Для чего нужна классическая музыка?


Автор: Кожевникова Татьяна Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Лекция для родителей

Для чего нужна классическая музыка?

Краткое описание работы: Лекция для родителей о том, слушать с детьми классическую музыку или нет.

                                                                    Для  чего  нужна  классическая  музыка ?

 

         Лет сто назад подобная проблема выглядела бы, пожалуй странной: любить классическую музыку казалось столь естественным. В самом деле слушать или не слушать классическую музыку – вопрос разрешаемый не столько путем логических рассуждений и доказательств, сколько посредством жизненного выбора. Всем живущим в мире искусства абсолютно ясно, что классическую музыку слушать надо. Людям, не желающим ее слушать, можно долго и со знанием дела объяснять, чем прекрасно то или иное произведение искусства, но что толку, если нет потребности внимать этим красотам ,и вызывают они лишь отторжение.

                Музыкальные пристрастия формируются не рассудочным путем. Этот путь обычно лежит через удивление каким-то одним, порой, малоприметным для большинства людей ее фрагментом; что-то восхищает и захватывает нас изнутри, приотворяет двери к новым впечатлениям и открытиям. Путь этот у каждого свой ,неповторимый. Здесь не может быть единой методики, но если мы хотим воспитать в своих детях любовь к музыке классической, то должны сами жить в мире этой музыки ,вовлекая в него ребенка, и надеяться, что двери отворятся…

                 Музыка обладает особой силой, являясь  сильнейшим средством магического воздействия. Были некогда люди, полагавшие, что в восприятии музыки участвуют лишь уши и рассудок. Но все же для большинства мыслителей всех времен было понятно, что музыка - нечто большее,  и вовлечен в нее  человек всем своим телесным существом. Мы воспринимаем музыку не благодаря колебанию барабанных перепонок, а лишь пропустив ее через себя, воспроизводя  эту музыку  внутренним напряжением  нашего тела. Только после этого процесс восприятия музыки переходит на уровень психологии. Чувствуя, как замирает кровь , в наших жилах и наступает оцепенение , или  наоборот, как  безудержно начинает колотиться наше сердце – музыка преобразует природную основу человеческого существования, располагая нас к определенному строю мыслей и чувств.

                   С древних времен музыка служила средством гармонизации внутренней энергии человека. Вплоть до середины 18 века, люди хорошо понимали о ее предназначении: приводить человеческое тело в здоровое состояние, сочетать гармонией страсти человеческой души.

Приспосабливаясь к условиям окружающей среды, учась выживать в своей природной нише, всякий народ и каждое племя, ведут собственный образ жизни со своими обрядами и ритуалами, со своей музыкой, отражающей этот образ жизни, и помогающий «подстроить» свое тело в соответствии  с условиями существования. В известном смысле музыка, стала одной из множества естественных оболочек, защищающих жизнь на Земле,  музыка стала тем покровом , который поддерживает энергетический баланс человека и окружающей среды, задавая тон человеческому существованию. Все это складывалось веками и тысячелетиями, проходя проверку временем, а все неудачное и ненужное здесь попросту отмирало.

             Время – лучший судья. Все, что прошло через сито исторического отбора, называется , как известно «классикой». Не иначе обстоит дело и с классической музыкой. Мы должны считать «классической» великую музыку, которую история отметила своим «знаком качества»: оратории И.С. Баха, оперы В.А.Моцарта ,симфонии Л.В.Бетховена, «классический» джаз, рок-н-ролл. Она не должна быть обязательно серьезной и возвышенной - это просто качественная музыка, сертифицированная временем. «Классическая» музыка в известном смысле тоже потребительский товар, но только совсем другого уровня и класса. Не случайно во всем цивилизованном мире концерты классической музыки, оперные спектакли стоят значительно дороже «популярного» ширпотреба. Классическая музыка – предмет роскоши  и престижа, и потому ее стоит потреблять с чувством и с расстановкой , в небольших дозах и с «хорошим вкусом». И, конечно, любители классической музыки существенно отличаются от потребителей ширпотреба. У них разные вкусы, разный социальный статус, хороший музыкальный вкус – умение вкушать классическую музыку – служит важным критерием, определяющим принадлежность человека к элите общества.

               Интересным является поведение наших зарубежных друзей – для чего они изучают музыкальную классику, прилежно ходят на концерты, картинные галереи, театры. Если по соображениям престижа, то уж лучше купить лишний Мерседес !...

Но так уж сложилось исторически, что люди , привыкшие жить обеспеченно, постепенно приходят к идее заботиться не только о внешней среде обитания, о комфорте и респектабельности, но и об обогащении собственной души.

           Музыка, прежде всего классическая, есть особого рода язык уникальный, и , быть может самый удивительный в мире, требующий длительного и углубленного изучения. В отличие от всех языков в мире, музыка обращается к нашему сердцу, и тем , кому чужд язык нашего сердца, язык музыки, будь он сколь угодно богат и образован как «специалист» - остается человеком, который не понимает языка культуры, речи цивилизованных людей.

Классическая музыка существует для того, чтобы не дать человеку заскорузнуть, чтобы напомнить ему о богатстве и тонкости его душевной жизни. Любовь к искусству развивает в человеке творческие способности, предохраняет человеческое существо от стандартизации и примитивизма. Не случайно эстетическому воспитанию, во всех развитых странах, отводиться одно из основных мест в системе образования. Ведь только настоящее искусство ведет нас по пути прозрения: мы познаем трагизм человеческого удела и обретаем надежду на спасение; лишь на этом пути мы становимся людьми во всей полноте этого слова.