Автор: Лавренкина Рената Евгеньевна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Краткое описание работы: Доклад показывает место музыки и музыкального обучения в современном мире. Раскрывает необходимость музыкального обучения для всех детей, основываясь на научных исследованиях ведущих умов в области музыки и искусства.
Во второй половине XX века наряду с гигантскими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления. В XXI веке, в веке цифровых и информационных технологий ситуация обострилась ещё больше. При стремительно увеличивающихся объёмах информации, человеческая память и скорость мышления остаются неизменными из поколения в поколение. Именно поэтому в современной педагогике так сильно стремление к раннему развитию детей. Однако, современное поколение детей поддаётся очень быстрой и лёгкой зависимости от мобильных телефонов, планшетов, компьютеров; дети могут часами зависать в Интернете, компьютерных играх. Постепенно утрачивается интерес к творческому самовыражению.
И сегодня, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма ставит под угрозу будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку.
Так, высказывают свои потрясающие идеи, пишут статьи, буквально «кричат» всему российскому обществу о необходимости и полезности музыкального образования для всех детей России советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, доктор биологических и филологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская; проректор по творческой и инновационной работе Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор и психолог Дина Константиновна Кирнарская; кандидат педагогических наук Алиса Анатольевна Самбурская.
Всё чаще приходится слышать от родителей довольно обидный вопрос, невольно повторяют который и их собственные дети: «Да, зачем нам нужна Ваша музыка? Кому она, вообще, нужна?» Возражая родителям, приходиться рассказывать и об исторических традициях музыкальной культуры, как России, так и всего мира; и о том что музыка развивает эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость; развивает мозг, интеллект, слух, координацию, мелкую моторику, эрудицию; воспитывает внимание и концентрацию, артистизм; в конце концов, отвлекает ребёнка от плохих уличных компаний, а также от компьютеров и видео игр.
Возвращаясь к прошлому, невольно задаешься вопросом: «Почему такое большое внимание в образовании дворянской молодёжи отдавали искусству?» Ведь можно было бы исключить, как предлагают сегодня, занятия искусствами и усилить внимание к языкам и точным наукам? Ведь и тогда благородные мужи видели продолжение своей карьеры отнюдь не в оркестрах или на оперной сцене, но в армии и на государственной службе. К чему же тогда было терять время, бренча на фортепиано и напевая романсы, когда можно было зубрить спряжения немецких и французских глаголов и решать математические задачи? И зачем уделять столь большое внимание искусству, когда в дальнейшей жизни и карьере оно не сыграет существенной роли? В самом деле, насколько известно из истории, система образования «с гуманитарно-эстетическим уклоном» отнюдь не помешала Галилео Галилею, Исааку Ньютону или Рене Декарту стать великими мыслителями, математиками и физиками. Михайло Ломоносов, постигший начала естественных наук отнюдь не в детском возрасте, никуда не опоздал. Но это редкие гении, которые и тогда и теперь очень многое могут освоить самостоятельно. Так неужели педагоги прошлого все-таки заблуждались, и куда лучше было бы сразу обратить внимание на «полезные» занятия, не тратя время попусту.
Нетрудно догадаться, что современная система образования ищет ответы на те же вопросы, только ответы эти, судя по всему, коренным образом отличаются от тех, что давали в прошлом.
Так кто же прав: педагогика многих веков и тысячелетий, которая настаивала на необходимости гуманитарного и эстетического воспитания для всех, в особенности же для тех, кто станет элитой общества, или педагогика последнего столетия, с необыкновенной легкостью бросившаяся в объятия точного знания? Ответ, судя по всему, готова дать сегодняшняя экономика: осознав и увидев новое направление общественного развития, набравшее силу со второй половины ХХ века, современная педагогика вот-вот готова вернуться «на круги своя» и отказаться от технократического уклона, взятого ею в последние десятилетия.
По этому поводу, нелишне вспомнить конгресс ЮНЕСКО ( Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) проходивший в Лиссабоне в 2006 году, где прозвучала мысль: «Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно».
Обратившись к примеру передовых стран, идущих впереди всей планеты по конкурентоспособности, поклонники художественного образования сумели доказать, что успехи Финляндии, Японии или Южной Кореи прямо связаны с доступом детей и подростков к искусству, которое обеспечивает государство. Так, в той же Финляндии на протяжении многих лет налоги от шоу-бизнеса направляются на всеобщее музыкальное образование, чтобы каждый мог научиться играть на музыкальном инструменте без удара по семейному бюджету.
