" Музыкальный диктант на занятиях по сольфеджио"


Автор: Агапий Людмила Васильевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

" Музыкальный диктант на занятиях по сольфеджио"

Краткое описание работы: Музыкальный диктант, как одна из важнейших форм работы в курсе сольфеджио. Основные задачи в работе над диктантом.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

І.ВВЕДЕНИЕ                         

    Актуальность  вопроса написания диктанта.

 

ІІ.   ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

     1.Педагогические принципы в работе над музыкальным диктантом.                                    

     2.Запись диктанта.                                                                                        

     3. Стенография в музыкальном диктанте.

     4.Жанровое разнообразие и художественная образность диктанта.                                                                                 

 

ІІІ.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              

ІV.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               

                                                 ВВЕДЕНИЕ   

  В последнее время социальная и культурная ситуация в стране изменилась явно не в лучшую сторону.  Детские музыкальные школы и школы  искусств принимают для обучения всех желающих.  Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня очень остро.  Содержание предмета, методика его преподавания постоянно вынуждены доказывать свою эффективность.  И, как всегда, "камнем преткновения" становится музыкальный диктант.

  Музыкальный диктант - запись по слуху одно-, двух- и трехголосных музыкальных построений.  Это одна из важнейших форм работы в курсе сольфеджио.  Участие музыкального диктанта  в  развитии музыкального слуха учащихся невозможно переоценить.  Работа над ним позволяет педагогу выявить индивидуальные качества слуха и успехи каждого ученика.

  Е.В.Давыдова в работе "Методика преподавания сольфеджио" подчеркивает, что музыкальный диктант развивает музыкальную память ученика, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкального языка, учит записывать услышанное.  Автор выделил и основные задачи в работе над диктантом:

1) создавать и закреплять связь видимого и услышанного;

2) развивать музыкальную память и внутренний слух;

3) закреплять теоретические и практические навыки.

  Этот комплекс задач решается через сложный процесс - "слышу - понимаю - записываю» - и требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специального обучения.

  А. Л. Островский в своей книге "Очерки по методике теории музыки и сольфеджио" отмечает необходимость наработки практики правильной нотной записи, поскольку она развивает четкие, рельефные музыкальные представления.  Преподаватель сольфеджио постоянно должен добиваться от учеников красивой нотной орфографии.  Но очень сложно научить детей переводить музыкальные представления в нотную запись, поскольку в процессе записи диктанта участвуют различные стороны слуха и различные свойства психологической деятельности: мышление для осознания услышанного, память для припоминания и уточнения услышанного и внутренний слух, чтобы представлять себе звуки,  ритм и другой элемент.  Рассмотрим эти свойства по порядку.

   У детей младшего возраста еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому использование зрительной и двигательной наглядности (лесенки, “столбицы”, ручные знаки по релятивной системой, “рука - нотный стан” по системе Струве, графическую запись, узнавание мелодии по “ немой лесенке,”  пение на ритмослоги ) быстро и увлекательно учит детей понимать простые мелодии.  Происходит процесс осознания услышанного, который формирует музыкальное мышление ребенка.  Количество спетых и проанализированных мелодий со временем несомненно перерастет в качество понимания, запоминания и записи диктантов.

   Внутренним мелодическим слухом можно начинать заниматься тогда, когда учащиеся овладеют навыками восприятия и запоминания примеров, легких в интонационном, ладовом и метро - ритмическом отношениях, протяженностью в 2-4 такта. Первая стадия заключается в развитии способности мысленного интонирования знакомых мотивов, то есть умения петь их «про себя». Мысленное интонирование слышанных ранее мелодий рекомендуется начинать одновременно с работой над восприятием и музыкальной памятью и проводить параллельно. Так, например, исполнив  голосом мелодию и убедившись, что учащиеся восприняли её, следует предложить пропеть мелодию на какой-либо слог сначала громко (f), потом тише (p) и, наконец, совсем тихо (pp). После этого спеть с закрытым ртом, затем шепотом и «про себя».

  После мысленного интонирования необходимо вновь перейти к пению шепотом, закрытым ртом, затем постепенно увеличивая силу звучания, дойти до исходного f. После того, как ученики овладеют данными формами работы, они могут мысленно проинтонировать сразу весь отрывок. Начинать развитие этого навыка рекомендуется с определения сочинений по заданному ритмическому рисунку (мелодии должны быть хорошо известны учащимся).

