Автор: Бельчева Татьяна Александровна Завьялова Галина Александровна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Данная методическая работа посвящена теме практического применения в школах искусств национально-регионального компонента, как одно из условий учебно- воспитательного процесса в классе фортепиано, и представляет собой обобщение опыта работы преподавателей ДШИ.
Аннотация
Данная методическая работа посвящена теме практического применения в школах искусств национально-регионального компонента, как одно из условий учебно- воспитательного процесса в классе фортепиано, и представляет собой обобщение опыта работы преподавателей ДШИ.
Структура работы содержит теоретическую часть и дополняется приложениями в виде: учебной программы В.ОО. УП.04. «Музицирование. Региональный компонент» (ДПОП «Фортепиано», срок обучения 8 лет), рекомендаций нотного материала с их краткой аннотацией и видео музыкальных произведений.
Работа может оказать методическую помощь преподавателям ДШИ во всех направлениях - подготовка к занятиям в классе фортепиано, выбор репертуара, реализация творческих проектов на основе музыки национально-регионального компонента, создание новых творческих коллективов.
Содержание:
1. |
Введение |
4 |
2. |
Основная часть. «Опыт применения национально-регионального компонента в классе фортепиано. На примере музыки композиторов Удмуртии». |
7 |
2.1.Роль национально-регионального компонента в учебном процессе 2.2. Исполнение национальной музыки в реализации ОП- необходимое условие всестороннего развития учащихся. Программа по учебному предмету «Музицирование. Региональный компонент» 2.3. О репертуаре в классе фортепиано 2.4. Творческие мероприятия (проекты, конкурсы, концерты)
|
7 |
|
8
11 |
||
13 |
||
3. |
Заключение |
15 |
4. |
Список используемых источников |
16 |
5. |
Приложения |
|
|
Приложение 1- ОП |
|
|
Приложение 2- нотный материал |
|
Приложение 3- видео материал
Приложение4- копии дипломов
1.Введение
Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществиться рост духовной
культуры всего общества
Д.С. Лихачёв.
Удмуртия- один из многонациональных регионов, на территории которого проживают люди, говорящие на различных языках,
исповедующие разные религии, придерживающиеся определенных
обычаев. Культура Удмуртии - уникальная, самобытная, имеет вековые традиции. Введение национально-регионального компонента в учебном дополнительного образования процессе является важной задачей и осуществляется в условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его культурной , музыкальной жизни. Оно предполагает знакомство и изучение фортепианной музыки композиторов народов, проживающих на территории региона (удмуртских, татарских, башкирских, марийских и др.) Знакомство учеников с фортепианной музыкой происходит на репертуаре различных форм, стилей и жанров национальных композиторов. Это могут быть как сольные, так и ансамблевые произведения.
Для сохранения уникальных традиций и знания современной национальной музыкальной культуры нами разработана программа учебного предмета "Музицирование. Региональный компонент». Данная программа направлена на совершенствование учащимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано на примере лучших произведений композиторов различных народов, изучение стилевых особенностей, традиций национальной музыки, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Процесс изучения фортепианной музыки различных национальностей позволяет целенаправленно развить у учащихся навык создания трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне, а также профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Актуальность данной методической работы заключается в том, что она акцентирует внимание преподавателей на важность применения музыки композиторов Удмуртии в образовательной деятельности в различных её проявлениях.
Новизна данной работы заключается в презентации учебной программы В.ОО. УП.04. «Музицирование. Региональный компонент» ( ДПОП «Фортепиано»,срок обучения 8 лет) и предлагаемом скомплектованном нотном материале из произведений Удмуртских композиторов и их кратким анализом?, методическими рекомендациями, видео материалами, что окажет помощь коллегам в выборе репертуара для практического применения.
Степень освещенности данной темы широка и разнообразна.А для ДШИ?? Она обсуждаема в учебно-методической литературе, преподавателями учебных заведений и концертирующими музыкантами .
Цель: представить опыт нашей многолетней работы, обобщить методические рекомендации в вопросах применения национально- регионального компонента в классе фортепиано, поделиться творческими наработками и размышлениями о целесообразности применения.
