Музыка в современном мире


Автор: Лавренкина Рената Евгеньевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Музыка в современном мире

Краткое описание работы: Доклад показывает место музыки и музыкального обучения в современном мире. Раскрывает необходимость музыкального обучения для всех детей, основываясь на научных исследованиях ведущих умов в области музыки и искусства.

        Во второй половине XX века наряду с гигантскими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления. В XXI веке, в веке цифровых и информационных технологий ситуация обострилась ещё больше. При стремительно увеличивающихся объёмах информации, человеческая память и скорость мышления остаются неизменными из поколения в поколение. Именно поэтому в современной педагогике так сильно стремление к раннему развитию детей. Однако, современное поколение детей поддаётся очень быстрой и лёгкой зависимости от мобильных телефонов, планшетов, компьютеров; дети могут часами зависать в Интернете, компьютерных играх. Постепенно утрачивается интерес к творческому самовыражению.    

       И сегодня, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма ставит под угрозу будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку.

       Так, высказывают свои потрясающие идеи, пишут статьи, буквально «кричат» всему российскому обществу о необходимости и полезности музыкального образования для всех детей России советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, доктор биологических и филологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская; проректор по творческой и инновационной работе Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор и психолог Дина Константиновна Кирнарская; кандидат педагогических наук Алиса Анатольевна Самбурская.

       Всё чаще приходится слышать от родителей довольно обидный вопрос, невольно повторяют который и их собственные дети: «Да, зачем нам нужна Ваша музыка? Кому она, вообще, нужна?» Возражая родителям, приходиться рассказывать и об исторических традициях музыкальной культуры, как России, так и всего мира; и о том что музыка развивает эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость; развивает мозг, интеллект, слух, координацию, мелкую моторику, эрудицию; воспитывает внимание и концентрацию, артистизм; в конце концов, отвлекает ребёнка от плохих уличных компаний, а также от компьютеров и видео игр.

       Возвращаясь к прошлому, невольно задаешься вопросом: «Почему такое большое внимание в образовании дворянской молодёжи отдавали искусству?» Ведь можно было бы исключить, как предлагают сегодня, занятия искусствами и  усилить внимание к языкам и точным наукам?  Ведь и тогда благородные мужи видели продолжение своей карьеры от­нюдь не в оркестрах или на оперной сцене, но в армии и на государ­ствен­ной службе. К чему же тогда было терять время, бренча на фортепиано и напевая романсы, когда можно было зубрить спряжения немецких и фран­цуз­ских глаголов и решать математические задачи? И зачем уделять столь большое внимание искусству, когда в дальнейшей жизни и карьере оно не сыграет существенной роли? В самом деле, насколько известно из истории, система образования «с гуманитарно-эстетическим уклоном» отнюдь не помешала Галилео Галилею, Исааку Ньютону или Рене Декарту стать великими мыслителями, мате­ма­ти­ками и физиками. Михайло Ломоносов, постигший начала естественных наук отнюдь не в детском возрасте, никуда не опоздал. Но это редкие гении, ко­то­рые и тогда и теперь очень многое могут освоить самостоятельно. Так неуже­ли педагоги про­шлого все-таки заблуждались, и куда лучше было бы сразу обратить вни­ма­ние на «полезные» занятия, не тратя время попусту.

        Нетрудно дога­дать­ся, что совре­менная система образования ищет ответы на те же вопросы, только отве­ты эти, судя по всему, коренным образом отличаются от тех, что давали в прошлом.

       Так кто же прав: педагогика многих веков и тысячелетий, которая наста­ивала на необхо­димости гуманитарного и эстетического воспитания для всех, в особенности же для тех, кто станет элитой общества, или педагогика по­след­­него столетия, с необыкновенной легкостью бросившаяся в объятия точ­ного знания? Ответ, судя по всему, готова дать сегодняшняя экономика: осо­знав и увидев новое направление общественного развития, набрав­шее силу со второй половины ХХ века, современная педагогика вот-вот готова вернуться «на круги своя» и отказаться от технократического уклона, взятого ею в последние десятилетия.

       По этому поводу, нелишне вспомнить конгресс ЮНЕСКО ( Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) проходивший в Лиссабоне в 2006 году, где прозвучала мысль: «Искусство – не довесок и не поме­ха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования вся­кое иное образование неполно, поло­вин­чато и неэффективно».

       Обратившись к примеру передовых стран, идущих впе­реди всей планеты по конкуренто­спо­соб­ности, поклонники художест­венного образования сумели до­ка­зать, что успехи Финляндии, Япо­нии или Южной Кореи прямо связаны с доступом детей и подростков к ис­кусству, которое обеспечивает государство. Так, в той же Фин­лян­дии на про­тя­­жении многих лет налоги от шоу-бизнеса направляются на всеобщее музы­кальное образование, чтобы каждый мог нау­читься играть на музы­каль­ном инструменте без удара по семейному бюд­жету.

       Заслушав множество докладов, лиссабонский конг­ресс сделал вывод о том, что дальновидные государства нара­­щивают свой «че­­ло­­ве­ческий капи­тал», умножая и активизируя худо­жест­венное обра­зо­ва­ние и готовясь к наступ­лению века информации и креа­тив­ной индустрии; недальновидные государства, преследующие лишь сию­ми­нутные выгоды, уре­за­ют долю искусств в школьной программе, не заду­мываясь о послед­ствиях.

       Следующий конгресс ЮНЕСКО в Сеуле, посвя­щенный искусству и об­ра­зованию и прошедший в 2010 году, лишь усилил наметившуюся тенден­цию «реабилитации» ис­кус­­ства и его внедрения во всеобщую образова­тель­ную практику. Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Берн­стайны представили резуль­таты своего исследования, где они пытались уви­деть составляющие успеха Нобелевских лауреатов в науке, литературе и поли­тике за последние сто лет. Что же объединило этих столь разных людей, признанных в столь различных облас­тях деятельности? Нетрудно догадаться, что это было полученное в дет­ские годы художественное образование и любительские занятия искус­ством на протяжении всей жизни. Все властители дум, признанные Нобелевским ко­ми­­тетом, были страстными и последовательными любителями ис­кусств, причем не только в роли слуша­телей и зрителей, но и в роли творцов. При­чем, музыкантов среди них ока­залось непропорционально много во главе со скрипачом-любителем Альбер­том Эйнштейном. Черновой вывод из приве­ден­ных авторами доклада данных напрашивается сам собой и совпадает с опы­том стран-лидеров: «Художест­венное образование вообще, и музы­каль­ное в частности, является сильней­шим катализатором и стиму­лятором умст­вен­ной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, политике или литера­туре».

       Значит, сам собой напрашивается вывод, что учиться музыке стоит всем не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии».

       Заглянув в прошлое, можно увидеть, что в отличие от музыки, все виды искусств нуждаются в дополни­тель­ном подспорье в виде инструментов и материальных объектов. Одна лишь музыка кроме нашего собственного голоса ни в чем не нуждается; и танцы, что сопровождали древнейшие песнопения, тоже не нуж­дались ни в чем, кроме наших собственных движений. Поэтому пока другие виды искусств лишь собирались явиться на свет, музыка уже сущест­вовала, удовлетворяя потребности древнего человека в общении с богами и дру­гими людьми. Так вместе с музыкой, в теснейшем союзе с нею форми­ровался наш мозг, и росли наши творческие силы. Музыка – своего рода начало начал человеческой цивилизации, древнейшая колыбель культуры, и общаясь с нею, мы припадаем к своим истокам и питаемся ими. Вот почему музыка обладает такой огромной силой воздействия на душу и ум человека, формируя его интеллект, эмоциональный мир и творческие способности.

       Так искусствовед, музыкант, писатель Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации с речью о роли культуры в жизни человека. Памятна его фраза о том, что человечество помнит и ценит все великие цивилизации именно по оставленному культурному наследию, а не по количеству «съеденных пирожков».

       Всякому педагогу, вероятно, полезно будет время от времени вспоминать эту закономерность и опираться на нее: то, чем человечество овладело раньше, раньше должен овладеть и ученик; более позд­ние навыки, явившиеся позднее на историческом пути развития циви­ли­за­ции,  должны позднее осваиваться учащимися. Возможны ли тогда сомне­ния по поводу того, чем должны раньше заниматься младшие школь­ни­ки – наукой или искусством? Конечно, искусством, и в частности, музыкой, поскольку искусство старше науки, и музыка старше других ис­кусств, в силу чего и растущему мозгу удобнее и естественнее начинать путь своего интен­сив­ного развития, отталкиваясь от исходной точки, от корней, от на­чала начал, нежели сразу пытаться овладеть основами научного мышления, хотя бы в виде арифметики и родного языка. Если интеллектуальные навыки бу­дут преподноситься маленькому человеку одновре­менно с художест­венными и музыкальными, то учеба пойдет легче, и растущий ум будет раз­ви­ваться с меньшим напряжением.

       А теперь немного о том, что же там происходит в нашем уме, или точнее сказать в мозгу, во время занятий музыкой и оказывает ли музыка вообще какое-то влияние на человеческий мозг?

       У нас в мозгу примерно 100 миллиардов нейронов. Каждая из этих клеток может иметь до 10 тысяч связей с другими частями мозга. Получается как минимум квадриллион. Это запредельное число, сложнейшая нейронная сеть. Всё что вы видели, слышали, ели, нюхали, трогали, остается в мозгу. Даже если вы этого не помните. Поэтому очень важно, что человек читает, что слушает. Если вы съели какую-нибудь «дрянь», то есть лекарства, с помощью которых можно ее из организма выкинуть. А вот из мозга ничего не выкинуть. Вы либо можете сделать вид, что забыли, либо психика это далеко упрячет, либо сработают какие-то механизмы, с помощью которых вы просто не сможете туда добраться. Но оно там всё-таки будет лежать. Поэтому нельзя в мозг пускать никакую «дрянь».

       Что в голове у музыканта? Представьте, что должно происходить, если человек играет на клавишных инструментах двумя руками. Одна рука делает одну работу, вторая рука делает другую работу, и это страшное напряжение на мозг, потому что он должен держать не только мелкую моторику, с огромной скоростью иногда, но должен вести две линии совершенно отдельно. У людей, играющих на скрипке, часть мозга, которая ведает моторикой руки со смычком, в два раза больше, чем та, которая  держит скрипку. То есть это физическое воздействие.  

       Музыка вызывает мозговую активность, изменяющую серое вещество, которым мы думаем; толщину коры, организацию нервных путей в этой коре. Это сложная когнитивная деятельность, сложная мыслительная деятельность, это не развлечение, это не отдых.

       Профессор Черниговская  Т.В. уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке. Потому что это очень тонкая, изысканная настройка нейронной сети. Совершенно не важно, будет ли ребенок потом играть, получится ли из него музыкант, тем более очень хороший музыкант, не об этом разговор, а о том, что его приучают обращать внимание на мелочи. Вот этот звук — не такой, как этот, этот выше, этот ниже, этот короче, этот длиннее. Это очень тонкая настройка, которая сыграет тогда, когда ребенок начнет, например, читать и писать.

       Музыка — это подготовка к дальнейшей тяжелой когнитивной работе, а в некотором смысле, это инвестиция в свою собственную старость. Доказано, что люди, которые говорят больше, чем на одном языке, и люди, которые занимаются музыкой, могут на несколько лет отодвинуть своего потенциального Альцгеймера. Если нейронная сеть тренированная, особенно с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью.

       Если назвать общую формулу, то если вы хотите держать мозг в пристойном состоянии, он должен тяжело работать. Обучение и мозговая работа меняет мозг физически. Качество нейронов и их объем становится другим.

       Во второй половине ХХ века психологическая наука открыла фунда­мен­тальную закономерность: все открытия и достижения человечества, равно как и повседневная умственная деятельность требуют согласной работы двух мозговых полушарий – левого и правого. Правое полушарие заключает в себе наши творческие импульсы: фантазию, воображение и образные пред­став­ления, в том числе и пространственные. Оно более интуитивно, эмоцио­наль­но и неподвластно логике. Левое же полушарие, напротив, более разумно, ра­ци­о­нально: если правому полушарию ближе синтез, то левому – анализ. Если правое полушарие мыслит нерасчлененно-целостно и спон­танно, то левое – последовательно и системно. Творческие порывы и смутные прозрения, зародившись в правом полушарии, получают свое разви­тие и оформляются в левом, дабы предстать в понятном для других людей виде. Ядро и связи, со­став­ляющие идею, рождаются в правом полушарии, однако воплощаются по­средством одного из известных нам языков – словес­ного, музы­кального или математического – в левом полушарии. Без согласованной работы и взаимо­понимания между полушариями человек и челове­чество ничего не могли бы создать и все замыслы остались бы невоплощенными.

       Природным мостом между двумя полушариями является так назы­ва­емое «мозолистое тело» мозга, или по-латыни, corpus callosum. Группа уче­ных под руководством Готфрида Шлауга пришла в ходе своих исследований к простому и вместе с тем ошелом­ля­ющему вы­воду, при­­­чем, открытие это относится к совсем недавнему времени, а имен­но к середине девяностых годов. Оказалось, что совсем недолгие занятия музы­кой, например, в течение года по часу в день, приводят к радикальным изме­нениям в структуре мозга: corpus callosum ребенка увеличивается на целых 25%. Гигантский скачок, огромное преимущество! Те из нас, чье «мозолистое тело» лучше выполняет свои функции передатчика информации между пра­вым и левым полушариями мозга, имеют значительное преимущество во вся­кой творческой деятельности, ибо связь между полуша­риями, укрепляясь и разрастаясь под воздействием музыки, необходима отнюдь не только в музыке и не только в искусстве. Творчество всеохватно: более эффективная работа мозга, связанная с согласованной работой обоих полушарий, дает лучшие воз­можности для выражения своих идей и творческих намерений во всем, к чему бы эти идеи и намерения ни относились. Если ребенок отдал музыке несколько лет, скажем, будучи младшим школьником, возможности его мозга неизмеримо возрастут. Это ли не аргумент в пользу всеобщего музы­кального образования!

       Чрезвычайно влиятельны и в музыке и в математике пространственные отношения. На них построена целая наука внутри математики – геометрия. Благодаря весомости пространственных отношений архитектуру в течение столетий привыкли называть «застывшей музыкой». И музыка и архитектура – суть форма, совокупность организованных частей и разделов, где значи­тельную роль играет всякого рода симметрия. Занимаясь музыкой, человек незаметно тренирует и развивает свое пространственное мышление; он по­сто­ян­но опирается на пространственные представления. Глядя на клавиатуру рояля и гриф струнных инструментов, организуя движения своих рук в соот­ношении с клавиатурой и грифом, нажимая клапаны духовых инст­ру­ментов и осваивая их расположение, двигая смычок по струнам – совершая все эти дей­ствия многократно и постоянно ребенок, ученик и вообще любой музы­кант независимо от уровня мастерства развивает свое пространственное мы­шле­ние. Более того, обучаясь нотной грамоте и пользуясь нотной за­писью, человек делает то же самое: вот его взгляд начинает движение с левого верхнего угла нотного разворота, доходит до конца листа и переносится в правый верхний угол затем, чтобы оказаться через некоторое время в правом нижнем углу. А в это время двигательный эквивалент нотного текста явля­ется на свет, давая жизнь звучанию: считывая пространственный образ, пред­ставленный точками, палочками и хвостиками на нотном стане, музы­кант обращает их в движения рук, рождающие звуковые образы. Даже дири­жер­ские жесты, побуждающие играть нотный текст определенным обра­зом, то­же суть пространственные узоры, обращаемые в звук. Как же активно долж­но раз­­ви­ваться пространственное мышление учащихся музыкантов, ес­ли оно за­дей­ствовано везде и всегда, чем бы они ни занимались, будь то игра соло или в ансамбле, игра по нотам или по слуху, черновое разучивание или кон­цертное исполнение.… И рядом с пространственным мышлением, исподволь и незаметно, развиваются математические способности, которые используют те же интеллектуальные ресурсы, сходные навыки, аналогичные мысли­тель­ные операции. При одном весьма приятном условии: чтобы развивать про­странственные представления, музы­канту не нужно решать задачи, мор­ща лоб и терзаясь от собственного бессилия. Он музицирует, творит, наслаж­да­ется искусством, пока его мозг совершает столь необходимую, цен­ную, но не обременительную работу.

       Рассуждая о творческих навыках, об умении воплощать свои идеи и выражать их;  думая о развитии математических способностей, для которых так важно интуитивное понимание пространственных и трансформационных зако­но­мерностей, нельзя не вспомнить о музыке, о музы­кальных занятиях, которые будут прекрасной опорой для растущего мозга, позволяя заложить фундамент как для будущего творчества, так и для освоения «царицы всех наук» математики.

       Музыканты мыслят полифонически, причем независимо от инстру­мента. Полифония, или многоголосие, многоканальность, охват нескольких источников, одновременное ведение нескольких независимых мыслей-линий, одновременный контроль за разнообразными событиями – все это в высшей степени свойственно музыкантам. Исполнители на струнных и духовых ин­стру­ментах, несмотря на одноголосную мелодию, которую слышит публи­ка, тем не менее мыслят полифонически: их левая и правая рука совершенно независимы. О пианистах и говорить не прихо­дится: в каждой руке у них может быть не один, а несколько голосов, и даже при исполнении гамм в унисон правая и левая рука двигаются по-раз­ному.

        Игра в оркестре тоже требует нешуточного умения делать несколько дел сразу: смотреть в ноты, успевая заглядывать вперед, играть, а также слу­шать соседей и пожирать глазами дирижера. Такой «сеанс одновременной иг­ры», пожалуй, мог бы поставить в затруднительное положение даже быва­лого шахматиста! Имея в виду, что сольная музыка составляет меньшую часть классического репертуара, а с учетом джаза и народной музыки и вовсе небольшую его часть, можно утверждать, что музыкант все время «играет в команде». Поэтому он вынужден соотносить свои намерения и результаты с намерениями и результатами товарищей, и, если вдруг понадобится придти на помощь, сделать это незамедлительно.

       Чтение нот с листа, или, проще говоря, исполнение незнакомой музыки без подготовки, также представляет собой один из сложнейших видов чело­ве­­ческой деятельности: при игре на фортепиано необходимо не только смот­реть в ноты «с запасом», то есть заглядывая вперед, но еще и соотносить дви­же­ния обеих рук друг с другом, а также – и это, пожалуй, главное – уметь охватить мысленным взором целое и «недоиграть», пропустить какую-то часть текста, не вступая при этом в противоречие с жанром и стилем испол­няемого сочинения. Весьма заурядный для всякого музыканта навык – чтение с листа – приучает учащихся к деятельности столь многосоставной и сложной, что вряд ли что-либо иное, с чем им придется встретиться в даль­нейшем, может сравниться с чтением нот с листа…

       Отрадно думать, что обу­чаясь музыке, человек приобретает привычку ду­мать одновременно о многих вещах, сопоставлять несколько разнонаправ­лен­ных линий, и анали­зи­ровать информацию, посту­­па­ющую из многих ис­точ­ников, к чему бы она ни относилась. Нет нужды доказывать, что эти цен­ные навыки приго­дятся от­нюдь не только в музицировании, но и во многих других ситу­ациях, далеких как от музыки, так и от искусства вообще.

        Конечно, кто-то скажет, что это все замечательно, но ведь на занятия музыкой необходимо столько времени столько усилий !!!

        Краткий ответ, освещающий истину: «Музыка вовсе не отнимает время, а напротив, сокращает усилия, необходимые для освоения многих земных дел, так как активизирует работу мозга и гармонизует все функции организма».

