просто:

    «Попробуй сыграть эту песенку от любой белой клавиши. Если ты услышишь, что она звучит как-то неправильно, то поищи нужный звук среди черных клавиш».

    Хочется отметить, что часто малыши еще не слышат разницы между правильным и фальшивым звучанием. Однако ничего страшного нет в том, что учитель будет подсказывать на первых порах, где ошибка. Главное, чтобы обучающийся смог исправить ее самостоятельно. Таким образом, первые песенки представляют собой именно подбор по слуху.

    2.Транспонирование по нотам является естественным продолжением подбора по слуху несложных песенок и попевок на начальном этапе обучения. Приступая к транспонированию, обучающийся должен быть знаком с основами музыкальной грамоты, такими понятиями, как лад, тоника, тональность, ступени лада, диез, бемоль.

    На пюпитр ребенку ставят таблицу ключевых знаков. Пользуясь этой таблицей, обучающиеся осознано транспонируют простейшие мелодии и пьесы, предварительно очень хорошо разобрав их теоретически: определяется тональность, структура пьесы, ступени звукоряда, направление движения мелодии и т.п.

    3.Таблица с ключевыми знаками. Практика показала, что такая таблица нужна обучающимуся только первые 1 – 2 месяца. Потом он их просто запоминает и очень быстро начинает понимать, что песенка не будет звучать правильно, скажем в Ре мажоре, если он не использует две черные клавиши Фа и До. То есть восприятие ключевого знака идет не от функции «вижу -играю», а от функции «понимаю - играю», что в данном случае представляется более ценным.

    (№14 к стр.18 Транспонирование и подбор по слуху)

    1.С чего начать: Начать нужно с транспорта по слуху, а через время переходить по нотам: с тетрахордов, поступенного движения в вверх и вниз, устойчивых ступеней, затем неустойчивых ступеней. Далее усложняем: 3 вида минора, но начать с натурального, использовать русские песни, а вслед можно и гармонический, и мелодический миноры.

    После, если успехи в освоении мажора и минора можно переходить к переменному ладу. Выбор тональностей от простого к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми, ре минор).

    2.На раннем этапе обучение по слуху, чтение с листа и транспорта должна быть мелодия без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха развивать и гармонический.

     

    Список литературы

     

    1.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» - M.,1978;

    2.Баренбойм Л.А.«Путь к музицированию». - Л.,1979;

    3.Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.,1967;

    4.Грачев А.А. «Играем вместе». Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М.,1985;

    5.Гофман Э.Т. статья «Мысли о высоком знании музыки» (из «Всеобщая музыкальная газета») - М.,1812;

    6.Гаккель Л. «Исполнителю, педагогу, слушателю» - Л.,1988;

    7.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» - М.,2000

    8.Жак-Далекроз Э. «Ритм» - М.,2002;

    9.Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» - М.,2004;

    10.Корредор Х.М. «Беседы с Козальсом П.» - Л.,1960;

    11.Лещинская И., Пороцкий В. «Малыш за роялем». Учебное пособие.- М.,1986;

    12.Лихачев Ю.А., Лихачев С.Ю. Авторская школа. Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе.- С/П.,2005;

    13.Лонгшамп-Друшкевичова К. «Руководство начального преподавания фортепиано. Безнотный метод.» - М.,1963;

    14.Мясоедова Н.С. « Музыкальные способности и педагогика». - М.,1997;

    15.Максименко В. Очерк «Как Столярский учил играть» или «Школа имени меня» - М.,1989;

    16.МоскаленкоЛ.А. «Донотный период обучения». - Н.,2000;

    17.Немов Р.С. учебное пособие «Психология» - М.,1990;

    18.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». - М.,1987;

    19.Оськина С.Е. «Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования» – М.,2001;

    20.Радынова О.П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников». - М.,1994;

    21.Савшинский С. « Работа пианиста над техникой» - Л.,1968;

    22.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». – М.,1961;

    23.Шахов Г.И. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян,

    аккордеон): - В.,2004;

    24.Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов» - С/П.,1996.

    25.Щапов А.П. «Урок в музыкальной школе» - М.,1987;

     

     

     

     

     

    1Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке.

    2Выготский Л.С. в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» называл это «зоной потенциального развития.»

    3.В книге Москаленко Л.А.«Донотный период обучения» известный скрипач Брио Ш. рекомендовал своим ученикам переписывать исполняемые музыкальные сочинения до тех пор, когда они твердо запоминались зрительно.

    4.Слово «тактильный» переводится с латинского как осязательный, ощущаемый, прикасаемый.

    5Немов Р.С. «Психология»

    6.Экстраверты – это люди такого психологического склада, который направлен как бы вовне, на партнеров по общению, эмоции их легко выплескиваются на окружающих.

    7.Интроверты – больше впитывают в себя впечатления внешней жизни, переживания их направлены «внутрь».

    8.Большое значение для развития музыкального слуха имеет такой предмет, как сольфеджио. В статье «О музыкальном образовании» Н.А. Римского-Корсакова (из книги Мясоедова Н.С. « Музыкальные способности и педагогика») называл его «гимнастикой слуха». Сольфеджирование, слуховой анализ, музыкальный диктант, интонационные упражнения – все формы являются основными в развитии музыкального слуха.

    9.Гофман Э.Т. из «Всеобщая музыкальная газета»

    10.Тональность - ( от греческого - слова напряжение, натяжение; тон.) высотное положение лада определяется положением тоники.

    11.Транспонирование (от латинского слова - перестановка или перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую тональность.

    12.Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию».

    13.Замечено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т.д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет.

    14.Казальс П. уже в 12 лет стал играть не так, как его учили, и таким образом, стал создателем совершенно новой техники игры на виолончели.

    15.Прекрасным «диагностом» детских музыкальных способностей был знаменитый одесский педагог-скрипач Столярский П.С. Но и он проверял ребенка дважды, даже если с первого раза видел его полную непригодность для обучения игры на скрипке, так как считал, что за один раз невозможно иметь точное представление о природных данных ребенка..Максименко В. Очерк «Как Столярский учил играть» или «Школа имени меня».

    16.Интересно отметить такой парадокс: среди математиков много музыкально-одаренных, а музыканты, наоборот, очень часто любят «открещиваться» от математики, считая, что эта область с музыкой несовместима.

     

    17.А - первая часть; В - вторая часть и т.д.