Задачи: особенности музыки удм
1. Раскрыть значение использования музыки Удмуртских композиторов.
2.Показать специфические моменты использования.
3. Охарактеризовать репертуар.
4. Описание личного опыта работы.
Направление - методический анализ многолетнего опыта работы преподавателей класса фортепиано ДШИ над педагогическим репертуаром произведений композиторов Удмуртии и их применения в концертно-конкурсной деятельности, решение пианистических и воспитательных проблем.
Ожидаемые результаты – повышение профессионального уровня, оказание методической помощи преподавателям школ искусств, достижение оптимального уровня результатов обучения в целом.
Перспективы и возможность дальнейшего распространения разработки в других образовательных учреждениях, помощь в выборе репертуара, создание новых концертирующих творческих коллективов.
2. |
Основная часть. «Опыт применения национально-регионального компонента в классе фортепиано. На примере музыки композиторов Удмуртии».
|
Россия- государство многонациональное. В каждом регионе исторически
сложились свои национально- этнические особенности - язык, обычаи, быт,
искусство.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечал: «Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно…, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
Перемены, происходящие в нашей стране в последние годы, обусловили
небывалый подъем национального самосознания, стремление к
этнокультурному возрождению, пробудился интерес к национальной
культуре, истории и обычаям «малой Родины», родного края. Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.
Проблема музыкального воспитания детей на материале народного искусства является далеко не новой. Еще в XIX веке великие русские музыканты, закладывая фундамент профессионального музыкального образования в России, ясно понимали громадную роль неиссякаемого народного источника, питающего нескончаемым разнообразием образов, идей, музыкальных тем, творчество многих поколений композиторов и исполнителей.
На настоящий момент использование в образовательном процессе
традиционных программ и методик, без учета региональных
социокультурных особенностей, приводит к разрыву между образованием и
воспитанием. Более того, недооценка значимости традиционной культуры
чревата утратой преемственности - главного условия ее существования.
Введение национально-регионального компонента в процесс обучения
через различные предметные дисциплины поможет педагогам шире
использовать музыкальное, художественное наследие своего региона, что,
несомненно будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю,
нравственности, эстетического самосознания.
Обновляя хрестоматийный исполнительский репертуар учащихся, наряду с классическими произведениями для фортепиано в учебные программы целесообразно вводить музыкальный фольклор, произведения удмуртских композиторов. При изучении регионального музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи, структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях удмуртских композиторов.
Доступная своим гармоническим содержанием народная музыка помогает развитию музыкальной памяти, внутреннего слуха, формированию творческих навыков. Накопление у детей новых музыкальных впечатлений и образов стимулирует творческое воображение, образное восприятие в приобщении детей к народному искусству, ключевым моментом должно стать не теоретическое, пассивное знакомство с музыкально-поэтическим фольклором, а непосредственное участие ребят в творческом процессе.
Удмуртская традиционная культура богата и разнообразна. Профессиональная музыка начала формироваться в 30-е годы XX века, в условиях полиэтнического региона, в котором соседствовали культуры финно-угорских, тюркских и славянских народов. Ее богатство составляет песенное, танцевальное, инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого является важнейшей задачей современного художественно- эстетического образования, формирующим гражданскую позицию учащихся, национальное самосознание, патриотизм.
2.2. Исполнение национальной музыки в реализации ОП - необходимое условие всестороннего развития учащихся.
«Долг истинно передового музыканта наших дней – сберечь и приумножить в
художественном творчестве характерные черты своей нации, сохранить его
дух, его специфический колорит» (В. Свиридов)
Жители Удмуртии с гордостью говорят: у нас родился П.И.Чайковский, и почему-то совсем забывают, что, кроме великого композитора, который у нас, кстати, жил всего до 8 лет и больше никогда здесь не появлялся, в Удмуртии живут и пишут замечательную музыку наши местные композиторы. Интерес к профессиональной национальной музыке в педагогическом репертуаре всегда востребован. Педагогический репертуар с использованием национальной музыки дает свои результаты для всестороннего развития юного музыканта- пианиста. Идея систематизировать изучения музыки композиторов Удмуртии привела нас к разработке программы и её реализации в вариативной части ДПОП «Фортепиано». Программа учебного предмета «Музицирование. Региональный компонент» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Введение национально-регионального компонента и реализация в вариативной части ДПОП «Фортепиано» является важной задачей и осуществляется в условиях воспитания интереса к историческому прошлому родного края.
