Конспект открытого урока по теме "Особенности работы концертмейстера по классу вокала, подготовка концертного репертуара"


Автор: Коваль Ирина Николаевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

конспект открытого урока по теме "Особенности работы концертмейстера по классу вокала, подготовка концертного репертуара"

Краткое описание работы: План урока: вводная часть - цели изадачи урока, особонности работы концертмейстера, подготовительная часть - распевание, основная часть- работа над репертуаром, заключительная часть

Конспект открытого урока по теме: «Особенности работы концертмейстера по классу вокала, работа над концертным репертуаром»

Автор: Коваль Ирина Николаевна концертмейстер МАУ ДО ДЮЦ «Импульс» г.Хабаровск.

Возраст детей: младший школьный

Форма занятия: занятие по программе 3 год обучения

Длительность занятия: 45 минут

Место проведения: актовый зал школы № 80

Оборудование: фортепиано

Цель:  Создание высокохудожественного вокального произведения

Задачи:

Обучающие:

  • Уверенно знать музыкальный и художественный текст произведений, их жанровую основу
  • Добиться положительного результата в работе над концертным и конкурсным репертуаром.

Развивающие:

  • При необходимости распеть ученика.

Воспитывающие:

  • Создать в классе комфортную и творческую атмосферу

 

Основные методы работы:

- Наглядный (практический показ);

- Словесный (объяснение, беседа);

- Игровой (игровая форма подачи материала).

Педагогические технологии:

Игровая технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология.

План урока.

Вводная часть урока(5 минут)

 

- Обозначение темы и цели урока

- Беседа о значение работы концертмейстера в классе по академическому пению

Подготовительная часть урока (7- минут)

Респевание голосового аппарата

Основная часть урока (30 минут)

Работа над концертным репертуаром

Заключительная часть урока (5 минут)

Вводная часть

На этом уроке мы познакомимся с работой  над разучивание концертного репертуара  по классу академического пения

   При подготовке концертного репертуара концертмейстер должен обладать универсализмом, мобильностью для создания высоко художественного произведения.                  Для этого необходима сумма знаний и умений так необходимых концертмейстеру в   его работе-это:

  • Хорошо технически владеть инструментом, бегло читать текст, разбираться в разножанровости произведений, уметь транспонировать мелодию и аккомпанемент.
  • Умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности, что полезно и необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами.
  • Знание основных дирижёрских жестов и приёмов, быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер;
  • Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать.

 

   В работе над развитием академического вокала в младшем школьном возрасте перед педагогом по вокалу и концертмейстером встают определенные задачи- ведь детский голос – это уникальный инструмент, к которому нужно относиться с особой бережностью.  «Не навреди»- основное правило как для  врача, так и педагога по вокалу и концертмейстера- они должны обладать суммой знаний развития детского голосового аппарата.  Концертмейстеру необходимо знать и применять методику работы с детским голосом таких авторов как А. Смирнова, Д.Огородников, Г. Стулова,В. Емельянов и др..

  Обучаемая  Лобукова Лилия – способная и одаренная ученица.

Она умеет держаться на сцене, имеет «сценический» опыт, обладает хорошими вокальными данными-чистой интонацией, полетностью звука, тембральным богатством, умело пользуется грудным и головным резонированием.

Все это дает ученице право исполнять произведения на концертах и конкурсах и завоевывать награды

 

 Подготовительная часть урока- Распевание

Вначале занятия нужно спросить у ребенка его самочувствие, если у него болит горло, то распевку и занятие нужно проводить в более щадящей форме-аккуратно.

 Начинать нужно с распевок на развитие артикуляции, особенно в младших классах это создает хорошее настроение у детей. Распевки скороговорки увеличиваются в темпе, это активизирует более точное произношение звуков.

