Автор: Галеева Альфия Шавкатовна
Предмет: Музыка
Класс: Дети
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Познавательная игра-викторина по экологии для детей средне группы
Игра - викторина "Этот жужжащий, ползающий и летающий мир" для
детей средней группы
Участники входят в зал, рассаживаются (под фонограмму «Звуки природы»).
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем зале! Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их песенкой «Здравствуйте».
Песенка-приветствие «Здравствуйте».
Ведущий: Ребята, сегодня мы поговорим о насекомых, о самых маленьких обитателях нашей планеты (нашей земли). Насекомые являются настоящими друзьями природы. Они летают, ползают на земле, под землей, на воде, под водой, в общем, они обитают везде-везде.
Появляется Бабочка путешественница.
Бабочка: Здравствуйте ребята! Меня вы узнали? Я Бабочка, очень люблю путешествовать. И я приглашаю вас со мной в путешествие поляну, где находится сундук. А что находится в этом сундуке, мы узнаем, когда дойдем до цветочной поляны. Чтобы дойти до поляны, надо пройти препятствия, а преодолеть препятствия нам помогут ваши знания. Дорогу к сундуку нам укажет моя карта.
Бабочка: Карта- карта – появись! (Слайд «карта»)
Ведущий: Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту и назовем препятствия, которые нам необходимо преодолеть (реки, лес, а затем и лесная поляна). Сейчас мы разделимся на 2 команды - «Пчелки» и «Муравьишки» и отправимся с Бабочкой в путешествие. В конце путешествия откроет сундук та команда, которая больше соберет жетончики за выполненные задания. За каждый правильный ответ «Пчелки» будут получать цветок, «Муравьишки» - земляничку.
За каждый правильный ответ жюри будет выдавать жетончики, а в жюри я предлагаю выбрать наших гостей.
Бабочка: Мое первое задание, которое называется «Отгадай мелодию». Уж очень я люблю музыку.
Ведущий: Внимательно слушаем музыку. Итак, отгадывает музыку команда «Пчелки» («Марш» М.Дунаевского, «Колыбельная» Г.Левидова)
А теперь команда «Муравьшки» («Полька» М.Глинки, «Вальс» Шуберта)
Ведущий: Молодцы ребята, угадали мелодии правильно, а теперь я приглашаю наших музыкантов великих оркестрантов.
Ансамбль исполняет « Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Ведущий: Теперь пора отправляемся в путешествие. Закройте глаза, сосчитайте до пяти. (Звучит музыка природы – слайд ) Открывайте глаза.
Ведущий: Мы с вами дошли до речки, которую можно преодолеть лишь, выполнив следующее задание. Задание называется «Вопрос - ответ»
Каждой команде я буду предлагать вопросы. На них нужно быстро ответить. Будьте внимательны!
Вопросы команде «Пчелки»:
- как называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
- как называется дом муравьев? (муравейник)
- ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
- кто носит свой дом на спине? (улитка)
- муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
Вопросы для команды «Муравьишки»:
- карась, щука, сом, окунь - это... (рыба)
- птица лечит деревья? (дятел)
- кто в лесу плетет паутину? ( паук)
- как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
- у какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки).
Ведущий: Молодцы ребята, с заданием справились. А теперь посмотрите на картинки. Назовите неправильную картинку и объясните, почему она лишняя? (Слайд)
Ведущий: Помните, ребята, что водоемы, речки, моря, океаны - это общий дом для всех рыб, насекомых, а также без воды не смогут жить животные, птицы, растения, деревья, люди и все живое на нашей планете Земля.
Бабочка: Вот мы и прошли речку, теперь отправляемся дальше в путешествие.
Ведущий: Объявляется музыкальная пауза.
Танец «Божья коровка»
Ведущий: Вот мы и пришли в лес. Лес – общий дом для всех животных, птиц и насекомых.
Бабочка: Ребята, чтобы пройти лес нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу. Каждая команда будет называть одно правило, и за правильный ответ получит жетончик. (Слайд)
Бабочка: Вот мы и прошли лес, а теперь отправляемся дальше в путешествие.
Ведущий: Музыкальная пауза.
Музыкально-ритмический танец «Кузнечик».
Бабочка с ребятами рассматривают карту и уточняют маршрут движения.
Ведущий: Скоро мы дойдем до лесной поляны, но на земле очень много лесных полян, особенно в наших краях. Я предлагаю вам задание, украсить эти две маленькие полянки цветочками. У кого получится самая красивая и кто быстрее справится – та команда получит жетончик.
Игра «Кто быстрее»
Ведущий: Молодцы ребята. Все команды справились хорошо с этим заданием. А сейчас мы с вами немного отдохнем на нашей маленькой цветочной поляне, подготовимся к следующему заданию. (Звучит спокойная музыка).
Наши алые цветки,
Наши алые цветки.
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачиваем руками влево - вправо).
Наши алые цветки –
Закрывают лепестки
(Присели, спрятались)
Головой качают,
(Движения головой влево - вправо)
Тихо засыпают. (Дети садятся на места)
Ведущий: Вот мы и дошли до лесной поляны. А вы знаете, что на лесных полянах всегда свежий и чистый воздух. Запомните, ребята, что воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.
Бабочка: Ребята, какие вы все молодцы. Преодолели все препятствия, и дошли до лесной поляны. Но у нас осталось еще одно задание – это ваши стихи.
Дети читают стихи.
Когда в душистом сосняке, Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг – Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук, Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк, Пьёт хоботком душистый сок, И собирает мёд пчела. Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь!
Насекомые
Мы - помощники природы, И хорошие друзья. На земле без насекомых, Обойтись никак нельзя!
Мы - природы санитары, Служим ей и день и ночь. Дереву, цветам и травам Рады мы всегда помочь.
Берегите, не давите, Если встретите в лесу! Насекомые природе - Много пользы принесут!
В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа – мать им жизнь дала, У них у всех свои дела!
Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди! Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой.
Ведущий: Ребята, о ком мы сегодня говорили? (О насекомых)
- Какую пользу принсят насекомые? (Уничтожают вредителей – насекомых, собирают мед).
- Как должны люди относиться к ним? (Мы не должны их обижать).
- Потрудились вы на славу! Спасибо за хорошую работу.
Бабочка: А вот и сундук!
Ведущий: Какая команда откроет сундук мы узнаем, когда жюри подведет итог: у какой команды больше жетончиков. Пока жюри считает Мы споем песню. Песня “Мои друзья”.
Подсчитываются жетончики и команда победитель открывает сундук. В
сундуке лежит глобус.
Воспитатель: Ребята, что это? Верно, глобус. Глобус - это модель земли в виде шара, на которой живут и насекомые, и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом.
«Дерево, животное, цветок, насекомое и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем, как они».