Работа над интервалами на уроках сольфеджио


Автор: Александра Александровна Атаманчук

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Работа над интервалами на уроках сольфеджио

Краткое описание работы: Изучение данной темы преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета "Сольфеджио" -развитие музыкального слуха. В связи с этим является очень актуальной. В данной работе хотелось отметить, что при освоении темы "Интервал" и в работе над данными элементами музыкального языка, следует использовать разные приёмы и методы из разных источников,пособий, о которых более подробно описано в докладе.

Работа над интервалами на уроках «Сольфеджио»

 

Изучение данной темы сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета «Сольфеджио»– развитие музыкального слуха и включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным слуховым представлениям в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио.

Развитие музыкального слуха невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДШИ и продолжающейся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Как говорил американский композитор, пианист и дирижер Леонард Бернстайн: «Интервал составляет сердце и душу музыки», а Г. Виноградов утверждал: «Интервал - это поистине живая клеточка музыки. В нем часто заключена самая соль гармонии».

Можно сказать, что Интервал – одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов. Поэтому следует работать над двумя основными сторонами: первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства  интервала, одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; а вторая – на изучение мелодического свойства интервала – основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического и гармонического интервала необходимо ставить следующие задачи:

1)     Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха;

2)     Мелодический интервал изучать «как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку», «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Б. Асафьев).

 

Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Умение правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме дает возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха – результат развития относительного слухового восприятия. Ведь далеко не все обучающиеся в  ДШИ на первом этапе знакомства с музыкой имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на начальном этапе курса «сольфеджио» является ладовое чувство.

Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.

    При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На этом этапе они уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет упражнение на тактильность и зрительную память – показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и черных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, проигрывать на инструменте фортепиано, а также считать от любого предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и легко считать определенную заданную тоновую величину в восходящем и нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы «интервал», «построение интервалов». Первое знакомство с темой «интервал» как правило, общее, нужно кратко и понятно дать определение этому важному элементу музыкального языка, имеющего нижний звук – основание и верхний – вершину. С теоретической точки зрения познакомить с названиями, их обозначениями, за основу которых взяты арабские цифры, то есть рассмотреть в интервалах количественное свойство, и объяснить, как с этим связаны названия интервалов. Затем переходить к построению: учащиеся должны научиться считать заданное количество звуков в интервале в нужном направлении, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш вверх и вниз. При построении, проигрывании конкретных интервалов нужно обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно быстро и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению друг к другу. Например, звуки примы можно назвать «близнецами», «двойняшками», по видимому повторению одного и того же звука, секунду «ступеньками», так как звуки в ней расположены рядом, по порядку друг за другом, терцию ассоциируют со «столбиком», у которого пропущен один звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов, деление интервалов по их окраске звучания, требует еще более внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют сначала знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с малыми и большими, но освоение в другом порядке тоже возможно, это в первую очередь зависит от возраста и уровня способностей учащихся в группе.

    На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах, многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций.

На своих занятиях  я с удовольствием использую сказки преподавателя Владимира Викторовича Кирюшина. Сказка «О длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах», она создана для того, чтобы объяснить детям название и строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные характеристики. Данная книга является одной из серии музыкальных мифов-сказок, в которых детям самого разного возраста даются основные понятия из области теории музыки.

По словам В. Кирюшина, толчок к развитию его художественно-образной системы дали сами дети. «Так, схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка, крысу разом с двумя большими иглами (поскольку, секунда в переводе с латинского – два). Терция же для детей – это что-то нежное, мягкое, отсюда – пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку, терция в переводе в латинского – три)».

 

Помимо этого, хотелось бы отметить замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну интервалов», Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», С. Белецкого «Азбука музыки», где на каждый интервал дана выразительная песенка про персонажа-животного, сказочного героя, вызывающая конкретный образ у учащегося. Такие пособия подойдут для учащихся подготовительных или 1-2 классов по семилетнему курсу обучения, для учащихся 1-2 классов пятилетнего срока обучения эти песенки кажутся «детскими», в силу возрастных ограничений. Более того, у ребят этого возраста возникают стеснения, и даже нежелание исполнять подобные песенки-попевки. Поэтому с учащимися народных, духовых отделений по пятилетнему сроку обучения следует выбирать подходящую для них тематику образов, советоваться с ними, сочинять, подбирать те примеры, которые им будут интересны. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов, мультфильмов, современных песен.

 

Впоследствии выбранные или выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно пропевать от основания к вершине, анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирать по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать. Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние и диапазон увеличиваются и соответственно определить его можно по этому дополнительному признаку.

    Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала, ведь при систематических занятиях, у каждого создается свой образ, ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При проигрывании интервалов нужно все время активизировать внимание учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке, затем спросить какие и тд.»

Для запоминания количества тонов в интервалах можно пользоваться наглядным пособием-таблицей «Интервалы». В различных пособиях встречаются разные подобные таблицы, у Л.С.Синяевой есть наглядное пособие «Интервалы, ступеневая и тоновая величина», но как показывает практика педагогов – учащимся младших классов мало понятна запись десятичных обозначений тонов, поэтому удобнее в таких таблицах указывать двойное обозначение. Например в малой терции 1 тон + полутон. Цель: понятно и доступно обозначить для понимания на данном этапе обучения количество тонов в интервалах, имеющих в своем составе полутон. Со временем учащиеся запоминают и десятичное обозначение, благодаря двойному наглядному обозначению.

 

          В пособии Т.Сиротиной «Музыкальная азбука» на каждый интервал сочинены упражнения в ладу, даны секвенции, что позволяет активизировать ладовые представления. Целью в создании такого пособия было систематическое, поэтапное освоение материала, опирающегося на программу по сольфеджио в ДМШ. Целесообразно пропевать интервальные последовательности двухголосно, гармонически, дуэтом или разделив класс по группам, при таком задании развивается гармоническое мышление, способность слушать одновременное звучание голосов, следить за своим голосом.

          Методическое пособие Т.А.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» по сравнению с предыдущими, выше перечисленными, появилось не так давно и было специально разработано для подготовительных групп и 1-2 классов семилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ. В нем обобщен опыт работы над интервалами на начальном этапе обучения, основанный на ассоциативно-образном опыте детей с использованием пластических и графических символов интервалов. Данный метод требует более детального изучения и подхода к освоению. В пособии даны интересные задания и примеры, применяемые в данной методике. Индивидуальность образа интервала здесь выражена не только в множественных словесных характеристиках, а также в пластических ручных символах, и графических обозначениях, позволяющих наглядно изобразить нужный интервал.

          В заключении хочется сделать несколько обобщений. При освоении темы «Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка, можно использовать разные приемы и методы из разных источников, пособий. Не обязательно использовать материал только одного автора, можно его варьировать, дополнять другими примерами, или же осуществлять свой собственный подход к данной теме. Главной целью должно быть желание педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста, отделения при обучении предмету «Сольфеджио». На начальном этапе ознакомления с данной темой для облегчения усвоения материала использовать образно-ассоциативный метод характеристик: наглядные пособия в виде рисунков, сказок, стихов, загадок. Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать, рассуждать о роли интервала в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые взаимосвязи, ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования. Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании интервалов при чтении с листа, написании диктантов, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом трудоемкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и многомасштабный труд в освоении интонационной мелодической «ячейки» интервала, гармонической основы «фонизма», взаимоотношений функциональных связей звуков в ладу является ступенью к достижению главной цели – разностороннее развитие грамотного музыкального слуха.