Основные педагогические задачи организации вокальной работы с детьми


Автор: Захарова Айгуль Миратовна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Основные педагогические задачи организации вокальной работы с детьми

Краткое описание работы: Грамотная организация вокальной работы с детьми одним из важных условий развития детского голосаусловий

Основная задача эстетического воспитания состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки,пробуждении интереса к музыкальному творчеству,формировпнию у детей основ музыкальной грамотности.Пение хорошо служит этим целям...

Основная задача эстетического воспитания  состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формированию у детей элементарных основ музыкальной грамотности. Пение хорошо служит этим целям,  являясь наиболее доступным видом  музыкального творчества.

Пение – исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами певческого голоса художественно-образное содержание музыкального произведения.

Пение — это в определенной мере «стилизованная речь». По­этому для ребенка оно является естественным и простым спо­собом проявления себя в музыке.

Прежде всего, необходимо воспиты­вать у детей любовь к пению, сосредоточенность чувств и силу воли для достижения качества исполнения. Чувство личной от­ветственности за это качество имеет значение для формирования личности, пробуждения и воспитания эстетических и этических ценностей.

Сейчас уже никто не сомневается в  положительном влиянии пения на развитие лично­сти, на обогащение культурной жизни общества. Уровень пения детей на занятиях зависит от правильного функционирования органов дыхания, голо­са и слуха, а также двигательного аппарата и центральной нервной системы детей в целом. Однако на практике эту зависимость часто забывают — педагогов  интересует лишь чис­то музыкальная сторона дела. Между тем при пении детей эта зависимость выступает на первый план и требует осо­бого внимания.

Сложность и трудность руководства  певческой дея­тельностью детей начинается с особенностей детского внима­ния: оно непроизвольно, мимолетно. Индивидуальные различия в продол­жительности сосредоточения внимания детей определяются их интересом к пению, уровнем музыкальности, разли­чием степени эмоциональных переживаний и, как следствие, — различием уровня волевых усилий. Исследования подтверди­ли все еще недооцениваемую связь пения и активности работы слухового анализатора с центральной нервной системой.

 Процесс освоения вокальных, в частности дыхательных навыков является трудной многоэтапной задачей, успешное выполнение которой во многом зависит от того, как педагог представляет себе работу органов голосообразования: «…секрет обучения пению заключается вовсе не в том, какими терминами пользуется вокальный педагог в своей практике, а скорее в том, насколько точно сможет он передать ученику свое понимание сущности вокального процесса, а главное – насколько правильно само это понимание. Если оно правильно, то способ, которым оно пользуется для передачи своих представлений другому лицу – это, так сказать, дело вкуса и взаимопонимания» [5, с. 195].

Дыхание имеет основополагающее значение при создании певческого звука.

В детском пении, так же как и во взрослом, используют более длительный выдох, чем вдох. Дли­тельность дыхания зависит и от емкости легких. Практика дет­ского сольного пения исходит из того, что наибольшая емкость легких и, следовательно, наиболее длительная фонация бывает у детей в переходном возрасте. С уровнем силы легких, или длительностью фонации, тесно связана и сила голоса.

Необходимо напомнить, что дыхание тесно связано с пси­хическими процессами и может управляться силой воли. «Пев­ческая» дидактика использует это обстоятельство: преподаватели учат ребят как можно более длительной фонации. Если 6-летние дети могут продлить выдох, произнося звук «с-с-с» до 8 секунд, 10-летние — до 12, то 12-летние ученики уже до 15 секунд. Длительность фонации обеспе­чивает правильность певческой фразировки, а способность к длительной фонации развивается путем тренировки.

