Автор: Коваль Ирина Николаевна
Предмет: Вокал
Класс: Педагоги
Тип материала: Исследовательская работа
Краткое описание работы: План урока: вводная часть - цели изадачи урока, особонности работы концертмейстера, подготовительная часть - распевание, основная часть- работа над репертуаром, заключительная часть
Конспект открытого урока по теме: «Особенности работы концертмейстера по классу вокала, работа над концертным репертуаром»
Автор: Коваль Ирина Николаевна концертмейстер МАУ ДО ДЮЦ «Импульс» г.Хабаровск.
Возраст детей: младший школьный
Форма занятия: занятие по программе 3 год обучения
Длительность занятия: 45 минут
Место проведения: актовый зал школы № 80
Оборудование: фортепиано
Цель: Создание высокохудожественного вокального произведения
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Основные методы работы:
- Наглядный (практический показ);
- Словесный (объяснение, беседа);
- Игровой (игровая форма подачи материала).
Педагогические технологии:
Игровая технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология.
План урока.
Вводная часть урока(5 минут)
- Обозначение темы и цели урока
- Беседа о значение работы концертмейстера в классе по академическому пению
Подготовительная часть урока (7- минут)
Респевание голосового аппарата
Основная часть урока (30 минут)
Работа над концертным репертуаром
Заключительная часть урока (5 минут)
Вводная часть
На этом уроке мы познакомимся с работой над разучивание концертного репертуара по классу академического пения
При подготовке концертного репертуара концертмейстер должен обладать универсализмом, мобильностью для создания высоко художественного произведения. Для этого необходима сумма знаний и умений так необходимых концертмейстеру в его работе-это:
В работе над развитием академического вокала в младшем школьном возрасте перед педагогом по вокалу и концертмейстером встают определенные задачи- ведь детский голос – это уникальный инструмент, к которому нужно относиться с особой бережностью. «Не навреди»- основное правило как для врача, так и педагога по вокалу и концертмейстера- они должны обладать суммой знаний развития детского голосового аппарата. Концертмейстеру необходимо знать и применять методику работы с детским голосом таких авторов как А. Смирнова, Д.Огородников, Г. Стулова,В. Емельянов и др..
Обучаемая Лобукова Лилия – способная и одаренная ученица.
Она умеет держаться на сцене, имеет «сценический» опыт, обладает хорошими вокальными данными-чистой интонацией, полетностью звука, тембральным богатством, умело пользуется грудным и головным резонированием.
Все это дает ученице право исполнять произведения на концертах и конкурсах и завоевывать награды
Подготовительная часть урока- Распевание
Вначале занятия нужно спросить у ребенка его самочувствие, если у него болит горло, то распевку и занятие нужно проводить в более щадящей форме-аккуратно.
Начинать нужно с распевок на развитие артикуляции, особенно в младших классах это создает хорошее настроение у детей. Распевки скороговорки увеличиваются в темпе, это активизирует более точное произношение звуков.
Разогреваем голосовой аппарат с распевки:
Нет богатства, нет добра
Два бобренка у бобра
Лучше всякого добра» - на развитие буквы Р, она должна произноситься как двойная РР
Еще распевка:
У быка бела губа была тупа» - на твердое развитие глухой и звонкой П и Б
Или:
Мила мыло не любила
Мила мыло уронила» на твердое произнесение буквы Л
Основная часть урока
В репертуаре Лобуковой Лилили (2 год обучения) уже достаточно произведений классического жанра- это «Зимний вечер» муз. Алябьева, «Ходит ветер у ворот» муз. М.Глинки, русская народная песня «Родина». «Вдоль по улице метелица метет» муз. Варламова и тд.
Эти произведения вошли в копилку отечественного золотого фонда, исполняются известными вокалистами-С. Лемешевым, Д.Хворостовским, Н. Обуховой.
Яркий пример исполнения этих партий приучает обучающегося к правильному эстетическому вкусу, любви к вокальному искусству.
Разберем первое произведение «Зимний вечер».
Прекрасные стихи А.Пушкина создают яркую поэтическую картину зимнего пейзажа и ждущую поэта няню – его любимую и преданную Арину Родионовну, которой он посвятил это стихотворение.
Музыка Александра Алябьева дополняет динамику стихов, создает движение в виде «завывания бури». Смешанные чувства любви и печали, радости и потери – все это надо выразить эмоционально. Цезуры здесь играют большое значение для художественной выразительности. Перед концертмейстером ставиться задача гибко следовать за исполнением цезур вместе с вокалистом. Чувствовать где вокалист возьмет глубокое или короткое дыхание. Помогать вокалисту динамически выстроить произведение, фразировку и другие средства выразительности.
В русской народной песне «Родина» перед вокалистом и концертмейстером ставятся более сложные задачи. Насыщенная фактура аккомпанемента, перемена темпа при переходе на припев, агогические и темповые изменения, ферматы- все это составляет умелое воспроизведение материала вместе с вокалистом. Произведение достаточно сложное и нужно очень хорошо чувствовать певца, давать возможность брать дыхание и умело, «идти вместе» а не «вести за собой» вокалиста. Мы подобрали удобную тональность –До –минор и я в программе «muskor» пере транспонировала и записала ноты:
РОДИНА
Познакомимся еще с одним произведением : «Вдоль по улице метелица метет» муз. А.Варламова
В этом произведении тоже достаточно сложная партия аккомпаниатора.
Насыщенная фактура аккомпанемент постоянно варьируется. Наличие цезур, большой диапазон вокальной партии - все это требует как от вокалиста, так и от концертмейстера определенных усилий.
Заключение:
Говорят, что нет предела совершенству, и все же мы стремимся к совершенству. Особенно в вокальном исполнительстве результата приходиться добиваться постепенно, с каждым шагом исполнять то или иное произведение все более правильно. Для этого концертмейстеру необходимо иметь такие качества, как: