Игровые приёмы на уроках сольфеджио в начальных классах


Автор: Оситковская Ольга Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Игровые приёмы на уроках сольфеджио в начальных классах

Краткое описание работы: В докладе даётся краткий обзор тех приёмов работы, используемых на уроках сольфеджио, которые помогают детям в игровой форме освоить теоретический материал.

Создание творческой атмосферы  – важное условие любого урока, а особенно, сольфеджио. Опыт многих педагогов, психологов доказывает, что одним из наиболее эффективных способов привлечения детей  к активному участию в образовательной деятельности, к постижению новых понятий, правил музыкальной науки,  является игра. На уроке сольфеджио  игровой элемент  может быть представлен в виде игровой ситуации, применения наглядных пособий, а в младших классах  использование  сказочных образов.

Целью данного сообщения, является краткий обзор тех игровых методов и  приёмов, которые мы применяем на уроках сольфеджио c учениками начальных классов музыкального и хорового отделениях.

Особую соревновательную атмосферу на уроке создают поощрительные жетоны. За каждый правильный ответ, выполненное задание в течение урока, учащийся получает жетон1. Победитель, набравший наибольшее количество жетонов,  в итоге получает поощрительный символический приз. Этот приём создаёт  особую эмоциональную приподнятость и активизирует умственную деятельность учащихся.

Особое удовольствие детям доставляет ритмическая импровизация. Это может быть ритмичное сочетание вопроса и ответа.  Например: все дети,  хлопая в ладоши по коленкам, задают двудольную пульсацию и произносят вопрос -рефрен «утром я забыл поесть, а сейчас готов я съесть»…после чего следует ответ – ритмическая импровизация с хлопками каждого из  ученика (эпизод) с последующим повтором всей группы. Дети охотно импровизируют, сочиняя свои варианты ответов, стараясь,  чтоб они были оригинальными и смешными. Приведу лишь некоторые примеры детских ответов: «жареную курочку с хвостиком», «бутерброд с колбаской», «пюрешку с котлеткой» и т.д. Самые интересные в ритмическом плане,  варианты, группа записывает на доске или в тетрадях.  

Закрепляя пройденные ритмические фигуры, мы на уроке играем в  игру  «глухие телефоны» (испорченный телефон). Дети встают в колонну друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему ученику. По цепочке последний ученик отправляет  придуманное «ритмическое послание»   - отстукивает ритм впереди стоящему товарищу. Задача игры – точно передать ритмический рисунок до конца цепочки.

Опыт работы показывает, что полезно с учащимися  разучивать песни, которые посвящены различным понятиям и правилам из курса сольфеджио. На ряду с достаточно популярными песнями  «О главных ступенях», «Песенка про параллельные тональности» из сборника Ларисы Ефремовой, мы поём интервальную  песню «Малая секунда – полутон» (автор Плеханова Татьяна Анатольевна, г.Северск, Томская обл.). Благодаря песни дети запоминают тоновое строение интервалов, их обозначение жестами (включается мышечная память), а так же ступени, на которых строятся интервал б.3 в мажоре. Песня приобретает ещё больший интерес и озорство при ускорении темпа, превращая в весёлую скороговорку.   

Следующая игровая ситуация по теме интервалов и их обращений связана с игрой с мячом. Педагог называет интервал и кидает учащемуся мяч. Ученик возвращает мяч, называя обращение интервала.  Данная игра позволяет снять эмоциональное напряжение на уроке и внести момент физической разрядки. Особое удовольствие и веселье доставляет детям увеличение темпа.  

Применение дидактических материалов в виде карточек занимает особое место. Ученикам очень нравится «примерять» на себя роль педагога. На доске развешиваются карточки с построенными и подписанными аккордами. Ученик выбирает любую карточку и проверяет правильность построения.

В роли педагога ученик выступает и при закрепление пройденных тональностей, показывая указкой знакомые интонационные обороты на ступеневой лесенке. Ученики поют ступени. 

Игра построение аккордов. Выходят 3 ученика с карточками (б3, м3 и ч.4) и «учитель». Учитель задаёт аккорд (трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд мажорный или минорный), дети с карточками выстраиваются в соответствующем порядке.

Ученики любят играть на уроках сольфеджио на инструменте. Игра называется – «Справочная телефонная служба 01».  Разучиваем с детьми кварто-квинтовый круг диезных и бемольных тональностей. Набираем номер  телефона по квинтам (вверх или вниз)  и произносим цифры (количество знаков) по порядку ноль-один-два и тд. до семи знаков.   Далее задаю каждому ученику  мажорную тональность, а он определяет сколько в ней знаков, либо количество знаков,  а ребёнок определяет тональность. Можно применять карточки.  Так дети по телефону 01 узнают все бемольные и диезные тональности.

Традиционно, мы  применяем на уроке сольфеджио игру в «лото» по теме интервалы, знаков в  тональностях и т.д.

Приведенные мною примеры могут пополнить уже существующую средств и приёмов в арсенале педагога  или послужить толчком для их дальнейших творческих интерпретаций  для создания творческой атмосферы на уроке.

Таким образом, игровая ситуация, дидактический материал, тематические песни,  воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное воспитание в целом.