донотный период


Автор: Хомицкая Светлана Николаевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

донотный период

Краткое описание работы: помощь педагогам в обучении детей на начальном этапе

 « ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ НАЧИНАЮЩЕГО    ПИАНИСТА»

Эффективность обучения игре на музыкальном инструменте часто зависит от заинтересованности учащихся, проявившейся в них реакции на музыкальное произведение. Активное переживание содержания музыкального произведения помогает восприятию музыки, сказывается на творческом процессе исполнения. Только тогда, когда дети научатся по - настоящему слушать музыку и размышлять о ней, она сможет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль

Донотный период – этап духовного овладения музыкой, интенсивного развития музыкальных данных ребенка. Накопление различных музыкальных представлений, их важнейшая роль в развитии воображения, ассоциативного мышления. Маленький ребенок – это уже личность, способная на своё личное мышление, на выражение своего собственного «Я», на проявление воли. Начиная занятия с маленькими детьми надо стараться не отпугнуть их, знать, чем они живут, что им интересно, чем можно раскрыть их душу, сделать их открытыми и доверчивыми. Очень важно, чтобы педагог и ребенок стали друзьями. А если начинаешь заниматься с ребенком с раннего детства, то он становится для тебя также дорог, как и свои родные дети.

Композитор Гретри писал «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезны».

Предлагаемые формы занятий, которые я хочу предложить, помогут ребенку заниматься с удовольствием, повышая интерес к музыке, создать эмоциональный настрой, развить творческий потенциал личности ребенка, его активный образно-мыслящий слух, а так же освоить простейшие элементы музыкальной речи.

Такие  занятия с начинающим пианистом направлены на формирование слуховых, ритмических и двигательных представлений с последующей реализацией образа за инструментом.

 

Тематика занятий: слушание музыки, воспитание чувства ритма, знакомство с инструментом, развитие музыкального слуха, освоение нотной записи, организация игровых движений.

 

1.  «Слушание музыки»

Введение ребенка в мир звуков, ярких звуковых образов можно начать с рассказа о нашем инструменте – фортепиано. «Наш инструмент появился в начале 18 века в 1710 году. Его создатель итальянец Бартоломео Кристофори ди Франческо. На этом инструменте можно извлекать громкие и тихие звуки.. Название «фортепиано» с итальянского означает «громко-тихо». Показываю картинки, открываю крышку фортепиано и показываю ему струны и молоточки в момент игры и в покое.

«Мы сегодня увидали городок внутри рояля,

Целый город костяной – молотки стоят горой,

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица – струна в этом городе видна».

                                                   И.Мандельштам «Миньон»

Затем показываю различие между фортепиано и роялем. Форма, размер, как устроены внутри, как расположены струны.

 Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Пой под музыку, пляши –

Инструменты хороши!..

Все – и взрослые и дети –

Инструменты любят эти.

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь:

фортепиано

Произносится оно.

Форте – это значит громко, -

А пиано - значит тихо, -

Ты, дружок, запоминай!..

(Сб. «Музыкальные картинки»)

 

   Теперь послушаем о чем рассказывает музыка.

 Далее мы определяем характер исполняемых произведений, сопровождая словесными пояснениями. На первом этапе помогают музыкальные произведения, в которых явно просматривается программность, выраженная уже в названии. Исполняются контрасные по настроению пьесы в которых нужно определить характер музыки, лад:

И.Арсеев. «Солнышко» и «Дождик» (сб. «Музыкальный букварь»);

П.Чайковский: «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» (постарайся услышать капельки слез), «Новая кукла» (радостно танцуем, смеемся).

С.Прокофьев: «Утро» (послушай тишину), «Дождь и радуга» (послушай, как капает осенний дождь. А радуга-то какая!).

Попросим составить рассказы к услышанным произведениям, достаточно нескольких предложений.

Для полноты картины можно предложить ребенку следующие задания:

- пояснения к раскрытию содержания контрастных песен, произведений (начать с двух-трех слов);

- характеристика регистров;

- знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш), их выразительными особенностями;

- использование сказочных сюжетов при определении взаимосвязи образ-звуковысотность, образ-длительность, образ-темп, динамика (сказки «Теремок», «Колобок», «Гуси-Лебеди»);

- уроки «В зоопарке» - знакомство с образами животных;

- урок «Машин день» (послушай как звучит утро, день и вечер);

- взаимосвязь музыки со  стихами и рисунками;

- знакомство со звучанием скрипки и виолончели, трубы и барабана, гармошки и балалайки;

- анализ выразительных особенностей  музыкальных произведений;

- знакомство с темпами и динамическими оттенками в музыкальных примерах.

Можно предложить задания детям определить характер музыкального произведения с помощью цвета. Но подбирать такие произведения, в которых ярко выражается настроение. Например: «Осень» - грусть, хмурая и  дождливая погода, а в пьесе «Весной» Майкопара - журчат ручьи, поют птицы, сочные, яркие краски пробуждающейся природы.

Следующие уроки будут называться «Вечерами сказок».

Рассказываем, инсценируем, играем и поем:

- сказки «Теремок», «Репка» помогают определить относительную высоту звуков («выше» - «ниже») – благодаря образным ассоциациям;

- музыкальная игра: «Волк и козлята» знакомит с интервалами

- сказка «Колобок» представляет длительности:

- стараемся услышать действующих лиц сказки (гуси-лебеди в пьесе П.И.Чайковского «Баба-Яга», в пьесе С.Майкапара «Сказочка» Курочку-рябу.

Настало время познакомиться с регистрами – «министрами».

Поговорим о регистрах через знакомые образы – слон и воробей, медведь  и лягушка. «Папа и мама разговаривают». Задание: определить ученику самостоятельно регистры в пьесе С.Прокофьева «Утро».

 

Знаком ли ты со звучанием других инструментов.

«Балалаечка бренчит, гармошка заливается». Найти звучание инструментов в пьесе П.И.Чайковского «Мужик на гармошке играет».

Скрипку и виолончель можно услышать в пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза».

Пускай попробует самостоятельно выбрать инструмент для исполнения «Старинной французской песенки».

     А теперь мы познакомимся с динамическими и темповыми оттенками:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.                 (громко, форте)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.                    (тихо, пиано)

(А.Барто)

     Послушай, громче и тише.

Это звучит в следующих произведениях:

И.Арсеев «Труба и эхо», «Баба-Яга» П.И.Чайковский, М.Старокадомский «Поезд» - исполнять с постепенным ускорением.

 

 Работаем  по укреплению ритмического чувства:

Попробуем определить чьи это шаги: (Слон, Лиса, Лошадки, Воробей)

Подумай чьи шаги ты прохлопаешь целой ладошкой, половиной ладошки, перекрещенной ладошкой.

      Сочиним попевки, запишем их, подберем на инструменте.

Ле    -     на,     Ле     -   но      -    чка     Ми    -    ша,      Ми    -   ха   -   ил.

В ритмах марша, танцев, песенок и попевок.

Начнем с того что будем учиться шагать, танцевать, импровизировать под музыку.

Научимся определять характер музыки подбирая темп движения, музыкальный шаг.

Марш – бодро шагаем, звонко хлопаем в ладоши (целой ладошкой), четко двигаем руками («Зарядка», «Ножницы») – звучит пьеса «Солдаты маршируют» И.Арсеева.

Менуэт –рекомендуется познакомится с движениями этого танца позднее (мягкие шаги, поклоны и реверансы).

Полька – легко прыгаем (подскоки), звонко хлопаем над головой.

Вальс – плавно кружимся, мягко двигаем руками как летающие птицы, покачивающиеся качели– звучит «Вальс» А.Гречанинова.

А теперь отправимся в гости: пешком, на велосипеде, на машине. Выполним задание – идут взрослые, спешат дети, едут машины.

Познакомимся со словами народных песен «Во поле береза стояла», «Пойду ль я, выйду ль я» (познакомить ученика с мажорными и минорными ладами).

Творческое начало в детях может проявляться уже при прослушивании музыкального произведения. Оно будет выражаться и в своеобразии ответов, и в стремлении высказывать свое мнение, высказываться о характере исполняемых произведений, и в их остроте слуховых восприятий, наблюдательности, проявляющейся в их рассказах о музыке, звучащей на уроках, в школе или за ее пределами.

Поэтому  педагогу важно заботиться о накоплении запаса музыкальных впечатлений, развитии слуха, памяти, ритмического чувства, понимания выразительных и изобразительных возможностей музыки.

Выполняя игровые задания, дети привыкают не только слушать, но и слышать музыку, рассуждая о ней, они начинают понимать, что музыка своим специфическим языком может рассказать о многих жизненных явлениях. Так постепенно учащиеся под руководством педагога учатся вычленять в музыке эмоциональное содержание и общий характер, а затем переходят к анализу использованных композитором средств музыкальной выразительности, тем самым, развивая музыкальное мышление.

Задача педагога помочь детям разговориться и сформулировать свои впечатления от услышанного произведения. Хорошей помощью для реализации этой задачи могут стать правильно поставленные вопросы. Фантазия у детей, особенно младшего школьного возраста, очень богатая и надо лишь умело направлять её.

