Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей


Автор: Нератова Елена Петровна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей

Краткое описание работы: из опыта работы

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава I.Теоретические основы развития музыкальных способностей  как актуальная проблема речевых  нарушений детей  дошкольного возраста…………………………….5

1.1.Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста..………...5

1.2. Музыкальные пальчиковые игры, основные компоненты и их значение в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста………………………………7

1.3. Виды музыкальных пальчиковых игр………………………………………………...11

 

Глава II. Использование музыкальных пальчиковых игр в процессе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста………………………………..12

2.1.Анализ экспериментальной работы с использованием музыкальных пальчиковых игр…………………………………………………………………………………………… 12

2.2. Методические рекомендации по использованию системы музыкальных пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………………………..13

 

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………………………………17

Приложение ……………………………………………………………………………..18-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Общеизвестно, что музыка, благодаря своим особенностям, играет совершенно особую роль в развитии личности ребенка.

    Развитие музыкальных способностей является одной из важных составляющих музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является наиболее значимым и плодотворным в развитии ребёнка, потому что именно в дошкольном возрасте закладывается развитие всех основных психических процессов и способностей ребёнка, в том числе и музыкальных.

   Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования их музыкальной культуры - музыкального вкуса, интересов, потребностей.

    Развитие музыкальных способностей может осуществляться посредством множества условий и видов деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, хореография), но, учитывая, какое воздействие оказывает на детей дошкольного возраста игра (именно игра является ведущим видом их деятельности), появилась необходимость исследования влияния музыкальных пальчиковых игр на развитие музыкальных способностей.

    Актуальность нашего исследования обусловлена поиском условий развития основных музыкальных способностей дошкольников, которая формируется в процессе  музыкальной пальчиковой игры и  может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении. Поэтому цель нашего исследования: педагогические условия, способствующие развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Объект исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: музыкальные пальчиковые игры как средство  развития  музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование системы музыкальных пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей позволит наиболее эффективно осуществлять развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста при создании следующих педагогических условий:

- постепенное и систематическое использование музыкальных пальчиковых игр;

- использование следующих методических приемов: выразительный показ педагога, смена действий по образцу педагога, подпевание в процессе музыкальной пальчиковой игры.

Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.Охарактеризовать виды пальчиковых музыкальных игр.

3.Разработать систему музыкальных пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

4.Разработать методические рекомендации по использованию системы музыкальных пальчиковых игр.

   В процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

-практические – наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы графической обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МКДОУ «Детский сад «Веснянка» с.Никольский, дети в возрасте 3-7 лет (20 детей).

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован и обобщён материал по теоретическим основам развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкальных пальчиковых игр.

    Практическая значимость данной работы заключается в использовании разработанной системы музыкальных пальчиковых игр в работе детьми дошкольного возраста и учёта рекомендаций по развитию музыкальных способностей детей посредством музыкальных пальчиковых игр.

 

 

    Глава I.Теоретические основы развития музыкальных способностей  как актуальная проблема речевых  нарушений детей  дошкольного возраста.

1.1.Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А. В. Кенеман[10,8]. В 1955 году она опубликовала результаты своих исследований, в основу которых были взяты следующие положения:

- музыкальная игра может быть одним из средств эффективного музыкального развития детей при условии разработки системы игр и методики музыкального воспитания и обучения детей в процессе игр;

- восприятие музыки ребенком и его движение в согласованности с музыкой в процессе игры должны способствовать развитию его музыкальных способностей.

Музыкальная игра исследовалась А. В. Кенеман как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

К музыкальным играм А. В. Кенеман предъявляла следующие требования:

- музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы

- тематика и содержания музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю

- основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ–эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной художественно-музыкальной теме.

     Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.

    Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения.  Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.

    В связи с этим развитие музыкальных способностей детей -  всегда были и ныне остаются актуальными на данном современном этапе дошкольного образования.

    Развитие музыкальных способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

    Специалисты выделяют три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувств- проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Также как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

«Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б.М. Теплое, - делает участие двигательных моментов особенно существенным».

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Таким образом, все вышеперечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.2.   Музыкальные пальчиковые игры, основные компоненты и их значение в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

    Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Почему с музыкой лучше?

Музыка – это одно из средств физического и психического развития детей.

      «Ребенок - родители - учитель» - это одна команда, создающая благоприятную почву для урожая. Конечно же, особое внимание должно обращаться на детские сады и общеобразовательные школы, где дети получают первые азы музыкального вдохновения, красоты озарения и мотивации в своем развитии» - подчеркнул первый Президент Республики Саха (Якутия), председатель попечительского совета проекта «Музыка для всех» Николаев М.Е. [8, c.3] Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

     Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества - пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствует развитию внимания и памяти, повышает общий уровень организации ребенка.

    Разучивание забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

    Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия[2,25]..

    Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.

    Пальчиковые игры и упражнения - так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

    А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф. Шаляпина: «Хорошо сказанное - наполовину спето».

   Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение[10,63].

   Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества - пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.

    Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

     Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

       Освоение музыкальных пальчиковых игр можно начать с музыкально пальчиковой гимнастики. Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки,  правой и обратно.

    Принципы постепенности и систематичности при разучивании пальчиковых музыкальных игр являются приоритетными. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти, ребенок учится запоминать разные положения рук и пальцев.

     Итак, немного творчества, фантазии, любви, желание сделать жизнь детей ярче и прекраснее, и из маленьких ручек появится долгожданное солнышко после проливных дождей; бабочка, чудом опустившаяся на ладошку; улитка, медленно ползущая по дорожке утреннего сада; сверчок, который живет и поет за печкой; радуга, раскинувшая свой разноцветный мост между небом и землей, и ещё много новых чудных открытий!

     В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.