В процессе певческой деятельности на занятиях необходимо оберегать и развивать характерные свойства детского голоса. Специфическую окраску именно детского голоса звук приоб­ретает в резонансных полостях гортани, глотки, носа и полос­ти рта. Носовые полости у детей еще малы и развиваются толь­ко к 15 годам. Имеет значение также уровень давления воздуха из трахеи, а также периодичность расширения и суже­ния голосовой щели. Согласно исследованиям доктора Е. И. Алмазова, при возникновении глубокого, грудного звука у сред­них по звуковысотному диапазону детских голосов голосовые складки колеблются, главным образом, в горизонтальном на­правлении, причем голосовая щель открывается и закрывается на 1-2 мм. При возникновении фистульного («головного») зву­ка колеблются только края голосовых складок. Высота голоса зависит от напряжения голосовых складок и давления выды­хаемого воздуха. При том же напряжении голосовых складок можно добиться повышения тона путем усиления давления выдыхаемого воздуха. Напряжение голосовых складок и дав­ление выдыхаемого голоса взаимно дополняют друг друга, об­разуя специфическое певческое явление — импеданс. Напря­жением воли ребенок может усиливать звук, но при этом необ­ходимо соответствующим образом ослабить напряжение голосовой щели для того, чтобы не поднялась высота тона. Фи­зически звук характеризуется интенсивностью — энергией ко­лебания и количеством колебаний — частотой. [1, с. 35].

С высотой голоса тесно связан его диапазон. В качестве сред­него диапазона многие авторы указывают две октавы. Однако при таком диапазоне, как правило, высший и низший отрезки диапазона при пении звучат некачественно. Таким образом, мы видим, что в детском пении существуют как максимальный диапазон голоса, так и рабочий певческий диапазон, в преде­лах которого все звуки с точки зрения музыкальной и эстети­ческой поются одинаково хорошо.

Диапазон низкого детского голоса — альта включает в себя звуки ля малой октавы — си первой октавы, высокого голоса — сопрано (у мальчиков этот тип голоса чаще называется дискан­том) — звуки ре первой октавы — ре ми второй октавы.

В процессе певческой практики педагог должен чутко определять тип детского певческого голоса, следить за его развитием и контролировать его изменения для того, что­бы сохранить ученику здоровый голос.

Обычно дети младшего школьного возраста поют естественным, натуральным звуком, используя главным образом грудной регистр. Функцию голосовых складок при пении в этом регистре обеспечивают вокальные мышцы, создавая не­обходимое подсвязочное давление. При пении в верхней части диапазона давление воздуха на голосовые связки слабое (вибри­руют только окончания голосовых складок), резонаторы голо­вы дают слабый, матовый тон. Звуки грудного регистра силь­ные, насыщенные по своей окраске: при их интонировании голо­совые складки вибрируют по всей длине и всей массой. Переход от грудного регистра к верхнему, головному у нетренированно­го голоса ясно слышен.

Избыточное давление воздуха под голосовыми связками часто приводит к поднятию гортани, наклону надгортанника и закрытию голосовой щели, в результате чего звучание ограничивается (уменьшается). Тренировка голоса (пение «на зев­ке») способствует понижению положения гортани. Звучание тонов грудного регистра можно наглядно показать и ребенку. Надо положить его руку на середину грудной клетки, и тогда он ощутит, как при переходе с грудного в головной регистр исчезает вибрация в грудной клетке. Дети часто ограничивают головной резонанс: при сильном давлении воздуха они подни­мают мягкое нёбо к задней стенке глотки. Изменения голоса, которые происходят у детей, требуют особого внимания, дидак­тического и методического мастерства руководителя.