Заслушав множество докладов, лиссабонский конгресс сделал вывод о том, что дальновидные государства наращивают свой «человеческий капитал», умножая и активизируя художественное образование и готовясь к наступлению века информации и креативной индустрии; недальновидные государства, преследующие лишь сиюминутные выгоды, урезают долю искусств в школьной программе, не задумываясь о последствиях.
Следующий конгресс ЮНЕСКО в Сеуле, посвященный искусству и образованию и прошедший в 2010 году, лишь усилил наметившуюся тенденцию «реабилитации» искусства и его внедрения во всеобщую образовательную практику. Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Бернстайны представили результаты своего исследования, где они пытались увидеть составляющие успеха Нобелевских лауреатов в науке, литературе и политике за последние сто лет. Что же объединило этих столь разных людей, признанных в столь различных областях деятельности? Нетрудно догадаться, что это было полученное в детские годы художественное образование и любительские занятия искусством на протяжении всей жизни. Все властители дум, признанные Нобелевским комитетом, были страстными и последовательными любителями искусств, причем не только в роли слушателей и зрителей, но и в роли творцов. Причем, музыкантов среди них оказалось непропорционально много во главе со скрипачом-любителем Альбертом Эйнштейном. Черновой вывод из приведенных авторами доклада данных напрашивается сам собой и совпадает с опытом стран-лидеров: «Художественное образование вообще, и музыкальное в частности, является сильнейшим катализатором и стимулятором умственной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, политике или литературе».
Значит, сам собой напрашивается вывод, что учиться музыке стоит всем не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии».
Заглянув в прошлое, можно увидеть, что в отличие от музыки, все виды искусств нуждаются в дополнительном подспорье в виде инструментов и материальных объектов. Одна лишь музыка кроме нашего собственного голоса ни в чем не нуждается; и танцы, что сопровождали древнейшие песнопения, тоже не нуждались ни в чем, кроме наших собственных движений. Поэтому пока другие виды искусств лишь собирались явиться на свет, музыка уже существовала, удовлетворяя потребности древнего человека в общении с богами и другими людьми. Так вместе с музыкой, в теснейшем союзе с нею формировался наш мозг, и росли наши творческие силы. Музыка – своего рода начало начал человеческой цивилизации, древнейшая колыбель культуры, и общаясь с нею, мы припадаем к своим истокам и питаемся ими. Вот почему музыка обладает такой огромной силой воздействия на душу и ум человека, формируя его интеллект, эмоциональный мир и творческие способности.
Так искусствовед, музыкант, писатель Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации с речью о роли культуры в жизни человека. Памятна его фраза о том, что человечество помнит и ценит все великие цивилизации именно по оставленному культурному наследию, а не по количеству «съеденных пирожков».
Всякому педагогу, вероятно, полезно будет время от времени вспоминать эту закономерность и опираться на нее: то, чем человечество овладело раньше, раньше должен овладеть и ученик; более поздние навыки, явившиеся позднее на историческом пути развития цивилизации, должны позднее осваиваться учащимися. Возможны ли тогда сомнения по поводу того, чем должны раньше заниматься младшие школьники – наукой или искусством? Конечно, искусством, и в частности, музыкой, поскольку искусство старше науки, и музыка старше других искусств, в силу чего и растущему мозгу удобнее и естественнее начинать путь своего интенсивного развития, отталкиваясь от исходной точки, от корней, от начала начал, нежели сразу пытаться овладеть основами научного мышления, хотя бы в виде арифметики и родного языка. Если интеллектуальные навыки будут преподноситься маленькому человеку одновременно с художественными и музыкальными, то учеба пойдет легче, и растущий ум будет развиваться с меньшим напряжением.
А теперь немного о том, что же там происходит в нашем уме, или точнее сказать в мозгу, во время занятий музыкой и оказывает ли музыка вообще какое-то влияние на человеческий мозг?
У нас в мозгу примерно 100 миллиардов нейронов. Каждая из этих клеток может иметь до 10 тысяч связей с другими частями мозга. Получается как минимум квадриллион. Это запредельное число, сложнейшая нейронная сеть. Всё что вы видели, слышали, ели, нюхали, трогали, остается в мозгу. Даже если вы этого не помните. Поэтому очень важно, что человек читает, что слушает. Если вы съели какую-нибудь «дрянь», то есть лекарства, с помощью которых можно ее из организма выкинуть. А вот из мозга ничего не выкинуть. Вы либо можете сделать вид, что забыли, либо психика это далеко упрячет, либо сработают какие-то механизмы, с помощью которых вы просто не сможете туда добраться. Но оно там всё-таки будет лежать. Поэтому нельзя в мозг пускать никакую «дрянь».