1.3 Виды музыкальных  пальчиковых игр

      Ознакомившись с трудами виднейших отечественных педагогов-психологов, занимавшихся этой задачей Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Разумного и другими, можно с уверенностью сказать, то, что музыкальное творчество детей в форме игры, это прямой путь вовлечения их в музыку и активный способ познания закономерностей музыкального языка является эффективным методом формирования комплекса музыкальности в целом.

    По мнению Железновой Екатерины Сергеевны все пальчиковые упражнения условно можно разделить на три группы:

  1. Группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно несложны и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- учат переключаться с одного движения на другое.

    2. Группа. Упражнения для пальцев условно статические:

          - совершенствуют полученные до того времени навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    3. Группа. Упражнения для пальцев динамические:

           - развивают точную координацию движений;

           - учат сгибать и разгибать пальцы рук;

           - учат противопоставлять большой палец руки остальным.

      Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:

1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект (Приложение 1).

2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рукВ данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

5. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

      Таким образом, музыкальные пальчиковые игры развивают воображение детей, их творческую активность, учат осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствуют развитию сенсорных способностей, содействуют профилактике и предотвращению речевых нарушений.

Глава II. Использование музыкальных пальчиковых игр в процессе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

2.1.Анализ экспериментальной работы с использованием музыкальных пальчиковых игр

     В детском саду для проведения воспитывающего, увлекательного, познавательного для детей занятия, используются разные виды деятельности: слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игры, танцы, распевания, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика. Экспериментальная работа проводилась в МКДОУ «Веснянка» с. Никольский, где на занятиях помимо основных видов деятельности, применялись музыкальные пальчиковые игры.

    С одной стороны, пальчиковая гимнастика и музыкальная пальчиковая игра схожи между собой, потому что эти виды деятельности направлены на развитие мелкой моторики, музыкальных и творческих способностей дошкольников. С другой стороны, у музыкальной пальчиковой игры есть отличия. С помощью такой игры у детей развивается попадание в такт музыки, сочетание музыкального пения с движениями рук, когда дети слышат музыку, у них поднимается настроение, движения становятся более эмоциональными, они могут выражать свой всплеск эмоций, чувства, и через пение, и через движение рук.

    В работе в разновозрастных группах, использовался дидактический материал из  пособия Т.И.Никифоровой «Волшебные пальчики - Аптаах тарбахчааннар: для детей дошкольного возраста». Автор пособия: упражнения для детей «Кордоох тарбахчааннар». Также использовалась картотека музыкально – дидактических игр по программе «От рождения до школы» Н.И.Вераксы, где автор приводит много игр для всех возрастных групп. Из этой программы мы взяли подходящие музыкальные дидактические игры для нашего детского сада.

      Музыкальная пальчиковая игра в основном проводится для всех возрастных групп. Очень важно было передать соответствующую интонацию в голосе, с четкой дикцией, выразительной мимикой, и, конечно, ярко художественно исполнить песню. Движения пальцев и рук должны быть абсолютно точными и отработанными. Познакомив детей, обсудив название игры, раскрыв образное содержание текста, приступаем к разучиванию. Сначала разучиваю с детьми слова, затем движения, указанные в музыкальной пальчиковой игре. После того, как дети усвоили текст, движения, соединяю с музыкой. Дети, входят в образ, улыбаются друг другу. Столкнулась и с трудностями. Ребятам, поначалу было трудно - не все могли сочетать движения с музыкальным сопровождением. Общими усилиями и благодаря эмоциональной отдачи детей, мы побороли эту трудность.

    В старшей группе использовала более усложненные, разнохарактерные музыкальные пальчиковые игры. В игре «Цветок», обсудив содержание, выяснили, какие движения могут быть использованы для нежного, красивого цветка. Отдельно разучили слова в ритме песни, добавили движения, соответствующие тексту. Кроме этого в старшей группе использую пальчиковые игры для счета от 1-10 и обратно на русском и якутском языках. При целостном исполнении музыкальной пальчиковой игры, для активизации каждого ребенка, предложила представить, какие цветы хотят видеть ребята в своих ладошках. Все движения были плавными, как в вальсе. Музыкальное сопровождение помогло детям прочувствовать плавность движений. Музыкальная пальчиковая игра «Солнечный зайчик», которую мы также разучили в старшей группе, отличалась по характеру от предыдущей. Игра была подвижной, веселой, и движения у детей соответствовали подвижному музыкальному сопровождению.

2.2. Методические рекомендации по использованию системы музыкальных пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного образовательного учреждения.

     Первое условие гипотезы – постепенное и систематическое применение музыкальных пальчиковых игр особенно актуальны.

     Постепенное – значит разучивание движений пальчиков и рук начинается от простых к более сложным, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Педагог выполняет упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

      Систематическое применение – это значит ежедневно, т.к. только при этом условии у дошкольников развивается и закрепляется правильная мелкая моторика рук. Перед началом проведения пальчиковой игры с ребёнком педагог систематически обязательно с детьми  обсуждает её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

      Вторым условием является использование следующих методических приемов: выразительный показ педагога, смена действий по образцу педагога, подпевание в процессе музыкальной пальчиковой игры. Выбрав два или три упражнения, педагог постепенно заменяет их новыми. Наиболее понравившиеся игры педагог может оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей. Условия:

- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успех.

- При разучивании и исполнении игр обратить внимание на то, чтобы движения детьми выполнялись соответственно тексту и музыкальным фраза.

Заключение

     Данная работа посвящена исследованию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования на музыкальных занятиях музыкальных пальчиковых игр. Проведенная работа подтвердила то, что систематическое использование на музыкальных занятиях музыкальных пальчиковых игры может способствовать развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Формируя музыкальные способности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о влиянии, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Она учит его быть добрым, отзывчивым и при этом развивает его музыкальность и другие положительные качества.

    Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики способствует формированию, развитию речи, положительно воздействует на весь организм в целом. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Пальчиковые игры учат детей выразительно и эмоционально читать стихи – у детей развивается творческое мышление, интонационная и эмоциональная выразительность. Посредством пальчиковых игр развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, развивается воображение.

    Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Пальчиковая гимнастика с музыкой затрагивает много задач, которые необходимо выполнять для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    В музыкальных пальчиковых играх выступает фактор владения исполнительскими средствами (голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки.

     Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кроме того, использование пальчиковых игр играют очень важную роль и в общем развитии ребёнка.

   Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти рук, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, рисовании, а в дальнейшем - в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятиях.

    Результатами музыкально-оздоровительной работы с детьми являются:

1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей (результатами являются участие в различных музыкальных конкурсах, фестивалях – см. Приложения №2);

2. Стабильность художественно-эстетического развития каждого ребенка (мониторинг развития- см. Приложения №3);

3. Повышение уровня речевого развития и познавательного развития(мониторинг уровня речевого развития  – см. Приложения №3);

4. Стабильность физической (мониторинг уровня физического развития. см. Приложение №3).

     Предлагаемые в приложении музыкальные пальчиковые игры, способствуют развитию не только чувства ритма, но и умение грамотно сочетать пение, движение, ритм с музыкальным сопровождением.

     Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.

 

Список использованной литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009. - 286 с.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». - СПб.: «Паритет», 2003- 84 с.
  3. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М: МОЗАИКА-Синтез, 2014.-368с.
  4. Ветлугина Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры». - М.: 2010. - 174 с.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Невская нота», 2010- 485 с.
  6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».Ярославль: Академия развития, 1997. - 34 с.
  7. Никифорова Т.Н.«Волшебные пальчики Аптаах тарбахчааннар: для детей дошкольного возраста»/ Министерство образования Республики Саха (Якутия). – Якутск, 2004.-32с.
  8. Семячкина Г.А., Варламова А.В., Степанова М.В. «Проект «Музыка для всех»; инновации, технологии, разработки»/ Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Научно-методический совет проекта «Музыка для всех», Центр проекта «Музыка для всех» высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им.В.А.Босикова, Якутский педагогический колледж им. С.Ф.Гоголева; редколлегия:- Якутск: Алаас, 2019. – 360с.
  9.  Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками». - М.: 2004- 35с.
  10. Кенеман А.В. «Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду [Текст]»:Автореферат дис., представл. На соискание учен.степени кандидата пед.наук/Моск.гос.пед.ин-т им.В.И.Ленина.-Москва: [б.и.], 1995.-16с.
  11.  Косинова Е.М. «Пальчиковая гимнастика».- М.: ЭКСМО, 2005- 245 с.
  12.  Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры». - СПб.: Издательский Дом Литера, 2005- 78 с.
  13.  http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml.
  14.  http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/muzykalnoe-razvitie-detej.html
  15. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3ad68b4d53a89521316c26_0.html
  16.  http://dopoln.ru/pshologiya/190039/index.html
  17.  http://referatbox.com/21544/palchikovye-igry-2/27/
  18.  http://dou250spb.ru/muzykalno-palchikovye-igry-dlya-det

 

Приложение 1.

Музыкальные пальчиковые игры

Карточка № 1

«Тики - так»

Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:

(произносит высоким голосом):

Тики-так, тики-так,

Так ходики стучат.

Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево.

 

(произносит в среднем регистре):

Туки-так, туки-так,

Так колеса стучат

Широко раздвинув пальцы, покачать руками вправо-влево

 

(произносит низким голосом):

Туки-ток, туки-ток,

Так стучит молоток.

Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку

 

«Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем,

Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку.

А потом повыжимаем.

Мы платочки отожмем.

Выполнять движение «выжимаем белье».

А теперь мы все платочки

Так встряхнем, так встряхнем.

Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.

А теперь платочки сложим

И в шкаф положим.

Хлопки одной ладошкой по другой.

Положить руки на колени.

 

Карточка № 2

«Наша бабушка»

Наша бабушка идет

Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой руками.

И корзиночку несет.

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Положить руки на колени.

Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».

Где же, где ж мои клубочки,

Как же мне вязать чулочки?

Развести руки в стороны.

Выполнять движение «вязание на спицах»

                                                              «Кот Мурлыка»

Вот кот Мурлыка ходит,               

Он вслед за мышкой бродит.

Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка».

Мышка, мышка берегись,

Смотри, коту не попадись.

Погрозить пальчиком левой рук, затем правой.

«А-а-а-ам!»

Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки.

                                                              Карточка № 3

                                                                «Семья»

Этот пальчик – бабушка,

Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – дедушка,

 

Дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – мамочка,

Дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – папочка,

Дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я.

Дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья!

 

Выполнять движение «фонарик» или положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки.

 

                                                        «Две тетери»

Как на нашем на лугу

Пальцы широко расставлены, легкие движения (вверх-вниз) кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу.

Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери,

Помахать кистями рук, как крыльями.

Поклевали,

Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв»).

Улетели.

Помахать руками.

                                                                Карточка № 4

                                                               «Овечки»

На лугу стоят овечки,

Указательные пальчики приложить к голове в области виска (сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой.

Шерсть закручена в колечки.

Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный и мизинец (выполнять сразу двумя руками)

А играет для овечек

На свирели человечек.

Имитировать игру на дудочке.

                                                              «Коза»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой).

Ножками топ-топ.

Пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку.

Глазками хлоп-хлоп.

Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными.

Кто кашу не ест,

Погрозить указательным пальцем правой руки.

Кто молоко не пьет –

Погрозить указательным пальцем левой руки.

Того забодаю, забодаю,  забодаю!

 

Выполнить первое движение «коза».

                                                          Карточка № 5

                                                     «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибать пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

Загибать пальчики, начиная с большого.