Преувеличенная забота педагогов об оптималь­ном развитии певческого звука у детей, более того, их опасение перегрузить детский голос нередко приводят к тому, что дети приучаются к пению исключительно в фальцетной мане­ре и лишь позже начинают использовать звуки среднего регис­тра (микст), а затем и грудной регистр. Это объясняется тем, что на занятиях обучающиеся поют главным образом «голов­ным» звуком, обеднённым с точки зрения окраски. Наиболее естественным методом тренировки детского голоса является спокойная, четко артикулированная, вокализированная (кантиленная) и упруго модулированная речь, в которой активно используются звуки среднего и высокие тоны грудного регист­ров. При этом педагог опирается на музыкальные признаки речи: ударение, ритм, мелодичность и динамику. Разумеется, основой такой тренировки являются опора на дыхание, мягкое и интонационно чистое взятие звука без глиссандо, оптималь­ное певческое дыхание (ощущение зевка) при активной функ­ции языка, губ и рта. Когда тоны среднего регистра и высокие тоны грудного регистра звучат уже хорошо, к ним постепенно прибавляют тренировку глубоких тонов грудного регистра.

Специфическим признаком детского голоса является его окраска. При одинаковой частоте колебаний и интенсивности звука, вследствие индивидуальной структуры высокой певчес­кой форманты, окраска звука может быть различной. На ок­раску детского певческого звука важнейшее влияние оказыва­ют способ колебания голосовых складок, строение гортани, ды­хательного аппарата и всего организма.  Также значительно влияние резонансной полости носоглотки, которая у детей име­ет особое строение. Голоса мальчиков до мутации отличаются по окраске от голосов девочек только в отдельных случаях. Раз­личия возникают вследствие роста дыхательного и голосового аппаратов, они становятся заметны в период мутации.

Правильная диагностика детского голоса по его окраске, верный подход к детскому голосу не только с точки зрения его диапазона, но и в отношении его окраски обеспечивают необ­ходимую специфичность звучания. Исполь­зование знания о регистрах и тембре голоса, особенно в прак­тике детского пения, позволяет обеспечить бережное отношение к голосу, как того требует его гигиена. Здесь, к сожа­лению, допускается много погрешностей, так как дефекты дет­ского певческого голоса руководитель не может увидеть, их можно только услышать. Понятие здорового голоса не совпадает с по­нятием громкости звука, оно совпадает с понятиями свеже­сти, непринужденности, насыщенности по окраске, исполни­тельской художественности и общей певческой культуры. Педагог призван распознавать на слух не только неправильную технику образования звука, но также и дефекты голоса, вызванные насморком, бронхитом, воспале­нием миндалин, не смыканием голосовых складок.

       Работая с детьми необходимо хорошо представлять себе, как следует избегать перенапряжения голосов у детей, и предотвращать их повреждение.

Анатомо-физиологической основой слуховых способностей является слуховой аппарат человека. Квалифицированное ру­ководство педагога певческой деятельностью детей на уроке дол­жно опираться на знание основных данных об устройстве слу­хового аппарата и его функций, на применение этих знаний на практике.

Певческая и вообще музыкаль­ная деятельность зависит от степени совершенства функциони­рования анализаторов — слуховых и зрительных.

Установлено, что степень чувствительности для различения высоты звука определяется не только природными данными или возрастом, но прежде всего тренировкой. Следует заметить, что у детей чувствительность к звуку более острая, нежели у взрослых. В специальных исследованиях было доказано вли­яние активной певческой деятельности детей на развитие их звуковысотной чувствительности.

Музыкальный слух вполне оправданно считается основой и исходным условием начала музыкального воспитания. Однако в определе­нии признаков этого понятия и в их расчленении пока что нет единогласия. В музыкально-педагогической практике музы­кальным слухом обычно называют способность различать от­дельные звуки и комплексы звуков по их высоте. Разногласия во взглядах на музыкальный слух проявляются не только в воп­росах содержания и проявления его признаков, т.е. в самом определении понятия, но и в вопросах влияния музыкального слуха на качество музыкальной деятельности в целом и пев­ческой в частности.

Расхождение взглядов на музыкальный слух начинается уже с различия его основных и второстепенных признаков по отношению к музыке. Если речь идет о музыкальном слухе, то его функции связываются с понятиями и слагаемыми музы­кального искусства, которое представляет собой творческую об­работку звуков на основе музыкального слуха. Положения те­ории музыки в оценке указанного отношения расходятся с тео­рией и практикой музыкальной педагогики. Так, музыкальная педагогика с незапамятных времен в вопросах оценки качества музыкального слуха делает упор на способности воспринимать основной признак звука — его высоту и на способности воспро­изводить высоту звука певчески или на инструменте. Это поло­жение было «освящено» известным психологом Б.М.Тепловым, утверждавшим: «...Мы будем понимать музыкальный слух только как звуковысотный слух» [6, с.92]. Для нас важность та­кого понимания очень велика, так как пение было и остается опорой и основным средством музыкального воспи­тания. Если бы звуковысотность не имела решающего значе­ния в пении, ее можно было бы заменить ритмичес­ким декламированием.

Однако музыка определяется не только высотой тона и точ­ностью его интонирования. Композиционно и с точки зрения интерпретации в музыке применяются и другие признаки зву­ка. Его длительность ритмически связана с движением, сила — с динамикой и акцентами, окраска звука, т. е. его тембр, явля­ется источником инструментовки, или вокализации. Кроме того, музыка — это художественное явление, имеющее опреде­ленную форму, композиционное строение. Музыкальное искус­ство связано с определенным стилем и художественной зада­чей, не последнюю роль в нем играют интерпретация в со­ответствии с формой и объемом произведения. Во внимание принимаются и оценка музыкального произведения, и его ин­терпретация в их отношении к музыкальному образованию слу­шателей, их музыкальной активности.

Таким образом, в музыкальном произведении и его интер­претации существуют такие слагаемые, в которых решающим фактором является не только высота звука. Слушателя могут интересовать ритм, динамика, звуковая стилизованность и фор­ма, окраска звуков безотносительно к их высоте.

Основная задача в эстетическом воспитании состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формированию у детей элементарных основ музыкальной грамотности. И пение хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид музыкального творчества.

Однако в детском вокальном воспитании наблюдается много неблагополучных явлений. В связи с этим обстоятельством проблема охраны детского голоса на протяжении долгого времени является одной из главных проблем в вокальном воспитании детей.

Вопрос охраны и воспитания детского голоса чрезвычайно сложный, ответственный и многообразный. Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей, обусловленных тем, что детский организм еще окончательно не сформирован и находится в определенной стадии своего анатомо-физиологического развития. Это период накопления растущим организмом сил, необходимых навыков и знаний, которые формируются у ребенка не только в области музыки, но и во многих других жизненно важных сферах, прежде всего – предусмотренных программой образования, представляющих для развивающего организма значительную нагрузку. Поэтому опытные педагоги, работающие с детскими голосами, стараются избегать перегрузок детской психики и голосового аппарата, приводящих к возможным отрицательным последствиям.

От правильного решения вопроса воспитания детского голоса зависит, сколько детей с красивыми голосами разовьется во взрослых певцов с такими же полноценными голосами. Поэтому педагог, работающий с детскими голосами, должен соблюдать ряд требований:

  1. Педагог должен хорошо представлять качественное отличие детского голоса от голоса взрослого человека, обусловленное анатомо-физиологическими особенностями, такими как тонкие и короткие голосовые складки, маленький объем легких, высокое положение гортани, которые определяют высокое звучание голоса, особую легкость, звучность, серебристость, а так же ограниченную силу и диапазон детского голоса. Сложность вокального обучения детей заключается в том, что каждый возраст требует особых методических подходов. Методы вокального воспитания детей, находящихся в одной стадии развития голоса, непригодны для обучения детей, находящихся в другой стадии развития голоса. Дополнительную сложность представляет довольно быстрая смена этих стадий.
  2. Педагог должен научить ребенка технике пения, не выходящей за пределы физиологических возможностей. Основными положениями этой техники, являются правильная постановка корпуса, свободные мышцы шеи и артикуляционного аппарата, не зажатое нижнереберно-диафрагматическое дыхание, вибрационные ощущения, отражающие степень активности резонаторов, мягкая атака звука, средняя сила подачи голоса. Как правило, на начальном этапе вокального обучения у детей часто отсутствует координация между слухом и голосом, что влияет на чистоту интонирования; диапазон голоса ограничен (смещен вверх или вниз от примарной зоны звучания), звук форсированный или открытый («белый»), иногда сиплый; дыхание поверхностное, не большое по объему; артикуляционный аппарат зажат – это далеко неполный перечень негативных явлений. Известно, что дети крайне восприимчивы и склонны подражанию, они часто перенимают услышанную манеру пения, стараются петь с предельной громкостью, вплетают в звучание своего голоса чуждые своей природе элементы, такие как тремолирование звука, носовой и горловой его характер. Поэтому педагог, работающий с детьми, должен в совершенстве владеть техникой показа, отражающей требования, предъявляемые к звучанию голоса ребенка. Чрезмерное напряжение голоса влечет за собой гримасы лица, напряжение всего тела, набухание вен на шее, крикливость, плохую дикцию и т. д. Следует помнить, что неправильное пение и нерациональный голосовой режим могут привести к болезненному состоянию голосовых связок и до «певческих узелков».
  3. В занятиях с детьми педагог должен соблюдать рациональный голосовой режим, к которому относится: здоровое состояние дыхательных, голосообразующих органов и всего организма ребенка в целом; возрастной диапазон и удобная тесситура; продолжительность занятий с учетом возраста. Так оптимальная продолжительность занятий с детьми младшего школьного возраста 30-35 минут. При более продолжительном времени занятий у детей наблюдается ослабление внимания, признаки общей усталости. Так же время занятий может корректироваться и индивидуально, в зависимости от общего физического состояния обучающегося на занятии.
  4. Педагог должен, прежде всего, изучать индивидуальность каждого ученика, его природные способности и сумму уже приобретенных навыков.
  5. Особое внимание следует обратить на подбор вокально-педагогического репертуара для детей, который должен быть доступным как по вокально-техническому, так и по общему развитию учащегося. Посредством вокально-педагогического репертуара у детей развивается не только музыкально-художественный вкус, но и формируются вокальные навыки. В выборе произведений следует учитывать не только возрастной диапазон и тесситуру, но и удобство тональности, вокальность мелодической линии, интервальное движение мелодии, трудность аккомпанемента, единство слова и музыки, построение кульминаций на доступном звуке и удобной гласной. К сожалению, вокальные конкурсы для юных исполнителей иногда демонстрируют увлечение некоторых педагогов малохудожественным и непосильным репертуаром, который не пригоден ни для развития музыкально-художественного вкуса ребенка, ни для вокально-технического развития его голоса.
  6. В работе с детьми немаловажным является постепенное развитие вокально-технических навыков и систематическое повышение музыкально-вокальной культуры, а также реальные сроки разучивания произведений.

Детский организм очень податлив, при неправильном воспитании не трудно нарушить его нормальные функции, поэтому множество хороших детских голосов, не успев развиться, погибает. Голос ребенка является «зеркалом», отражающим как положительные стороны, так и недостатки того или иного метода вокального обучения.

Иными словами, от детского вокального педагога зависит, овладеет ли ребенок основами правильного разумного пения.

Таким образом, грамотное обучение детей пению – основное условие развития голоса ребенка. Чтобы соблюсти это условие, необходимо наличие специально подготовленных кадров, так как роль детского вокального педагога, безусловно, является социально-важной и почетной. Она требует от педагога профессиональной грамотности и налагает на него большую ответственность за качество вокального обучения детей.

 

Список литературы

 

 

  1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005.
  2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.
  3. Добровольская Н. И., Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972.
  4. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
  5. Назаренко И. К. Искусство пения. - М., 1968.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные тру­ды. -  М., 1985.