Что в голове у музыканта? Представьте, что должно происходить, если человек играет на клавишных инструментах двумя руками. Одна рука делает одну работу, вторая рука делает другую работу, и это страшное напряжение на мозг, потому что он должен держать не только мелкую моторику, с огромной скоростью иногда, но должен вести две линии совершенно отдельно. У людей, играющих на скрипке, часть мозга, которая ведает моторикой руки со смычком, в два раза больше, чем та, которая держит скрипку. То есть это физическое воздействие.
Музыка вызывает мозговую активность, изменяющую серое вещество, которым мы думаем; толщину коры, организацию нервных путей в этой коре. Это сложная когнитивная деятельность, сложная мыслительная деятельность, это не развлечение, это не отдых.
Профессор Черниговская Т.В. уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке. Потому что это очень тонкая, изысканная настройка нейронной сети. Совершенно не важно, будет ли ребенок потом играть, получится ли из него музыкант, тем более очень хороший музыкант, не об этом разговор, а о том, что его приучают обращать внимание на мелочи. Вот этот звук — не такой, как этот, этот выше, этот ниже, этот короче, этот длиннее. Это очень тонкая настройка, которая сыграет тогда, когда ребенок начнет, например, читать и писать.
Музыка — это подготовка к дальнейшей тяжелой когнитивной работе, а в некотором смысле, это инвестиция в свою собственную старость. Доказано, что люди, которые говорят больше, чем на одном языке, и люди, которые занимаются музыкой, могут на несколько лет отодвинуть своего потенциального Альцгеймера. Если нейронная сеть тренированная, особенно с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью.
Если назвать общую формулу, то если вы хотите держать мозг в пристойном состоянии, он должен тяжело работать. Обучение и мозговая работа меняет мозг физически. Качество нейронов и их объем становится другим.
Во второй половине ХХ века психологическая наука открыла фундаментальную закономерность: все открытия и достижения человечества, равно как и повседневная умственная деятельность требуют согласной работы двух мозговых полушарий – левого и правого. Правое полушарие заключает в себе наши творческие импульсы: фантазию, воображение и образные представления, в том числе и пространственные. Оно более интуитивно, эмоционально и неподвластно логике. Левое же полушарие, напротив, более разумно, рационально: если правому полушарию ближе синтез, то левому – анализ. Если правое полушарие мыслит нерасчлененно-целостно и спонтанно, то левое – последовательно и системно. Творческие порывы и смутные прозрения, зародившись в правом полушарии, получают свое развитие и оформляются в левом, дабы предстать в понятном для других людей виде. Ядро и связи, составляющие идею, рождаются в правом полушарии, однако воплощаются посредством одного из известных нам языков – словесного, музыкального или математического – в левом полушарии. Без согласованной работы и взаимопонимания между полушариями человек и человечество ничего не могли бы создать и все замыслы остались бы невоплощенными.
Природным мостом между двумя полушариями является так называемое «мозолистое тело» мозга, или по-латыни, corpus callosum. Группа ученых под руководством Готфрида Шлауга пришла в ходе своих исследований к простому и вместе с тем ошеломляющему выводу, причем, открытие это относится к совсем недавнему времени, а именно к середине девяностых годов. Оказалось, что совсем недолгие занятия музыкой, например, в течение года по часу в день, приводят к радикальным изменениям в структуре мозга: corpus callosum ребенка увеличивается на целых 25%. Гигантский скачок, огромное преимущество! Те из нас, чье «мозолистое тело» лучше выполняет свои функции передатчика информации между правым и левым полушариями мозга, имеют значительное преимущество во всякой творческой деятельности, ибо связь между полушариями, укрепляясь и разрастаясь под воздействием музыки, необходима отнюдь не только в музыке и не только в искусстве. Творчество всеохватно: более эффективная работа мозга, связанная с согласованной работой обоих полушарий, дает лучшие возможности для выражения своих идей и творческих намерений во всем, к чему бы эти идеи и намерения ни относились. Если ребенок отдал музыке несколько лет, скажем, будучи младшим школьником, возможности его мозга неизмеримо возрастут. Это ли не аргумент в пользу всеобщего музыкального образования!
Чрезвычайно влиятельны и в музыке и в математике пространственные отношения. На них построена целая наука внутри математики – геометрия. Благодаря весомости пространственных отношений архитектуру в течение столетий привыкли называть «застывшей музыкой». И музыка и архитектура – суть форма, совокупность организованных частей и разделов, где значительную роль играет всякого рода симметрия. Занимаясь музыкой, человек незаметно тренирует и развивает свое пространственное мышление; он постоянно опирается на пространственные представления. Глядя на клавиатуру рояля и гриф струнных инструментов, организуя движения своих рук в соотношении с клавиатурой и грифом, нажимая клапаны духовых инструментов и осваивая их расположение, двигая смычок по струнам – совершая все эти действия многократно и постоянно ребенок, ученик и вообще любой музыкант независимо от уровня мастерства развивает свое пространственное мышление. Более того, обучаясь нотной грамоте и пользуясь нотной записью, человек делает то же самое: вот его взгляд начинает движение с левого верхнего угла нотного разворота, доходит до конца листа и переносится в правый верхний угол затем, чтобы оказаться через некоторое время в правом нижнем углу. А в это время двигательный эквивалент нотного текста является на свет, давая жизнь звучанию: считывая пространственный образ, представленный точками, палочками и хвостиками на нотном стане, музыкант обращает их в движения рук, рождающие звуковые образы. Даже дирижерские жесты, побуждающие играть нотный текст определенным образом, тоже суть пространственные узоры, обращаемые в звук. Как же активно должно развиваться пространственное мышление учащихся музыкантов, если оно задействовано везде и всегда, чем бы они ни занимались, будь то игра соло или в ансамбле, игра по нотам или по слуху, черновое разучивание или концертное исполнение.… И рядом с пространственным мышлением, исподволь и незаметно, развиваются математические способности, которые используют те же интеллектуальные ресурсы, сходные навыки, аналогичные мыслительные операции. При одном весьма приятном условии: чтобы развивать пространственные представления, музыканту не нужно решать задачи, морща лоб и терзаясь от собственного бессилия. Он музицирует, творит, наслаждается искусством, пока его мозг совершает столь необходимую, ценную, но не обременительную работу.
Рассуждая о творческих навыках, об умении воплощать свои идеи и выражать их; думая о развитии математических способностей, для которых так важно интуитивное понимание пространственных и трансформационных закономерностей, нельзя не вспомнить о музыке, о музыкальных занятиях, которые будут прекрасной опорой для растущего мозга, позволяя заложить фундамент как для будущего творчества, так и для освоения «царицы всех наук» математики.
Музыканты мыслят полифонически, причем независимо от инструмента. Полифония, или многоголосие, многоканальность, охват нескольких источников, одновременное ведение нескольких независимых мыслей-линий, одновременный контроль за разнообразными событиями – все это в высшей степени свойственно музыкантам. Исполнители на струнных и духовых инструментах, несмотря на одноголосную мелодию, которую слышит публика, тем не менее мыслят полифонически: их левая и правая рука совершенно независимы. О пианистах и говорить не приходится: в каждой руке у них может быть не один, а несколько голосов, и даже при исполнении гамм в унисон правая и левая рука двигаются по-разному.
Игра в оркестре тоже требует нешуточного умения делать несколько дел сразу: смотреть в ноты, успевая заглядывать вперед, играть, а также слушать соседей и пожирать глазами дирижера. Такой «сеанс одновременной игры», пожалуй, мог бы поставить в затруднительное положение даже бывалого шахматиста! Имея в виду, что сольная музыка составляет меньшую часть классического репертуара, а с учетом джаза и народной музыки и вовсе небольшую его часть, можно утверждать, что музыкант все время «играет в команде». Поэтому он вынужден соотносить свои намерения и результаты с намерениями и результатами товарищей, и, если вдруг понадобится придти на помощь, сделать это незамедлительно.
Чтение нот с листа, или, проще говоря, исполнение незнакомой музыки без подготовки, также представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности: при игре на фортепиано необходимо не только смотреть в ноты «с запасом», то есть заглядывая вперед, но еще и соотносить движения обеих рук друг с другом, а также – и это, пожалуй, главное – уметь охватить мысленным взором целое и «недоиграть», пропустить какую-то часть текста, не вступая при этом в противоречие с жанром и стилем исполняемого сочинения. Весьма заурядный для всякого музыканта навык – чтение с листа – приучает учащихся к деятельности столь многосоставной и сложной, что вряд ли что-либо иное, с чем им придется встретиться в дальнейшем, может сравниться с чтением нот с листа…
Отрадно думать, что обучаясь музыке, человек приобретает привычку думать одновременно о многих вещах, сопоставлять несколько разнонаправленных линий, и анализировать информацию, поступающую из многих источников, к чему бы она ни относилась. Нет нужды доказывать, что эти ценные навыки пригодятся отнюдь не только в музицировании, но и во многих других ситуациях, далеких как от музыки, так и от искусства вообще.