  Мысленным интонированием знакомых песен по памяти особенно полезно заниматься с учащимися, ещё не умеющими петь по нотному тексту. Подготовительной работой для этого является пение известных мелодий «про себя» при одновременном исполнении их «вслух»  педагогом.

  При развитии способности мысленного интонирования моментом, активизирующим музыкальную память, является выстукивание ритмического рисунка произведения. Выстукивание «вслух» ритмического рисунка произведения помогает сохранять темп исполнения «про себя». Если ученики умеют дирижировать, то можно чередовать пение «вслух» без дирижирования и «про себя» с дирижированием. Когда учащиеся легко будут справляться с этим, надо предложить им пропеть «про себя» целиком всю мелодию, без выстукивания ритмического рисунка и дирижирования.

  Заниматься мысленным интонированием необходимо в течение всего курса сольфеджио, так как данная способность, являясь одним их важнейших качеств музыкального слуха, помогает закреплять и прочно усваивать слуховые навыки, приобретенные на занятиях по специальности и теоретическим предметам. Именно поэтому, изучая интонирование каких – либо элементов музыкальной речи (ступеней лада, интервалов, трезвучий) педагог должен тренировать учеников не только в пении «вслух», но и мысленно. Например, изучая натуральную минорную гамму, преподаватель должен предложить учащимся спеть её «вслух», громко, тихо, закрытым ртом и обязательно с чередованием «вслух» и «про себя». Даже овладевая каким – либо ритмом (например, синкопой), они могут не только простучать  ритм «вслух», но и представить в уме его пульсацию.

    Авторы “Систематического курса музыкального диктанта” Б.Алексеев и       Дм.  Блюм в своем предисловии отмечают, что “воспитание слуха будущего профессионала-музыканта – это, прежде всего, всемерное развитие музыкальной памяти”.  Ученики часто жалуются на отсутствие музыкальной памяти.  Ученые, психологи различают несколько основных видов памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, эмоциональную.  В чистом виде эти виды памяти встречаются редко, а в педагогической практике следует учитывать склонности каждого ученика.  Яркая эмоциональность и разнообразие музыкальных образов  усилит и поспособствует развитию всех видов памяти.

  Б. Теплов характеризует внутренний слух “как способность произвольно оперировать музыкальными, слуховыми представлениями”.  Каждый преподаватель сольфеджио знает, как выработать эти представления (например, допевание тоники, фразы или пение с чередованием вслух и про себя ...).  Но лучше формами воспитания внутреннего слуха все же является чтение с листа и музыкальный диктант На уроке должны быть созданы условия работы в тишине, поэтому нельзя позволять ученикам напевать мелодию вслух.  Для подготовки можно проводить устные и зрительные диктанты, где все ноты известны и нет необходимости их напевать. Различают два вида устного диктанта: интонационный и метроритмический. Интонационный диктант проводится таким образом: исполнив на фортепиано несколько раз мелодию, педагог предлагает ученикам спеть её «вслух» по памяти на какой – либо слог, затем голосом с названием нот.

  При метроритмическом  диктанте, учащиеся, прослушав отрывок, должны самостоятельно определить метр, количество тактов и  ритмический рисунок.                                                                                                        Другой формой работы над развитием навыка анализа мысленно звучащих сочинений является письменный диктант. Существует много видов письменного диктанта. А именно: обычный диктант, когда педагог исполняет мелодию, а учащиеся записывают; запись знакомых примеров без повторного исполнения их в данный момент и, наконец, запись по памяти только что  выученных в классе мелодий.  Проверять правильность диктанта можно либо силами самих учащихся (путём обмена их между собой тетрадями, пропеванием «вслух» с названием нот), либо просмотром преподавателем.

   Эффективным средством развития способности мысленного интонирования  служит обычный диктант. Им следует заниматься параллельно  с другими видами диктанта. Подготовительной работой ко всем видам диктанта является аналитический диктант. Сущность его заключается в следующем: прослушав мелодию и хорошо запомнив её, учащиеся совместно с педагогом сначала разбирают пример, мысленно воспроизводя его звучание, то есть определяют лад, метр, темп, количество музыкальных фраз, особенности интонационного строения и ритмического рисунка каждой из них и только лишь после этого приступают к записи.