Маме осенний букет принесем.

«Шагать» по столу указательным и средним пальцами.

 

                                            «Варим, варим мы компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать.

 

                                                         Карточка № 6

                                               «В лес по ягоды пойдем»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большого.

В лес идем мы погулять.

«Шагать» по столу указательным и средним пальцами.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем.

Загибать пальчики по очереди, начиная с большого.

И братишке отнесем.

«Шагать» по столу указательным и средним пальцами.

 

                                                                «Капуста»

Что за скрип ?

Что за хруст?

Сжимать и разжимать пальцы.

Это что еще за куст?

Соединить основания ладоней, пальцы-«бутоном», покружить ими.

Как же быть без хруста?

Если я – капуста!

Сделать из пальцев «шар».

Мы капусту рубим,

 

Мы морковку трем,

 

Мы капусту солим,

 

Мы капусту жмем.

Резкие движения кистями вверх, вниз.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

 

 

                                                                 Карточка № 7

                                                    «Хозяйкины помощники»

Наша хозяйка сметлива была,

Всем она в доме работу дала.

 Хлопки в ладоши, сверху то правая, то левая рука.

Тарелочку собачка

Моет язычком.

Большой палец правой руки оттопырен-«ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «тарелочке»-округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно).

Мышка убирает

Крошки под столом.

Согнутые мизинец и указательный палец правой руки-«ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой-«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.

Кошка под окошком

Пальцы правой руки, как при фигурке «мышка», но пальцы, которые  изображают мордочку, не прогнуты, а округлены.

Когтями скребет

Пальцы правой руки скребут ладонь левой.

Курочка в сережках

Избушку метет.

Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую.

 

Карточка № 8

«Птички – невелички»

Это птичка – соловей,

Это птичка – воробей

Это птичка – совушка,

Сонная головушка,

Это птичка – свиристель,

Это птичка – коростель.

Загибать на каждую строчку по одному пальчику.

Эта птичка – злой орлан.

Помахать ладошками, словно крыльями.

Птички, птички по домам.

Помахать обеими руками , как крыльями.

 

«Ветер листики считал»

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал

Выполнять плавные волнообразные движения ладошками.

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Загибать по одному пальчику.

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно положить ладони на стол.

 

Карточка № 9

 

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

На первые строчки поочередно разгибать пальчики из кулачка, начиная с большого.

На следующие строки-поочередно сгибать пальчики в кулачки, начиная с мизинца.

 

«Я стираю, маме помогаю»

Мы маме помогали,

Мы белье стирали,

Потереть один кулачок об другой.

В речке полоскали

Двигать ладошками вправо-влево.

Выжали, развесели

Сжимать-разжимать кулачки, имитируя движения развешивания белья.

То-то стало весело!

Выполнять круговые движения кистями рук.

 

Карточка № 10

 

«Мебель»

Раз, два, три, четыре

Много мебели в квартире.

Сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.

 

«Строитель»

Молотком стучу, стучу

Постукивать кулачком правой руки по ладони левой руки.

Сто гвоздей заколочу.

Постукивать кулачком левой руки по ладони правой руки.

Я построю дом, дом

Поочередно ставить кулачок на кулачок.

Буду жить в нем, в нем.

Соединять пальцы, изображая крышу дома.

 

Карточка № 11

«Кот испек себе пирог»

Падал снег на порог

Медленно опускать ладошки на стол.

Кот слепил себе пирог.

Изобразить лепку пирога.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

«бежать» пальчиками обеих рук по столу.

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

Изобразить лепку пирога.

 

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибать пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.

«Идти» по столу указательным и средним пальцами.

Бабу снежную лепили.

Изобразить лепку снежного комочка двумя руками.

Птичек крошками кормили,

«Крошить хлебушек» всеми пальцами.

С горки мы потом катались

Водить указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Класть ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

 

 

Карточка № 12

«Снежок»

Белый снег пушистый

 

В воздухе кружится.

 

И на землю тихо

Падает ложится.

А потом, а потом

Мы из снега слепим ком.

Ух!

Ритмично, плавно опускать руки вниз.

Выполнять круговые движения кистями рук.

Ритмично, плавно опускать руки вниз.

 

Имитация сгребания снега.

Выполнять движения «пирожки».

Бросить снежок вперед.

 

«Шарик»

Надувают шарик быстро,

 

 

Пальцы обеих рук собраны в щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Медленно развести руки в стороны.

Хлопок в ладоши.

Подуть на сложенные ладони.

Снова собрать пальцы в щепотку.

 

Карточка № 13

«Два ежа»

Шли по лесу два ежа,

Шли спокойно, не спеша.

На спине иголки

Длинные и колкие.

Поочередно шлепать ладонями по коленям.

Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак.

Чуть шуршали листьями

Круговые движения ладошкой по ладошке.

И травкой зубки чистили.

Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов.

 

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.

Потянули,

Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.

Покрутили,

Движение сцепленными пальцами от себя, к себе.

Постучали

Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга.

И открыли!

Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.

 

Карточка № 14

«Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.

 

«Зайка»

Скачет зайка косой

Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.

Под высокой сосной.

Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.

Под другою сосной

Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.

Скачет зайка второй.

Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить.

 

Карточка № 15

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин.

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Апельсин всего один.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для улитки,

Эта долька – для чижа,

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы

Загнуть мизинцы.

Ну, а волку кожура.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

 

«Кулачки»

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке.

Разогнуться и подняться,

Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя.

Пальчик к пальчику прижаться

Ритмично прижимать одноименные пальцы.

 

Карточка № 16

«Коза и козленок»

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем.

К ней козлёночек спешит,

Колокольчиком звенит.

Пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз, потрясти ими.

За козлёнком бежит волк

Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук.

И зубами щёлк да щёлк!

Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы.

Рассердилась тут коза:

 

Попеременно стучать кулачком о кулачок.

«Волку выколю глаза!»

Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем.

 

«Цветок»

Вырос цветок на поляне,

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,развести пальцы и слегка округлить их, как «бутон».

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Развести пальцы рук.

Выполнять ритмичные движения пальцами вместе-врозь.

Дружно дают корешки под землёй.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими.

Карточка № 17

«Дружная семья»

Папа, мама, брат и я -

Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальцу, начиная с большого.

Вместе дружная семья,

Покачивают крепко сжатый кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре,

Левой рукой загибают на правой руке одному пальцу, начиная с большого.

Мы живем в одной квартире.

Покачивают крепко сжатый кулачок правой руки.

                                                           «Крючочки»

Это наши мальчики,

Маленькие пальчики.

Энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики».

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные стороны.

А ещё мы можем так:

Вот ладонь, а вот кулак,

Хочешь, тоже делай так –

То ладонь, а то – кулак!

Движение «фонарики».

Энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук.

                                                            Карточка № 18

                                                  «Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять, Люблю смотреть,

Люблю считать.

Дети «шагают» пальниками обеих рук по столу.

 

Площадь — раз,

Башня — два,

Три — плотинка у пруда,

А четыре — Горсовет.

Пять — в честь Ленина проспект,

Шесть — к фонтану подхожу

На водичку погляжу.

Семь и восемь – два театра,

В них смотреть спектакли рады.

Девять — повстречался мне

Маршал Жуков  на коне.

Ну, а десять — посмотри,

Знаменитый наш УПИ

На каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику.

 

                                                        

                                                         Карточка № 19

                                                             «В гости»

В гости к пальчику большому

Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням.

Прибегали прямо к дому

Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами.

Указательный и средний,

Безымянный

И последний –

Сам мизинчик малышок

Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.

Пошевелить мизинцами и сжать пальцы в кулачки.

Постучался на порог.

Постучать кулачком о кулачок.

Все пальчики – друзья.

Пожать ладошкой ладошку.

Друг без друга нам нельзя!

Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.

                                                                «Домик»

Я гуляю во доре,

Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой.

Вижу домик на горе.

Ритмичные хлопки ладошками.

Я по лесенке взберусь

Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев.

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук!

Поочередно стучать кулачком одной руки в раскрытую ладонь другой.

 

                                                            Карточка № 20

                                                                 «Гномы»

Стали гномы гостей приглашать.

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Стали гномы гостей угощать.

Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки.

Каждому гостю досталось варенье,

«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.

Пальчики склеило то угощенье.

Последовательно, начиная с большого пальца, соединять одноименные пальцы (подушечки) рук.

Плотно прижались ладошка к ладошке.

Крепко прижимать ладони одна к другой.

Гости не могут взять даже ложки!

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо.

 

Карточка № 21

«Паук»

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?

Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палей правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и.т.д.

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Поочередно соединять одноименные пальцы рук.

- Когда лапы по дорожке

Ходят – это мои ножки.

Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы рук и пошевелить ими.

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку.

Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание.

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими.

Если попадутся мухи,

Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить.

Лапы цапнут их, как руки!

Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку».

 

Карточка № 22

«Сороконожки»

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Побежали, побежали

Дети пальчиками изображают движение ног сороконожки:

пальцы правой руки «бегут» по левой руке,

пальцы левой руки «бегут» по правой.

И друг дружечку догнали!

Пальцы встречаются на груди.

Так друг дружечку обняли,

Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны.

Что едва мы их разняли.

Расцепить пальцы.

 

«Мостик»

Вот мостик горбатый.

Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.

Вот козлик рогатый.

Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставить вперед.

На мостике встретил он

Серого братца.

Сделать «козу» левой рукой.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

 

Бодались, бодались,

Сражались, сражались,

Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз.

 

 

 

 

 

 

 

                             

                            

                           

                                  

                                   

                           

 

Приложение №2

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей

(результаты участия в различных музыкальных конкурсах, фестивалях)

 

МКДОУ «Детский сад «Веснянка»с.Никольский МО «Намский улус»

Достижения воспитанников на 2017-2020 уч.г.г.

2017-2018 уч.г.г.

1.Грамота «Кыайыыга  дьулуурун иьин» анал аат -  В.Егоров аатынан о5олорго «Ырыа кустуга» Улуустаа5ы курэх;

  1. Диплом III степени на улусном конкурсе кукол «Олонхо алыптаах эйгэтэ» в номинации «Лучшие герои Олонхо»;
  2. II место в Улусном смотре-конкурсе «Лучший сценарий и оснащение» ДОУ по обучению пожарной безопасности для детей дошкольного возраста»посвященному 200-летию образования пожарной охраны Якутии;
  3. Дипломант II степени – Улусный детский вокальный конкурс на песни мелодиста В.Егорова «Ырыа кустуга» (младшие и средние группы);
  4. Дипломант I степени театр-мод  «Веснянка», коллекция «Полюс холода» - V Региональный  детско-юношеский  конкурс-фестиваль «Зима начинается с Якутии»;
  5. Сертификат, кехтеехтук кыттыытын иьин  Ушницкая Сайаана III региональнай Аммосовскай аа5ыы, биллиилээх гос.полит.деятель М.К.Аммосов тереебутэ 120 сылынан;
  6. Поощрение, Артемьева Лилиана Улусный конкурс рисунков «Мы дети земли Олонхо», посвященный декаде Олонхо в МО «Намский улус»;
  7. III миэстэ, Ушницкая Сайаана – Биллиилээх гос.пол.деятель М.К.Аммосов тереебутэ 120 сылыгар анаан оскуола иннинээ5и саастаах о5олор ортолоругар ыытыллар Аммосовскай аа5ыы (Айар кэпсээн секция), КМО «Южный»;
  8. Грамота III место Артемьева Лилиана - Улусный фестиваль интеллектуальных игр по ДИП СОНОР «ЖИПТО»;
  9. Диплом III степени Федотов Эрчим в номинации прикладное искусство - V Региональный  детско-юношеский  конкурс-фестиваль «Зима начинается с Якутии»;
  10. Грамота III место Ларионов Никита по лего-конструированию в фестивале «SulusSkills» среди детей старшего дошкольного возраста КМО «Южный»;
  11. Диплом II степени МКДОУ «Детский сад «Веснянка» за победу в Улусном конкурсе «Азбука-пешеходов» в номинации «Интерактивные формы»;
  12. Свидетельство об участии, Григорьева Валя – на Республиканском конкурсе детского рисунка «ОБРАЗЫ»;
  13. Благодарственное письмо руководителю (Федорова Т.П., Осипова Е.П.) за качественную подготовку участника на Республиканском конкурсе детского рисунка «ОБРАЗЫ» детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  14. Сертификат об участии в улусном конкурсе «Азбука пешеходов», МКДОУ «Детский сад «Веснянка»;
  15. Сертификат  кехтеех кыттыытын иьин, Кириллин Ньургун – Саха Республикатын Нам улууьун о5о саадтарын иьинэн V Аммосовскай аа5ыыларга «М.К.Аммосовы, П.А.Ойуунускайы теье билэ5ин?» викторина5а;
  16. Грамота 1 миэстэ – «Веснянка» о5о саадын командата Саха Республикатын кунугэр аналлаах «Сахам сирэ – мин дойдум» ТОК шоу интеллектуальнай оонньуу;
  17. Сертификат «Веснянка» о5о саада – Бутун дойду урдунэн «О5о саас 10 сыла» программа чэрчитинэн Улуустаа5ы «Дети таланты» курэх кыттыылаа5ар, мода театра «Сир симэхтэрэ сибэккилэр»;
  18. Диплом I степени ансамбль «Ладушки»  – I Улусный танцевальный конкурс «Кетер-дайар кустуктар» среди дошкольников и младших школьников;
  19. Диплом I степени ансамбль «Весняночка»  – I Улусный танцевальный конкурс «Кетер-дайар кустуктар» среди дошкольников и младших школьников;
  20. Номинация «Лучшее эмоциональное исполнение»  коллектив «Веснянка» МКДОУ «Детский сад «Веснянка»,  Улусный смотр – конкурс детских оркестровых коллективов ДОУ «Музицирование для всех»;
  21. Грамота Дипломант  III степени, Танцевальный коллектив «Детского сада «Веснянка» в номинации эстрадный среди младшей группы за  танец «Тачанка» - Улусный хореографический конкурс «Танцуют дети Энсиэли»;
  22. Диплом III степени театр-мод  «Веснянка», коллекция «Сир симэхтэрэ сибэккилэр» - V Региональный  детско-юношеский  конкурс-фестиваль «Зима начинается с Якутии»;
  23. Диплом дипломанта I степени, танцевальный коллектив «Ладушки» за танец «Мы веселые матрешки» - VI  Региональный фестиваль ПЕРВЫЕ ШАГИ в рамках VI международного фестиваля «Бриллиантовые нотки»;
  24. Грамота Лауреат  III степени, Танцевальный коллектив «Детского сада «Веснянка» в номинации Народный  танец среди младшей группы за танец «Веселые матрешки» - Улусный хореографический конкурс «Танцуют дети Энсиэли»;
  25. Диплом V детский музыкально-спортивный фестиваль «Радуга детства» среди дошкольных учреждений «Намского улуса» НОМИНАЦИЯ Фестиваль эрэллэрэ, МКДОУ «Детский сад «Веснянка»;
  26. Грамота МКДОУ «Детский сад «Веснянка» за II место в улусном фестивале «Светофорик» по првилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста;

2018-2019г.г.

  1. «Биьиги, Ытык Винокуровтар  сиэннэрэ»
  2. Диплом дипломанта I степени, танцевальный коллектив «Ладушки» за танец «Мы веселые матрешки» - VI  Региональный фестиваль ПЕРВЫЕ ШАГИ в рамках VI международного фестиваля «Бриллиантовые нотки»;
  3. Сертификат «Веснянка» о5о саада – Бутун дойду урдунэн «О5о саас 10 сыла» программа чэрчитинэн Улуустаа5ы «Дети таланты» курэх кыттыылаа5ар, мода театра «Сир симэхтэрэ сибэккилэр»;
  4. Сертификат Никитина Карина  - Улуустаа5ы курэх «Биьиги, Ытык Винокуровтар сиэннэрэ!»  «Хоьоонно хоьуллар – кэрэчээн хатынчааным» хоьоон курэ5ин кыттыылаа5а.
  5. Грамота  Григорьева Валя -   II миэстэ,  Улуустаа5ы курэх «Биьиги, Ытык Винокуровтар сиэннэрэ!» «Таптаа, харыстаа хатын маьы» уруьуй курэ5ин кыайыылаа5а
  6. Грамота Нератова Сайаана Николаевна, Нератова Лилия – III миэстэ

Улуустаа5ы курэх «Биьиги, Ытык Винокуровтар сиэннэрэ!» «Хатынчааным, хатын барахсан»  о5о тереппутун кытта оноьук курэ5ин кыайыылаахтара;

  1. Сертификат Колосов Сайаан Улуустаа5ы курэх «Биьиги, Ытык Винокуровтар сиэннэрэ!» «Биьиги, Ытык Винокуровтар сиэннэрэ!» чинчийэр улэ кыттыылаа5а
  2.  Сертификат Григорьева Валя, Никитина Карина - Республиканский заочный конкурс иллюстраций к произведениям писателя Е.С.Сивцева Таллан – Бюрэ
    участники конкурса;
  3. Сертификат  Бутун Аан дойду урдунэн «О5о саас  10 сыла» программа чэрчитинэн улуустаа5ы «Дети таланты» курэх кыттыылаахтара;
  4. Сертификат «Лучшая постановка» - Улусный конкурс драматизации по правилам пожарной безопасности, посвященный 60-летию образования пожарной охраны в Намском районе «Куобах булумньута» остуоруйа О. Писар;
  5. Грамота Никитина Карина – I миэстэ «Улуустаа5ы v Аммосовскай аа5ыылар»
     «Мин до5орум» чинчийэр улэ кыайыылаа5а;
  6. Сертификат Кириллин Ньургун  - «Улуустаа5ы v Аммосовскай аа5ыылар»  «М.К.Аммосовы, П.А. Ойуунускайы теье билэ5ин?»  викторина кыттыылаа5а;
  7.  Диплом Дипломанта I степени Колосов Сайаан - Республиканский конкурс «Кемус ыллык»  мелодиста Надежды Макаровой;
  8. Сертификат Григорьева Валя - Республиканский конкурс детского рисунка «Образы» участник конкурса;
  9. Диплом I степени VI Региональный фестиваль Первые шаги в рамках VI международного фестиваля «Бриллиантовые нотки» Танцевальный коллектив «Ладушки» за танец «Мы веселые матрешки»;
  10. Сертификат Пестрякова Ванесса - III Республиканский фестиваль «Мир пазлов»
    участник конкурса выставки пазлов;
  11. Лауреат I степени -  I Республиканский конкурс танцевальных коллективов «Саргылаах са5ахтар - 2019», посвященного 90-летию И.С.Гаврильева и Году Консолидации коллектив «Цветик- Семицветик»;
  12. Сертификат Кириллин Ньургун  «Этэр тыл имэнинэн» Х улуустаа5ы «Уоланнар аа5ыылара» «Салааска» хоьоон аа5ыытын кыттыылаа5а ;
  13. Сертификат - Участники улусного  конкурса VI  детского музыкально – спортивного фестиваля «Радуга детства»;
  14. Сертификат Ксенофонтов Ньургустаан В.Н. Попов – Бочоох 110 убулуейдээх сылын чэрчитинэн улуустаа5ы чабыр5ах уонна угэ курэ5э «Турта5ар тураах» угэ  кыттыылаа5а;
  15. Номинация  «Лучший дебют» Улусный смотр – конкурса детских оркестровых коллективов ДОУ «Музицирование для всех» в рамках  проекта
    «Музыка для всех»;
  16. Диплом I место - Улусный конкурс театрализованной деятельности
     «Свети, солнце, ярче» «Кулчээнэ» Шарль Перро;
  17. Диплом лауреата Григорьева Валя – «Королева подводного царства»   Международный творческий конкурс «Весенняя капель»;
  18. Диплом лауреата Нератова Лилия – «Якутская Девушка - Березка»  Международный творческий конкурс «Весенняя капель»;
  19. Туоhу сурук Григорьева Валя - Григорий Иванович Данилов тереебутэ 89 сааьын керсе «Оо, олус учугэй» I ереспуубулукэтээ5и хоьоон аа5ыытын курэ5ин кыттыылаахтара;
  20. Туоhу сурук  Григорий Иванович - Эверстов Савва Данилов тереебутэ 89 сааьын керсе «Оо, олус учугэй» I ереспуубулукэтээ5и хоьоон аа5ыытын курэ5ин кыттыылаахтара;
  21. Туоhу сурук Колосов Сайаан-  Григорий Иванович Данилов тереебутэ 89 сааьын керсе «Оо, олус учугэй» I ереспуубулукэтээ5и хоьоон аа5ыытын курэ5ин кыттыылаахтара;
  22. Туоhу сурук Григорьева Валя-  I республиканскай «Кустук еннеех кыраасканнан дьуьуйуу» уруьуй интерактивнай курэх кыттыылаахтара;
  23.  Туоhу сурук Кириллин Ньургун -  I республиканскай «Кустук еннеех кыраасканнан дьуьуйуу» уруьуй интерактивнай курэх кыттыылаахтара;
  24. Туоhу сурук Никитина Карина -  I республиканскай «Кустук еннеех кыраасканнан дьуьуйуу» уруьуй интерактивнай курэх кыттыылаахтара;
  25. Номинация «Кэскиллээх уруьуйдьут»,   Винокурова Алена Егоровна I республиканскай «Кустук еннеех кыраасканнан дьуьуйуу» уруьуй интерактивнай курэх кыттыылаа5а;
  26. Туоhу сурук Кириллина Тамара Станиславовна -  I республиканскай «Кустук еннеех кыраасканнан дьуьуйуу» уруьуй интерактивнай курэх кыттыылаа5а;
  27. Лауреат I степени Ушницкий Айтал  VII  Международный детско- юношеский конкурс фестиваль «Бриллиантовые нотки» Номинация «Декоративно-прикладное искусство» якутская сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» ;
  28. Лауреат II степени Нератова Лилия VII  Международный детско- юношеский конкурс фестиваль «Бриллиантовые нотки»  Номинация «Декоративно-прикладное искусство» якутская сказка «Туйаарыма Куо»;
  29. Лауреат II степени Федотов Эрчим VII  Международный детско- юношеский конкурс фестиваль «Бриллиантовые нотки»  Номинация «Декоративно-прикладное искусство» якутская сказка «Саас кэрэьитэ туллук»;
  30.  Лауреат III степени Осипова Арина - VII  Международный детско- юношеский конкурс фестиваль «Бриллиантовые нотки» Номинация «Декоративно-прикладное искусство» якутская сказка «Гусенок»;
  31.  Дипломант I степени Григорьева Валя VII  Международный детско- юношеский конкурс фестиваль «Бриллиантовые нотки»  Номинация «Декоративно-прикладное искусство» якутская сказка «Радужный мир»;

 

2019 – 2020 уч. год.

  1. Танцевальный коллектив «Каравай», танцевальная композиция «Пшеница золотая» - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Хореография», лауреат 2  степени, диплом.
  2. Винокурова Айыллаана - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Декоративно – прикладное искусство», «Иван да Марья», лауреат 1 степени, диплом.
  3. Осипова Арина - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Декоративно – прикладное искусство», «Символ Намского улуса», лауреат 1 степени, диплом.
  4. Охотина Милана - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Декоративно – прикладное искусство», «Корзина», лауреат 1 степени, диплом.
  5. Федотов Эрчим - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Декоративно – прикладное искусство», «,,,,,,,,,,,,,,,,.», лауреат 1 степени, диплом.
  6. Ушницкий Айтал - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Декоративно – прикладное искусство», «Фигуристы», лауреат 1 степени, диплом.
  7. Нератова Лилия - 7 Республиканский конкурс – фестиваль «Первые шаги» в рамках 7 Международного конкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» , номинация «Декоративно – прикладное искусство», «Таал – таал эмээхсин», лауреат 2 степени, диплом.
  8. Нератова Лилия – Улуу кыайыы 75 сылын керсе, Аммосовскай аа5ыылар ыытыллыбыттара 30 сылынан Саха республикатын киин белех улуустарын иьинэн ыытыллар 4 Аммосовскай аа5ыылар,викторина, поощрительный приз .
  9. Осипова Арина – Улуу кыайыы 75 сылын керсе, Аммосовскай аа5ыылар ыытыллыбыттара 30 сылынан Саха республикатын киин белех улуустарын иьинэн ыытыллар 4 Аммосовскай аа5ыылар.Доклад «Мин хос эьээм сырдык оло5о» чинчийэр улэ5э, 2 место, грамота.
  10. Бутун Дойду урдунэн «О5о саас 10 сыла» программа, Театр сылын чэрчитинэн улуустаа5ы «Дети таланты», танцевальный коллектив «Каравай», танцевальная композиция «Пшеница золотая», диплом  лауреат 3 степени.
  11. 2 Открытый заочный республиканский смотр – конкурс исполнителей танцев народов мира «Танцующий мир», танцевальный коллектив «Каравай», танцевальная композиция «Пшеница золотая», сертификат участника.
  12. Пестрякова Ванесса -Республиканский конкурс детского рисунка «Образы», свидетельство.
  13. Винокурова Айыллаана – Республиканский конкурс рукотворной куклы, посвященном международному Дню девочек и дню матери в российской Федерации, Куклы « Иван да Марья», «Ньургун Боотур уонна Туйаарыма Куо», сертификат.
  14. «Кемус ыллык» Авторский конкурс мелодиста Надежды Макаровой, отличника культуры Республики Саха (Якутия), члена Творческого союза авторов-песенников, обладателя Гранта Президента РС(Я), вокальный ансамбль «Унугэсчээн», за лучшее исполнение песни и танца в Республиканском конкурсе «Кемус ыллык» Надежды Макаровой, диплом лауреат 2 степени.
  15. Пестрякова Ванесса – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  16. Герасимова Вика  – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  17. Осипова Арина – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  18. Охотина Милана – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  19. Соловьева Кристина  – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  20. Баишева Алгыстаана  – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  21. Седалищева Айыына Ивановна (родитель)  – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  22. Габышева Елизавета Дмитриевна  (родитель)  – Горнай улууьа, «Мытаахтаа5ы музей - галерея» МБТ, Сахалартан бастакы Академик СССР, РСФСР, СР народнай художнига Афанасий Николаевич Осипов тереебутэ 92 сылын керсе «Кустук еннеех кыраасканан дьуьуйуулэрим», оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаах о5олорго, иитээччилэргэ, тереппуттэргэ 2 республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай куонкурус кыттыылаа5ар, туоьу сурук.
  23. КМО «Южный» конкурс «Смотр песни и  строя», посвященный  75 – летию Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в России и Году патриотизма в РС(Я), отряд «Юные солдаты» старшей группы, 1 место, ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
  24. Улусный конкурс «Смотр песни и  строя», посвященный  75 – летию Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в России и Году патриотизма в РС(Я), отряд «Юные солдаты» старшей группы, 2 место, диплом.
  1. Бурнашев Багадыр, улусный конкурс «Смотр песни и  строя», посвященный  75 – летию Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в России и Году патриотизма в РС(Я), номинация «Лучший командир».
  2. Бурнашев Багадыр, КМО «Южный» по лего – конструированию в фестивале «SulusSkills»среди детей старшего дошкольного возраста, 2 место, грамота.

 

 

 

Приложение №3

Мониторинг уровня развития по образовательным областям

подготовительной группы МКДОУ «Веснянка» с.Никольский

за 3 учебных года эксперимента

разделы

Мониторинг уровня речевого развития

Мониторинг уровня

познавательного развития

учебные годы

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2016-2017

2017-

2018

2018-2019

Всего детей

4

6

5

4

6

6

Высокий уровень

3/75%

5/75%

5/100%

4/100%

5/75%

5/100%

Средний уровень

    1/25%

1/25%

0

0

1/25%

0

Низкий уровень

0

0

0

0

0

0

 

 

разделы

Мониторинг уровня художественно-эстетического развития

Мониторинг уровня

физического развития

учебные годы

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2016-2017

2017-

2018

2018-2019

Всего детей

4

6

6

5

3

5

Высокий уровень

4/100%

5/75%

5

5/100%

2/33,3%

2/40%

Средний уровень

0

1/25%

5/100%

0

4/66,6%

3/60%

Низкий уровень

0

0

0

0

0

0