Надо помнить, что не все дети могут одинаково творчески работать. Известно, что младшие школьники особенно любят рисовать. Они всегда изображают то, что сами пережили. В выразительности воплощения образа, свежести решений, умении владеть цветом и линией, важными  являются интуиция, воображение, фантазия детей. Любые свои впечатления  они с радостью высказывают в рисунках. С таким же удовольствием переносят  на рисунок свои впечатления после прослушанных музыкальных произведений. Это дает возможность живо представить музыкальный образ, пробудить детское воображение, вызвать глубокие и сложные чувства у учащихся, расширить запасы их творческой фантазии, творческого потенциала.

 

2. Особенности воспитания чувства ритма.

Методы его активного развития.

а) Занятия ритмикой, позволяющие определять характер музыкального шага, свободно двигаться под музыку, вырабатывать стройную осанку, координацию рук, гибкость суставов (шагаем, хлопаем):

знакомство с танцевальными жанрами, их ритмического своеобразия и выразительных особенностей:

марш, менуэт (шагаем)

полька (легко прыгаем)

вальс (плавно кружимся)

Метод выражения характера музыки через хореографические движения полезен для детей, которым трудно дается ритмический рисунок музыкального произведения. Но достаточно ребятам проделать ритмические  и танцевальные движения под музыку, как меняется их манера игры, появляется уверенность, собранность, понимание характера произведения.

Младшие школьники с охотой «рисуют музыку». Такие занятия активизируют учащихся. Пробуждают в них способность радоваться. Удивляться, восхищаться красотой. Творческое развитие детей можно активизировать, сочетая прослушивание музыки с элементами хореографии. Важно передать характер музыки в простых движениях – ходить соответственно музыке: в пьесе «Медведь» Галынина – тяжелый и медленный шаг, вразвалку. В пьесах «Зайчик» или «Воробей» Руббаха – легкие прыгающие звуки дети тут же с легкостью изображают. Под четкие звуки «Марша» С.Прокофьева дети бодро маршируют.

Педагогам  в работе с учащимися  следует развивать способности детей  к придумыванию ситуаций и воспроизведению собственного поведения в них, стремление к игровой свободе и контактности, используя различные игры и импровизационные упражнения, проявляя творческий подход в решении педагогических задач.

Учащимся нравятся занятия, похожие на танцевальные игры. Дети оживляются. Такие упражнения развивают чувства ритма и помогают учащимся преодолевать трудности ритмического характера при исполнении музыкальных произведений.

  Усваиваем длительности:

шагом,      шагом,       по -  бе  -  жа  -  ли         стоп

 двигательные импровизации на слова песен: «Две лошадки», «Цыплятки»,             «Во поле береза стояла» и др.

б) Использование образных ассоциаций при усвоении длительностей

Старик          -         Папа         -            Я

 Слон           -           Медведь         -         Лошадка        -        Воробей

.

в) Укрепление ритмического чувства через ритмизацию слов, фраз, считалочек, прибауток. Постепенное закрепление ритмических различий звуков:

прохлопывание ритмического рисунка (простукивание  на столе и крышке инструмента) с использованием слоговой поддержки, запись при помощи штилей:

- целой ладошкой                               ТА;

- половиной ладошки                         ТИ – ТИ;

- перекрещенной ладошкой               ТА  -  А;

 

слон;       ут – ка,    во – ро – бей ;        жу – рав – ли   да   цап -  ли;

Раз,  два, три, четыре!  Со  -  счи  -  та  -  ем        ды  -  ры   в    сы  -  ре.

Ес-ли в сы-ре мно-го дыр, зна-чит вкус-ный бу-дет сыр. 

Ес-ли есть одна ды-ра, зна-чит вкус-ный был вче-ра.                      

 

Щи     да    каша    пища    наша.

Пос  -ле  щей  и  пос – ле  ка – ши  де – ти  про – сят  про – сто – ква – ши

Гном, гно - мы, гно – ми – ки.

 

 Занятия на столе: игры и упражнения.

Положим  расслабленные  руки на стол, вытянув их несколько вперед, Ладошки – «чашечки». Обопремся на локти, выпрямим спину.

Простучим по столу все, что мы хлопали ранее.

Возьмем двойной лист бумаги. Положим обе руки на листок, обведем пальцы карандашом. Видишь, на листке нарисованы твои руки. Сосчитаем пальчики, проставим нумерацию пальцев на каждой руке.

Выучим стихотворение о «маленьких братиках»:

Пять пальцев на руке своей                       

Назвать по имени сумей

Первый палец – боковой

Называется – большой,

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянным.

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется – мизинец.