Представленная программа предполагает знакомство и изучение фортепианной музыки композиторов народов, проживающих на территории региона (удмуртских, татарских, башкирских, марийских и др.). Срок реализации программы с 1 по 8 класс (с учетом первоначального опыта, полученного по специальности и других учебных дисциплин предметной области «Музыкальное исполнительство».
Учебный предмет "Музицирование. Региональный компонент» направлен на совершенствование учащимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано на примере лучших произведений композиторов различных народов, изучение стилевых особенностей, традиций национальной музыки, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Знакомство учеников с фортепианной музыкой регионального компонента происходит на базе репертуара произведений различных форм, стилей и жанров национальных композиторов. Это могут быть как сольные, так и ансамблевые произведения. Так же как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа учебного предмета "Музицирование. Региональный компонент» опирается на академический репертуар.
Процесс изучения фортепианной музыки различных национальностей позволяет целенаправленно развить у учащихся навык создания трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне, а также профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Представленная нами программа направлена на развитие музыкально-творческих способностей учащихся на примере лучших произведений композиторов Удмуртии, знакомство со стилевыми особенностями, репертуаром и традициями национальной музыки на основе приобретенных им знаний, умений и навыков с учетом первоначального опыта, полученного в предметной области «Музыкальное исполнительство».
В ходе реализации учебной программы решаются следующие педагогические задачи:
- развитие интереса к национальной музыке и музыкальному творчеству;
-овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение - как сольно, так и в ансамбле;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для сольного и ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с репертуаром региональных композиторов;
Программа по учебному предмету В.00.УП.04. «Музицирование. Региональный компонент» имеет внешнюю рецензию и рекомендована для реализации в учебном процессе в Детских школах искусств.
Более подробно можно ознакомиться с данной программой в приложении №1.
2.3. О репертуаре в классе фортепиано
Региональный компонент музыкальной культуры в дополнительном образовании на территории Удмуртской Республики представляет собой изучение произведений композиторов Удмуртии, Татарстана, Башкирии и других национальностей. Но именно музыка композиторов Удмуртии нам понятна и близка по духу, кроме того её изучению способствует наличие обширного педагогического нотного материала, проведение различных конкурсов с обязательным исполнением произведений удмуртских композиторов.
Репертуар фортепианной музыки для учащихся ДШИ состоит из произведений композиторов -классиков удмуртской музыкальной культуры: Г. Корепанов- Камский, Ю. Болденков, Ю. Толкач, Г.Корепанов, А. Корепанов, С. Черезов, Н. Шабалин и другие. Оригинальный творческий почерк каждого автора основывается на глубокой национальной почвенности музыкального языка и демонстрирует специфический комплекс выразительных средств. Сборники фортепианных пьес композиторов Удмуртии , адресованные детской аудитории, содержат произведения различных стилевых направлений, тематики, образного содержания, форм и жанров. Среди произведений есть песни , танцы, бытовые зарисовки, миниатюры, программная музыка, переложения из опер и балетов, ансамблевое творчество. Удмуртская фортепианная музыка для детей представлена и переложениями народных песен.
В фортепианной музыке композиторов Удмуртии специфичные для национального колорита средства, органично синтезируются с использованием художественно-технических композиторских ресурсов русской и западноевропейской музыки в области интонационной разработки и структурирования музыкального материала произведений.
В педагогической практике мы чаще используем фортепианные сочинения отца и сына Германа Афанасьевича и Александра Германовича Корепановых и переложения популярных удмуртских песенных мелодий.