       «Музыка вовсе не требует больших усилий. Музицирование – это развлечение и радость». Каким образом? Здесь сравнение со спортом может быть очень красноречивым. Конечно, чтобы брать олимпийские высоты и бить мировые рекорды нужно чрезвычайно много и преданно тренироваться, жертвуя отдыхом, свободой и прочими увлечениями и радостями. Но такова ли обычная физкультура: зарядка по утрам, легкие пробежки трусцой, катание на лыжах по выходным или игра в футбол с дворовыми мальчишками? Ответ очевиден: лишь серьезный спорт требует самоотречения и даже предполагает риск, связанный с неизбежными травмами, в то время как физкультура лишь держит в тонусе и не дает раньше времени стать слабым и дряхлым. Музыка столь же красноречиво иллюстрирует эту закономерность: лишь серьезные и профессиональные музыкальные занятия предполагают невероятную преданность делу и отказ от кое-каких привилегий детства. Если же музыкальная карьера не планируется, то и тяжкие труды не стоят на повестке дня. Музицируйте, наслаждайтесь, развлекайтесь и отдыхайте! Ничего иного любительские занятия не предполагают. Ребенок занимается как хочет и сколько хочет, а вот чтобы он захотел, чтобы был увлечен и заинтересован… Что ж, это проблема вовсе не его и не его родителей, а преподавателей и учителей. Их энтузиазм и умение призваны зажечь в ребенке любовь к музыке.

       Может быть музыкальные занятия – это удел избранных? Для этого нужны особые дарования, которые есть не у всех? Как говорится, только для обладателей тонкого музыкального слуха!  Краткий ответ, освещающий истину: «Нет, не нужен хороший музыкальный слух для любительских занятий музыкой. Эти занятия воистину общедоступны и не требуют выдающихся способностей». Разве мы не видели, что у племен, до сих пор живущих родовым строем, музыкальные праздники охватывают буквально всех? Одни солируют, другие подпевают, третьи пританцовывают, но участвуют все. Некоторая музыкальность дана от природы всем, и лишь высший пилотаж в музыкальном искусстве предполагает большие способности: умение наигрывать несложные мелодии и подтягивать хору не требует хорошего слуха. Более того. Недавно наука выяснила, что помимо всем известного музыкального слуха, который проявляется в пении без фальши, есть и другой слух, который называют выразительным или интонационным. Этот выразительный слух более древний и связан с распознаванием эмоций и настроения, выраженных в музыке, примерно так же как слух речевой, раскрывающий нам настроение и намерения того, кто общается с нами. К тому же, слух развивается, и при постоянном соприкосновении с музыкой может придти в рабочее состояние, начав почти с нуля.

       В заключении хотелось бы еще раз повторить, что исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, её сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией, (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.

       Естественно не все люди на нашей планете гениальны.  И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

       Ребенка надо приучать к музыке даже если он не проявляет к этому особого рвения. Пусть ребенок не станет гением, и не будет собирать концертные залы, главное, что музыка сделает его мозг совершеннее. По словам все той же Т.В.Черниговской если мозг человека условно назвать мышцей, то как раз лучшей для нее гантелей будет музыка.

       Отдав ребенка «на музыку», все только выиграют: родителям не при­дется сомневаться в успешном будущем своих детей, какую бы дорогу они ни избрали, а педагоги-музыканты получат огромное число потенциальных любителей музыки, среди которых наверняка окажутся новые Гилельсы и Ой­страхи. Иного не дано, ибо закон больших чисел действует беспо­во­рот­но: чем больше учащихся-музыкантов выйдут на старт, тем с большей вероят­ностью среди них окажутся исключительные таланты, которые в дальнейшем станут гордостью России и продолжением ее славных традиций в музы­каль­ном искусстве.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ МОЗГА И ГАРАНТИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА!!!

 

Интернет-ресурсы:

  1. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности, Таланты – 21век, 2004 г.;
  2. econet.ru
  3. https://zmievka-dshi.nethouse.ru/
    1. https://klever-ok.ru/2017/02/16/mass_muzik/
    2.  https://rubmagic.ru/piling/dina-kirnarskaya-est-veskie-prichiny-uchit-detei-muzyke-i-eti-prichiny/
    3. https://www.mk-kuzbass.ru/culture/2019/11/13/muzykalnoe-obrazovanie-marker-uspeshnosti-cheloveka-i-gosudarstva.html
    4. http://music-mydream.com/important/articles/58-polza-regulyarnyh-zanyatij-muzykoi-s-detmi