 

(Сб. «Музыкальные картинки»)

 

Запомним названия пальцев.

А теперь будем здороваться. Сначала ладошками, затем кончиками пальцев; сначала всеми, а затем отдельно. Обязательно приговариваем: «Здравствуйте, ладошки!» или «Здравствуй пальчик!»

Посмотрим на листок. Обратим внимание: пальцы правой руки как в зеркале отражают пальцы левой руки.

Затем поиграем в игру «Приказы пальцам»:

-   указательному (второму) – простучать попевку на одном звуке;

-   безымянному (четвертому)  -  простучать считалку;

-  указательному, среднему, безымянному (второму, третьему, четвертому)    сыграть на столе песенку «Ходит зайка по саду» сначала правой, затем левой рукой.

Обратим внимание ребенка   -  правая играет 2,3,4 пальцами, а левая 4,3,2 (как в зеркале).

Проверим расположение пальцев на песенке «В погреб лезет Жучка». Это задание для пяти пальцев. Правая начинает с первого, левая с пятого пальца.

 

Организация игровых движений (на столе)

Сначала поставим ребенка возле стола. Возьмем детскую игрушку «Антомания» («Радуга»). Положим ее на обе ладошки, поочередно поднимая то левую, то правую руки – «колечки» гибко переваливаются с одной руки на другую. Вырабатываем равномерные движения рук.

Перевернем ладошки вниз (игрушку держи) и так поочередно поднимаем руки – это упражнение «Весы».

Поработаем руками без игрушки – ладошками «чашечками» над столом вверх-вниз.

Возьмем  любую мягкую игрушку. Поднимем руки и опускаем поочередно руки на нее. Погружаем руки как можно глубже (как в клавишу) – сначала на все пять пальцев, затем на один палец (3,2,4).

Игра «Краб» - руки ползают по столу, опираясь на первый и третий пальцы, на первый и четвертый пальцы (отдельно и вместе) в ритме стишка:

Кто там прячется в углу?

Кто забился под скалу?

Кто усами шевелит,

Ничего не говорит?

Старый краб не будь упрям,

Вылезай-ка лучше к нам.

(сб. «Путь к музыке»)

Следующее упражнение будет называться «Вертолет». Высоко поставленные пальцы закреплены на столе – это «кабина» машины, локоть – это «хвост»  -  держим его ровно. А теперь подвигаем локтем – сначала левым, затем правым, а потом обеими. Поднимаем «машину» вверх и осторожно опускаем на мягкую игрушку.

Итак,  руки готовы к игре на инструменте.

     

     3.Знакомство с инструментом.

«В загадочном царстве черных и белых клавиш».

Теперь посмотрим ка­кой по­ря­док у чёр­ных кла­виш: сна­ча­ла – 2, по­том – 3 и так да­лее; то есть они че­ре­ду­ют­ся. Око­ло двух чёр­ных кла­виш жи­вут нот­ки: до-ре-ми, а око­ло трёх чёр­ных – нот­ки: фа-соль-ля-си". (Всё это луч­ше по­ка­зы­вать на фор­те­пиа­но). Вот это – кла­ви­ши. У ка­ж­дой есть де­ре­вян­ный мо­ло­то­чек, ко­то­рый уда­ря­ет по стру­нам. Стру­ны раз­ные: тон­кие и тол­стые. Уда­рит мо­ло­то­чек по тол­стой – звук низ­кий, по то­нень­кой – звук вы­со­кий. Да­вай те­перь по­смот­рим на кла­ви­ши. Кла­ви­ши от­ли­ча­ют­ся рас­по­ло­же­ни­ем и цве­том: бе­лые и чер­ные. Ка­ких боль­ше? Пра­виль­но, бе­лых.

Давай заглянем внутрь фортепиано. Как оно устроено?

Струны. Вспомни: кто живет в толстых и тонких струнах?

Две педали – правая и левая. Послушаем, как звучат произведения с педалями и без них.  (Р. Глиэр. «В полях»);

Клавиатура – белые и черные клавиши: сначала две, затем три. Найдем их по всей клавиатуре.

      Нарисуем «домики – коттеджи» с двумя большими окнами, а затем с       тремя. Давай войдем в первый домик через белую клавишу «до», запомним ее. Затем зайдем во второй домик – это «Фа». Найдем «До» и «Фа» по всей клавиатуре. Ой! Что-то мы задержались в домиках! Кто (что) живет в них? В первом домике клавиша «Ре», во втором домике – клавиши «Соль» и «Ля». Через белую клавишу «Ми» мы выйдем из первого «домика-коттеджа», через белую клавишу «Си» - из второго домика;

К названию выученных клавиш подберем слова, образы животных или птиц, чтобы название ноты входило в слово. Например:

До – воробушки гнездо;

Ре -  деревья во дворе;

Ми – котенка накорми;

Фа – в лесу кричит софа;

Соль – играет детвора;

Ля – запела вся земля;

Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться в До.

