«Духовно-нравственное воспитание учащихся как одна из важнейших задач концертмейстера Детской школы искусств»


Автор: Бокарева Светлана Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Духовно-нравственное воспитание учащихся как одна из важнейших задач концертмейстера Детской школы искусств»

Краткое описание работы: На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно- значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Введение

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Важнейшей проблемой  в  современной российской школе искусств является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося. Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования.

Задачи патриотического воспитания  в ДШИ

В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно- значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания. В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого учащегося.

 В условиях современной реальности пришло новое понимание патриотизма как верности высшим нравственным ценностям народа, истоком которых являются духовные традиции предшествующих поколений.  Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»  – говорил он.

Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме обучаемого царит дух любви и уважения к музыке. Есть несколько форм  работы с обучаемым и его родителями: это приглашение родителей в  школу для беседы, посещение семей своих учеников, совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции - концерты, выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, на природу, родительские собрания. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества. Большое внимание при патриотическом  воспитании можно уделять внеклассной работе по нескольким направлениям:

  1. Историко-краеведческое: экскурсии и походы по родному краю, посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.
  2. Литературно-музыкальное направление: участие в народных праздниках, в  фестивалях,  участие во всех городских мероприятиях, посвящённых памятным датам и событиям России, выступление учащихся в школах, детских садах и т.д..

Эффективность формирования патриотических чувств, в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью педагога. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением обучаемого, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим  морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку приносящую ему самому радость.

        Работая концертмейстером и преподавателем в детской школе искусств  я считаю, что гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности учащихся. Курс обучения в инструментальном классе включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает не только к традиционной  классической музыке, но и народной. Обучение  игре на любом инструменте индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.

        Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувства. Самое главное, что ребёнок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается, но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Обогащает музыкальный опыт детей, прививая им знания, что в целом является важной предпосылкой воспитания музыкальной культуры детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Всё это расширяет кругозор детей, даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.

        Формирование патриотизма на уроках специальности осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору нужно подходить с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. Каждый педагог сталкивается с проблемой выбора репертуара, который отвечал бы как интересам учащихся, так и являлся при этом средством их нравственно-эстетического развития. При составлении репертуара  педагог ставит  перед собой следующие цели:

  • Воспитание вкуса;
  • Формирование нравственных и эстетических чувств ( любви к ближнему, к своему народу, к Родине);
  • Воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;

Особый акцент делается на:

  • Изучение народной музыки, знакомство с историей народа. Его традициями и обычаями;
  • Изучение произведений связанных с историей Отечества;
  • Постижение основных пластов мирового музыкального искусства: призведений композиторов классиков.

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Например: на уроках мы разучиваем исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомимся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества («Катюша»,» «Священная война», «В землянке», «Тёмная ночь»,Л.Книппер «Полюшко- поле», Д.Кабалевский « Наш край», М.Глинка «Славься»). Изучая эти произведения,  мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. А в итоге подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности. Особое значение в патриотическом воспитании учащихся  имеет исполнение переложений песен военных лет, ведь песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение.  Песенная мелодия, впитавшая на основе ритма и гармонии интонации человеческой речи, всегда эмоционально насыщена, соткана из чувств и переживаний. Она одухотворяет, возвышает и побуждает в человеке стремление к самосовершенствованию. В процессе разучивания песни обучаемые знакомятся  с её содержанием, героями, персонажами. 

Заключение

Исследования доказали, что  подростковый  возраст учащихся - наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности.

Наблюдая за учащимися определенно выявляется закономерность, что дети обучающиеся в ДШИ отличаются от остальных школьников: они сочувственны, терпеливы, мягкосердечны и одновременно мужественны и готовы сопереживать со всем обществом своей Родины.