Творчество Г. Корепанова традиционно: привычные жанровые структуры, почти классическая четкость форм, песенность и певучесть мелодии.
Замечательным учебным пособием является сборник «Детские пьесы композиторов Удмуртии для фортепиано»,в который вошли произведения композиторов классиков Удмуртии, таких как Г. Корепанов, Г. Корепанов- Камский, Ю. Болденков, Ю. Толкач, А. Корепанов. С. Черезов, Н. Шабалин. Данные пособия содержат популярные, хрестоматийные произведения для учащихся ДШИ, которые на протяжении многих лет мы успешно используем в педагогической практике. Для самых маленьких, начинающих музыкантов используем сборник, который называется « Альбом первоклассника». Он привлекает своим техническим удобством и ярким образным содержанием, запоминающимися названиями (Танцующий слон, Деловитый ёжик, Бездомная собака под дождём, Комары одолели, Бобры строят плотину). Программные произведения невелики по объёму, но интересны при разучивании с детьми. Александр Корепанов стремился выявить наиболее важные моменты начального музыкального и пианистического воспитания детей и предложил один из возможных путей решения возникающих в этом периоде проблем. Весь подбор нотных примеров и их систематизация являются отражением как общих педагогических принципов и методических приемов, так и собственного многолетнего опыта работы.
Особой популярностью у нас пользуются сборники фортепианных ансамблей: Г. Корепанов «Ивушка» , А. Корепанов «Грустный вальс» и «Догонялки». Произведения этих сборников предоставляют возможность выбора педагогом достаточного количества пьес для приобретения и закрепления знаний и навыков на разных ступенях развития ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Музыкальное наследие народа нашего края ярко представлено в сборнике «Поп-фолк». Автор этого сборника-Сеняшина Л. В. В данном сборнике представлены переложения популярных удмуртских песенных мелодий для фортепиано в 4 руки. Учебное пособие предназначено для учащихся средних классов ДШИ, как дополнительный учебный материал. Благодаря технической простоте, юные музыканты с удовольствием открывают для себя звучание удмуртского музыкального фольклора. Наиболее популярны и часто исполняемые пьесы из этого сборника: «Ялыке», «Киньёс», «Лымы тодьы». Многие мелодии поистине уникальны. Как важно, что в раннем возрасте дети впитывают интонации родной земли.
На занятиях в классе фортепиано дети знакомятся с высокохудожественными образцами профессионального творчества удмуртских композиторов получают доступные для своего возраста знания о национальном музыкальном искусстве - стилях, жанрах, формах, специфичности арсенала средств художественного высказывания
2.4 Творческие мероприятия
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества
Д.С. Лихачёв.
В настоящее время в системе художественного образования
республики наблюдается значительный интерес к изучению народной
музыки, этнографии детства, национальной культуры и быта.
Историческое прошлое, культурное наследие нашей Республики актуально, востребовано и является одним из направлений художественно- эстетического воспитания-это искусство театра,живопись, литература, хореография, вокальное и инструментальное творчество.
Вовлечение учащихся в активное творчество, создание таких условий, чтобы каждый ребенок имел возможность стать непосредственным творцом - исполнителем открывает путь к истинному пониманию сущности народного творчества, наиболее полному проявлению личностных качеств каждого ученика, развитию подлинного интереса к народной музыкальной культуре, к эстетическому вкусу, народному искусству в целом.
В Удмуртии проводятся конкурсы юных пианистов, композиторов, художников, которые способствуют выявлению талантливых молодых музыкантов и художников, их поддержке и развитию. Регулярное проведение конкурсов на Родине Чайковского стало ярким и традиционным событием в художественном образовании не только в культурной жизни республики. но и всего Приволжского региона. Традиционными для пианистов стали конкурсы , обязательным условием которых является исполнение произведений Удмуртских композиторов. Цель этих конкурсов -приобщение молодого поколения к национальной профессиональной музыке, а так же к сокровищам мировой музыкальной культуры. На протяжении многих лет они популярны, любимы детьми и педагогами.