Найдем одинаковые клавиши До и До, нажмем их вторым пальцем правой и левой рук: это октава – расстояние между одинаковыми звуками. Назовем октавы вверх, т.е. вправо; и вниз, т.е. влево от До 1-й октавы (усваивать их постепенно).

Быстро,  находим выученные черные и бедые клавиши, октавы вверх и вниз – подряд и вразбивку (игра «Угадайка»).

Выучим это стихотворение:

Семь всего лишь нот на свете-

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

    И в тетрадку занеси.

 

 

4. Развитие музыкального слуха.

а) Мелодический слух:

пение песенок, попевок, отдельных звуков и их соединений, гамм.

игра «Угадайка» (пение): определение на слух относительной высоты отдельных звуков (выше – ниже), различных мелодических сочетаний внутри октавы. Ассоциация звуковысотности со сказочными героями, образами животных и птиц.

Подбор по слуху и транспонирование ранее выученных попевок и песен на металлофоне, инструменте.

б) Гармонический слух:

Знакомство с интервалами:

прослушивание и пение сказки «Теремок»: Лягушка – секунда; Мышка – терция; Зайчик – кварта; Лиса – квинта.

Пение мелодических попевок:

«Прима топчется на месте, мы станцуем с нею вместе» или

«Чистая квинта так хороша, спой нараспев ее не спеша»

Знакомство с ладом:

прослушивание и пение, как кричит петушок с утра и вечером

пение и сравнение двух песен « Во поле береза стояла» и «Пойду ль я, выйду ль я»;

прослушивание, пение (игра) веселых и грустных мелодий;

определение лада в музыкальных примерах: «Старинная французская песенка», «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского;

игра «Угадайка»: определение на слух интервалов и попевок (мажорных и минорных).

в) Тембровый слух:

воспитание слуха через знакомство с регистрами, звучание различных инструментов, красочных музыкальных картин, рисующие сказочные образы.

вслушивание в партию педагога при ансамблевом музицировании. Анализ художественного образа, гармонического языка, тембровой окраски произведений и регистров клавиатуры. Влияние второй партии на характер звукоизвлечения отдельных звуков, исполняемых учеником.

По ступенькам красивых мелодий.

(пение, определение на слух, подбор по слуху).

 

Теперь давай будем учиться петь чисто.

Сначала поем песни с поддержкой инструмента, а затем и без него. Песни веселые и грустные, шуточные и сказочные должны быть доступны детям, отражать окружающий мир – «Что у осени в корзинке», «Осень бродит по лесам», «Зимний лес» (из сб. «Музыкальный букварь»);

«На зеленой, на лужайке», «Воробей», «Рак – отшельник», «В сказочном лесу», «Песенка друзей» (сб. «С песенкой по лесенке»).

 

Следим  за тем чтобы мелодия пелась правильно (чисто).

Пропоем небольшие попевки.

Попевка на одном звуке.

Выполняем следующие задания:

Поем:

Ла – душ – ки, ла – душ – ки! Где жи – ли? У ба – буш – ки.

Показываем рукой направление движения мелодии.

     Прохлопываем ритмический рисунок.

     Соблюдаем последовательность действий (1, 2, 3, 4, 5) в других попевках.

Попевка на двух соседних звуках.

«Он за – дел  за  пе – нек,  про  -  сто  -  ял  весь  де  -  нек».

     Попевка на трех звуках (на двух линейках):

а) «О  -  чень  мил  бы  -  ва  -  ет  кро  -  лик  и  -  ног  -  да»

     б) «У  ко  -  та  вор  -  ко  -  та,  ко  -  лы  -  бель  -  ка  хо  -  ро  -  ша»

     Проверим, как ребенок усвоил мелодические соединения.

     Игра «угадайка» - калейдоскоп звуков различных мелодий.

.

 

Развиваем гармонический слух.

Послушаем сколько звуков ты слышишь? (Начать с одного, постепенно увеличивая количество, анализируя интервальный состав).

Вспомним сказку «Теремок», попросим рассказать ее и исполнить на инструменте образы – интервалы (лягушка – секунда, мышка – терция, зайчик – кварта, лиса – квинта).

Назовем интервалы в изучаемых попевках, песенках, пьесах.

Слушай и пой, как кричит кукушка (малая терция), затем ослик (чистая кварта). Вспомним как кричит петушок утром и вечером. Вспомним мажор и минор.

     Послушаем, споем. Сыграем веселые мелодии – звучит лад, который        называется мажор.

     А теперь грустные мелодии: лад, который звучит в них, называется      минор.

     5. Освоение нотной записи.

ознакомление с элементарными теоретическими понятиями.      

Взаимосвязь нотной грамоты и музыкальных представлений. Одновременное изучение скрипичного и басового ключей по «одиннадцати линейной системе».

Предлагается один из вариантов запоминания нот (нахождение на клавиатуре):

 

     « Ключик этот не простой –        (« Соль» - 1 октавы)

     Он скрипичный и ключ Соль»

     « Ключ басовый – ключик  Фа»

      Весь рояль открыт – Ура!»         («Фа» - малой октавы)

 

      « До – на маленькой линейке

 Симпатична и скромна

 Ключ скрипичный и басовый   

 Начинает здесь она»                       («До» первой октавы)

(К.Гринштейн)

 

Вспомним стихотворение «Семь всего лишь нот на свете», а затем выучим:

Пять линеек – нотный дом

Как уютно в доме том

В домике есть окошки,

И крылечко, и чердак.

Разместились ноты – крошки

И вот этак, и  вот так.

                                     (К.Гринштейн «Книжки – раскраски»)

 Снова рисуем дом. Читаем стихотворение и рисуем. Сначала нарисуем его на нотном стане, а потом на большом альбомном листке.

Что нужно, чтобы войти в дом.

Ключик этот не простой,

Ключик этот золотой

Сделай фокус – посмотри.

Этот ключ переверни.

У каждого ключа есть любимая нота:

- Соль 1 октавы

- Фа малой октавы

Найдем эти ноты на клавиатуре.

А теперь найдем общую ноту у «ключиков – лучиков»:

Это «До» первой октавы.

Попросим ребенка самостоятельно заполнить пропущенные ноты от «До» до «Соль» (задание выполняем за инструментом). А теперь перевернем нотный стан:

Назовем ноты в басовом ключе.

Нарисуем десять шариков, раскрасим их в цвета радуги.

 В  рабочую тетрадь запишем ноты первой зеркальной квинты в двух ключах,    (начиная от ноты До первой октавы).

Поиграем в игру «Угадайка» - быстро, в разбивку отгадываем первые девять выученных нот. Найдем их на клавиатуре. Усваиваем ноты постепенно.

(Предлогаемые формы занятий подключать постепенно, изменяя и варьируя их порядок)

6. Организация игровых движений. Первые навыки звукоизвлечения.

Добиваемся ощущения всех суставов руки, их единства от плеча до кончиков пальцев. В постановке рук большую помощь может оказать комплекс упражнений для начинающего пианиста М.Н.Никольской.  как дышишь сам. Вдох – пальчики смотрят вниз. Выдох – пальчики на клавиатуре, при этом между первым и остальными пальцами должно получиться «овальное окошечко». В этот период перед педагогом стоит самая трудная задача – «создать» руки ребенка. С первого прикосновения ребенок должен ощущать, что его рука – это его голос. Руки могут «говорить» то громко, то тихо, то нежно, то резко, то есть, как чувствуешь, так и играешь.

Играем руками ученика то сверху, то снизу. Находим контакт с инструментом. Воспитанием культуру звукоизвлечения – глубокое погружение пальца в клавишу, вслушивание в звук. Ищем способы звукоизвлечения в зависимости от настроения музыки. Осваиваем широкие «дышащие» движения рук.

Знакомство с клавиатурой – игра по черным клавишам с использованием образов животных и птиц. Нажатие черных клавиш поочередно правой и левой руками:

(медленно,   - три черные клавиши, нижний регистр (со стихами) –«слон»

тяжеловесно) – одна черная клавиша из трех, нижний регистр- «медведь»       

(мягко, пластично) – две черные клавиши, средний регистр – «лисичка»

(легко, непринужденно) – две черные клавиши, верхний регистр – «воробей»

упражнение «Радуга» на одну и две октавы в четком ритме стиха отдельно руками и вместе;

извлечение отдельных звуков 2-м, 3-м, 4-м пальцами в ансамбле с педагогом. В ансамбле происходит единение между учителем и учеником и устанавливается взаимодействие между учащимся и композитором при помощи учителя. Игра в ансамбле очень полезна, так как поддержка преподавателем басом и гармонией игры ученика. Дает ему возможность услышать полное звучание песенки или пьески.