   Многие преподаватели сольфеджио отмечают, что подавляющая часть трудностей при написании музыкального диктанта имеют даже не слуховую, а психологическую природу.  Ученик боится, что за первые 2 проигрывания из объявленных 10 он не определит сразу размер диктанта и количество тактов, потом не сможет определить каденции, запомнить мелодию, ритмический рисунок, а осталось уже 8 проигрываний, 7, 6 ... Детская внимание концентрируется  не столько на выполнении самого задания - услышать и записать музыку, сколько на подсчете  проигрываний.  Польза в такой ситуации минимальна, а о психологическом комфорте и говорить не приходится.  Возникает закономерный вопрос: как сделать этот вид работы захватывающим и эффективным?  Прежде всего следует обратиться к успешному опыту ведущих педагогов сольфеджио, таких как А. Островский, А. Алексеев, М. Андреева, С. Золина, Н. Ладухин, Е. Давыдова, А. Барабошкина, В. Серединская, Г. Шатковский, М  . Калинина, Н. Котляревская-Крафт,
Ж. Металлиди, А. Перцовская, М. Карасева и многих других. 

 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ НАД

МУЗЫКАЛЬНЫМ  ДИКТАНТОМ


   Все вышеупомянутые авторы безусловно учитывали общие педагогические принципы в своих книгах и работах.  Художественность, последовательность, педагогическая целесообразность, вариантность и контрастность, разнообразие, взаимосвязь, повторяемость, связь с жизнью, принципы от простого к сложному и от общего к частному - этим "инструментарием" руководствуется и каждый профессиональный преподаватель.  На последовательности в воспитании чувства метроритма и функционального для строя слуха строится вся работа преподавателя сольфеджио.  Речь идет о постепенно растущих интонационных, ритмических, ладовых, структурных трудностях музыкального диктанта.(  Е. Быканова и Т. Стоклицкая в сборнике "Музыкальные диктанты" для 1-4 классов ДМШ).  Художественные примеры распределены так, что при изучении нового ритма мелодия упрощается, а мелодичные сложности сопровождает легкий ритмический рисунок.  Каждый элемент мелодии (движение по устойчивым звукам, по тетрахорд, по гамме, воспевание, скачки, виды минора, ритмические группы) обрабатываются на интересном для детей музыкальном материале.  Так построено и "Методическое пособие по музыкальному диктанта" Л. Фокиной.  На помощь преподавателю она приводит различные формы диктантов и методы работы с ними.  Предложенные устные и письменные импровизации для детского музыкального творчества, способствующие развитию внутреннего слуха, интересуют детей овладением практических умений в записи мелодий на каждом этапе обучения. 

  Для выбора диктанта на урок следует пользоваться вариативностью при изучении больших тем, контрастностью, разнообразием жанров и видов мелодий диктантов.  Тогда занятия по сольфеджио будут живыми и увлекательными.

 
ЗАПИСЫВАЕМ  ДИКТАНТ


   Процесс написания музыкального диктанта, фактически, охватывает три стадии - от общего впечатления к анализу-детализации и снова к целостному образу, но уже четко осознанному.  Последовательность действий при написании музыкального диктанта с учениками надо довести до совершенства.

 • После первого воспроизведения, даже если еще нет полной уверенности в размере, строении мелодии, надо услышать первый и последний звуки, записать их в подготовленные такты (можно без длительностей).

 • После второго проигрывания необходимо сосредоточиться на метроритме- после уточнения размера над тактами схематично выставить ритмический рисунок.  Параллельно анализируется структура - фразы и предложения (повторность-неповторимость-вариантность). Как правило, в памяти остается  последний такт, который только что отзвучал. Завершающий оборот надо сразу спеть про себя несколько раз и спокойно записать.

 • После третьего, четвертого проигрываний становятся понятны фразы и предложения, можно оформить ритмически знакомые мелодические обороты (движение мелодии по устойчивым звукам, по гамме вверх или вниз, опевание, скачки к доминанте или от доминанты, секвенции, движение мелодии по звукам знакомых  аккордов).

 • Все дальнейшие проигрывания ученики дорабатывают вышеупомянутые элементы мелодии, анализируют ходы, которые остались.  Они уже достаточно ориентируются в музыке и могут ее напеть про себя по памяти.  Процесс написания диктанта ускоряется, если ученики мысленно сольфеджируют мелодию диктанта синхронно с игрой преподавателя.  Мелодии диктантов не должны содержать незнакомых элементов, чтобы не вызвать у детей растерянности и дискомфорта.

СТЕНОГРАФИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ  ДИКТАНТЕ


  Практика показывает, что так называемое, "стенографирование" диктанта во время проигрывания дает гораздо худший результат по правильности написания.  Но дети с абсолютным слухом все равно пытаются записать все ноты во время звучания, не услышав музыки.  Понятно, что музыкальная память и мышление у них не работают.  Опытные преподаватели рекомендуют таким ученикам писать диктант в другой тональности.

  Стенографировать диктант иногда пытаются и ученики без абсолютного слуха, особенно если он длинный.  Такой диктант требует максимального напряжения памяти.  Некоторые преподаватели диктуют такие диктанты частями.  Но тогда спрашивается - зачем нужен диктант такой структуры?  Ведь вся практика сводится к записи двух-трех небольших диктантов вместо одного протяженного.  В таком случае снова страдает и не развивается музыкальная память и мышление.  Для развития "мелодической" памяти можно порекомендовать специальный прием.  Диктант проигрывается 8 раз.  Над подготовленными тактами можно записывать только ритмический рисунок.  После 9-го проигрывания ученики пропевают мелодию на любой состав и записывают ее нотами.  В результате повышения качества концентрации внимания у учащихся улучшается и результат.

 
ДИКТАНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ


  Яркий интерес, увлеченность - это именно то, что прежде всего нужно в работе над музыкальным диктантом.  Но современных детей, избалованных возможностями современных гаджетов, трудно заинтересовать традиционными академическими формами работ на уроке.  Поэтому музыкальные диктанты в различных игровых форматах воспринимаются учащимися с интересом и восхищением.

Современные сборники диктантов (Л. Фокиной, Г. Калининой,  Т. Камаевой и А. Камаева, Ж. Металлиди и А. Перцовской, Т. Огородновой-Духаниной) предлагают интересные формы работы:

 • оформить мелодию ритмически;

 • поставить знаки альтерации;

 • найти ошибки и исправить их,

 • вставить пропущенные звуки;

 • заполнить "пробелы" в мелодии;

 • дописать верхний голос в музыкальных примерах;

 • дописать нижний голос в музыкальных примерах;

 • составить мелодию из разрезанных тактов.

  Различные формы диктантов (показательный, с предварительным анализом, эскизный, самодиктант, устный, ритмический, по памяти, зрительный, контрольный, тембровый, запись знакомых мелодий по памяти) следует обязательно чередовать и варьировать.  Для развития  функционального слуха полезно сначала проигрывать мелодию диктанта с гармоничным сопровождением.  Это наполняет урок полноценной музыкой и воспитывает музыкальный вкус учеников.  Потом и им захочется подобрать свой собственный аккомпанемент к понравившейся мелодии.

  Любой диктант можно сделать интересным, если разнообразить его творческими задачами:

 • придумать последние такты;

 • переделать второе предложение;

 • сделать вариацию на мелодию диктанта;

 • придумать другой голос;

 • придумать ритмический аккомпанемент;

 • придумать гармоничный аккомпанемент;

 • изменить интервалы в мотивах;

 • вставить секвенцию и т. Д.

  Очень важным в работе над диктантом является его проверка и анализ ошибок.  Музыкальный диктант желательно учить наизусть, транспонировать письменно и подбирать на инструменте в разных тональностях.  Все творческие задания по диктанту  ребятам очень нравятся!

 

 ДИКТАНТ  ТОЛЬКО НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИМЕРАХ


  Музыкальный диктант должен соответствовать канонам прекрасного.  Красивая мелодия затрагивает душу ребенка, развивает и накапливает музыкальную лексику.  Это научно доказанный факт.  Еще в первой половине 20-го века И. П. Павлов доказал, что информация, которая подается, не подкрепленная чувствами и эмоциями, формирует в коре головного мозга центры нейтрализации.  А современный ученый В. Базарный делает вывод, что любая информация, получаемая детьми в обход чувственно-телесного опыта, не только отторгается, но и имеет эффект, разрушающий личность.

  А. Островский в своей книге "Очерки по методике теории музыки и сольфеджио" отмечает, что "занятия по музыкальному диктанту ... обогащают память высокохудожественными музыкальными образами".  Далее он отмечал, что диктант обязательно должен быть образцовым по стилю, образным по мелодике и фактуре и не быть "движением, не запоминающимся вообще".

  А. Давыдова также считала, что, чем ярче и художественно убедительнее будут музыкальные примеры, тем быстрее они помогут достичь успеха в записи диктанта.

  Начинать работу над графической фиксацией мелодии надо издалека: ребенка сначала необходимо "наполнить" и заинтересовать музыкой.  Любимые, популярные и хорошо знакомые песенки первоклассник захочет подобрать на инструменте.  Находя нужные ноты, он скорее поймет музыкальные фразы, предложения и на примере знакомой музыки легко осмыслит строение мелодии.  Поэтому устные или зрительные диктанты, особенно на материале знакомых песен, популярной музыки будут и полезны, и интересны.

  Очень выигрышная выразительность оригинального звучания.  Поэтому использование художественных примеров из мировой музыкальной литературы в качестве мелодии для записи эмоционально и содержательно обогатит урок.  Ученикам обязательно понравится красивое и, главное, подлинное исполнение тембрового музыкального диктанта.  В качестве примера можно предложить "Менуэт" Л.Боккерини для струнного оркестра, старинные танцы для клавесина композиторов 17-18 веков, романсы, песни, пьесы для различных музыкальных инструментов и т. Д.


ЖАНРОВОСТЬ ДИКТАНТА


  С диктантом, как формой работы, учащиеся знакомы еще с общеобразовательной школы и вряд ли воспоминания об этом придадут им энтузиазма.  Жанровая окраска мелодии всегда интереснее ученику.  Здесь и межпредметные связи с музыкальной литературой и, все-таки, связь с жизнью.  Насколько захватывающим становится диктант, если он не диктант, а песня, полька, вальс, менуэт, марш, гопак,  лезгинка, мазурка, колыбельная.  Опора на базовые понятия, такие как песня, танец, марш формирует у детей интерес к записи мелодий с яркими жанровыми признаками и расширяет интеллектуальный кругозор.

  Очень интересны для учащихся младшего школьного возраста музыкальные диктанты с программными названиями.  Это могут быть: "Осенняя мелодия", "Песня без слов", "Веселая игра", "Выход короля", "Танец бабочек" и т. д.

  В средних и старших классах  можно предлагать для записи мелодии в более широком спектре жанрового разнообразия например романс, регтайм, блюз, вальс-бостон, старинные танцы (гавот, пассакалия, сарабанда, менуэт).

  Ученики  быстрее овладеют национальными особенностями танцев, песен разных стран и эпох, укрепятся и межпредметные связи с музыкальной литературой, специальностью.  А главное, благодаря интересным диктантам, сольфеджио станет любимым уроком, на котором успешно развиваются слуховые возможности детей и навыки музицирования.  На таких уроках каждый новый диктант пополнит "копилку" красивых мелодий для формирования эстетического вкуса ученика XXI века.

                                              ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта.  - М., 1969.

2. Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаев Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту.  - М., 1978.

3. Бать Н. Музыкальные диктанты.  - М .: Музыка, 2006.-80с.

4. Вахромеева Т. Музыкальные диктанты I-IV классы детских музыкальных школ.  - М .: Музыка, 2015-40с.

5. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.  - М .: Музыка, 1986.

6. Долматов Н. Музыкальный диктант.  М .: Музыка, 1972.

7. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4 7 классов.  - М., 2001.

8. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4-7 классов, нотное приложение для преподавателей.  - М., 2001.

9. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов.  - М., 2001.

10-.Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов, нотное приложение для преподавателей.  - М., 2001.

11. Калинина Г. Сольфеджио.  Рабочая тетрадь.  1 класс.  М., 2008.

12. Кондратьева И. одноголосный диктант: Практические рекомендации.  СПб .: Композитор, 2006.

13. Ладухин Н. «1000 примеров музыкального диктанта» - М., Музыка, 1981.

14. Лопатина И. Сборник диктантов.  - М., 1987.

15. Металлиди Ж., Перцовскя А. Музыкальные диктанты для ДМШ. — Л., 1980

16. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной школы. СПб.: Композитор, 1998.

17.  Методическое пособие по музыкальному диктанту (общая ред. Фокиной Л.).- М., 1975.

18. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. — Л., 1970.

19. Огороднова-Духанова Т.В. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов детской музыкальной школы. СПб.: Композитор, 2008. 24 с.

20. Русяева И. Одноголосные диктанты. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. — М.: Планета детства, 1999.

21. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999.

22. Фокина Л.  Методика преподавания музыкального диктанта — изд. Музыка, М., 1969 г.