Всероссийский фестиваль- конкурс юных исполнителей классической музыки
.« Воткинск- родина П. И. Чайковского» впервые состоялся в городе Воткинске в 1993 году, а с 2015 года он получил статус Всероссийского.
Всероссийский конкурс фортепианного ансамбля им. А. Корепанова весьма важен для нашего региона. Он имеет не только профессиональное и социально- культурное значение, но и сохраняет и развивает национальные традиции, объединяет юные таланты, демонстрирует отличный творческий потенциал начинающих музыкантов. Целью конкурса фортепианных ансамблей является не только пропаганда творческого наследия отца и сына Корепановых , а также и популяризация коллективного творчества пианистов.
Существует ряд других конкурсов :Межрегиональный фестиваль-конкурс музыкального исполнительства « Виртуозы Прикамья», Республиканский конкурс для учащихся младших классов инструментальных отделений ДШИ «Наследники», в которых приветствуется исполнение произведений Региональных композиторов.
Наличие в репертуаре музыки композиторов Удмуртии, позволяет нашим ученикам принимать участие в подобных творческих мероприятиях. На протяжении многих лет наши пианисты достойно представляют фортепианное отделение «Камбарской ДШИ» на серьёзных конкурсах Всероссийского статуса и становятся обладателями дипломов Лауреатов различных степеней. (приложения №№3,4).
Полезно и значимо для педагогов и учащихся участие в районных и школьных творческих проектах, посвященных удмуртской музыке. Ежегодно проходят концерты, посвящённые Дню Государственности УР в нашей школе, непременными участниками которых становятся наши пианисты. Ребята исполняют как сольные , так и ансамблевые произведения.
Пианисты приобретают исполнительский опыт , способствующий разностороннему формированию духовной культуры ребенка, усвоению детьми знаний о связях народной и профессиональной музыки.
Обладая навыками исполнения музыки композиторов Удмуртии наши ребята востребованы в различных мероприятиях и имеют возможность более полной творческой самореализации , реализуя при этом различные компетенции: воспитательные, развивающие, исполнительские, технические и коммуникативные.
3.Заключение:
Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, изучение национальной музыки является непременным условием воспитания детей в современных условиях. Занимаясь с ребятами мы отмечаем, что на протяжении последних лет, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения и общества в целом, теряет свою актуальность и значимость. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр у детей искажены представления о таких качествах, как -доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
Наш опыт применения национально-регионального компонента в классе фортепиано показывает,что приобретаемый музыкально-исполнительский опыт общения учащихся с национальной фортепианной музыкой, музыкой композиторов Удмуртии способствует разностороннему формированию духовной культуры ребенка, усвоению детьми знаний о связях народной и профессиональной музыки. На протяжении многих лет, включая в педагогический учебный репертуар различных классов произведения Удмуртских композиторов , привело преподавателей к необходимости составления программы учебного предмета «Музицирование. Региональный компонент.» и систематизации этого материала. Использование в образовательном процессе традиционных программ и методик, без учета региональных социокультурных особенностей, приводит к разрыву между образованием и воспитанием.
Оригинальный творческий почерк каждого автора основывается на глубоком знании особенностей национального музыкального языка и демонстрирует специфический комплекс выразительных средств. В фортепианной музыке композиторов Удмуртии, характерные для национального колорита средства органично синтезируются с использованием художественно-технических средств русской и западноевропейской музыки .
Изучение произведений инструментальной удмуртской музыки помогает всестороннему пианистическому развитию, на протяжении всего обучения в школе.
Использование музыкального и художественного наследия своего региона
несомненно будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю,
нравственности и знания истории своей малой Родины.
4. Список используемых источник
1. А.Н.Голубкова, Р. А.Чуракова «Музыкальная культура Удмуртии» Ижевск 2004 г
2.А.Н.Голубкова , А.Г.Корепанов «Творческий путь удмуртского композитора Г.Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века». Ижевск 2008г.
3. «Музыкальная культура Советской Удмуртии», Ижевск 1978г.
4. Информационные сборники с конкурсов.
5. Интернет ресурсы