Ма­лень­кий уче­ник при­хо­дит в класс, не зная не толь­ко нот, но, в ос­нов­ном, не зна­ет еще ни букв, ни цифр. На уро­ках мы про­хо­дим все это в ком­плек­се:

1)учим всё, что свя­за­но с му­зы­кой и до­ба­воч­но бу­к­вы, циф­ры, фор­мы, цве­та;

2)учим­ся пи­сать в ра­бо­чих тет­ра­дях бу­к­вы, циф­ры, зна­ки, клю­чи;

3)изу­ча­ем, ри­су­ем фор­мы и рас­кра­ши­ва­ем их;

4)учим­ся пи­сать но­ты, дли­тель­но­сти, пау­зы, зна­ки, клю­чи на боль­шом нот­ном ста­не;

5)пе­ре­пи­сы­ва­ем уп­раж­не­ния;

6)чи­та­ем но­ты;

7)иг­ра­ем на ин­ст­ру­мен­те;

8)слу­ша­ем му­зы­ку;

9)ри­су­ем и ле­пим;

10)учим­ся чи­тать и пи­сать.

. На уро­ках на­до пе­ре­клю­чать­ся с од­но­го ви­да дея­тель­но­сти на дру­гой, так как это пре­дот­вра­тит ма­лы­ша от ус­та­ло­сти.

На пер­вый план дол­жен вы­хо­дить иг­ро­вой, раз­вле­ка­тель­ный мо­мент. Г.Г. Ней­га­уз го­во­рил: «Та­лан­ты соз­да­вать нель­зя, но мож­но и нуж­но соз­да­вать сре­ду для их про­яв­ле­ния и рос­та».

Хо­чет­ся ска­зать, что за­ня­тия с ма­лы­ша­ми в клас­се фор­те­пиа­но яв­ля­ют­ся твор­че­ским му­зи­ци­ро­ва­ни­ем и мощ­ным сти­му­лом для их раз­ви­тия.

На­чаль­ное обу­че­ние в ДМШ спо­соб­ст­ву­ет вы­ра­бот­ке ка­честв и спо­соб­но­стей, ко­то­рые при­го­дят­ся ре­бен­ку в даль­ней­шем:

1) слу­хо­во­го вни­ма­ния, вни­ма­ния к зву­ку; к сло­ву;

2) об­раз­но­го мыш­ле­ния;

3) под­виж­но­сти ума;

4) дви­га­тель­ных на­вы­ков, в том чис­ле мел­кой мо­то­ри­ки;

5) на­вы­ков сче­та и пись­ма;

6) гео­мет­ри­че­ских пред­став­ле­ний (ли­нии, фи­гу­ры);

7)  вы­ра­бот­ке уме­ния кон­цен­три­ро­вать­ся и рас­слаб­лять­ся;

8) вы­ра­бот­ке усид­чи­во­сти, ак­ку­рат­но­сти;

9) развитию слу­ха: ме­ло­ди­че­ско­го, гар­мо­ни­че­ско­го, зву­ко­вы­сот­но­го, ла­до­во­го;

10) па­мя­ти: слу­хо­вой, зри­тель­ной, так­тиль­ной, об­раз­ной, эмо­цио­наль­ной;

11) бо­гат­ст­ву эмо­ций.

Я счи­таю, что всех де­тей, не­за­ви­си­мо от их спо­соб­но­стей, на­до обу­чать му­зы­ке с са­мо­го ран­не­го дет­ст­ва. В воз­рас­те 4 -5 лет лег­че при­об­щить ре­бён­ка к му­зы­ке, что­бы она ста­ла для не­го близ­кой и по­нят­ной. На уро­ках долж­на быть ра­до­ст­ная ат­мо­сфе­ра, боль­ше иг­ро­вых мо­мен­тов, ко­то­рые под­ни­ма­ют у ре­бён­ка на­строе­ние, про­бу­ж­да­ет их во­об­ра­же­ние.

Боль­шую роль в это вре­мя иг­ра­ет до­маш­нее ок­ру­же­ние. Важ­но, что­бы ро­ди­те­ли по­мо­га­ли ре­бён­ку в его ка­ж­до­днев­ном обу­че­нии, так как ему нуж­на их по­мощь в ос­вое­нии но­во­го ма­те­риа­ла. Му­зы­ка соз­да­ёт бла­го­дат­ный фон для об­ще­ния де­тей и ро­ди­те­лей. Де­ти и взрос­лые ста­но­вят­ся бли­же и по­нят­ней друг к дру­гу.

Обу­че­ние та­ких ма­лы­шей ка­ж­дый раз тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­аль­но­го твор­че­ско­го под­хо­да к ним. Глав­ная за­да­ча  – за­жечь в ре­бён­ке ин­те­рес к му­зы­ке и по­сте­пен­но при­ви­вать лю­бовь к ра­бо­те, и я долж­на быть все­гда ря­дом с ним, по­мо­гать ему на этом не­лёг­ком пу­ти, по­мо­гать рас­крыть­ся и по­нять се­бя.

Му­зы­ка развивает ком­му­ни­ка­бель­ность. Ес­ли ре­бё­нок что-то очень лю­бит, то он спо­со­бен про­явить та­кую не­уто­ми­мость и дать та­кие ре­зуль­та­ты, на ко­то­рые и не на­де­ешь­ся. Надо раз­бу­дить творческие силы ребёнка, пробудить его ин­те­рес и лю­бо­зна­тель­ность. Плу­тарх го­во­рил: «Ре­бе­нок – это со­суд, ко­то­рый на­до не толь­ко за­пол­нить, но и раз­жечь».

Литература

1. Не­мов Р.С. Пси­хо­ло­гия. Ч. 2, 3. – М.: Просвещение, 1998.

2.Ала Дел­ла Тор­ре. Ошиб­ки ро­ди­те­лей. М.: Музыка 1995.

3.Вос­пи­та­ние де­тей ран­не­го воз­рас­та. Под ре­дак­ци­ей Ля­ми­ной М. Санкт-Пе­тер­бург 1999.

4.Эс­те­ти­че­ское вос­пи­та­ние и раз­ви­тие де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та. Под ре­д. Дуб­ров­ской Е.А. и Коз­ло­вой С.А. Мо­ск­ва, 2002.

6.Юдо­ви­на Т.Б.–Галь­пе­ри­на. За роя­лем без слов, или я – дет­ский пе­да­гог. Санкт-Пе­тер­бург, 1996.

7.Ива­но­ва С.В. Раз­ви­тие на­вы­ков му­зи­ци­ро­ва­ния в ра­бо­те с на­чи­наю­щи­ми уча­щи­ми­ся по клас­су фор­тепь­я­но. Че­ля­бинск, 2000.

8.Тур­ге­не­ва Э. Ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са в млад­ших клас­сах фор­тепь­я­но. Мо­ск­ва, 1990.

9.Гне­си­на Е. Фор­тепь­ян­ная аз­бу­ка. Мо­ск­ва, 1976.

10.Раз­ви­тие на­вы­ков са­мо­стоя­тель­но­го мыш­ле­ния у на­чи­наю­щих му­зы­кан­тов. Ме­то­ди­че­скае раз­ра­бот­ка для пре­по­да­ва­те­лей ДМШ и ДШИ. В. 1, 2. Мо­ск­ва, 1991.

11.Ти­ма­кин Е.М. Вос­пи­та­ние пиа­ни­ста. Мо­ск­ва, 1989.

13.Ро­ки­тян­ская Т.А. Вос­пи­та­ние зву­ком. Яро­славль, 2002.

14.Аль­тер­ман С. Со­рок уро­ков на­чаль­но­го обу­че­ния му­зы­ке де­тей 4-6 лет. 1-2 тет­ра­ди. Санкт-Пе­тер­бург, 1999.

15.Фин­кель­штейн Э. Му­зы­ка от А до Я. Санкт-Пе­тер­бург, 1997.

16.Пер­во­зван­ная Т. Учеб­ник-сказ­ка. Ч. 1-2. Санкт-Пе­тер­бург, 1999.

17.Зиль­бер­квит М. Ро­ж­де­ние фор­тепь­я­но. Мо­ск­ва, 1984.

18. По­ли­во­да Б.А., Сла­сте­нен­ко В.Е.  Шко­ла иг­ры. Рос­тов на До­ну, 2004.

19.Сост. Бар­су­ков С.А. Аз­бу­ка иг­ры на фор­те­пиа­но. Рос­тов на До­ну, 2004.

20.Ко­роль­ко­ва И. Кро­хе – му­зы­кан­ту. Ч. 1, 2. Рос­тов на До­ну, 2004.

21.Тур­ге­не­ва Э.Ш. Му­зы­каль­ная по­ля­на. Ч. 1,2. Мо­ск­ва, 2002.

22.Юди­на Е.И. Первые уро­ки му­зы­ки и твор­че­ст­ва. Мо­ск­ва, 1999.

23.Ме­лик-Па­ша­ев А.А., Нов­лян­ская З.Н. Сту­пень­ки к твор­че­ст­ву. Мо­ск­ва, 1987.

24. Ми­хай­ло­ва М.А. Раз­ви­тие му­зы­каль­ных спо­соб­но­стей де­тей. Яро­славль, 1997.

25.Ма­дар­ский Л.Р. Му­зы­ка на­чи­на­ет­ся в се­мье. Мо­ск­ва, 1982.