       Разогреваем голосовой аппарат с распевки:

  • «Как у нашего бобра

    Нет богатства, нет добра

     Два бобренка у бобра

         Лучше всякого добра»     - на развитие буквы Р, она должна произноситься как двойная РР

Еще распевка:

  • «Бык тупо губ, тупогубенький бычок

 У  быка бела губа была тупа»        - на твердое развитие глухой и звонкой П и Б

Или:

  • « Мама мыла Милу мылом

       Мила мыло не любила

            Мила мыло уронила» на твердое произнесение буквы Л

  • Распевание на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му организует вокальный аппарат и дает развитие для грудного и головного резонирования.
  • Распевание по звукам трезвучия мажорной гаммы-До-ми-соль-до-соль –ми –до или по слогам за-зи-за-зи-за-зи-за- на умение смешивать регистры.

 

Основная часть урока

     В репертуаре Лобуковой Лилили  (2 год обучения) уже достаточно произведений классического жанра- это  «Зимний вечер» муз. Алябьева, «Ходит ветер у ворот» муз. М.Глинки, русская народная песня «Родина». «Вдоль по улице метелица метет» муз. Варламова и тд.

Эти произведения вошли в копилку отечественного золотого фонда, исполняются известными вокалистами-С. Лемешевым, Д.Хворостовским,  Н. Обуховой.

Яркий пример исполнения этих партий приучает обучающегося к правильному эстетическому вкусу, любви к вокальному искусству.

 

Разберем первое произведение «Зимний вечер».

 

 

 

 

 

 

 

 Прекрасные стихи А.Пушкина создают яркую поэтическую картину зимнего пейзажа и ждущую поэта няню – его любимую и преданную Арину Родионовну, которой он посвятил это стихотворение.

Музыка Александра Алябьева дополняет динамику стихов, создает движение в виде «завывания бури». Смешанные чувства любви и печали, радости и потери – все это надо выразить эмоционально. Цезуры здесь играют большое значение для художественной выразительности. Перед концертмейстером ставиться задача гибко следовать за исполнением цезур вместе с вокалистом. Чувствовать где вокалист возьмет глубокое или короткое дыхание. Помогать вокалисту динамически выстроить произведение, фразировку и другие средства выразительности.

    В русской народной песне «Родина» перед вокалистом и концертмейстером ставятся более сложные задачи. Насыщенная фактура аккомпанемента, перемена темпа при переходе на припев, агогические и темповые изменения, ферматы- все это составляет умелое воспроизведение материала вместе с вокалистом. Произведение достаточно сложное и нужно очень хорошо чувствовать певца, давать возможность брать дыхание и умело, «идти вместе» а не «вести за собой» вокалиста. Мы подобрали удобную тональность –До –минор и я в программе «muskor»  пере транспонировала и записала  ноты:

 

                                                        РОДИНА

 

 

 

 

Познакомимся еще с одним  произведением : «Вдоль по улице метелица метет» муз. А.Варламова

 

 

 В этом произведении тоже достаточно сложная партия аккомпаниатора.   

             Насыщенная фактура аккомпанемент постоянно варьируется.  Наличие цезур, большой диапазон вокальной партии - все это требует как от вокалиста, так и от концертмейстера определенных усилий.

Заключение:

Говорят, что нет предела совершенству, и все же мы стремимся к совершенству.  Особенно в вокальном исполнительстве результата приходиться добиваться постепенно, с каждым шагом исполнять то или иное произведение все более правильно.  Для этого концертмейстеру необходимо иметь такие качества, как:

 

  • Мобильность, быстрота и активность реакции.
  • . В случае, если солист на концерте или конкурсном выступлении перепутал музыкальный текст, концертмейстер не переставая играть должен вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
  •  Нужно подготовить вокалиста  -снятие нервного напряжения перед выступлением. Лучшее средство для этого — сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения передаётся партнёру и помогает ему обрести уверенность. Заключение:
  • Для педагога по классу вокала концертмейстер- правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.
  • Для солиста концертмейстер-наперсник его творческих дел; он и помощник и друг, и наставник, и тренер, и педагог.
  • Только при кропотливой работе, в собственном музыкальном совершенствовании можно добиться успешного  результата.