Конечно, кто-то скажет, что это все замечательно, но ведь на занятия музыкой необходимо столько времени столько усилий !!!
Краткий ответ, освещающий истину: «Музыка вовсе не отнимает время, а напротив, сокращает усилия, необходимые для освоения многих земных дел, так как активизирует работу мозга и гармонизует все функции организма».
«Музыка вовсе не требует больших усилий. Музицирование – это развлечение и радость». Каким образом? Здесь сравнение со спортом может быть очень красноречивым. Конечно, чтобы брать олимпийские высоты и бить мировые рекорды нужно чрезвычайно много и преданно тренироваться, жертвуя отдыхом, свободой и прочими увлечениями и радостями. Но такова ли обычная физкультура: зарядка по утрам, легкие пробежки трусцой, катание на лыжах по выходным или игра в футбол с дворовыми мальчишками? Ответ очевиден: лишь серьезный спорт требует самоотречения и даже предполагает риск, связанный с неизбежными травмами, в то время как физкультура лишь держит в тонусе и не дает раньше времени стать слабым и дряхлым. Музыка столь же красноречиво иллюстрирует эту закономерность: лишь серьезные и профессиональные музыкальные занятия предполагают невероятную преданность делу и отказ от кое-каких привилегий детства. Если же музыкальная карьера не планируется, то и тяжкие труды не стоят на повестке дня. Музицируйте, наслаждайтесь, развлекайтесь и отдыхайте! Ничего иного любительские занятия не предполагают. Ребенок занимается как хочет и сколько хочет, а вот чтобы он захотел, чтобы был увлечен и заинтересован… Что ж, это проблема вовсе не его и не его родителей, а преподавателей и учителей. Их энтузиазм и умение призваны зажечь в ребенке любовь к музыке.
Может быть музыкальные занятия – это удел избранных? Для этого нужны особые дарования, которые есть не у всех? Как говорится, только для обладателей тонкого музыкального слуха! Краткий ответ, освещающий истину: «Нет, не нужен хороший музыкальный слух для любительских занятий музыкой. Эти занятия воистину общедоступны и не требуют выдающихся способностей». Разве мы не видели, что у племен, до сих пор живущих родовым строем, музыкальные праздники охватывают буквально всех? Одни солируют, другие подпевают, третьи пританцовывают, но участвуют все. Некоторая музыкальность дана от природы всем, и лишь высший пилотаж в музыкальном искусстве предполагает большие способности: умение наигрывать несложные мелодии и подтягивать хору не требует хорошего слуха. Более того. Недавно наука выяснила, что помимо всем известного музыкального слуха, который проявляется в пении без фальши, есть и другой слух, который называют выразительным или интонационным. Этот выразительный слух более древний и связан с распознаванием эмоций и настроения, выраженных в музыке, примерно так же как слух речевой, раскрывающий нам настроение и намерения того, кто общается с нами. К тому же, слух развивается, и при постоянном соприкосновении с музыкой может придти в рабочее состояние, начав почти с нуля.
В заключении хотелось бы еще раз повторить, что исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, её сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией, (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.
Естественно не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.
Ребенка надо приучать к музыке даже если он не проявляет к этому особого рвения. Пусть ребенок не станет гением, и не будет собирать концертные залы, главное, что музыка сделает его мозг совершеннее. По словам все той же Т.В.Черниговской если мозг человека условно назвать мышцей, то как раз лучшей для нее гантелей будет музыка.
Отдав ребенка «на музыку», все только выиграют: родителям не придется сомневаться в успешном будущем своих детей, какую бы дорогу они ни избрали, а педагоги-музыканты получат огромное число потенциальных любителей музыки, среди которых наверняка окажутся новые Гилельсы и Ойстрахи. Иного не дано, ибо закон больших чисел действует бесповоротно: чем больше учащихся-музыкантов выйдут на старт, тем с большей вероятностью среди них окажутся исключительные таланты, которые в дальнейшем станут гордостью России и продолжением ее славных традиций в музыкальном искусстве.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ МОЗГА И ГАРАНТИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА!!!
Интернет-ресурсы: